Развитие связной речи ребенка с зпр

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся школы может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Формирование связной речи у детей изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития (ЗПР).
Дети с ЗПР — многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время имеются данные о некоторых ее особенностях:
— использование в речи слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной;
— несформированность грамматического строя речи;
— недостаточность словообразовательных процессов.
Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи и, наоборот, для них представляет сложность монологическая речь. Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является — воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержанные памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются», так и не войдя в активный словарный запас ребенка. Следует отметить, что неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития также тормозит развитие новых форм речи.
Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. При пересказе текстов дети с ЗПР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на несформированность внутреннего речевого программирования (плана высказывания) и грамматического оформления речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить. Анализ высказываний детей со стороны словоупотреблений показал, что для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов.
Формирование связной речи у детей с ЗПР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. Для успешной коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи младших школьников с задержкой психического развития педагогу необходимо реализовать следующие задачи:
— закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
— формирование навыков построения связных монологических высказываний;
— развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
— усвоение норм построения связного развернутого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);
— формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;
-обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
Успешность обучения в школе, полнота познания окружающего мира, развитие личности в целом – всё это и многое другое зависит от достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. В процессе актуализации связной речи школьники с задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.
Используемая литература
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2002 г. – 144с.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., 2000 г. – 200 с.
- Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития – СПб, 1992 г.
- Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1990 г., — №6.
- Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя – М., 1989 г. – 64 с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Нижний Новгород, 1994 г.
- https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/d-2c0b65635a2ac78b5d43b88521316c37.html
Источник
Анна Корчагина
Способы развития связной речи у детей с задержкой психического развития
Проблема нарушений речи и их исправление у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития считается актуальной проблемой логопедии, и это обусловлено значимой распространенностью данной формы психического дизонтогенеза и связано с необходимостью теории и практики коррекционного обучения и воспитания данной категории дошкольников.
Одной из главных задач становления речи дошкольников считается становление связной речи. Это можно объяснить ее общественной ролью и значимостью в развитии индивида. Как раз в связной речи формируется главная, коммуникативная, роль языка и речи. Связная речь — наивысшая степень речи мыслительной работы, определяющая степень речевого и умственного формирования дошкольника Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.
Становление связной речи у дошкольников ЗПР считается сложным процессом, который требует применения особенных методических приемов. Дошкольники должны уметь, не просто употреблять определенные слова и фразы, но также они должны воспользоваться средствами, которые позволяют самостоятельно формировать речь в процессе учебы и общения с окружающими людьми.
Становление связной речи дошкольников опирается на развитие познавательных процессов, на умение наблюдать, ассоциировать и обобщать проявления, находящиеся вокруг. Дошкольники с задержкой психического развития в течении короткого времени отвлекаются, устают, плохо запоминают задание, почти всегда не умеют доделать работу, которую они начали, до ее завершения. Все эти проявления часто сказываются на состоянии и ходе становления их речи. В следствии этого, в коррекционной работе в специализированном детском саду для детей с ЗПР большое внимание уделяем:
-формированию монологической речи;
— обучению детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида. Используем различные приемы становления связной речи у дошкольников с задержкой психического развития:
Рассказ по демонстрируемым действиям. Данный способ обучает малыша точно смотреть, сохранять в памяти очередность тех поступков, которые он заметил, выбирать к ним четкие грамматические категории.
Пересказ рассказа с применением фланелеграфа, сюжет которого с предметами и объектами меняется на сюжет на фланелеграфе с картинами (игрушками, которые позволяю абстрактно посмотреть на социальную среду. Часто это происходит, когда дошкольники самостоятельно начинают применять картинки на фланелеграфе для становления сюжета.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Один из самых последних приемов, когда можно наблюдать все компенсаторные способности дошкольников. Потому что в данном случае очень тяжело придумать план высказывания по причине того, что отсутствует образец. Наводящие вопросы учителя могут помочь ребятам обеспечить очередность степеней изложения. Еще отсутствие степени может позволить начать довольно сложную, но настолько нужную работу над творческим высказыванием.
Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. При применении данного приема работы учитель обязан принимать во внимание особенности образной памяти дошкольников, возможности устанавливать закономерные связи и отношения.
Задачи коррекционного дошкольного обучения в своей основе совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей без отклонений. В связи с этим, все главные этапы программы коррекционных дошкольных учреждений соответствуют тем, которые находятся в программе дошкольных учреждений общеобразовательного типа. Но при этом очень важно отметить то, что содержание любого этапа считается специфическим. При отборе содержания обучения предусматривается недостающая развитие познавательной работы дошкольников. В содержание работы вводим не только общие, но и коррекционные задачи. Такие как: развитие интереса, обогащение зрительных представлений, формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, развитие познавательной активности, закрепление и развитие у дошкольников способностей речевого общения, речевой коммуникации.
