Развитие творческих способностей ребенка через игру

Ольга Михайловна Петрова
Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

В настоящее время нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте усваивает доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.

На современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что наряду с чрезвычайной любознательностью и огромным желанием познавать окружающий мир, им тяжело преображаться в персонажей, взаимодействовать в рамках игры. Перед нами встала задача – вовлечь детей в различные виды деятельности, способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорченно стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.Для исполнения роли дети овладевают разнообразными изобразительным средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью.

Исходя из этого, в работу с детьми внедрила театрализованные игры так, как они представляют собой богатейшее поле для творчества детей, и доставляют ребенку эмоциональное удовольствие.

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в особенности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации и особенности речевых оборотов. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа, помогаем ребенку оценивать его поступки, представить его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.

Для решения данной задачи выбрала авторскую педагогическую технологию развития ребенка дошкольного возраста, Петрова Т. И. Данная технология является интегративной, т. е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами таких программ,как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность.

Было составлено тематическое планирование, которое направлено на развитие творческих способностей детейи включает следующие виды игр:

Игры — драматизации: «Скажите, эти мышки – храбрецы или трусишки», «Волк и лиса», «Жадный заяц», воспитывающие у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, организаторские качества.

Игры с пением: «Кто колечко найдет», «Извивающийся ручеек», в этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений.

Подвижные игры: «Курица и цыплята», «Лентяи поросятки», «Паук и муха», дети учатся передавать общий характер движений, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.

Творческие игры – отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации, а главным моментом является выполнение роли, где ребенок создает образ действиями, словом в процессе общения с другими участниками игры.

В течение дня, в процессе образовательной и свободной деятельности, планируется обыгрывание сказок с разными видами театров. Для этого совместно с детьми изготовлены разные виды театров:

*кукольный театр;

*театр – «мягкая игрушка»;

*настольный театр;

*театр масок;

*театр на прищепках;

*плоскостной театр;

*театр зернушек;

* театр на ложках;

* магнитный театр;

* театр «Би-ба-бо».

В группе создана развивающаяпредметно-пространственная среда: имеется театральный уголок, где ребёнок может посмотреть иллюстрации к сказкам, познакомиться с каким-нибудь персонажем.

Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, периодически обновляю материал, ориентируясь на интересы детей. Это создало условия для более близкого общения с каждым ребёнком. В уголке я разместила природный и бросовый материал, костюмы для ряженья. Дидактические игрыраспределены в соответствии с решаемыми задачами:

• создание условий для развития эмоциональности и выразительности речи у дошкольников в процессе театральной игровой деятельности

• создание условий для развития зрительного и слухового восприятия,

• создание условий для воспитания дисциплинированности, собранности, выдержки.

• Создание условий для воспитания дружеских взаимоотношений между детьми в театрализованной игре;

В театральном уголке размещены маски, музыкальные инструменты, ширма для показа кукольного театра. Кроме того, создана картотека аудиозаписей.

В течение года работали с детьми над мимическими этюдами по методике М. И. Чистяковой, направленной как на развитие различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика,

так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Лампочка потухла, зажглась.

4. Тепло-холодно.

5. Рассердились на драчуна.

6. Встретили хорошего знакомого.

7. Обиделись.

8. Удивились.

9. Умеем лукавить (подмигивание).

10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

Подготовка к театрализованной игре проводится в течение всей недели. На занятиях использую театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, ввожу персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

Например, к игре по сказке «Колобок» наши дети вводят персонаж белочки, которая просит лису не есть колобка. Так дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто на тебя в чем-то не похож.

Театрализацию активно использую при создании проектов. Так, в процессе реализации проекта «Овощи и фрукты против чипсов и газировки» мы приняли участие в конкурс «Ярмарка проектов» с детьми и родителями подготовили и поставили театральное представление «В поисках Витаминки» к которому изготавливали костюмы, декорации. Участвовали в городском конкурсе посвященному творчеству С. Я. Маршака с инсценировкой «Кошкин дом»

С готовыми театральными постановками мы выступаем перед детьми детского сада и родителями. Так в апреле готовим выступление со сказкой «Теремок»

Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованные игры»принесла свои результаты:

Результативность.

• За период использования данной технологии повысился у детей интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у многих из них отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения.

• Увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие в играх — драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Заметно повысилось эмоциональное развитие детей по всем разделам.

• Дети научились составлять рассказы по картинкам, улучшилась интонационная выразительность речи у многих детей.

К концу года не смотря на положительные результаты работы для себя сделала вывод, что не каждому ребенку удается в полной мере реализовать свои способности. Такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими детьми дифференцированно, планирую составить для них индивидуальный маршрут.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью. Приводите детей в театр, играйте с ними, научитесь любить искусство и ребенка в нем!

Литература:

1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», — М., 2009.

2. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», — М., 2007.

3. Картушина М. Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых», -М., 2005.

4. Козлова С. А., Куликова Т. А., «Дошкольная педагогика» «Академия» Москва 2000г

5. Манева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», -М., 2009.

6. Петрова Т. И., Сергеева Л. Е., Петрова Е. С., «Театрализованные игры в детском саду», приложение к журналу «Воспитание школьников» выпуск 12 «Школьная пресса» Москва 2000г.

7. Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия», -СПб, 2008.

8. Чурилова Е. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» «Владос» Москва 2000г.

9. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду», -М., 2008.

Источник

Наталья Худокормова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является

создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. А творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им различного рода творческой деятельности. Мы знаем, что творческие способности человека определяются в умении красиво рисовать, в сочинении стихов и в других видах художественной деятельности. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что понятии «творческие способности» тесно связано с понятием «творчество«, «творческая деятельность«. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое –будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

В каком возрасте надо начинать развивать творческие способности? Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.

Огромное значение в развитии творческих способностей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет.

Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и создают при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Создавая таким образом игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Ребёнку дошкольного возраста свойственна потребность в образном осмыслении воспринимаемых событий, фактов, явлений. Играя, он не просто ограничивается отображением виденного, а воплощает свои стремления, отношения, мечты и делает это с воодушевлением. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их, называют творческими или сюжетно-ролевыми.

Игры на развитие творческих способностей интересны детям в любом возрасте. Они развивают фантазию, воображение ребенка, учат его способности создавать красоту своими руками, что обязательно пригодится в будущем. Это важный компонент эстетического развития детей, которое нельзя оставлять без должного внимания. Что используют для развития творчества. Чаще всего, когда говорят о творческом развитии ребенка, то, прежде всего под этим понимают его художественные способности по выражению собственных мыслей. В играх на развитие творческих способностей у детей часто используются такие инструменты и материалы, как краски, карандаши, пластилин, цветная бумага и картон, клей и ножницы. Но творческое воспитание – более обширное понятие, оно включает и развитие актерского таланта, и степень владения словесным искусством, и образное нестандартное мышление, и изобретательство. Важно развивать все это в ребенке в совокупности, так как это делает его личность богаче и ярче.

Для всестороннего развития личности ребёнка очень большую роль играют творческие игры. В этих играх ребенок воспроизводит в ролях все то, что он видит вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Для возникновения замысла игры нужны яркие, волнующие ребёнка впечатления. Однако появление замысла ещё не говорит о том, что ребёнок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него нет ещё необходимых навыков и умения планировать свои действия. Поэтому в этих играх важен роль воспитателя.

Творческая игра учит детей обдумывать, строить план действий. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваютсяценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Творческая коллективная игра воспитывает чувства дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры.

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в творческих играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности — процесс длительный и зависит от уровня познавательных и художественных интересов. Задача педагога — своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка.

Источник

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 «Чем может быть…»

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.

 «Портрет из пуговиц»

Цель:учить выполнять аппликации из пуговиц. Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

«Фантазёры»

Цель: развитие воображения, образного мышления.

Оборудование: пластилин, зубочистки, вата, цв. бумага т.д. .

Ход игры: взрослый предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему. Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение. 

«Необычные картины»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.

Ход игры: на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.

«Волшебные кляксы»

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

«Фантастические гипотезы»

Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?

«Необыкновенный полет»

Цель: развивать фантазию.

Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем?Дети отвечают.

«Сказочные истории»

Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).

Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.), придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.

«Художник в зоопарке»

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.Дети выполняют.

«Сказочная птица»

Цели: упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.

Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.

«Волшебные очки»

Цель: развивать действие соотнесения по форме.

Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.

«Назови отличие»

Цель: находить сходства и отличия при сравнении предметов.

Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.

«Веселое соревнование»

Цель: учить создавать многое из одного.

Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений. 

