Развитие творческих способностей ребенка через танцевальную деятельность
АННА КОПЫЛОВА
Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»
Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность.
Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и вы заметите,как ребенок преобразится: появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.
Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции. Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты,и психотерапевтический эффект: выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел ритмических танцах универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза. Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».
1. Актуальность
Актуальность данной темы определяется значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Ведущая педагогическая задача — активизировать на занятиях творческие проявления воспитанников, усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцора. Творческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер.
Выбор темы продиктован необходимостью познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
2. Новизна педагогического опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами танцевального искусства, а также в разработке форм и методов работы с детьми, как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий — кружковая работа.
Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающихся и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу — от обучения языку выразительных движений к исполнительскому танцевальному творчеству.
Принципы педагогического опыта:
1. Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.
2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.
4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям.Например: музыка изобразительного характера – танец «Осенние листочки», «Ромашка – цветок полевой» и др. Продумываю движения для танцев, игр и этюдов,чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа. (Приложение 1.)
5.Наглядности — принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).
Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (разработки танцевальных композиций, подбор танцевальных игр, этюдов, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, на занятиях в танцевальных кружках.
3. Теоретическая база
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.
4. Педагогическая идея
Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством танца. Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в свои способности.
5. Эффективность педагогического опыта
Главные цели и задачи моей педагогического опыта направлены на развития целостного представления у детей о танце, как вид искусства, а также на приобретение ими начальных знаний, умений и навыков. В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.
Задачи:
1. Развитие музыкальности:
— развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.
— развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.
— развитие музыкальной памяти.
2. Развитиедвигательных качеств и умений:
— развитие координации движений, гибкости пластичности.
— воспитание выносливости.
— формирование правильной осанки, красивой походки.
— обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей,потребности самовыражения в движении под музыку:
— развитие творческого воображения и фантазии.
— развитие способности к импровизации.
4. Развитиеи тренировка психических процессов:
— развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.
— развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитиенравственно- коммуникативных качеств личности:
— воспитание умения сопереживать другим людям и животным.
— воспитание умения вести себя в группе во время движения.
В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:
• групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);
• коллективная форма (танец, где участвуют дети разных возрастных групп);
• индивидуальная форма (работа с отстающими детьми).
Все эти формы занятий способствуют эффективной работе по изучению танца в достижении высокого творческого результата.
Мой инновационный метод представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных элементов по принципу «От простого к сложному».
Данный способ включает:
• теоретический компонент (беседа о танце, характере музыки и средствах ее выразительности, объяснение исполнения движений, с учетом возрастных особенностей детей);
• визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями);
• практический компонент (разучивание и отработка элементов танцевальной вариации, закрепление, тренировка мышечной памяти).
В своей работе придерживаюсь следующей последовательности изучения танца:
1. Знакомство с танцем: история; разбор музыкального темпа; определение характера музыки, фигур и манеры их исполнения).
2. Разучивание элементов танца, на которых будут строиться фигуры.
3. Разучивание фигур танца, с учетом их физических особенностей, характера и способностей.
4. Театрализация танца: эмоции, характер, сыгранная история.
Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно-игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть
возможность развивать фантазию. Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества детей самостоятельной импровизации.
Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению, подсказывающие его.
Работа над сюжетным танцем я начинаю с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению. Это помогает детям представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов эго освоения. (Приложение 2.)
Особенности разработанных танцевально-игровых композиций:
1. Возможность использования материала на маленьких пространствах (в совместной, самостоятельной деятельности).
2. Возможность применения материала на детской аудитории дошкольного и младшего школьного возраста, без большой предварительной подготовки (мероприятия массового характера в помещениях и на улице).
3. Движения танцев легко трансформируются в зависимости от уровня подготовленности (возраста) детей.
4. Возможность самостоятельного комбинирования и творческой интерпретации движений.
Для постановки танца нужны творческие задумки, которые требуют для передачи образа использование реквизита. В работе создание реквизита выступает как дополнительная творческая форма работы, которая позволяет каждому поучаствовать в подготовке реквизитного материала, проявить свои творческие способности. Так мной шьются костюмы, реквизит к танцам (например: большие морковки для танца «зайчиков», подушечки для танца «Губки бантиком», «Дорожки» (полотна) для танца «Моя Россия» или «Осенние дорожки» и др. (Приложение 3.). Мне в создании и приобретении реквизита помогают воспитатели и родители.