Навык работы подтверждает тот факт, что формирование связной речи у дошкольников очень пригодится им в дальнейшей жизни. Сейчас можно вспомнить себя за партой, когда педагог давал задание составить план сочинения и написать его. Данная задача решается легче теми детьми, которые были больше подготовлены будучи дошкольниками. Главное значение в формировании связной речи у детей дошкольного возраста играет работа учителя — дефектолога. Специальное обучение помогает раскрыть потенциальные возможности любого ребёнка, учитывая при этом его индивидуальные особенности. На мой взгляд, в этом видится один из аспектов преемственности дошкольного и школьного образования. Овладение связной устной речью составляет важное условие хорошей подготовки к обучению в школе.
Список использованной литературы
1. Слепович, Е. С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР / Е. С. Слепович // Дефектология. – 1981. – №1. – С. 68.
2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : Астрель, 2006. – 158 с.
Источник
Особенности Лексики. Основными
характерными чертами словарного запаса
детей с ЗПР являются бедность и неточность
(Лалаева Р.И.,2003).Формирование словаря
ребенка тесно связано с его психическим
развитием, с развитием представлений
об окружающей действительности. В связи
с этим, особенности словарного запаса
детей с ЗПР отражают своеобразие
познавательной деятельности этих детей,
ограниченность их представлений об
окружающем мире, трудности осознания
явлений, свойств и закономерностей
окружающей действительности.
Дети с ЗПР испытывают затруднения в
перечислении и определении последовательности
времен года, часто смешивают понятия
«время года» и «месяц». В связи с
ограниченностью представлений и знаний
об окружающем мире, в словаре таких
детей отсутствуют многие обозначения
хорошо известных предметов, действий
и качеств, также у детей с ЗПР часто
наблюдается неточность употребления
слов, их замены по семантическим
признакам, слова — наименования часто
заменяются описанием ситуации или
действия. В словаре детей с ЗПР преобладают
существительные и глаголы. Усвоение же
прилагательных вызывает определенные
трудности. В речи этих детей используются
лишь прилагательные, обозначающие
непосредственно воспринимаемые свойства
предметов. У детей с ЗПР возникают
затруднения даже при определении цвета,
формы предмета (Неретина Т.Г.,2004)
Результаты исследования словарного
запаса у дошкольников с ЗПР показали
бедность словаря, ограниченность связей
обобщающего слова со словами конкретного
значения, трудность подбора родового
понятия, трудность актуализации словаря.
В сознании ребенка недостаточно
закреплена связь между образом предмета
и его названием. Так, вместо названия
предмета, ребенок часто дает его описание.
Таким образом, у большинства детей с
ЗПР обнаруживается бедность словарного
запаса, своеобразие лексики, проявляющееся
в неточности употребления слов, в
несформированности обобщающих понятий
и родо-видовых соотношений, в недоразвитии
антонимических и синонимических средств
языка. (Лалаева Р.И.,2003)
Особенности грамматического строя
речи. У детей с ЗПР наблюдаются
нарушения словоизменения которые
проявляются в неправильном употребление
падежных окончаний, предлогов и в формах
выражения временных отношений. Также
отмечаются недоразвитие словообразования,
нарушение грамматического оформления
предложений, нарушение поверхностной
структуры предложения. (Лалаева Р.И.,1992)
Особенности словоизменения.У
многих детей с ЗПР младшего школьного
и особенного дошкольного возраста
наблюдается смешение падежных форм.
(Борякова Н.Ю.,1982)
Значения и формы различных падежей
усваиваются неравномерно. Кроме смешения
падежных окончаний, отмечаются и
атипичные грамматические формы. Особенно
большое количество ошибок отмечается
в употреблении предложно-падежных
конструкций. В речи детей с ЗПР имеет
место и нарушение согласования
существительного с прилагательным,
числительным, местоимением в роде, в
падеже. Обнаруживаются ошибки в формах
выражения временных отношений, особенно
будущего времени глагола, в парадигмах
спряжения глаголов. Выявляются нарушения
видо — временных форм глаголов в структуре
одного предложения (Лалаева Р.И.,2003).
Особенности словообразования.Формирование механизмов словообразования
тесно связано с развитием морфологической
системы языка, а также с функционированием
механизмов, обеспечивающих усвоение
синтаксиса речи. Этот процесс основывается
на способности обобщать и дифференцировать
языковые единицы. В связи с недоразвитием
познавательной деятельности, в том
числе процессов обобщения, сравнения,
дифференциации, у детей с ЗПР обнаруживаются
особенности процессов словообразования.
У детей с ЗПР процесс словообразования
задерживается и затягивается во времени.
В речи детей с ЗПР наблюдается, как
правило, несколько словообразовательных
вариантов. В большинстве случаев дети
с ЗПР не дифференцируют в импрессивной
речи правильный и неправильный
словообразовательный вариант. Этот
факт свидетельствует о несформированности
«чувства языка» у детей с ЗПР.
