Развитие таланта ребенка через игру
Алсу Ибрагимова
Игры, раскрывающие таланты ребенка
Красивый, цветущий ребенок — тот, у которого гармонично развиваются все способности.
Вот почему мы считаем полезным закончить эту книгу немного своеобразной главой. Вы в ней найдете серию простых игр, направленных на развитие пяти чувств вашего ребенка и, кроме того, сноровки, художественного вкуса, музыкального слуха.
Эти игры имеют еще одно преимущество — для матери они идеальное средство познания собственного дитя. В играх раскроются дарования ребенка, а может быть, и недостатки, о которых вы не подозревали. Помогая ему преодолевать некоторые детские слабости, вы сможете его избавить от больших жизненных трудностей. Ребенок, хорошо приспособленный к жизни, счастлив и удачлив.
Оттачивая его ощущения, восприятия,вы сделаете ему бесценный подарок: дадите возможность осознать и оценить все прекрасное и окружающем его мире. Может быть, вы пробудите в нем артистическое дарование, которое станет источником его радости на всю жизнь.
«Справа» и «слева»
Понятия «правый» и «левый» относятся к числу наиболее трудно постигаемых. Сколько взрослых прибегают к различным трюкам, чтобы не путать их!
Но это абсолютно необходимые понятия, и нужно, чтобы ребенок постиг их как можно раньше.Не бойтесь повторять упражнения: автоматизм в определении «право- лево» приобретается в результате длительных тренировок.
Ребенок, не умеющий различать, где право, а где лево, столкнется с большими трудностями в овладении письмом, чтением, счетом. Он будет путать направление, то есть плохо ориентироваться в пространстве, и, следовательно, лишится ловкости, непринужденности, что, в свою очередь, приведет к неуравновешенности и трудностям в адаптации.
С восемнадцати месяцев вы можете постепенно приучать малыша к понятиям «правый» и «левый». Например, одевая его,говорите: «Теперь наденем свитер. Дай мне твою правую руку», — и сжимаете его правую руку. «А теперь дай левую руку», — и вы берете его за левую руку, но не сжимаете. И так далее. Всегда сжимайте то, что справа (цель — соединить чувства; ребенок будет вспоминать, что «право» — это то, что сжимают). Начиная с трех лет заставляйте его повторять после вас слова «правая» и «левая», сопровождая это жестами. Вы показываете движение, ребенок вам подражает.
Он говорит «вправо» и вытягивает руку вправо.
«Влево» — и вытягивает руку влево.
Топает правой ногой.
Топает левой ногой.
Показывает свое правое ухо.
Показывает свое левое ухо.
Показывает правый глаз.
Показывает левый глаз.
Кладет на голову правую руку.
Кладет на голову левую руку.
Когда эти движения отлично усвоены и выполняются автоматически, вы можете усложнить упражнения. Вместо того чтобы давать команду словами «право», «лево», вы ее даете двумя различными звуками, о которых предварительно договорились с ребенком.
Например, вы ударяете по кастрюле — ребенок отводит руку вправо, топает правой ногой. Вы ударяете по деревяшке — ребенок отводит руку влево, топает левой ногой.
Полноценное видение
Эти упражнения научат ребенка правильно ориентироваться, разовьют зрительную память и внимание.
1. Что-то лишнее (с четырех лет).
Положите на стол пять различных предметов (например, книгу, куклу, мяч, платок, бутылку). Попросите ребенка внимательно на них посмотреть и отвернуться или выйти из комнаты. Уберите или добавьте один предмет. Посмотрев снова, ребенок должен сказать, что изменилось. Можно доводить количество предметов до десяти.
Внимание! Ребенок должен не считать предметы, а увидеть, какой отсутствует или появился дополнительно.
2. Что изменилось? (с четырех лет).
Положите на стол несколько предметов: три-четыре, если ребенок маленький, и до десяти, по мере того как он становится старше. Пусть внимательно на них посмотрит и выйдет из комнаты. Переставьте предметы и попросите ребенка сказать, какие из них не на месте.
3. Необычный предмет (с четырех лет).
Оставьте в комнате предмет, которого обычно здесь не бывает (кастрюлю из кухни, полотенце из ванной комнаты). По мере того как ребенок вырастет и становится искусным в этой игре, берите все более мелкий предмет и кладите его в укромные места.
ребенок вырастает.
4. Чего не хватает? (с пяти лет).