Работа в социуме — повышает интерес детей к танцевальному творчеству, желание показать своё умение на уровне детского сада, на сцене городского Дома культуры. Это подтверждают неоднократные выступление моих воспитанников на сцене – различные танцевальные композиции на «День защиты детей», «День Победы», «День матери», культурно-досуговая деятельность. В работе с детьми большую роль играет семья, где решающим фактором является отношение родителей к музыке, к музыкальному воспитанию.
Стараюсь как можно чаще встречаться с родителями, чтобы работа была более эффективной, для этого определила следующие формы работы. Данная работа строится на индивидуальных беседах, где родители задают очень интересные вопросы. Я в свою очередь,обращаюсь к родителям с просьбами и поручениями: помочь выучить ребенку роль, создать для него костюм, изготовить атрибуты для занятия или утренника. Кроме индивидуальных бесед принимаю участие в родительских собраниях, где предоставляю опыт работы по музыкально-ритмическим движениям.Форма выступления на родительских собраниях разнообразная: это и лекции и беседы, консультации и ответы на поставленные вопросы.
Тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей помогает мне в работе, что является залогом успешного выполнения поставленных мной задач. Совместное проведение праздников, развлечений объединяет нас в работе над сценарием, изготовлением атрибутов, костюмов, оформлением зала. В индивидуальной работе с воспитателями провожу практический показ для дальнейшего разучивания с детьми упражнений, различных движений, танца.
На педагогических советах выступаю с опытом работы, считаю что нет ни одной проблемы в воспитании и обучении дошкольника, которая существовала бы отдельно от музыкального руководителя.
Организовала творческую танцевальную группу из воспитателей детского сада. Наш танцевальный коллектив с успехом принимает активное участие в праздничных мероприятиях на уровне образовательного учреждения.
Проблема поиска чего-то нового, современного и оригинального стоит остро каждый раз в период написания очередного сценария, поэтому труд музыкального руководителя подобен труду археолога или первооткрывателя. Очень сложно не только подобрать интересный музыкальный материал, но и сделать из него хороший танцевальный или игровой номер. Кроме того, чаще всего, на подготовку остается совсем немного времени.
Таким образом, моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов провожу консультации по вопросам музыкального воспитания, практикумы, мастер-классы. (Приложение 4)
6. Результативность опыта
Целью моей педагогической деятельности является индивидуальный подход к каждому обучающемуся, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты и способности, научиться общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, способного адаптироваться в современном обществе. Развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача педагогики. Если на занятиях педагогом создаётся благоприятная обстановка для проявления творческих способностей воспитанников, то именно от него будет зависеть, станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное, творческой личностью.
Основными показателями эффективности моей педагогической деятельности можно считать выступления детей на концертах, детских утренниках, праздниках,на родительских собраниях и районных мероприятиях:
• участие «День открытых дверей» МКДОУ «Детский сад с. Валдгейм», посвященный Дню Матери;
• проведение праздничного концерта в войсковой части, посвященного Дню Великой Победы (2014г.); «70 лет Великой Победы» (2015 г.) – (Ст. Аэропорт, с. Птичник)
• выступление в рамках проекта «Детство», посвященного «Дню защиты детей» (МКДОУ «Детский сад с. Птичник»);
• выступление воспитанников в торжественном митинге возле обелиска Воинской Славы, посвященному «Дню Победы»;
• участие детей в семинаре районного методического объединения воспитателей;
Наличие грамот и благодарностей за активное участие воспитанников в различных мероприятиях, является подтверждением признания опыта педагогическим сообществом.
1. Благодарное письмо творческому коллективу МКДОУ «Детский сад с. Валдгейм» за яркое сценическое выступление и оказанную помощь в проведении праздничного концерта. Военная часть. (2014 г., 2015 г.)
2. Благодарность творческому коллективу МКДОУ «Детский сад с. Валдгейм», за активное участие в подготовке и проведения районного мероприятия, посвященного «Великой Победе» МКУ «Районный дом культуры с. Валдгейм» Биробиджанский район — 2014г.
