Развитие связной речи ребенка в онтогенезе

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).

Анализ психологической литературы позволил сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладение речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни(от рождения и до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом (довербальном) этапе, охватывающем первое полугодие жизни, ребенок еще не понимает речи окружающих и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Ребенок реагирует не на слово, т.е. не на смысл сказанного, поскольку оно является для него лишь звуковым раздражителем. Реакция возникает на силу звука, интонацию,тембр голоса, совокупность параллельно действующих раздражителей и, как правило, завершается двигательным актом. Понятно, что успешность «прохождения» этого этапа развития речи зависит, прежде всего, от состояния сенсорных систем ребенка и, прежде всего,слуховой и зрительной.

На втором этапе – возникновения речи – осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Этот этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с окружающими людьми – довербальной и вербальной. Несмотря на такое промежуточной положение, он растянут во времени и охватывает обычно около года – от второй половины первого до второй половины второго года жизни. Основное содержание второго этапа составляют два события:возникает понимание речи окружающих взрослых, и появляются первые вербализации– период лепета, или послоговой речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения. За этот длительный срок ребенок проходит громадный путь, овладевая к его концу словом и научившись с большим искусством применять его для общения. Речевое общение развивается по двум основным линиям: во-первых, изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения; во-вторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами.

На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль играют факторы коммуникативного характера. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Именно в общении с взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи – понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей на всех трех этапах ее становления, но такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этих этапов.

Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики -гуление — лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ.

При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:

крики — возникают самостоятельно — с рождения до 2-х месяцев;

гуление — стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым — с 2 до 5-7 месяцев;

лепет — его длительность от 16-20 до 30недель (4-7,5 месяцев);

слова — переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета — с 11-12 месяцев;

словосочетания — после усвоения двухсложных и трехсложных слов — с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

предложения — конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где?куда?», с 3 лет — «почему? когда?»

связный рассказ — появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках — с 4лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.

В литературе вопросам по этапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В работах А.Н. Гвоздева, Г.Л. Розенгард – Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, В И. Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства.

Г.Л.Розенгард – Пупко рассматривает 2 этапа формирования речи: до двух лет –подготовительный; от двух лет и далее – этап самостоятельного становления речи.

Опираясь на исследования А.А.Леонтьева можно выделить следующие периоды речевого развития:

1.Подготовительный ( с момента рождения — до 1 года);

2.Преддошкольный ( от года до 3 лет);

3.Дошкольный (от 3 до 7 лет);

4.Школьный (от 7 до 17).

Первое осмысления слова появляется в речи ребенка к концу первого года жизни. Однако, во-первых, их не достаточно – всего около 10 слов (мама, папа, деда, ням-ням и.т.п.), во-вторых,малыш очень редко употребляет их по своей инициативе. К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно сто слов,к двум годам словарь увеличивается до трехсот слов и более. Примерно в середине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать к этому времени накопленные словарь в целях к обращения к взрослому. Появляются первые предложения характерная особенность этих предложений состоит в том, что входящие в них слова употребляются в неизменной форме: исё мака (ещё молока), мама бобо (мама больно). Предложения включают два слова, три и четыре слова появляются позже. С этого момента начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладения грамматической структурой языка. Усвоение грамматике происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает к трем годам. К трем годам словарь ребенка возрастает до тысячи и более слов. В состав словаря входят все части речи (существительные, глаголы,прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова(предлоги,союзы, частицы) междометия.

Владение родным языком –это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет(Это — яблоко), но и описать его,рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываются определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е.с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия наблюдательности.Чтобы хорошо и связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но связная речь – это все таки речь, а не процесс мышления, не размышления, не просто «думанье вслух». Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого необходима языковые средства. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений,это последовательность связанных с друг другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложениях. Ребенок учиться мылить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит,однако, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка.Формирование связной речи начинается раньше. Малыш может не уметь еще чисто произносить все звуки, не владеть большим объемом словаря и сложными синтаксическими конструкциями, но работа по развитию связной речи уже должна начаться.

