Развитие связной речи ребенка по годам

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.
Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.
Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.
Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов. Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.
У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.
С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:
— учит слушать и понимать речь взрослого;
— учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;
— учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);
— учит отвечать на вопросы воспитателя;
— повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;
— повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.
В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.
Обучение пересказу.
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:
— подготовка к восприятию текста;
— первичное чтение текста педагогом;
— беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);
— составление плана пересказа;
— повторное чтение текста педагогом;
— пересказ.
План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.
В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу.
Задачи педагога на этом этапе:
— научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;
— подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.
Методика обучения пересказу детей 3 лет.
Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).
Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.
Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.
В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные задачи:
— научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;
— научить детей передавать разговор действующих лиц;
— научить последовательно пересказывать текст;
— научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
Методика обучения пересказу детей 5-6 лет:
— вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
— выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
— беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
— составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);
— повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
— пересказ текста детьми;
— оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).
Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.
В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:
— из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;
— дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;
— драматизация детьми литературного произведения.
Обучение рассказу по картине и по серии картин.
Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе:
В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:
— рассматривание картины;
— ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).
Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки.
Можно использовать игровые приемы: показать картину любой игрушке;
связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки; познакомить с картиной гостя.
Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе:
В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.
Методика обучения рассказу по картине детей 4 лет:
— подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)
— рассматривание картины в целом;
— вопросы к картине воспитателя;
— образец рассказа по картине воспитателя;
— рассказы детей.
Воспитатель помогает детям рассказывать по опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания. В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.
Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:
— подготовка к эмоциональному восприятию картины;
— лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
— рассматривание картины в целом;
— вопросы педагога по содержанию картины;
— составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;
— рассказ по картине сильного ребенка, как образец;
— рассказы 4-5 детей;
— оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.
В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний в младшей группе:
В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:
— рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);
— тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;
— использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;
— рассказ воспитателя об игрушке.
Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.
В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.
Методика обучению рассказу-описанию детей 4 лет:
— рассматривание игрушки;
— вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;
— образец рассказа воспитателя;
— рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;
— рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;
— оценка детских рассказов воспитателем.
Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.
Теперь методика обучения выглядит так:
— рассматривание игрушки;
— вопросы воспитателя;
— составление воспитателем плана рассказа об игрушке;
— образец рассказа воспитателя по плану;
— рассказы детей по плану и опорным вопросам;
— оценка детских рассказов воспитателем.
Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:
— узнавание игрушки по контуру;
— графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;
— рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;
— выкладывание разрезных картинок по теме;
— игры с данной игрушкой;
— чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.
Методика обучения описанию детей 5 лет.
— лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
— рассматривание объекта описания;
— вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;
— составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;
— рассказ сильного ребенка;
по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;
— рассказы 4-5 детей об объекте;
— оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).
Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся).
В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же.
Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа — обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».
Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.
Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети.
Рассказы детей из личного опыта.
В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях. Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» — «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».
В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого.
По мере усложнения существуют виды рассказов:
— рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);
— рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);
— рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);
— рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);
— рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;
— коллективное составление письма (например: «Письмо деду Морозу»).
Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.
Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:
— придумывание продолжения и завершение рассказа;
— придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;
— придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;
— придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Литература:
1. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». – СПб.: Акцидент, 1991.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.
4. «Развитие речи детей дошкольного возраста». Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
Источник
Главным в логопедической работе, проводимой с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие, является формирование связной речи у детей.
Существует несколько направлений работы в коррекционных детских садах, направленных на развитие связной речи.
Это организация игровой практической деятельности, это режимные моменты, наблюдения за другими людьми.
Особое значение имеет организация коррекционных занятий.
Методика формирования связной речи
Множество литературы в сфере логопедии и детской психологии описывают методику формирования связных высказываний у дошкольников, страдающих речевыми расстройствами.
Существует специальная коррекционная программа, которая приспосабливает курс обучения и воспитания дошкольников, имеющих ОНР к их особенностям развития. Эта программа основана на рекомендациях по речевому развитию в зависимости от периода жизни малыша.
Периоды обучения связной речи
Первый год обучения состоит из трех периодов.
- Первый период происходит на третьем году жизни. Малыш должен уметь составлять простые предложения, отвечая на вопросы. Также он должен составлять высказывания на основе картинок. А сюжетные картинки помогают ему составлять небольшие рассказы.
- Второй период характерен тем, что нужно усовершенствовать способность вести диалог. Также в этот период обучают описывать предметы. Продолжается развитие навыков составления рассказа по серии картинок. Дошкольники практикуются в описательных рассказах и пересказах.
- Третий период характерен тем, что наряду со всеми предыдущими упражнениями, дети учатся составлять рассказ по теме. На первых порах можно просто попросить их придумывать конец для знакомого рассказа, дополнять его эпизодами.
Главная цель – это помочь сформировать навыки связных высказываний.
Второй год обучения характеризуется тем, что педагоги и дальше развивают связную речь. Много времени уделяется закреплению способности связно пересказывать известные произведения. Также много внимание уделяется составлению сложных сказок и рассказов. Также обучают придумывать устные сочинения, основанные на собственном жизненном опыте.
Формирование диалогических высказываний
Диалогическая речь формируется во время занятий по логопедии, на которых уделяется внимание развитию грамматических и лексических языковых средств. Также для этого проводят различные виды воспитательной работы.
Организовывают игры, проводятся беседы, водят на экскурсии или просто прогулки.
Монологическая же речь формируется на занятиях, которые посвящены связной речи. Также проводятся специальные занятия, на которых изучается родной язык. Также проводятся практические занятия.
Если работа ведется с дошкольниками, имеющими третью степень ОНР, то делается упор на развитие монологических высказываний в процессе описания и повествования. Одними из главных методов работы для формирования монологических высказываний являются рассказ, пересказ и устное сочинение.
Исходя из имеющихся методических рекомендаций, касающихся развития связной детской речи, проводимую работу нужно адаптировать, учитывая имеющиеся речевые нарушения и отклонения в психическом развитии.
Цели и задачи логопедических занятий
Проводя занятия, которые обучают рассказыванию, нужно преследовать следующие цели:
- закрепить навык общения, важно развивать коммуникационные функции;
- учить строить монологи;
- побуждать осуществлять самоконтроль во время построения высказываний;
- активизировать их психические процессы для речевой активности.
Для того, чтобы научить связно и развернуто излагать свои мысли, нужно добиться следующих задач:
- помочь усвоить правила построения речевых высказываний. Дети должны соблюдать тему, последовательность, передавать логическую связь, каждый отдельных эпизод должен иметь завершенность и соответствовать общей теме сообщения;
- научить планировать свою дальнейшую речевую деятельность, выделять главный мысли;
- научить грамматически оформлять свою речь в соответствии с правила русского языка.
Принципы развития связной речи
Формирование связной речи у детей должно согласовываться с принципами, которыми пользуются логопеды для оказания воздействия на речь и мышление. Вот главные из них:
- нужно опираться на формирование речи в онтогенезе, учитывая при этом законы развития разных элементов речевой активности в данном возрасте;
- обучать законам грамматического строя нужно основываясь на обобщения;
- работая над разными аспектами речевой активности, нужно добиться взаимосвязанности между этими направлениями.
Помимо прочего осуществлять работа над развитием речевой активности нужно, основываясь на общедидактические принципы. Обучение должно быть систематическим. Занятия нужно проводить последовательно. Важно учитывать особенности детей, связанные с их возрастом и психологическим развитием.
Обучение нужно строить так, чтобы помогать проявлять активность и быть самостоятельными.
Обучение в группах
Занятия по логопедии нужно проводить в небольших группах, численность которых не превышает шести человек. Достаточно будет до трех занятий в неделю, каждое из которых будет длиться не больше 30 минут. Наиболее подходящее время для занятий – утро. При этом важно старательно соблюдать рекомендации, касающиеся методики образования дошкольников с общими нарушениями речи.
Цель подготовительной работы – достичь такого уровня развития речи, которого будет достаточно для формирования различного вида развернутой речи.
В подготовительную работу включаются следующие направления: развитие лексического запаса и знаний в области грамматического строя речи, формирование способности составления разных по своей структуре предложений, развитие коммуникативных навыков, которые бы позволили детям полноценно обмениваться информацией с педагогом на занятиях.
Подготовительный этап носит следующие задачи:
- формирование способности воспринимать и понимать речь других людей;
- развитие установки как можно активнее использовать фразовую речь, отвечая на вопросы педагогов, развитие способности составлять развернутые ответы на вопросы;
- развитие способности с помощью речи передавать основное содержание картинок-рассказов;
- обучение лексическим языковым средствам, которые нужны для продуцирования грамматически верных высказываний;
- усвоение простых моделей составления фраз, которые передают собственные представления и восприятие; развитие психических процессов, связанных с формированием фразовых высказываний; обучение приведению в соответствие высказывания с темой разговора.
Все эти задачи должны осуществляться во время проведения занятий по логопедии с помощью специальных упражнений, во время которых дети составляют речевые фразы на основе продемонстрируемых действий, сюжетных картинок. Для этого специально выбираются подходящие игры и упражнения, которые также учат детей описывать вещи.
Формирование связной речи у детей по картинкам
Ряд исследований подробно описали методику, с помощью которой можно обучать составлять речевые высказывания на основании показанных действий.
Далее эти отдельные предложения объединяются к небольшой рассказ. Причем упражнения для составления фраз на основе картинок также проводятся в соответствии с разными методическими рекомендациями.
Проводя занятия с детьми, страдающими расстройствами речи, можно придерживаться следующей методики.
Для выполнения упражнений подбирается два типа картинок:
- изображения, на которых легко определить субъект и совершаемое им действие;
- изображение, на котором находится один или несколько героев, а также понятно, где именно происходит событие.
По таким картинкам дошкольники могут поупражняться последовательно придумывать упражнения, имеющие разную семантическую и синтаксическую структуру. Нужно задавать определенные вопросы к картинкам и предоставлять образцы ответов.
Когда дети научились строить предложения на основании одной ситуационной картинки, их можно обучать составлять рассказы на основании нескольких картинок. Подготовительная работа должна помогать детям развивать способность отвечать на заданные вопросы развернуто и полно.
Для этого детей обучают определенному типу структуры ответа, который включает в себя опорные элементы, взятые из вопроса.
Обучение во взаимодействии
Для того чтобы развить речевые навыки, нужно учить детей проявлять инициативу в том, чтобы вступать в контакт, вести разговор на определенную тему, принимать во время диалога активное участие.
Также детей обучают тому, чтобы принимать активное участие в коллективных разговорах, учиться воспринимать эти разговоры, правильно включаться в них.
Помимо всего этого подготовительное обучение включает в себя несколько упражнений и развивающих игр, которые позволяют активизировать мыслительную и речевую деятельность ребенка, помочь ему закрепить способность составлять речевые высказывания, развивать его способность к словесному творчеству, и чувствовать язык.
Выполняя эти задания, дети стараются находить выражения и слова, которые бы лучше всего отражали сущность рассматриваемых предметов в составе предложения.
Если дети будут регулярно выполнять эти упражнения, подбирать эпитеты, учиться сравнивать, находить рифмы, работать с синонимами, то это позволит им лучше усвоить средства, с помощью которых речь можно сделать выразительной. Также это тренирует имеющиеся речевые навыки, которые затем можно использовать в собственных рассказах.
Сочетание слов в словосочетания
Для того, чтобы развивать правильную с точки зрения грамматики речь, нужно помогать детям усвоить методы сочетания слов в словосочетании. Дети должны уметь согласовывать разные части речи между собой по падежам, родам и числам с помощью окончаний и суффиксов.
Для того, чтобы развить такие способности, нужно подобрать специальные упражнения, которые помимо прочего будут подготавливать детей к формированию описаний вещей.
Первый этап обучения характеризуется тем, что дети составляют фразы, опираясь на наглядный материал, собственные представления. Это позволяет им потренироваться в работе с языковыми высказываниями. Эти дети учатся как можно активнее работать с фразовой речью.
Также они начинают лучше справляться с задачей внимательно слушать и понимать речь воспитателя. Также дети начинают контролировать свои собственные высказывания для приведения их в соответствие с существующими языковыми нормами. Это подготавливает почву, чтобы перейти к следующему этапу – к освоению монологической речи.
Когда ребенок учится связной речи в пределах логопедической группы, то педагог должен направлять его на репродуктивные формы. Но если работа ведется с дошкольниками, страдающими речевыми расстройствами, то этого недостаточно.
Способность к рассуждениям
Практический опыт показывает, что дети с ОНР очень медленно усваивают способность к рассуждениям. Ведь этот речевой тип требует способности обдумывать мысль, предоставлять аргументы в ее пользу, показывать собственное отношение к ней, отстаивать свою позицию.
Для того, чтобы рассуждать правильно, дети должны уметь видеть причинно-следственные связи и объяснять их.
Формирование связной речи у детей медленный процесс, который развивается постепенно и имеют свою последовательность. Сначала лучше всего просить детей повторять то, что говорит логопед, формулируя задания и делая выводы.
Далее нужно побуждать детей продуцировать свои собственные высказывания. Нужно создавать такие ситуации, которые будут вынуждать детей проявлять речевую активность.
Логопед должен заниматься стимулированием и регулировкой продуцированных речевых высказываний. Они должны быть последовательными, логичными, связными и развернутыми. Для этого нужно задавать привальные вопросы детям.
Составление плана высказывания
Особое внимание логопед должен уделить составлению плана речевого высказывания. Работая над планом, много времени уделяется речевому развитию.
Однако если в группе занимаются дети, страдающие речевыми нарушениями, то это требует гораздо больше времени и внимания, особенно когда идет работа по формированию связной речи.
Коррекционные занятия по составлению плана должны быть использованы в качестве метода развития речи в целом, также их можно организовывать так, чтобы дошкольники занимались совместной деятельностью, что побуждало бы их обмениваться друг с другом речевыми высказываниями.
Эта работа учит вычленять тему высказывания, находить более важное и отделять его от менее важного, продуцировать собственную речь в определенной логической последовательности.
Работа с текстом
Нужно работать над последовательным освоением следующих навыков по работе с текстом:
- определять, какова тема и главная мысль текста;
- находить последовательность и как связаны предложения между собой;
- определять, какая смысловая зависимость у предложений в тексте;
- создавать план высказываний.
Рассмотренные нами навыки помогут дошкольникам самостоятельно строить связные высказывания.
Источник