Развитие сукцессивных способностей ребенка это

Елена Румянцева
Развитие сукцессивных функций и пространственно-временных представлений

Развитие сукцессивных функций и пространственно-временных представлений у дошкольников.

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звукового анализа и синтеза, сформированности лексико – грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, сукцессивных функций (функций последовательности). Несформированность какой –либо одной из этих функций или нескольких может вызвать нарушение процесса овладения письмом (дисграфию) или чтением (дислексию, или и то и другое.

Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения, перестановки, пропуски и замены букв, слогов; слитное написание слов, предлогов со словами; аграмматизмы на письме.

Дислексия проявляется в заменах, перестановках, пропусках, искажениях и заменах букв и слогов при чтении; повторении букв, слогов и слов при чтении; вставках лишних букв и слогов в слово, слов в предложение; аграмматизмах, непонимании смысла прочитанного.

Причиной нарушений письменной речи, т. е. чтения и письма, очень часто является нарушение сукцессивных функций и пространственно – временных представлений.

Сукцессивные функции — это операции различения, запоминания и воспроизведения временных и пространственных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов, звуковых ритмов, изображений, предъявленных в определенной последовательности.

Сукцессивные функции – функции последовательности; это возможность последовательно воспроизвести звуковые и графические ритмы, движения, изображения, вербальные стимулы (возможность записать цифры, слова, предложения, устойчивые речевые ряды (*в правильной последовательности назвать времена года, дни недели, месяцы и др.).

Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме отражаются в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи.

Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов (морфема – часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

Развитие сукцессивных процессов у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитие речи является одним из актуальных направлений для последующего овладения граммотой в системе дошкольного образования.

Развитие пространственных представлений

Пространственное ориентирование — это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.

В норме пространственные ориентировки в норме формируются к 7 — 8 годам. Их сформированность обеспечивает успешное освоение всех этапов научения письму (1. этап мотивации, 2. этап составления влана письменного высказывания, 3. звуковой анализвыделенного для написания слов, 4. уточнение звуков и их перевод в фонемы; перевод фонем в графемы, 5. перевод графем в кинетическую программу записи).

Недостаточно развитые умения и навыки пространственного различения являются одной из причин нарушений письма у младших школьников.

Этапы развития пространственных представлений:

1. Осознание схемы тела, т. е. ориентировка в пространстве в отношении собственного тела.

Прежде всего воспринимается, что голова – вверху, а ноги – внизу; затем правая часть туловища, левая часть туловища.

2. Ориентировка в окружающих предметах по отношению к своему телу:

*надо мной – лампа, подо мной – пол, справа от меня – зеркало, слева от меня – стул и т. д.

3. Ориентировка в пространственном расположении предметов не зависимо от собственного тела:

* ручка находится справа от листочка, картина висит слева от зеркала.

4. Ориентировка в пространственном расположении элементов предметов:

* у окна есть правая часть, есть левая часть; у дерева наверху – листья, внизу – корни и т. д.

5. Определение расположения предметов на изображениях, схемах, таблицах:

определить изображенные левую и правую кисти рук,

определить след правой и левой ноги,

определить левый и правый карман у джинсов (вид сзади,

определить левый и правый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх,

и т. д.

6. Ориентировка в зеркальных расположениях:

а) знакомство со схемой тела (определить право–лево) стоящего напротив:

б) то же, но по картинкам(*определи, какой рукой машет девочка их окна вагона).

7. Ориентировка в пространственном расположении букв, цифр, каких — либо знаков относительно друг друга:

В цифровом ряде *1 2 3 4 5 6 7 8 9 назвать первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (слева направо).

Покажи число *4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое стоит слева от него, какое справа? Больше оно или меньше, чем 4?

Верни число на место: 1 2 3 4 6 7 8 9.

Ведущий показывает направления рукой (верх, низ, право, лево, а ребенок показывает соответствующую карточку со стрелкой

, ,, .

Даны 4 точки. Задание: поставь знак «+»: от первой точки – снизу

от второй – сверху

от третьей – слева

от четвертой – справа

и другие подобные задания.

8. Ориентировка в пространственном расположении элементов букв, цифр, знаков:

Определи, в какую сторону смотрит буква (* буква К смотрит в правую сторону, буква З – в левую);

Назови, из каких элементов состоит буква Н, как расположены эти элементы относительно друг друга (справа длинная палочка, слева длинная палочка, между ними – короткая палочка).

Развитие временных представлений

В круг вопросов по развитию временных представлений входит: формирование понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; расширение и активизация соответствующего словарного запаса.

Примерные задания:

1. Разложить в нужной последовательности картинки с изображениями (карточки с названиями) разных частей суток;

2. Как называется прием пищи в разное время суток;

3. Назвать 5 дней подряд без дат и дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра);

4. Как зовут день (Если сегодня его зовут вторник, то как его звали вчера, как будут звать завтра, как послезавтра);

5. Назвать времена года по порядку, разложить картинки;

6. Продолжить времена года в нужной последовательности после *лета (или положить соответствующие картинки);

7. Подобрать карточки с названиями месяцев по сезонам. В случае правильного выполнения задания на обратной стороне 3-х карточек сложится изображение-символ данного времени года (*зима – санки).

8. Сопоставить понятия: дед – отец – сын – брат;

бабушка – мать – дочь – сестра.

Дать варианты этих понятий (кто кому кем приходится):

дед – отец отца (или матери)

отец – сын деда

и т. д.

9. Составить рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, брат,

сестра, внук, внучка, сын, дочка и др.

10. Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок (подбираются в соответствии с возможностями ребенка);

11. Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и т. д.

12. Повторить и/или записать под диктовку серии из 2 –5 цифр, звуков, слогов (записывается только после прослушивания всей серии)

Развитие сукцессивных способностей

Последовательность действий и планирование.

Данный вид упражнений вырабатывает способность к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации.

а) Игры на выполнение многошаговых инструкций (2,3,4,5-шаговых инструкций) по памяти (по словесной инструкции, по опорным значкам.

Например, игра «Найди клад». Найти «клад» можно только следуя последовательности действий, заданных в инструкции. Каждый следующий «шаг» позволяет найти указание (картинку, помогающее направить поиски в нужном направлении. В более легком варианте этой игры последовательность шагов изображена в виде ряда пиктограмм (картинок-символов, указывающих на место поиска в очередном «шаге». Игру можно проводить как в игровой комнате, так и на бумаге (в последнем случае последовательность шагов указывает карта-путь).

б) «Телефон».

Ребенку предлагается (в ситуации игры) позвонить какому-нибудь зверю или сказочному персонажу. Наборный диск телефона вместо цифр имеет кружочки разного цвета, геометрические фигуры или какие-либо значки (для детей, плохо знакомых с цифровыми обозначениями). Номер телефона представляет собой ряд цветных кружков (геометрических фигур, значков, расположенных в определенной последовательности.

Последовательность в пространстве.

Для развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей можно использовать разнообразные игры, в которых игровой сюжет требует запоминания или сравнения рядов каких-либо изображений, фигур, различающихся формой или цветом, расположенных в определенной последовательности. В зависимости от возможностей ребенка необходимо дифференцированно подбирать длину исходную длину ряда и на последующих занятиях постепенно усложнять задачу, увеличивая количество элементов в ряду.

а) «Собери бусы» (нанизать, раскрасить, различающиеся цветом или формой: по образцу (от 3 до 10 элементов, по памяти (от 2 до 6).

б) «Игрушки на полках»: чем отличаются? (3 — 6 предметов).

в) Игры «Что изменилось?». По памяти обнаружить изменение последовательности (3 — 6 предметов).

г) Цветной ксилофон (воспроизведение последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд – мелодию).

д) «Живые цепочки». Дети стоят в определенной последовательности. У каждого на груди прикреплен значок с определенной картинкой. Порядок расположения картинок (и детей) изображен на карточке. По команде цепочка рассыпается. Задачей ведущего (ребенка) является собрать «цепочку» прежней последовательности.

е) «Запомни карточку и выбери такую же»: ребенку предлагается запомнить ряд картинок (или фигур, цветных кружков, цифр, букв) на карточке и найти такую же среди 2-го набора карточек, из которых лишь одна совпадает с текстовой. Длина ряда от 3 до 7 в зависимости от возраста.

ж) Тот же материал, но ребенку предлагается выложить ряд по памяти из отдельных элементов (более сложный вариант).

Последовательность во времени.

а) «Телеграфист». Отстукивание ритмов по образцу (на слух) или графической схеме:

симметричных -! !, !! !