Особенности глубинно-семантической
и поверхностной структуры речевых
высказываний.Для детей с ЗПР
характерно нарушение как
глубинно-семантической, так и поверхностной
структуры предложения, также у детей
с ЗПР часто наблюдаются персеверации,
влияние смысла ранее воспринятых
предложений (Неретина Т.Г.,2004). Особенно
большие искажения семантической
структуры предложения наблюдаются при
письменном репродуцировании предложений.
Дети с ЗПР чаще, чем нормально
развивающиеся сверстники, используют
речевые стереотипы. Несформированность
глубинно-семантического структурирования,
недостаточное развитие синтагматических
отношений, а также неточность лексики
обусловили большое количество нарушений
структуры высказываний. Они проявляются:
1) в составлении грамматически правильных,
но асемантичных высказываний;
2) в замене предложения словосочетанием,
часто тавтологическим. Это свидетельствует
о недифференцированности понятий о
предложении и словосочетании, о
недоразвитии процессов предицирования;
3) в преобразовании заданных глаголов
и прилагательных в существительные.
В структуру предложений, составленных
детьми с ЗПР, наиболее часто включаются
субъектные, объектные и локативные
отношения. Редко включаются атрибутивные,
временные отношения, обозначение
качества действия, способа его совершения.
В предложениях почти не наблюдается
обозначения причинно-следственных
связей, целевых, условных отношений.
Прилагательное, как более абстрактная,
обобщенная часть речи, с большим трудом
включается детьми с ЗПР в структуру
синтагматических и парадигматических
связей. Нарушения семантической структуры
предложений у детей с ЗПР проявляются
в пропуске семантически значимых
компонентов высказывания (объекта,
предиката), а иногда и в избыточности
конструкции. Частыми ошибками являются
нарушения порядка слов в предложении
. Грамматическое оформление предложений
характеризуется и большим количеством
аграмматизмов морфологического
характера. (Мальцева Е. В., 1991)
Вывод:Успешное овладение связной
речью зависит от овладения ребенком
рядом языковых умений:
1) строить высказывание в соответствии
с темой и основной мыслью;
2) пользоваться различными
функционально-смысловыми типами речи
в зависимости от цели и условий
коммуникации;
3) соблюдать структуру определённого
типа текста, позволяющую достичь
поставленной цели;
4) соединять предложения и части
высказывания с помощью различных типов
связи и разнообразных средств;
5) отбирать адекватные лексические и
грамматические средства.
У детей с задержкой психического
развития в той или иной степени нарушены
большинство из названных умений.
Значительные трудности в овладении
связной речью у детей с ЗПР обусловлены
недоразвитием основных компонентов
языковой системы и особенностями
психической деятельности:
— для этих детей характерна
значительная неоднородность нарушенных
и сохранных звеньев психической
деятельности;
— ярко выраженная неравномерность
формирования разных сторон психической
деятельности;
— наблюдается низкая
активность во всех видах деятельности,
особенно спонтанная;
— наиболее нарушенными
оказываются эмоционально-личностная
сфера, общие характеристики деятельности,
работоспособность (в сравнении с
относительно более высокими показателями
мышления и памяти);
— в интеллектуальной
деятельности наиболее ярко нарушения
проявляются на уровне словесно-логического
мышления при относительно более высоком
уровне развития наглядных форм мышления;
— наибольшие трудности
вызывают задания, требующие установления
сложных причинно-следственных связей,
оперирования материалом, отсутствующим
в житейском опыте детей;
Развитие
связной речи является наиважнейшим
условием успешности обучения ребенка.
Формирование
речевой деятельности этой категории
детей носит также специфический характер.
Хотя бытовая речь их мало отличается
от нормы, но словарь сужен, особенно
активный. Объем понятий недостаточен,
а иногда содержание понятий просто
ошибочно. У таких детей затруднено
формирование эмпирических грамматических
обобщений. По-иному происходит становление
словообразовательной системы языка.
Отстает развитие способности осознавать
речевую действительность как что-то
отличное от предметного мира. Ряд
грамматических категорий в их речи
отсутствует. Для речевой деятельности
характерна недостаточность монологической
речи. У этих детей часто встречаются
дефекты произношения, им плохо дается
звуковой анализ слов, они недостаточно
владеют звуковым образом слова. Такие
дети испытывают существенные трудности
в словесной регуляции деятельности.
(Е. С. Слепович,1989)
Перечисленные
особенности речевой деятельности этих
детей вызывают значительные трудности
при обучении. Но стоит отметит, что дети
с ЗПР обладают достаточно высокими
потенциальными возможностями развития,
показывают относительно хорошую
обучаемость. Так, с помощью взрослого
они выполняют задания значительно
лучше, чем самостоятельно. Все
вышеперечисленные особенности важно
учитывать как для диагностики связной
речи детей с задержкой психического
развития, так и для положительного
прогноза при обучении таких детей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник