Развитие связной речи и познавательных способностей ребенка

Консультация:

» Формирование связной речи и познавательных способностей у детей»

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.

Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.

У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:

— учит слушать и понимать речь взрослого;

— учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

— учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);

— учит отвечать на вопросы воспитателя;

— повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

— повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.

В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Формирование познавательных способностей дошкольников

Перевод личностной характеристики «любознательность» на язык теории обучения возвращает нас к понятиям «познавательные интересы» и «познавательная активность», которые являются признаком сформированности так называемых «познавательных способностей».

Познавательные способности подразделяются на две большие группы: сенсорные способности и интеллектуальные способности.

Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интеллектуальные способности обусловливают его осмысление. Таким образом очевидно, что в основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей — мышление. При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.

Таким образом, познавательные способности носят процессуальный характер. Их наличие (сформированность) означает, что они могут обеспечить продуктивный познавательный процесс на любом содержательном материале. Это как бы «процессуальная решетка», обеспечивающая познавательную деятельность ребенка. Прекрасно, когда эта система дана ребенку от природы уже вполне в «рабочем» состоянии, в этом случае педагогу и родителям остается только выполнять роль «кочегара», активно подбрасывающего материал в «топку» познавательной активности ребенка. В этом случае срабатывает именно та закономерность, о которой говорила А.А. Люблинская: чем больше ребенок познает, тем сильнее растет его познавательный интерес.

Однако такая ситуация вовсе не является нормой развития для большинства детей. В преобладающем большинстве случаев необходимо проводить специальную работу по вы страиванию обозначенной выше системы и приведению ее в «рабочее состояние».

Основной путь такого выстраивания состоит в целенаправленном развитии всех компонентов системы, а также в тренировке взаимодействия этих компонентов в конкретной познавательной деятельности. Практика показала, что недостаточно, например, развивать ребенку память или работать над развитием воображения. Без включения во взаимодействие и без тренировки этого взаимодействия система может и не заработать. Например, у ребенка может быть прекрасная память или буйное фантазирование, но при этом он совершенно не умеет осмысливать имеющуюся информацию и интерпретировать ее прицельно (генерировать осмысленные идеи, разрабатывать их и т. п.)

Способ выстраивания взаимодействия компонентов познавательных способностей — систематическое включение ребенка в деятельность, необходимо требующую активизации того или иного познавательного процесса (или сразу нескольких). Так же поступает спортивный тренер, прицельно развивая у своего подопечного ту или иную группу мышц через систему упражнений. И так же, как и в спорте, средством выстраивания является система заданий (упражнений), выполнение которых «тренирует» тот или иной познавательный процесс или его отдельные элементы (в частности, в процессе мышления можно выделить отдельные приемы умственных действий, формировать каждое из которых методически удобнее раздельно или в парной комбинации). Для того чтобы делать это осознанно (понимать, что именно взрослый собирается развивать у ребенка на данном занятии при работе с данным материалом), воспитатель должен четко дифференцировать эти процессы.

Источник

Аруся Трапизонян
Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи и познавательных способностей у детей»

Семинар — практикум для родителей по теме «Развитие связной речи и познавательных способностей у детей»

цель — формирование у родителей представлений о развитии связной речи и познавательных способностей у детей.

Условия проведения. Приглашаются все желающие родители. Продолжительность семинара — практикума — 1 час.

Ход семинара — практикума

1. Создание в группе позитивной атмосферы.

Старший воспитатель — Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения и поговорим с вами о формах работы, используемых в практике с детьми по формированию связной речи и познавательных способностей.

Упражнение «Сердечки»

Участники семинара — практикума сидят в общем кругу.Старший воспитатель передает по кругу коробочку с сердечками со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного сердечек». После того как все участники взяли сердечки, просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек он взял.

Упражнение «Живая шляпа»

Старший воспитатель — Друзья мои. Я предлагаю вам поиграть в игру «Живая шляпа». Пока звучит музыка участники игры передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот у кого она осталась, надевает ее на себя и отвечает на вопросы.

Старший воспитатель — Уважаемые родители, как вы думаете, какие формы используют педагоги по формированию у детей связной речи и познавательных способностей. Назовите их. Каждый кто ответил на вопрос передает шляпу следующему участнику.

Старший воспитатель — Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер — классы, консультации, беседы в которых я познакомлю вас с формами работы с детьми, используемыми при формировании связной речи и познавательных способностей у детей.

Мастер — класс «Развитие связной речи и мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»Перед началом мастер — класса послушайте небольшой доклад.

Старший воспитатель — Одной из форм работы, которые часто используют педагоги являются дидактические игры. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Многочисленные нервные окончания в коже и мягких тканях кисти — особенно на кончиках пальцев — воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют ее для обработки в головной мозг. Развитие мелкой моторики является одним из эффективных средств речевого развития детей дошкольного возраста. Развивая мелкую моторику естественным, здоровым способом происходит развитие интеллекта ребенка, в частности связной речи. В результате своей деятельности и анализируя деятельность педагогов я пришла к выводу, что результативный вид работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи оказывают дидактические игры. Сегодня я хочу вас, познакомить с некоторыми из них. Прошу желающих принять участие мастер — классе.

Старший воспитатель — Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру со слингобусами. Слингобусы — это стильный и элегантный аксессуар, но самое главное — это прекрасная игрушка для ребенка, развивающая мелкую моторику, тактильную чувствительность, зрительное и слуховое восприятие. Слингобусы могут изготавливаться из различных материалов — бумаги, текстиля, шерсти. Можно использовать наполнитель для бусин — горох, фасоль, кукуруза, рис. Дети очень любят перебирать бусины, нанизывать бусы и составлять оригинальные украшения. Слингобусы развиваюту ребенка и эстетический вкус: дети не только перебирают бусы, но и составляют их, подбирают аксессуар к одежде. Это игра используется педагогами для развития связной речи, автоматизации и дифференциации звуков, обучает слоговому анализу.

Ход игры

Вариант 1

Предлагаю вам, разделить слово корова на слоги, используя бусины.

Нанизываем одну бусину и произносим первый слог в слове корова -ко-, нанизываем вторую бусину, произносим второй слог -ро- и так далее.

Вариант 2 Также можно использовать эту игру для произношения предложения (используя сюжетные картинки). Глядя на картинку нанизываем бусинки и произносим предложение (Этот малыш — Илюша, нанизываем вторую бусинку произносим второе предложение (Этот малыш — Алеша) и т. д.

Слингобусы способствуют также созданию и воплощению сюжетных игр. «Модельер», «Стилист», «Дизайнер», Участие детей в сюжетно — ролевых играх способствует развитию познавательных способностей, расширяет представление о профессиях.

Старший воспитатель — Следующие игры, которые я хочу вам, представить игры с камешками, педагоги используют их с целью развития у детей связной речи, умений классифицировать предметы.

Дидактическая игра «Найди лишнее»

Ход игры.

На столе лежат камешки с картинками (свитер, платье, пирамидка, пальто).

Старший воспитатель — Найдите лишний камень с картинкой.

Дидактическая игра — «Расскажи сказку»

Старший воспитатель — Прошу вас, из камней с картинками составить авторскую или рассказать известную сказку.

Соревнование «Мозговой штурм»

Старший воспитатель — Ваша задача придумать дидактические игры по формированию связной речи у детей. Кто больше игр придумает.

Рефлексия

Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей, полученные в результате проведения семинара — практикума.

Хорошей традицией семинара — практикума является его рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность. При проведении рефлексии я использовала прием «Выбери дистанцию».Я предложила родителям объявить символом обсуждаемой темы дидактическую игру по формированию связной речи у детей «Составь предложение».

Старший воспитатель — Каждый из вас, должен встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Вы должны одной фразой объяснить выбранное вами расстояние.Например: «Я встала очень близко к игре, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами в самостоятельные игры. Семья тут не при чем.

В конце мероприятия я раздала родителям памятку с советами по проведению игр, советую изучить эти правила и придерживаться их при игре с детьми.

Вывод: нетрадиционная методика проведения семинаров — практикумов для родителей повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания. Я считаю,что поставленные мною цель и задачи реализованы:

— у родителей сформированы представления о значении игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста.

родители заинтересованы проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада

родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие детей.

В дальнейшем планирую продолжить проведение таких мероприятий с участием совместной деятельности детей и родителей.

Источник

Консультация «Развитие связной речи и познавательной деятельности у детей».

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развернутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы и устного народного творчества.

Наиболее сложно у детей дошкольного возраста формируются монологические высказывания описательного и повествовательного типов. Для успешного формирования монологических высказываний особенно важно обучать детей речевым умениям необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: определять объект речи и последовательность в описании, вычленять главную тему и соблюдать структуру в повествовании.

Если учитывать особенности развития связной речи дошкольников, и в соответствии с ними подбирать специальные речевые упражнения, то процесс развития связной речи будет протекать более успешно.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс обучения и воспитания, даже в плане обычных ответов, просто немыслим, поэтому, о ее развитии у детей необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней, и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функция речи. Так же в этом возрасте у него имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» для нее — он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка.

В познавательном развитии ребёнка стоит учитывать два важных компонента.
Во-первых, собственно информация, которую получает ребёнок из окружающего мира.

Во-вторых, отношение ребёнка к получаемой им информации.

В первом случае для улучшения познавательного развития ребёнка важно анализировать следующее:

а) какую именно информацию ребёнок получает: соответствует ли она его познавательным потребностям? она является совершенно новой, или совпадает с тем, что уже знает ребёнок, или изменяет имеющиеся знания?

б) как именно ребёнок получает информацию: в процессе собственной деятельности или со слов других? кто или что является авторитетным источником информации для ребёнка?

в) как ребёнок умеет оперировать информацией? В зависимости от своего возраста и уровня развития, актуальности и понятности информации, ребёнок может её запомнить или забыть, систематизировать или анализировать… 

Познавательное развитие ребёнка можно разделить на два этапа: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша. 

Каждое новое умение дает ребенку возможность новых открытий и, чем старше юный исследователь, тем интенсивнее происходит развитие познавательных способностей. Если до двух лет познавательный процесс большей частью происходит посредством движения, то позже начинает преобладать зрение: ребенок учится рассматривать предметы, постепенно подключая другие способы восприятия (обоняние, слух, осязание). К пяти годам у ребенка накапливается довольно объемный багаж знаний. Немаловажную роль в познавательной деятельности ребенка играет овладение речью. Чем больше словарный запас малыша, тем больше новой информации он способен принять и понять. Стимулировать развитие познавательной деятельности можно посредством игры и увлекательной деятельности. Познавать новое малыш может везде: на прогулке, в общественном транспорте, в поликлинике. Главное, чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и имели фантазию придумать интересное задание ребенку. Например, по дороге в детский сад можно рассказывать увиденное. Спросите ребенка: «Какой транспорт ты видишь?», «Посчитай, сколько машин белого цвета», «А что в природе бывает белым?». 

Читая книги, очень важно разговаривать на тему услышанного ребенком, задавать вопросы по иллюстрациям. Чем старше ребенок, тем сложнее вопросы и задания ему под силу, и тем более сложные темы его интересуют.

 В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

 Если в раннем младенчестве, кроха отличается безудержным любопытством и «откликается» в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность и сила звука, то на 3-ем году ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т.д. Малыш как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его конструкции, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир будит в малыше азарт «первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новое в знакомом. Так начинается экспериментирование. Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:

  • Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».

  • Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.

  • Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.

  • Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).

  • Учить малыша выражать словами свои впечатления.

  • Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя, психолога, логопеда. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок тоже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта.

Важно также научить ребенка игровой деятельности и навыкам общения с детьми. Познавательный интерес отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для такой деятельности. Главное – родители должны оценить возможности ребенка  и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.

Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Ребёнок нашёл жука. Что это за жук — майский, плавунец или кто-то еще? Подождите с ответом, понаблюдайте вместе с ребенком за ним. Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного исследования даже в условиях дома, приусадебного участка, во дворе,  даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.

Не удивительно, что созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальным движениям и т.д. Не пожалейте на это время. Задачей родителей является создать в семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.

Источник