асимметричных -! ,! ,! !, !, ! !

б) «Зарядка»: запомнить и воспроизвести последовательность движений (от 3 до 6).

в) Порядок времен дня, времен года, дней недели, месяцев (для младших – по картинкам, для старших – словесно).

г) «Шарики в непрозрачной трубочке»: на глазах у детей разноцветные шарики вкладываются в непрозрачную трубочку. Задача: догадаться, в каком порядке они выкатятся из противоположного конца трубочки (число шариков от 2 до 6).

Усложненный вариант игры: необходимо предсказать, в каком порядке шарики выкатятся из того же конца, в который они вкладывались.

Перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно.

а) «Картинки–невидимки»: перед ребенком в определенной последовательности выкладывается ряд карточек (с предметными рисунками, фигурами или цветными кружочками). Каждая выкладываемая карточка предъявляется и переворачивается лицом вниз. Таким образом, выложенный ряд повёрнут тыльной стороной к ребенку, а лицевая – закрыта. Из набора карточек с рядами изображений, расположенных в разной последовательности, ребенок должен найти тот, который идентичен выложенному. После того как выбор сделан, карточки переворачиваются лицом вверх и оба ряда сличаются.

Последовательность в речи.

а) Восстановить порядок фраз в рассказе (* «Письмо от Незнайки»);

б) Восстановить порядок слов во фразе (* «Перепутаница»);

в) Воспроизвести определенный набор слов (* «Пароль»);

г) Последовательность в стихах типа «Дом, который построил Джек»;

д) Последовательность в рассказах: «Репка», «Колобок» и др. ;

е) Игра «Повтори и добавь»: 1-й участник называет слово, 2-й повторяет его и говорит своё, 3-й повторяет оба слова и добавляет третье; 1-й повторяет все три в названном порядке и добавляет своё слово и т. д. ;

ж) Упражнение «Продолжить ряд, сохраняя принцип чередования» (картинки, фигуры или значки):

0 + + 0 + +.. .. .. .. ..

+ 0 0 + 0 0 + 0 0. .. .. .

0 + 0 0 0 + 0 0. .. . .

0 — + 0 0 — + 0. .. . .

0 + — 0 + — 0 +. . .

Рекомендуемая литература:

1. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников;

2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей;

3. Русскова Т. А. Учимся пространственной ориентации. Альбом-раскраска;

4. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.

.

Источник

Известно, что у многих детей, имеющих нарушения чтения  и письма, отмечается недостаточная сформированность  сукцессивных функций, то есть способности совершать операции с рядами стимулов с учетом их последовательности. К этим функциям относятся, например, способность запоминать ряды цифр, слов, звуков, букв  в заданной последовательности, помнить последовательность времен года, дней недели, месяцев, воспроизводить серию разных движений в заданной последовательности и т.п. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов.

Предлагаемая система коррекционно-логопедической работы направлена на преодоление недоразвития сукцессивных функций. Такая работа должна последовательно проводиться с детьми как старшего дошкольного, так и младшего школьного возрастов, имеющих нарушения речи.  Задания могут использоваться родителями также с целью профилактики дисграфии и дислексии у детей.

Этапы работы:

  1. Формирование  сукцессивных  функ­ций на основе автоматизированных рядов.
  2. Формирование  сукцессивных функций на основе произвольно заданных рядов.
  3. Формирование сукцессивных функ­ций на основе произвольно заданных серий последовательностей.

1. Формирование сукцессивных функ­ций на основе автоматизированных рядов.

Операции рядоговорения (вербальные стимулы).

В процессе коррекции отрабаты­ваются любые последовательности. Следует ориентироваться на возрастные возможно­сти детей и значимость материала для кон­кретного ребенка.

Автоматизированные ряды:

1. временные последовательности:

  • времена года (зима — весна — лето -осень);
  • время  суток  (утро — день – вечер — ночь);
  • дни недели (понедельник — вторник -среда — четверг — пятница — суббота – воскресенье);
  • месяцы (январь -… — декабрь);
  • позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра;
  • день, неделя, месяц, год;
  • четверть, полугодие, год;
  • день,  неделя,  декада,  месяц,  квартал, год, век;
  • прошедшее — настоящее — будущее;
  • вчерашний — сегодняшний — завтрашний;
  • до этого — сейчас — после этого;
  • девять часов тридцать минут пять секунд  (половина десятого) и т.п.
  1. режим   дня:   подъем   —   умывание   — одевание — и т.д.
  2. счет:
  • прямой порядковый счет (например, от 1до 10); четные/нечетные; счет десятками и т.д.
  • обратный счет от 10 до 1;

4.   оценки (отметки): плохо — неудовле­творительно — удовлетворительно — хорошо-      отлично;

  1. алфавит (родной и иностранные языки);
  2. родственные отношения:
  • прапрадед — прадед — дед — отец — сын -внук — правнук — праправнук;
  • прапрабабушка — прабабушка – бабушка-мать — дочь — внучка — правнучка — пра­правнучка;

7.   возрастные изменения:

  • родился — жил — умер,
  • (новорожденный) — младенец — ребенок -подросток — взрослый — пожилой;
  • девочка    — девушка — женщина — ба­бушка;
  • мальчик — юноша — мужчина — дедушка;

8.   фамилия, имя, отчество (собственные, близких родственников, знакомых);

  1. дата рождения  (число — месяц -год);
  2. адресные данные: индекс — город -улица — дом № —  квартира № — подъезд № —
     
  1. код № — этаж №;
  2. номер   телефона   (номера  телефонов);
  3. дата сегодняшнего дня (число, месяц, год);
  4. названия пальцев руки: большой -указательный — средний — безымянный — ми­зинец;
  5. пространственные последовательности:
  • верх — середина — низ;
  • слева — в центре — справа; влево — ле­вее — еще левее;
  • начало — середина — конец;
  • очень близко — ближе — близко — по­дальше — далеко — еще дальше — очень да­леко;
  1. местонахождение: планета — материк — страна — область — город — район -улица;
  2. цвета радуги: красный — оранжевый- желтый — зеленый — голубой — синий —
    фиолетовый;
  1. названия нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си;
  2. планеты солнечной системы: меркурий — венера — земля — марс — юпитер -сатурн — уран — нептун — плутон;
  3. части слова: приставка — корень -суффикс — окончание; корень — окончание;
  4. члены предложения: подлежащее -сказуемое;   определение  —  подлежащее  -сказуемое — дополнение;
  5. звуки: называние звуков по порядку их следования в слове.

Инструкция: Назови звуки по порядку следования их в слове (с -о-к);

  1. буквы: называние букв по порядку их следования в слове.

 Инструкция: а) Назови буквы по порядку их следования в слове (м-  о — л — о — к — о);

  1. слоги: называние слогов по порядку их следования в слове.

Инструкция: Назови слоги по порядку их следования в слове (мо-ло-ко);

  1. слова: называние слов по порядку их следования во фразе.

Инструкция: Назови слова по порядку их следования в предложении.  

(Кошка побежала за мышкой. Кошка, побежала, за, мышкой);

  1. фразы: называние фраз по порядку их следования в тексте. Инструкция: Назови предложения по порядку их следования в тексте;
  2. рассказывание стихов (прозы) наи­зусть;  рассказывание   сказок,   например,«Репка», «Колобок» и др.;
  3. маршрут (ы)    автобуса   (трамвая, троллейбуса, метро, электропоезда);
  4. любые другие последовательности:
  • завтрак — обед — полдник — ужин; зав­тракает — обедает — полдничает — ужинает;
  • ясли — детский сад — школа — лицей – институт.
  • дошкольник — ученик — студент — специалист;
  • ручеек — река — море;
  • семя — росток — цветок;
  • вода — пар — снег — лед и т.п.
  • плечо — предплечье — кисть; бедро -голень — стопа;

Вышеназванные ряды отрабатываются в заданиях различного типа. Могут быть предложены следующие инструкции:

  • Перечисли по порядку (например, вре­мена года)
  • Перечисли в обратном порядке (напри­мер, дни недели) …
  • Я начну, а ты продолжи дальше (необходимо сохранить принцип чередования);
  • Я назову месяц, а ты назови месяц пре­дыдущий (последующий);
  • Я назову месяц, а ты назови предыду­щий и последующий месяцы.
  • Я назову месяц, а ты перечисли по порядку предыдущие месяцы, начиная с на­званного.
  • Правильно ли  это? Исправь!  Скажи (выбери, запиши, нарисуй) правильно!

