Развитие теории физического воспитания ребенка в царской россии презентация
Инфоурок
›
Физическая культура
›Презентации›Презентация по физической культуре Тема: «Физическая культура в 19 веке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ДО НАЧАЛА XX в.
2 слайд
Описание слайда:
В начале второй половины XIX в. феодально-крепостная система России переживала глубокий кризис. Поражение царской России в Крымской войне (1853 – 1855) особенно ярко показало всю отсталость крепостной системы. Правительство провело ряд реформ: было отменено крепостное право (1861), проведена земская (1864), военная (1874) и школьная (1860 – 1880) реформы.
3 слайд
Описание слайда:
Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания
4 слайд
Описание слайда:
Начиная с 1850 – 1860 годов проблемы физического воспитания как части общего образования и гармонического развития личности поднимались в философской, педагогической и научной литературе.
5 слайд
Описание слайда:
Значительный вклад в основу науки о физическом воспитании своими трудами внесли Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889) и Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861). Подвергнув анализу и критике буржуазную педагогику и систему воспитания в России, они разработали новую педагогику и основные ее принципы – демократизм, народность и гуманизм. Чернышевский и Добролюбов считали, что гармоническое развитие должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. К средствам физического воспитания ими относились – гигиена занятий физическими упражнениями, народные физические упражнения, подвижные игры, прогулки, закаливание, а главным считался труд.
6 слайд
Описание слайда:
Защищая народные средства физического воспитания, Чернышевский и Добролюбов резко критиковали тех деятелей, которые навязывали иностранные методы гимнастики. Добролюбов писал по этому поводу: «Жаль, что никто из поклонников национальной германской гимнастики не съездит к нам в киргизские степи или Башкирию. Там гимнастика процветает; своего рода Олимпийские игры с борьбой и лазаньем на шесты и бегом в запуски повторяются периодически; подвиги отличившихся воспеваются степными Питардами, и во славу их звучат туземные барбитоны и флейты, чебызги и кураи».
7 слайд
Описание слайда:
Большой вклад в педагогическую теорию обучения, воспитания и образования внес великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870), который развил принципы народности и гармоничности, что и явилось основой его педагогической системы. В своем педагогическом сочинении «Человек как предмет воспитания» он определил воспитательную и образовательную деятельность учителя. Поднимал вопросы об индивидуальном подходе к ученикам с учетом их психолого-физиологических особенностей.
8 слайд
Описание слайда:
Определяя средства физического воспитания детей и подростков ориентировался на принципы народности. Считал, что основу физического воспитания должны составлять народные игры и физические упражнения в сочетании с трудом. Игры ценились Ушинским за общественную направленность и отражение трудовой и бытовой жизни народа. Его взгляды на физическое воспитание не лишены недостатков, так как трактовались с чисто биологических позиций.
9 слайд
Описание слайда:
В развитие теории физического воспитания большой вклад внес Дмитрий Иванович Писарев (1840 – 1868). В своих трудах он поднимал важные вопросы о пользе и необходимости физического воспитания детей. Физическое воспитание должно содействовать оздоровлению и закаливанию организма. Большое значение для развития естественнонаучных основ физического воспитания имели работы ученых Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова.
10 слайд
Описание слайда:
В работах русского хирурга-анатома Николая Ивановича Пирогова (1810 – 1881) была обоснована идея о зависимости строения органов тела от их функций. Это позволило выяснить влияние повторных физических упражнений на развитие и изменение форм тела, развитие мышечной массы. На этой основе разрабатываются принципы функциональной анатомии. Им был впервые в России издан анатомический атлас.
11 слайд
Описание слайда:
Русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905) показал наличие прочной связи между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями. Труды Сеченова заложили основы изучения физиологии физических упражнений, проблем утомления и активного отдыха при мышечной деятельности человека.
12 слайд
Описание слайда:
Научные положения Сеченова получили развитие в трудах русского физиолога И.П. Павлова (1849 – 1936). Его учение о высшей нервной деятельности, единстве физического и психического, об образовании условных рефлексов имело значение для изучения роли физических упражнений в формировании двигательных навыков и умений для трудовой и спортивной деятельности. Учение Павлова о типах нервной деятельности помогли в развитии теории и методики физического воспитания, врачебного контроля за занимающимися физическими упражнениями.
13 слайд
Описание слайда:
Врач-гигиенист Егор Арсеньевич Покровский (1834 – 1895) оставил большое литературное наследие по теории и методике физического воспитания детей. Этой теме Покровский посвятил более 70 работ. Наиболее значимый труд – «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России». По мнению автора, «физические упражнения способствуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума». К основным средствам физического воспитания Покровский относил народные игры, ходьбу, бег, борьбу. Ценил проведение соревнований по плаванию, гребле, верховой езде, лыжам, конькам и играм, но при соблюдении правил гигиены и медицинском контроле. Отрицательно относился к упражнениям на снарядах.