Источник

Развитие связной речи в онтогенезе

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

Связная речь, — подчеркивал Ф.А. Сохин, — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. А. Н. Леонтьев  установил четыре этапа в становлении речи у детей:

1-й – подготовительный – до одного года;

 2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

 3-й – дошкольный – до 7 лет;

·4-й – школьный – от 7 до 17 лет.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Ребенок должен:

—                быть психически и соматически здоровым;

—                иметь нормальные умственные способности;

—                иметь нормальный слух и зрение;

—                обладать достаточной психической активностью;

—                обладать потребностью в речевом общении;

—                иметь полноценное речевое окружение.

Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

В это время происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего — перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца — лепет — сочетание неопределенно артикулируемых звуков. С 5 месяца ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 месяца ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма- ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

Путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай- дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10 — 11 месяцев появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошколъный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом ребенок путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Словарный запас детей к 1 году 6 месяцам составляет 10-15 слов, к концу 2-го года — 300 слов, к 3 годам — около 1000 слов.

Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 лет достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

К 5 годам жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.[16]

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Итак, нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Источник

Мария Лескина
Формирование связной речи в онтогенезе

Формирование связной речи в онтоген езе.

В понятийно-терминологическом словаре термин «онтогенез» определяется как «совокупность последовательных физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни» [5]. Мы рассмотрим особенности формирования связной речи в период дошкольного детства, от 1 года до 7 лет.

Л. А. Введенская под связной речью подразумевает «такую форму речевой деятельности, которая характеризуется последовательностью и систематичностью развернутого изложения и которая может быть расчленена на законченные самостоятельные части» [3, с. 121]. На значимость овладения связной речью в период дошкольного детства указывал Ф. А. Сохин, отмечая, что «именно связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком –всех его сторон: звуковой, лексической, грамматической и синтаксической» [6, с. 79]. Этот ученый уверен в том, что «по тому, как ребенок строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого, умственного и психологического развития» [6, с. 79].

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Выполняя свою основную – коммуникативную функцию, связная речь осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе [3].

В. И. Селиверстов дает следующие определения этим формам. Диалог – одна из форм связной речи, которая состоит из отдельных реплик, которыми обмениваются собеседники. При этом каждая реплика в форме высказывания адресуется собеседнику, эти реплики связаны между собой единой темой разговора, тема в ходе диалога может меняться по усмотрению говорящих. Реплики (высказывания) в диалогической речи отличаются краткостью и относительной простотой их синтаксического построения, вплоть до односложных ответов «да» и «нет» [5]. Монолог – это форма связной речи, которая представляет собой развернутое высказывание одного лица, не рассчитанное на ответную словесную реакцию собеседника [5].

Изучая формирование связной речи в онтогенезе, Г. Р. Шашкина [10] пришла к выводу о том, что у детей, развивающихся в норме, этот процесс происходит постепенно и, что особенно важно, – вместе с развитием мышления, общения и разных видов деятельности – игровой, познавательной, исследовательской и т. д. У ребенка 1-го года жизни закладываются предпосылки связной речи, это происходит только при непосредственном общении со взрослым и в совместной с ним деятельности. К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, которые ребенок начинается связывать в словосочетания и короткие предложения [10].

Н. В. Макарова [4] указывает, что ребенок 3 лет уже активно общается с окружающими, он строит фразы из 3-4 и более слов, может изменять форму слов (например, «дай – дает – не дам», начинает понимать простые вопросы и отвечает на них, сам задает вопросы типа «что это?», «зачем?», «куда?». В речиребенка к концу третьего года жизни появляются сложные предложения: сначала сложносочиненные, немного позже – сложноподчиненные [4, с. 41]. После 3 лет, по наблюдениям Т.. Филичевой и Г. В. Чиркиной [9], дети с нормальным речевым развитием уже могут свободно общаться между собой и со взрослыми при помощи грамматически правильно построенных простых предложений и многих видов сложных предложений с использованием союзов и союзных слов.

Овладение диалогической и монологической связной речью

Д. Б. Эльконин [11] связывает с переходом от ситуативной речи к контекстной, который происходит к 4-5 годам. В этот возрастной период ребенок уже пытается строить связные высказывания разных типов речи (описание, повествование, частично – рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него [11]. В исследованиях Л. И. Беляковой [2] отмечено, что к 5 годам у ребенка формируется контекстная речь, характеризующаяся тем, что ребенок становится способным на самостоятельные высказывания без прямой связи с конкретной ситуаций общения.

По мнению М. М. Алексеевой [1], у ребенка 5 лет формирование диалогической и монологической форм связной речи происходит одновременно. Это проявляется в том, что ребенок активно общается с окружающими, он может инициировать диалог, поддерживать его непродолжительное время, заканчивать его; может участвовать в коллективной беседе, отвечая на вопросы взрослого и сам задавая их, если ему что-то непонятно или что-то нужно узнать, уточнить. Ребенок уже умеет пересказывать сказки и короткие рассказы, самостоятельно строить связный рассказ по картинкам.

Как утверждает М. М. Алексеева [1], формирование связной речи – это долгий и сложный путь, который тесно связан, прежде всего, с развитием мышления ребенка и другими познавательными процессами – восприятием, памятью, вниманием. К моменту начала школьного обучения связная речь ребенка, не имеющего речевых нарушений патологического характера,развита достаточно хорошо: ребенок имеет достаточный словарный запас, владеет навыками словообразования и словоизменения, умеет строить предложения, простые и сложные, умеет связывать предложения в текст. Ребенок 6-7 лет может полно и кратко пересказать знакомую сказку, короткий рассказ, стихотворение, может составить рассказ по картине и серии сюжетных картинок, рассказать об увиденном или услышанном, прокомментировать то, что он видел или слышал, может описать предмет или явление. Ребенок может спорить, рассуждать, высказывать собственное мнение, убеждать товарищей, аргументировать свое мнение, приводить примеры для подтверждения своих высказываний и т. д.

Изучая связную речь детей 6-7 лет, Г. В. Чиркина пришла к выводу, что их высказывания достаточно развернутые, пространные, логичные [8].

Т. Б. Филичева высказывает аналогичную мысль о том, что дети данного возраста подробно и последовательно рассказывают об увиденном или услышанном, они умеют устанавливать простейшие причинно-следственные связи и на этой основе в своих высказываниях объяснять причину и следствие. В их рассказах «присутствуют элементы вымысла и фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. Ребенок может придумать рассказ или сказку, поясняя при этом, где он описывает реальные события, а где эти события вымышленные. Дети этого возраста по образцу вполне способны составить связный и логичный текст-описание, текст-повествование и текст-рассуждение. Однако этим умениям их обучает взрослый» [8].

По наблюдениям Т. А. Ткаченко, старшие дошкольники в своих связных текстах достаточно свободно пользуются сложными (сложносочиненными и сложноподчиненными) предложениями, однако используют однотипные союзы (а,и) и союзные слова (потому что, поэтому). При ответах на вопросы взрослого их высказывания включают в себя все большее и большее количество предложений, так что их ответы начинают походить на короткие рассказы. Ребенок в этом возрасте «самостоятельно, без дополнительных вопросов взрослого, может пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении умениями связной речи – диалогической и монологической» [7].

Таким образом, на протяжении дошкольного детства ребенок овладевает коммуникативной функцией речи, умениями диалогической и монологической связной речи. Развитие всех сторон речи приводит к тому, что у ребенка формируются навыки построения связных развернутых высказываний. Формирование связной речи проходит постепенно вместе с развитием мышления, общения и деятельности.

Список литературы

1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2015. – 297 с.

2. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов [Текст] / Л. И. Белякова. –Воронеж : МОДЭК, 2001. – 256 с.

3. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2015. – 468 с.

4. Макарова, Н. В. Речь ребёнка от рождения до 5 лет [Текст] /

Н. В. Макарова. – СПб.: КАРО, 2014. – 48 с.

5. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Электронный ресурс] / В. И. Селиверстов / Доступ с сайта Педагогическая библиотека. – URL: https://pedlib.ru/Books/3/0439/3-0439-1.shtml (дата обращения 18.12.2017).

6. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин. – М.: Просвещение, 1979. – 224 с.

7. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2015 – 134 с.

8. Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 213 с.

9. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 252 с.

10. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина,

Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М.: Академия, 2012. – 32 с.

11. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Детство-пресс, 2015. – 417 с.

Источник