2) Формирование сукцессивных функций на основе произвольно заданных рядов

Педагог предлагает любые последова­тельности. В системе коррекционной работы используются задания, в основе которых лежат кинестетические ощущения, слухо­вое, зрительное и тактильное восприятие.

Двигательный анализатор.

Основываясь на онтогенетической зако­номерности формирования моторной сферы -от крупных движений к мелким, следует соблюдать следующую последовательность
предъявления  заданий:   общая  моторика  -мелкая моторика — артикуляционная мото­рика (туловище —» пальцы рук —»• органы артикуляции).

1.   Движения  туловища,  рук,   ног,  го­ловы. Например, выполнение движений: сел-встал — лег.

  1. Движения   пальцев   рук.   Например, выполнение движений: «балерина-паук-зай­чик»;

Движения органов артикуляции (губы, язык, мягкое небо,  нижняя челюсть). Например, выполнение движений: «улыбка-трубочка-окошко».

3. Воспроизведение последовательно­стей, произнесенных вслух: знаков, симво­лов, цифр, букв, слов, словосочетаний, фраз.

Основные инструкции:

Повтори (например, ряд цифр) в том же по­рядке, в котором я произнесу. Повтори  (например, ряд цифр)   в обратном порядке, начиная с конца.

Варианты выполнения:

  1. Повторение за педагогом.
  2. Соотнесение услышанного с его графическим изображением:
  • а) выбор графического изображения из серии предложенных;
  • б)   последовательное   выкладывание картинок,   карточек   с   написанными   циф­рами, слогами,   буквами, словами;
  • в) рисование.  Например, «Нарисуй дом, дерево, человека»;
  • г)   самостоятельная   запись   ручкой I карандашом, кисточкой  цифр или слов в тетради.

Повторение цифровых рядов.

В прямом порядке. Ребенку предлагается повторить ряд цифр в том же порядке, в ко­тором они были названы. Для воспроизве­дения даются ряды длиной от 3 до 6 цифр. Дети в возрасте 4,5 лет и старше воспроиз­водят ряд из 4 цифр (в одной из 2-х попыток с рядами одинаковой длины, но разного чи­слового состава), дети 6,5 — 7 лет — ряд из 5 цифр, дети 10 лет и старше — ряд из 6 цифр.

В обратном порядке. Ребенку дается инст­рукция, что повторять нужно в обратном порядке, начиная с конца, и это демонстрируется на примере ряда из 2 цифр. В 7 лет дети уже способны воспроизводить ряды из 5 цифр, в 9 лет — из 4-х и в 12 лет — из 6 цифр.

Повторение фраз.

Длина фразы

в слогах

Для повторения пред­лагаются следующие фразы:

6

Дети, ложитесь спать.

Дети пошли гулять.

8

Лошадь бежит по дороге.

В лесу весной поют птицы.

10

Посмотрите в окошко на детей.

Бедная собачка замерзает.

12

Курочка повела своих деток гулять.

Уточка быстро плавает по озеру.

14

Вечером няня рассказывает детям сказки.

Дети пошли в лес за грибами и ягодами.

16

Лиса залезла в курятник и утащила петуха.

Первый чистенький снежок падает на мерзлую землю.

18

Ваня любит сказку про серого волка и хитрую лису.

Бабушка и Миша уходили после обеда погулять  в лес.

Возрастные нормы теста «Повторение фразы»

Возраст

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

8 лет

Средняя длина (в слогах)

Маль.

10

12

13,5

16

16

Дев.

10

12

14

15,5

16,5

Размах колебаний

Маль.

8-12

11-13

12-16

13-19

13-19

Дев.

8-12

11-14

12-16

13-18

14-19

Зрительный анализатор.

Любые ряды элементов, представленные наглядно, отрабатываются:

1) линейно;

2) по кругу.

Ряды элементов, расположенных в ли­нейной последовательности можно выкла­дывать:

  • слева    направо    (горизонтально)    и сверху вниз (вертикально);
  • в прямом и обратном порядке.

Ряды элементов, расположенных по кру­гу, можно выкладывать по часовой стрелке (прямой порядок) и против часовой стрелки (обратный порядок).

Стимулы:

  1. реальные предметы (посуда, игрушки и т.п.):
  2. символы:
  • геометрические  фигуры  (плоские  и объемные);
  • знаки (математические, знаки препинания, дорожные);
  • цифры;
  • буквы (русский и иностранные языки);

3.         буквы:

  • слоги;
  • слова;
  • словосочетания;
  • фразы.