«Незаконченный сюжет»

Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.

Педагог кладет перед каждым ребенком предмет (катушка ниток, пластмассовая ложка, веточка дерева, засушенный цветок и др.) и просит их дополнить другими деталями до создании целостного предмета или сюжета.

«Придумай узор»

Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Педагог раскладывает три ряда предметов: первый — фасоль, второй — горох, третий — арбузные семечки. Дети должны соединить предметы в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.

«Составление изображений объектов»

Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.

Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.

«Придумай животное»

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).

«Лоскутное одеяло»

Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.

Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.

«Картина из дырок»

Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.

Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т.п.).

«Ощипанный портрет»

Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.

Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать.Дети выполняют.

«Облака-загадки»

Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.

Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.

«Превращения»

Цель: учить создавать образы через опредмечивание условных символов.

Дети рассматривают карточки с условными изображениями предметов и высказывают предположения о том, что это может быть.

«Любимая игрушка»

Цель: развивать умение преобразовывать предмет с использованием приема акцентирования.

Педагог предлагает детям нарисовать свою любимую игрушку, подумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной и забавной.

«Наоборот»

Цель: учить создавать новые образы с использованием приема гиперболизации.

Педагог дает детям задание изменить предметы (например, стол, чашки, шкаф, платье и т.п.), сделав маленькое большим, и наоборот, и подумать, что тогда получится.

«Фантастическое животное»

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Педагог раздает детям рисунки с разными животными. Как можно изменить рисунок, чтобы сделать его необычным и забавным?

«Буквы в рисунках»

Цель: развивать умение преобразовывать графические символы.

Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагает детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы: ш, р, х, з.

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов.

Педагог показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца и т.п. Дети исправляют ошибки. 

«Двойное изображение»

Цель: учить видеть образ в рисунке.

Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.

«Камушки на берегу»

Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.

Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дополнить их разными деталями, рассказать, что было на берегу.

«Обведи свою ладонь и оживи»

Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно

Творческое упражнение «Ночной разговор игрушек»

Предложить детям придумать, о чем ночью (вечером, когда дети ушли из детского сада) могли разговаривать игрушки: как с ними играют дети, бережно к ним относятся, или упорядочивают игровой уголок т.д.

Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.).

Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос:

Из чего может быть сделан шкаф?

Может у шкафа меняться настроение?

Может шкаф болеть?

Можно ли взять в друзья шкафы?

Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют?

Кого из членов семьи шкаф любит больше всего?

Помнит шкаф мастера, который его сделал?

Подобные вопросы можно задавать о любых вещах.

Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т.д.).

Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

Второй вариант этого упражнения: предложить детям описать работу печального или веселого молотка, исполнительной или ленивой пилы, гордого или скромного карандаша, внимательной или невнимательной тетради и т.д.

Творческое задание «Подбери слова к картине»

Детям предлагают с помощью прилагательных, слов — сравнений, глаголов придумать «комплимент» картине.

Творческое упражнение «Узнай птицу»

Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:

— Какой характер у той или иной птицы?

— С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?

— Кто враги?

— О чем она поет?

— Из чего и как строит гнездышко?

— Что она больше всего любит делать?

Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.

Творческое упражнение «Домашние и дикие животные»

Дети объединяются в две группы — «дикие животные» и «домашние животные». Группы должны придумать и через некоторое время рассказать о трудностях и преимущества своей жизни. Побеждает группа, рассказ которой самая творческая и интересная. Это упражнение дети могут выполнять индивидуально.

Творческое упражнение «Угадай кто я»

Воспитатель раздает детям карточки с рисунками разных животных. Дети берут себе по одной картинке, потом показывают детям движениями, животное изображено на картинке. Другие дети должны узнать, кого изображает ребенок. Можно предложить детям показать своих любимых животных.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

 Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает  —  «Б»  плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

 Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце  —  плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

Сказочный чайнворд 

Чайнворд-это игра, в которой нужно придумывать слова, начинающиеся на ту букву, какой окончилось предыдущее слово. В предложенной игре нужно воспользоваться этим правилом и составлять фразы-чайнворды про героев сказок, но с одним условием: предложение должно состоять из пяти слов и начинаться имени героя. Например, «Колобок»:
ЛисА АккуратнО ОбошлА Арык.

Ягодные сказки 

Можно придумывать сказки, которые объсняли бы явления из какой-либо области. Например:
Почему вишни растут парами?
Почему ежевика колючая?
Откуда у земляники крапинки?