Нарисуйте лицо, в котором недостает какой-нибудь детали. Ребенок должен это обнаружить и дорисовать. Начинайте с чего-то явного, например глаз. Потом услож-няйте упражнение,не дорисовывая все более мелкие детали: брови, ресницы, веки и так далее. Можно делать то же самое, рисуя зверей.
5. Что ты видишь? (с пяти-шести лет).
Предложите ребенку посмотреть на предмет, а потом
описать его. Вначале укажите на большую вещь и попросите ребенка дать общее описание: «Это кресло, оно красное с голубыми цветами, на четырех ножках, у него квадратная спинка.». Потом показывайте все более мелкие предметы и заставляйте ребенка описывать их все более тщательно. «Это лист дерева, у него кружевные края. Он зеленый, у края листа цвет светло-зеленый. На листе видны прожилки. В правом углу маленькая дырочка. Хвостик листа длинный, гладкий.».
Это прекрасное упражнение развивает наблюдательность, и главное — учит ребенка сосредоточиваться (все дети очень рассеянны, что поможет ему успешнее учиться в школе. Наконец, ребенок овладеет искусством анализировать.
Внимание! Это упражнение начинайте делать с 30 секунд, потом постепенно увеличивайте время. Можно доводить наблюдения до 5 минут.
6. Откуда ветер? (с пяти лет).
Ребенок держит лист тонкой бумаги. Вы дуете на лист сначала справа, потом слева. Покажите ребенку, как лист наклоняется. Покажите в саду, в лесу, в парке, как определить, откуда дует ветер, наблюдая за склоняющимися ветвями деревьев, кустов.
7. Тень и свет (с шести лет).
Покажите,как падает тень от освещенного предмета: справа, слева, сверху вниз.
Потом покажите, как падает свет на картинах, фотографиях. Это развивает художественный вкус.
Научите ребенка различать цвета
С пятнадцати месяцев ребенокможет называть простые цвета: голубой, красный, желтый, черный. В три года он должен знать их твердо.
1. Как образуются цвета? (с пяти-шести лет).
Возьмите лист белой бумаги и несколько листьев
прозрачной бумаги (целлофан) голубого, красного, желтого и черного цветов.
Вы показываете их ребенку и говорите:
— Если ты положишь на белый лист бумаги красный, а затем голубой, то получишь фиолетовый цвет.
— Голубой и желтый — зеленый.
— Желтый и красный — оранжевый.
— Красный и белый — розовый.
— Черный и белый — серый.
Потом попросите ребенка образовать эти цвета цветными карандашами.
Эта игра развивает художественный вкус и стремление к творчеству.
2. Что такое оттенок?
Покажите ребенку, как, накладывая друг на друга прозрачные листы одинакового цвета, можно составить целую гамму оттенков.
Возьмите четыре белых листа бумаги, на первый положите голубой целлофан, на второй — два голубых и так далее. Получится четыре голубых оттенка — от бледно- голубого до темно-голубого.
Дайте ребенку листы бумаги одного цвета, но различных оттенков и попросите классифицировать от светлого до темного (в пять лет он должен уметь классифицировать шесть оттенков, в шесть лет — десять).
Такое же упражнение можно выполнить с оттенками различных цветов: голубая бумага и красная, голубая и две красные, голубая и три красные и так далее.
Потом ребенок должен воспроизвести оттенки с помощью цветных карандашей. Для лучшего усвоения сравните понятие «оттенок» с понятием «величина». Вырежьте четыре прямоугольника разного размера. Попросите ребенка классифицировать их по величине, а потом раскрасить, например, в голубые цвета — с бледно-голубого до темно- голубого в соответствии с размером (самый маленький — бледно-голубой и так далее).
Эти игры забавляют детей, а также развивают их художественный вкус и зрительное восприятие.
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 0-1 год
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- подросток
- таланты ребенка
Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки – от полутора до пяти лет.
Этапы формирования способностей у детей
Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:
- один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
- три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
- пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой детский психолог посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.
Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.
- семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим ответственное родительство, желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
- 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.
Как развить способности у ребенка: 8 рекомендаций папам и мамам
Специалисты дают родителям следующие рекомендации по развитию способностей у ребенка:
- Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
- Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
- Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
- Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
- Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
- Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.
- Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
- Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.
Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
Екатерина Кушнир
У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.
Какой талант у вашего ребенка?
Источник
Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня хочу раскрыть тему поиска таланта у ребенка. За время практики тысячи родителей спрашивали как раскрыть талант у своего ребенка. Большинство думали, что это простая процедура, сделал несколько тестов, провел беседу и всё станет ясно. Мои хорошие так не бывает. Талант не появится по щелчку пальцев, а вот потерять задатки, не заметить особенности ребенка можно очень быстро. Здесь все зависит от внимательности родителей. Давайте обо всем по порядку.
Прошлую статью, я завершила фразой: «У каждого ребенка, абсолютно у каждого, уже, как только он родился, есть все необходимые ресурсы для того, чтобы быть успешным и счастливым».
И задача родителя, возможно главная, помочь раскрыть ребеноку заложенные в нем ресурсы, помочь найти тот потенциал, который в нем заложен природой. Вот в этом нужна наша помощь. Наша помощь и постоянная поддержка. И мы либо будем губить на корню все то, что заложено, те ростки, которые иногда бывают такими нежными и иногда очень незаметными. Когда у него появляется особый интерес к чему-то, какое-то умение или способность что-то делать. Часто мы этого не замечаем, это проходит мимо нас. Оно кажется нам не значимым. И это как раз про то, что мы можем загубить этот росток. Тот росток, который потом нужно долго, заботливо поливать и взращивать.
Я вам советую сделать небольшое задание с детьми. Посмотрите на ребенка другими глазами, такими удивленными глазами: «Ооо, какой замечательный ребенок! С ним все хорошо». И попробуйте сказать, в чем его такая уникальность. Причем уникальность – это не гениальность, не талантливость. Это просто его особенность. Посмотрите и, может быть, вспомните, что он любит.
Знаете, я удивилась, когда проводила тренинг и задала родителям, казалось бы, очень простой вопрос: «А что любит ваш ребенок?». Это были родители от 2 до 8 лет. И знаете многие не смогли ответить. Мы же с ним проводим практически целый день. Вот если смогли ответить просто так для собственной уверенности, то просто замечательно.
Что любит ваш ребенок? Что умеет делать? И это может быть ребенок любого возраста. Может это какое-то последнее умение, которое он приобрел. Причем не важно, сколько ему лет: 3, 11 или 14.
Некоторые родители отвечали, что их ребенок любит петь, танцевать, играть с мамой. Это замечательный ребенок. Причем играть с мамой это великое умение для ребенка. Он УМЕЕТ с вами играть. Это вот про те маленькие росточки, которые надо постоянно взращивать. Но в то же время некоторые умения ребенка мы считаем абсолютно бесполезными. Они не нужны. Но мне важно, чтобы вы видели, что это ему нравится.
Знаете, какая большая проблема на сегодняшний день у детей 9-11 классов? Наверное, знаете. Профориентация. Ответ на вопрос: «Чего я хочу в жизни?», «Какой институт поступать?», «Кем я хочу работать?». Это напрямую связано с тем, что в свои год, два, три, четыре, пять родители не поддержали тот интерес, который зарождался. И дальше не помогли его развить. Мало того, мы часто его губим, потому что мне, как родителю, хочется, чтобы он, например, танцевал. Часто это из нереализованных родительских мечт.
Уважаемые родители, ваша жизнь – это ваша жизнь. И если вам хотелось танцевать в детстве, то ничего не мешает сейчас пойти и начать танцевать. А вот его жизнь – это его жизнь. Замечательная, уникальная его жизнь.
Иногда родители говорят, что их дети много разговаривают, что-то постоянно рассказывают. А родителям очень часто надоедает это слушать. Мы начинаем его прерывать. Кто знает, быть может, в этот момент в нем рождается замечательный оратор, а мы ему говорим: «Прекрати. Не болтай. Сколько можно болтать». Да болтай. Как можно больше.
И так ответ на вопрос родителей: «Как раскрыть талант у моего ребенка?» Радуйтесь и восхищайтесь (в хорошем смысле слова) всему, что он делает. «Смотри, какой ты дом построил. Он лучше даже, чем был вчера». И вот чувствуете этот момент: я его сравниваю с ним самим. Его умение с его умением, которое он показал вчера. Ни в коем случае не рассказывайте, что он лучше других или кто-то лучше его. И одно плохо, и другое. Все, что он делает, это замечательно.
Взращивайте ростки интереса, поддерживаете его интерес независимо от ваших желаний.
Только так планомерно можно раскрыть уникальность у любого ребенка. Да, придется потрудится, придется научится быть внимательным и отзывчивым. Но я не говорила, что есть волшебная таблетка которая помогает родителям растить успешных и счастливых детей. Только опыт и регулярные действия помогут добиться цели. И я вам в этом обязательно помогу.
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки, чтобы получать больше полезной информации!
Искренне Ваша, Наталья Киреченкова
Источник
Талант – это более высокая ступень способностей. Очень важно вовремя разобраться к какой области деятельности относятся наклонности ребенка и развивать их.
Показатели, что у ребенка музыкальные способности:
- стремление к источнику музыки при ее звучании, улыбка и пританцовывание;
- попытки повторить услышанную мелодию, легкость в ее запоминании;
- проявление любви к определенным мелодиям;
- любовь к музыкальным игрушкам;
- чувство ритма;
- очень эмоциональное пение;
- учение игре на музыкальном инструменте;
- способность самостоятельно сочинить мелодию.
Для того, что развить музыкальный талант, нужно познакомить малыша с различными музыкальными произведениями, инструментами, ходить с ним на концерты, рассказывать о композиторах и музыкантах. Для детей постарше можно скачать программу для создания музыки, ведь очень важен элемент созидательности.
Показатели, что у ребенка художественные способности:
- любовь к рисованию, раскрашиванию или лепке;
- способность осознано сочетать и смешивать краски и материалы;
- любовь к созданию предметов, имеющих прикладной характер;
- со временем высказывание своего мнения о произведениях искусства.
В таких случаях родителям нужно показать ребенку, как моно делать интересные предметы или картины из подручных средств, и тем самым не только поспособствовать развитию художественного таланта ребенка, но и приобщиться к его интересам. Кстати, с этими работами можно создать домашнюю выставку.
Показатели, что у малыша спортивные способности:
- энергичность, подвижность, ловкость и готовность играть на детской площадке по нескольку часов;
- спокойная переносимость синяков, ссадин и ушибов;
- хорошая координация движений;
- любовь к различным состязаниям;
- физическая сила;
- предпочтение соревнованиям или бесцельной беготне, вместо чтения.
Познакомьте ребенка с различными видами спорта и предоставьте ему возможность выбора. Кроме того, для того чтобы развить спортивный талант ребенка, а также еще больше объединить семью, можно ходить в бассейн, совершать велосипедные прогулки или смотреть спортивные программы по выходным дням всей семьей.
Показатели, что у малыша литературный дар:
- любовь к тому, чтобы слушать, читать и листать книги;
- богатое воображение, фантазию и может сочиняет сказки;
- обладание богатым словарным запасом, интересуется значением новых слов.
Чтобы развить литературный талант, запишите ребенка в библиотеку и ходите туда с ним. Но книги малыш должен выбирать самостоятельно. Уместны разговоры о литературных произведениях и их героях. Можно и нужно устраивать семейные чтения вслух и сочинять стихи, придумывая рифмы.
Показатели, что у ребенка артистический талант:
- умение говорить ярко и эмоционально;
- владение выразительной мимикой и жестикуляцией;
- любовь к подражанию героям сказок, фильмов, обычным людям, изменяя голос;
- желание и умение вызывать эмоции у людей, рассказывая о чем-то;
- любовь к тому, чтобы его слушали.
Чтобы развивать артистический талант, можно создать домашний театр, читать детские произведения по ролям, посещать всей семьей театральные и школьные спектакли.
Показатели технических способностей:
- любовь к сборке и разборке механических предметов;
- попытки самостоятельного поиска причин поломки механизмов;
- умение отремонтировать игрушки, применяя имеющиеся запчасти для сборки других поделок;
- умение конструировать;
- увлечение специальной литературой.
Технические способности проявляются, как правило, в старшем дошкольном возрасте. Занятия с отцом в разных технических кружках или совместные ремонтные работы по дому будут способствовать дальнейшему развитию технического таланта, а также еще больше сблизят друг с другом папу и сына.
Показатели научных способностей:
- демонстрация неподдельного интереса к числам и счету;
- увлечение настольными играми и ребусами;
- разборка игрушек с целью выяснения, как они функционируют;
- способность легко концентрироваться;
- способность к абстракции и обобщениям.
Чтобы развить научный талант вовлекайте ребенка в хозяйственную деятельность, где требуется что-то считать. Также можете совместно с ним решать головоломки, играть в настольные игры, складывать пазлы, придумывать математические игры, что-то строить из разных геометрических фигур. Можно скачать бесплатные компьютерные математические игры для соответствующего возраста
Источник