Стимулы, предъявляются в различных условиях:

  • реальные предметы;
  • изображения реальных предметов;
  • стилизованные   изображения   реаль­ных предметов;
  • силуэтные изображения;
  • контурные;
  • пунктирные;
  • в условиях «зашумления» и т.п.

Вариант выполнения заданий ребенком:

  • выкладывание в определенной после­довательности реальных предметов;
  • выкладывание карточек с изображением предметов;
  • называние вслух заданных стимулов;
  • выкладывание   карточек   с   записью названий предметов;
  • рисование заданных изображений;

•     запись названий изображений.
Дидактические упражнения.

  • Копирование  последовательности   8 цветных квадратиков по образцу в прямом и
    обратном   порядке.   Инверсия   последова­тельности квадратов становится доступной
    здоровым детям, начиная с 7-летнего возраста.
  • Определение порядка расположения  3-х цветных шариков, помещенных на

 гла­зах у ребенка в непрозрачную трубочку, по­сле ее поворота на 180° и на 360° . Задание доступно здоровым детям старше 7 лет.

Тактильный анализатор.

Ощупывание материалов различных по фактуре, весу, предъявленных в определен­ной последовательности. Рисование, запись на коже ладони, на спине разных стимулов,

например, письмо букв с последующим их прочтением (дермолексия).

 Варианты выполнения:

  • выкладывание в определенной последовательности реальных предметов;
  • выкладывание карточек с изображе­нием предметов, предлагаемых на ощупь:
  • называние вслух заданных стимулов:
  • выкладывание   карточек  с   записью названий предметов;
  • рисование заданных изображений;
  • запись названий предметов, предлагаемых на ощупь.

Ниже приводятся используемые задания.

 Дидактическое упражнение «Продолжи ряд»

Необходимо сохранить принцип чередова­ния.

Варианты   выполнения:   повторить   (на­звать,  выполнить),  выложить,  нарисовать, записать. Цифры: 12   3. Продолжение: 123123123123123123123123 Буквы: а  у   и. Продолжение: ауи ауи ауи ауи ауи ауи ауи Слоги: СА- СА-ША. Продолжение:

са са шаса са шаса са ша Ритмы: /// // Продолжение: /// // /// // III II III II III II III II

Дидактическое упражнение «Правильно ли это?»

Определение линейной схемы фразы. Материал предъявляется на слух. Можно использовать подкрепление в виде картин с изображением предметов или явлений, педагог намеренно допускает ошибки, пропуская, повторяя, добавляя, переставляя порядок элементов ряда.

Инструкция: «Слушай внимательно, правильно ли я сказала, если нет, скажи правильно».

Вербальные стимулы:

  • утро — ночь день — вечер;
  • зима — лето — весна — осень;
  • 123 5;
  • 123 145;
  • СОМ — МОС СОМ ОСМ — МСО ЭМ-СМО-СОМ;
  • Девочка разбила чашку и заплакала, плакала чашку и девочка разбила. Мы грибы  собирали в лесу. Мы были в лесу и собирали грибы. Дети сели в класс и вошли за парты. Дети шли в класс и сели за парты. Хозяйка, которую сварила каша, очень вкусная. Каша, которую сварила хозяйка, очень вкусная. Мужчина вошел в дом, на котором был синий плащ. Мужчина, на котором был синий плащ, вошел в дом.

4. Формирование сукцессивных функ­ций на основе произвольно заданных серий последовательностей

Педагог предлагает для воспроизведения несколько (две, три) серий последователь­ностей. Например,

Запомни и повтори:

1      !!!  !!

2.   2. ! !!! Запомни и повтори:

1.          3-5-7

2.           2-9-3-5.
Запомни и повтори:

1.А-И-У

2 О-Э-И

3. А-И-У-А»

Предлагаемые задания можно использо­вать как для выявления уровня сформированности  сукцессивных функций, так и для преодоления названных нарушений. Своевременное и систематическое разви­тие этих функций позволит подго­товить почву для развития устной формы речи, прежде всего, звуко-слоговой струк­туры слова и синтаксических операций. Предложенная система работы направ­лена на профилактику нарушений письмен­ной речи, предупреждение возникновения трудностей, связанных с обучением грамоте.

Источник