14 слайд
Описание слайда:
Физическое воспитание в учебных заведениях
15 слайд
Описание слайда:
В ходе школьной реформы 60 – 70-х гг. были приняты новые положения и уставы о народных училищах, гимназиях и университетах. Эти реформы в очень малой степени коснулись постановки физического воспитания в учебных заведениях.
16 слайд
Описание слайда:
В 1862 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии, в них был расширена программа изучаемых предметов, приглашены лучшие педагоги, а также гимназии отличались хорошей постановкой физического воспитания. В начале 80-х гг. гимназии были вновь переименованы в кадетские корпуса и гимнастика в них стала дополнительным средством военной муштры и издевательства над кадетами.
17 слайд
Описание слайда:
С 1872 г. гимнастика стала обязательным предметом в реальных училищах. В 1873 г. было издано руководство по гимнастике для сельских школ. В 1889 г. вышла в свет «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». Несмотря на то, что этим документом предусматривались занятия строевыми и военными упражнениями, а также развитие физических качеств, на практике она мало, где применялась.
18 слайд
Описание слайда:
В общем, в учебных заведениях не было специалистов и материальной базы для проведения занятий физическими упражнениями. Государственные органы не проявляли заинтересованности в улучшении постановки физического воспитания. Лишь общественные деятели и отдельные педагоги стремились к тому, чтобы улучшить положение дел с физическим воспитанием детей. Они во внеучебное время организовывали детские игры, создавали спортплощадки и кружки для занятий физическими упражнениями. Но и их забота во многом сводилась на нет теми тяжелейшими условиями, в которых жила основная масса детей в России.
19 слайд
Описание слайда:
В начале XX в. наблюдается подъем физического воспитания и спорта в учебных заведениях. В 1904 г. при министерстве народного просвещения создается врачебно-санитарный отдел, в обязанности которого входило наблюдение за физическим состоянием и здоровьем детей.
20 слайд
Описание слайда:
В 1908 г. по инициативе военного министра и с участием Николая II в начальных школах вводится обучение военному строю и гимнастике. Преподавателями были унтерофицеры, солдаты, урядники. В этот период создаются отряды «потешных», где дети обучались военному строю, гимнастическим упражнениям, принятым в армии, военным играм. В течение трех лет (1910 – 1912 гг.) военный министр и Николай II проводили и присутствовали на парадах «потешных». К 1914 г. Эти отряды перестали существовать.
21 слайд
Описание слайда:
В средних учебных заведениях – частных гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах – учились дети дворян, буржуазии, чиновников. Занятия по физическому воспитанию в этих заведениях проводились на более высоком уровне специально обученными педагогами. На них отводилось 2 – 3 часа в неделю. В 1913 г. вопрос о состоянии физического воспитания в средних учебных заведениях поднимался на заседании в Государственной думе. В результате министр народного просвещения Игнатьев утвердил комиссию по физическому воспитанию в средних школах, которая разработала программу, с учетом занятий спортом и ручным трудом.
22 слайд
Описание слайда:
В учебных заведениях России не было единой методики преподавания гимнастики. Все зависело от подготовки учителей. В большинстве средних учебных заведений занятия строились по методу сокольской гимнастики, в некоторых преобладала шведская или немецкая гимнастика. Выпускники курсов П.Ф. Лесгафта проводили уроки, используя средства и методы, разработанные русским ученым. Во внеурочное время, по инициативе замечательных русских педагогов Н.С. Филитиса, Н.О. Массалитовой, И.Я. Герда, Н.В. Зака, с детьми организовывались экскурсии, соревнования, занятия спортом, игры.
23 слайд
Описание слайда:
К этому периоду относится и создание скаутских отрядов, основной задачей которых являлось пополнение рядов офицеров, преданных царю. Педагогами являлись скаутмастера из Англии. Детей учили заниматься разведкой, помогать полиции и т.д. Средствами физического воспитания являлись элементы сокольской гимнастики, различные виды спорта и военизированные игры.
24 слайд
Описание слайда:
С начала XX в. гимнастика, спорт и игры получают распространение среди студентов. Чтобы отвлечь студентов от политической борьбы, разрешено было организовывать спортивные секции. В университетах Петербурга, Москвы, Киева, Томска создаются кружки спорта, гимнастики и игр. В 1911 г. организовываются С.-Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений.