Буриме 

В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким:
-конь-гармонь-огонь-ладонь; -бег-снег-век-человек; -стакан-карман-обман-пан; Победитель-тот, кто первым придумал интересное стихотворение.

Спрячь ноты 

Судья оглашает задание и засекает время. Нужно составить как можно больше слов, в которых были бы «спрятаны» загаданные судьёй ноты: 
-ля,ре
-до,фа
-соль,ми

Конец и начало 

Выбирается судья, который даёт задание и оцениевает работу. Игроки должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:
-Снег пошёл хлопьями… На кровати лежал отбойный молоток.
-Костёр разгораляс сильнее… Паук поймал муху.
-Дятел выглянул из дупла… Балкон покрасили в синий цвет.

История одной буквы 

Многим известная игра. Составьте самый длинный связный рассказ из слов, начинающихся на одну букву. например:
«Академик астрономиии Антон Алексеевич Арбузов арендовал автобус апельсинов, а артист Алексей Антонович Ананасов арестован атаманом аборигенов.»

Мемуары 

Мемуары обычно пишут люди, прожившие яркую и интересную жизнь.
Участникам игры предлагается написать мемуары от лица:
-старого прикроватного столика
-старой платьевой вешалки
-старой чайной чашки
Мемуары должны быть небольшими и интересными, хорошо представленными.

Расшифруй слова 

Представьте, что простые слова — аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки:
-ГАЗ, ВОДА, ЗЕМЛЯ;
-НЕТ, ДА, УРА;
-ЗАТО, ПОТОМ, ЧТО

Анонимка 

Это неподписаное письмо, обычно жалоба на кого-либо или что-либо. А представьте, что страсть к анонимкам охватила неодушевлённые предметы. Каждый участник состовляет анонимку от лица какой-нибудь вещи, остальные участники должны отгадать, от чьего лица составлена жалоба.

Скроговорки 

Очень трудно быстро произносить скороговорки, ещё сложнее самому придумать друдно произносимую фразу. Есть много скороговорок с именем Саша «Шишкой Саша шапку сшиб», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Маляр Шурик мешал сурик». Участникам игры предлагается составить смешные скороговорки сос своими или другими именами. Побеждает тот, кто составит самое труднопроизносимое предложение, или кто составит больше скороговорок и т.д.

Правила хорошего тона 

С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте. 
Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных метах, например:
-под кроватью
-на вершине Эльбруса
-в холодильнике
-в избушке Бабы-Яги
Можно предложить по написаным правилам угадать место.

10 коротких советов 

В любом модном журнале есть страничка, где даются которкие советы, что делать в тех или иных ситуциях. Участникам игры предлагается придумать и записать советы, способные помочь людям в нестандартных ситуациях:
-ребёнок моет уши зубной пастой
-мама каждый день моет квартиру, передвигая мебель
-папа плачет над аргентинскими сериалами и т.д.

«Эврика!»
Участникам игры предлагатся попробовать открыть новый закон или вывести формулу, которая будет несколько необычной, но очень пригодится в жизни. Правила можно придумывать самые различные, например:
-как определить возраст соседской собаки
-как измерить вес грозовой тучи
-как рассчитать количество пчёл в улее

Инструкция
Похожая игра. Но в ней предлагается составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого задания, например:
-как вынуть изюм из кекса
-сделать маникюр кошке
-выиграть в лотерею

Попрыгаем как…
Выбирают водящего. Остальные игроки делятся на две команды и строятся в две шеренги по одному за линией старта. По сигналу начинается игра. Участники должны по очереди пропрыгать всю дистанцию как:
-кенгуру
-лягушка
-воробей
Ни в коем случае нельзя переходить на другой вид прыжков. Ошибившийся выбывает из игры или с команды снимаются очки. Побеждают набравшие больше очков.

Выразительные движения
Делятся на две команды. Из одной выходит игрок и пытается лишь одними движениями показать разные эмоции:
-радость
-испуг
-злость
-удивление
Вторая команда должна угадать, что было изображено.

Перенести стул
Игроки выполняют следующее задание — перенести с места на место стул:
-как будто это мешок с золотом
-как будто это наплненный до краёв чан с водой
-как будто игрок идёт по минному полю

Сиамские близнецы
Сиамские близнецы — это два человека, некоторы?