3. Благодарственное письмо от Отдела образования Биробиджанского района за активное участие в рамках проекта «Детство», посвященного «Дню защиты детей».
Заключение
Таким образом,можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №1»Аленушка»
Обобщение педагогического опыта
музыкального руководителя
«Развития творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности»
Составитель :
музыкальный руководитель
Татаринцева И.В.
г.Жердевка 2018
«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А.И. Буренина.
1. Введение
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности. Именно хореография является таким универсальным средством воспитания широкого профиля детей. Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности. Занятия танцами способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.
2. Актуальность
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) — трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.
Цель:
Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики, приобщить детей к искусству танца, развить танцевальные и музыкальные способности.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией).
• научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;
• научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;
• обучить основам импровизации.
Развивающие:
• развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
• формирование художественного вкуса;
• развитие выразительности движения;
• развитие координации движения.
Воспитательные:
• воспитание интереса к занятиям ритмикой;
• психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;
• воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;
• развитие мышления, воображения, познавательной активности.
3. Новизна педагогического опыта
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу — от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.
В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающих хореографическими способностями.
В моей работе были применены следующие принципы педагогического опыта:
Создание непринужденной обстановки — дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
Творческая направленность – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
Последовательность — усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;
Принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно –образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей, родительские собрания).
Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях .
Традиционные технологии образования основной единицей учебного процесса имели индивидуальные занятия и репетиция, которые в основном носят репродуктивно-практический характер и прежде всего освоение концертного репертуара.
Современные технологии и содержание обучения ориентируется прежде всего на содержание образования посредством репертуара. Особенностью современного образования является и ориентация на проведение диагностики результативности обучения, воспитания, развития учащихся и качества образовательного процесса.
При таком подходе репертуар выступает средством обучения, а его освоение определяет формы, методы и технологии обучения и воспитания.
К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.
Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию хореографического искусства в условиях всеобщей компьюторизированности молодого поколения; методы создания художественной среды средствами танца.
В реализации опыта использованы инновационные технологии:
Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.
Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.
Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на занятиях.
4. Теоретическая база
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.
5. Технология реквизитного украшения танца
Хореографические постановки полны творческих задумок, которые
требуют для передачи образа использование реквизита. Так для танца «Капитошка» потребовалось очень много объемных цветов на голову, которые были сделаны из обыкновенных полиэтиленовых пакетов мною и сотрудниками детского сада. Для постановки танца «Восточные красавицы» многие родители сами сшили костюмы, что придало яркость и оригинальность выступлению детей. Для танцевального номера «Клоуны» потребовалось каждому участнику купить колпачок, а более заинтересованные родители нарядили своих детей еще в костюмы и носики. Таким образом, можно сделать вывод, что без помощи родителей и коллег в подготовке и изготовлении реквизита не обойтись.
6. Педагогическая идея
Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.
7. Эффективность педагогического опыта
В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:
• групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей;
группа может насчитывать от10 до12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);
• коллективная форма (такая форма применяется для проведения
сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например,
задействовано несколько возрастных групп);
• индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).
Все эти формы занятий способствуют эффективной работе хореографического коллектива в достижении высокого творческого результата.
Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования района.
8. Результативность опыта
Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод – развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача педагогики. Если на уроках педагогом создаётся благоприятная обстановка для проявления творческих способностей учащегося, то именно от него будет зависеть, станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное, творческой личностью.
По наблюдению воспитателей заметные изменения произошли в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: меньше конфликтов стало происходить между девочками и мальчиками, появилась общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы. Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появилось больше самостоятельных решений; в движениях и позах стал проявляться характер музыки; позы стали выразительными.В средней, старшей, подготовительной группе положительные изменения произошли во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей.
Об успехах детей свидетельствуют выступления детей на утренниках и развлечениях перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; высокая посещаемость занятий; активное участие детей на родительских собраниях.
9. Заключение:
На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям. Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет
успешной и плодотворной.
Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.
День прошёл зря, если я не танцевал.
Фридрих Ницше
Источник