25 слайд
Описание слайда:
К началу Первой мировой войны в России было 105 вузов, в 40 из них – спортивные кружки по фехтованию, лыжам, конькам, гимнастике, футболу, борьбе, легкой атлетике. Самодеятельное развитие не могло компенсировать отсутствие физического воспитания как обязательного предмета в учебных планах вузов.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель физической культуры
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-306908
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Автор: Дорофеева Татьяна Георгиевна
Должность: инструктор физо
Учебное заведение: МАДОУ № 32
Населённый пункт: г.Химки,Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие теории физического воспитания ребенка в царской России»
Дата публикации: 05.06.2018
Раздел: дошкольное образование
Корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Наши предки
использовали такие физические упражнения, как бег, прыжки, ходьба на
лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба излука,
верховая езда. Восточные славяне проводили праздники и игры. В них были
состязания в прыжках, борьбе, кулачных боях, в беге, в стрельбе из лука,
верховой езде и др. В зимнее время люди ходили на лыжах.
Государственный
деятель
Ф.
М.
Ртищев
организовал
училище
при
монастыре.
Им
был
приглашен
в
школу
монах
Епифаний
Славинецкий,
который один из первых в России стал теоретиком физического воспитания.
Он предлагает игры, которые одновременно развивали ум и тело ребенка.
Епифаний Славинецкий считал, что основное назначение игры — создание
хорошего настроения. Игра должна развивать в детях сообразительность,
ловкость и силу. Он ценил игры за то, что в них ребенок приобретает
необходимые навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), а также
некоторые личностные качества (чувства товарищества, взаимовыручки и
уважения друг к другу). Епифаний Славинецкий наказывал проигравшего в
виде подметания пола, поднесения воды победителю. Значительное развитие
физическое воспитание в России получило только в период царствования
Петра I. Он впервые ввел для детей посещение школы.
Государственный
деятель
В.Н.
Татищев,
сподвижник
Петра
I ,
государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович и др.
выступали
за
то,
чтобы
физическое
воспитание
стало
частью
всего
воспитания.О
тесной
взаимосвязи
физического
и
психического
развития
высказывались
просветители
Д.
С.
Аничков,
С.
Е.
Десницкий,
А.
Ф.
Бестужев. Последний считал, что детей 5—7 лет нужно отдавать в училище,
чтобы раньше начать более рациональное воспитание. В своих трудах он
высказывал
важную
мысль
о
том,
что
изнеженное
воспитание
ведет
к
слабости тела и скудости разума. Особенностью его педагогических взглядов
для того времени было утверждение о необходимости воспитания не только
мальчиков,
но
и
девочек.
Идею
М.В.
Ломоносова
о
необходимости
постоянного
движения
для
совершенствования
физического
воспитания
развил И. Л. Данилевский, который считал, что если тело не укрепляется в
детстве,
а
нервы
не
оздаравливаются
физическими
упражнениями,
то
в
зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испытания. Придавая
большое значение единству умственного и физического воспитания, И. Л.
Данилевский отмечал, что здоровье ребенка во многом зависит от закалки.
Известный педагог И. И. Бецкий
говорил, что главным в физическом
развитии
детей
это
чаще
бывать
на
воздухе.
Для
разностороннего
физического развития им рекомендовались подвижные игры, а также бег,
прыжки, танцы. Дождь и солнце не должны быть помехой для увлекательных
игр.
В начале XVIII в. физическое воспитание вводится в системы дворянского
образования,
получают
развитие
верховая
езда,
фехтование,
борьба
и
разнообразные подвижные игры. В быту народов России также продолжают
культивироваться
разнообразные
игры
и
физические
упражнения.
И.Н.
Новиков
о
воспитании
человека
проходит
мысль
о
необходимости
физического воспитания с первых дней жизни человека, с его младенческого
возраста.
Процесс
физического
воспитания,
по
его
мнению,
должен
продолжаться
на
протяжении
всей
жизни.
При
этом
особое
внимание
уделяется закаливанию организма и
контролю
за,
правильной осанкой
детей.
Ученый-медик Н. М. Максимович-Амбодик считал, что уже с первых дней
после
рождения
ребенку
должна
быть
предоставлена
максимальная
возможность к
движениям, и порекомендовал закаливать детей. Особое
значение он придавал играм детей. «Никогда не должно мешать детям, —
писал он, — в их забавах и играх… Они могут играть, резвиться, прыгать,
веселиться… Сама природа вселяет в неповинных детей сию склонность к
игре и забавам». По этому поводу он писал, что требования к детям всегда
должны
быть
соразмерны
сложению
их
тела,
возрасту,
способностям,
крепости, силам телесным и получаемой ими пище.
Вторая
половина
XVIII
в.
стала
важным
периодом
в
развитии
идеи
физического воспитания народа. Физической культуpe уделялось серьезное
внимание всеми народами, проживающими в России, поэтому у многих так
популярны были разнообразные подвижные игры, которые возникли еще в
далеком прошлом.
Проблемы физического воспитания в России во второй половине XIX —
начале
XX
в.
занимали
важное
место
в
трудах
выдающихся
русских
педагогов
и
ученых.
Значительное
внимание
вопросам
физического
воспитания уделял известный русский хирург Н. И. Пирогов. Особая его
заслуга в том, что он впервые говорит о необходимости применения в школах
научно
обоснованной
системы
физического
воспитания,
которой
тогда
в
России
не
существовало.
Много
внимания
уделил
этому
вопросу
выдающийся педагог К. Д. Ушинский (1824—1870/71). Ему принадлежит
приоритет
в
совершенно
новом
подходе
к
проблеме
образования
и
воспитания человека. К. Д. Ушинский считал, что процессу образования и
воспитания
человека
должно
предшествовать
всестороннее
его
изучение.
Педагогический
процесс
должен
постоянно
базироваться
на
знании
физиологии и психологии ребенка. Педагог, не знающий этих дисциплин, не
может
правильно
осуществлять
сложный
процесс
воспитания.
По
его
мнению,
физические
упражнения
должны
быть
на
каждом
уроке,
тогда
умственная деятельность станет более эффективней.
Особая
роль
в
пропаганде
подвижных
игр
в
физическом
воспитании
принадлежит педагогам Е.А. Покровскому (1838 — 1895), П. Ф. Каптереву
(1849 — 1922), которые рассматривали подвижную игру как эффективное
средство разностороннего воспитания ребенка .Огромный вклад в развитие
теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П .Ф
.Лесгафт (1837—1909). Его творческая научная деятельность относится к
концу XIX — началу XX в. Он является признанным основоположником
научной системы физического воспитания в России.
П. Ф. Лесгафт, как и его предшественники, в частности и Е. А. Покровский,
большое
внимание
в
физическом
воспитании
уделял
подвижным
играм.
Процесс воспитания, по его представлению, должен начинаться в семье и
продолжаться в школе, чтобы ребенок мог приобрести опыт и справляться с
препятствиями, которые встречаются в жизни».Он рекомендовал выбирать из
игр
те, которые наиболее подходят к цели, поставленной преподавателем.
Игры должны оказывать благотворное влияние на психику и физическое
состояние
ребенка.
Он
считал,
что
физическое
воспитание
должно
продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно
усваивать
физические
упражнения,
уметь
с
наименьшей
затратой
сил,
пользоваться ими. В физическом воспитании П. Ф. Лесгафт рекомендовал
больше
применять
ходьбу,
бег,
прыжки,
метание,
путеше ствия,
гимнастические упражнения. Разученные движения должны закрепляться в
подвижной
игре.
Он
обращал
особое
внимание
на
то,
что
гармоничное
развитие
—
длительный
и
последовательный
процесс,
связанный
с
постепенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола,
индивидуальных особенностей .Особую роль в физическом воспитании П.
Ф
.Лесгафт
отводил
преподавателям.
Они
должны
быть
примером
для
воспитанников, иметь хорошую выправку, следить за своей внешностью.
Учитель физкультуры, по мнению П. Ф. Лесгафта, должен владеть «словом
много лучше, чем учитель словесности». Следует отметить, что в России
физическое
воспитание
как
государственная
дисциплина
развилось
значительно позднее, чем в странах Европы и Азии. П. Ф. Лесгафт в конце
XIX — начале XX в. создал
российскую систему воспитания. Она была
создана
с
учетом
лучших
мировых
систем
и
национальных
традиций.
Созданная П. Ф. Лесгафтом теория физического воспитания не утратила
своего значения до нашего времени.
Идеи П. Ф. Лесгафта продолжил его ученик, В. В. Гориневский (1857 —
1937),
выдающийся
деятель
спортивной
медицины.
В
1910
г.
на
базе
Тенишевского
училища
им
была
создана
специальная
лаборатория
по
изучению
проблем,
связанных
с
физическим
воспитанием.
Придавая
огромное значение влиянию физических упражнений, их воздействию на все
органы тела и особенно на деятельность центральной нервной системы. В. В.
Гориневский уделял физическому воспитанию собое внимание. Ценными
являются его положения о связи физического и эстетического воспитания. Он
выступал
за
воспитание
у
детей
красивых,
выразительных
движений,
которые,
по
его
мнению,
наиболее
ярко
отражают
индивидуальную
и
психическую деятельность человека. В. В. Гориневский был первым ученым,
написавшим книгу о врачебном контроле за занятиями спортом населения.
Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль
подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Описанные В. В.
Гориневским особенности физического развития в разные периоды жизни
человека внесли значительный вклад в Педагогическую науку.
В.В.
Гориневский
по
праву
считается
основателем
постреволюционной
системы физического воспитания.
Источник