Развитие субъектной позиции ребенка в воспитании
Евгения Тончавина
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.
В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность.
Субъект — это носитель активности.
Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.
Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора. Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельностивыглядит следующим образом: •эмоциональный компонент — выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности; эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность, деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.
Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно,становятся: ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение, избирательная направленность (что это такое); инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.
Как показывают исследования педагогов Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомковой О. В. Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста.
Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка.
Это годы оформляющегося образа «Я», когда сравнение Своего Я и Другого Я занимает значительное место в складывающейся шкале ценностей ребенка. (как получился рисунок у меня и как у других, что нравится мне и что Оле, во что хочу поиграть я и во что другие дети). Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.
Вместе с тем, мы уже говорили, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная.
Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.
В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник —это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.
И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:
• интерес к деятельности;
• избирательное отношение к разным видам деятельности;
• инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
• самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.
Т. о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
С опорой на концепцию Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.
Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность
. Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л. С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту
. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения:
в раннем возрасте – восприятие;
в дошкольном возрасте – память;
— к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление
.Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить
основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:
1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;
2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);
3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;
3-5 лет – ребенок — субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.
5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;
6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности.
Но всегда ли дошкольник может освоить (и соответственно, занять) СП (субъектную позицию) в деятельности?
С чем это связано?
Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса.
Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».
Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации.
Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.
Т. О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.
Современные исследователи отмечают, что воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:
субъект-объектная модель — взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;
объект-субъектная модель — взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;
субъект-субъектная модель — позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.
Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционнымимоделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:
1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.
2. Передача информации от детей взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.
3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПиН для дошкольных учреждений в настоящее время в дошкольном образовании смещен акцент с учебных занятий на совместную деятельность ребенка и взрослого, отказ от жесткого регламентирования.
В организации и осуществлении образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках третьей (субъект-субъектной) модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля.
Эффективными приемами развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности являются:
• использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить его);
• использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи для взрослого — поиск видовых и родовых признаков сходства предметов (младший, средний дошкольный возраст, дифференциация родовых понятий (старший дошкольный возраст) — связано с игровой задачей для детей (поможем Пете положить одежду в шкаф, а обувь в обувницу и др.);
• использование интерактивных и компьютерных игр;
• придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;
• привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;
развитие навыков самооценки и самоконтроля.
Овладение детьми позицией субъекта деятельности
Критерии овладения
позицией субъекта
Самостоятельно ставит цели, задачи
Самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели
Самостоятельно планирует свою деятельность
Овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию
Достигает результата, владеет элементарными навыками самоконтроля и самооценки
Использование модели «субъект-субъектных» отношений с детьми позволит повысить качество результатов образовательной деятельности,а именно:
• субъектныйподход обеспечит развитие личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности.
• Повысится уровень освоения детьми образовательной программы.
• Повысится уровень удовлетворенности родителей.
Источник
Прочитайте содержание
Формирование субъектной позиции ребенка в целостном педагогическом процессе
В целостном процессе становления и развития личности ведущая роль принадлежит школе, так как она является основным социальным институтом, в котором подготовка подрастающего поколения к жизни осуществляется на профессиональной основе целенаправленно и специально подготовленными для этого людьми. Сегодня образование включает в себя воспитание и обучение. Через воспитание и обучение человек осваивает конкретные правила, нормы и роли, которые ему предстоит выполнять в обществе. Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны: воспитывая, мы образовываем и образовывая воспитываем.
Воспитание и обучение – это виды духовного развития человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действия в нем. Через образование наследуется опыт предыдущих поколений человечества, человек адаптируется к конкретной обстановке.
Современная школа обозначается важным фактором гуманизации общественно-экономических, политических и культурных отношений. Динамика этих отношений актуализирует потребность в новой концепции воспитания подрастающего поколения, способного к духовно-нравственному осмыслению изменяющегося мира. Это предопределяет поиск иного содержания процесса воспитания, иных воспитательных средств, форм и методов, которые способны обеспечить личностные результаты школьников.
Закон «Об образовании» трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства.
Воспитание – сознательное, целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие на личность, приводящее к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу. Цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами.
Воспитанием достигается подготовка людей к жизни в социуме, в системе социальных отношений, вырабатывается гражданская позиция личности, прививается любовь к Родине, семье, природе. Развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманизм, уважение к закону. Вырабатываются культура личности, стремление к цивилизованному удовлетворению своих потребностей.
Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активный участник образовательного процесса наряду с активным ребенком. В связи с этим становятся главными те задачи, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог.
Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются:
— принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и возрастные особенности учащихся, использование учителем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;
— принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков ученика, но и психофизиологическими возможностями и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;
— принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;
— принцип ненасилия предполагает терпимость учителя к ученику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;
— принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете учителем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности учащихся;
— принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом учащихся, их реальной жизнедеятельностью;
— принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности;
Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность и индивидуальность ученика. Именно уровень индивидуального развития ученика в конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога.
Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом.
Ученые в понятие «воспитание» вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательная среда, воспитательный процесс
Ценности воспитания – это значимые для человека и общества природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы теории, технологии и способы социально-педагогической деятельности.
Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. В качестве необходимого фона воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера – совокупность эмоциональных взаимосвязей учителя и ученика, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия.
Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Базисом является деятельность ученика по приобретению системы личностно и общественно значимых ценностей, а желаемым для общества результатом – формирование жизненных навыков, положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, к другим людям и к самому себе.
На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ученик начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания и совершенствовать в себе самовоспитание.
Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.
Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества.
Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
Искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ученика стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ученик, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.
Обучение личности – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
Направляющая роль педагога, создающего необходимые для активности учащихся условия, обеспечивает полноценное усвоение ими знаний, умений, навыков.
Обучение личности является одним из самых сложных и ключевых вопросов педагогической теории и практики. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Под обучением личности следует понимать широкое взаимодействие между учителем и учеником. Это процесс стимулирования и управления активностью ученика, в результате чего происходит освоение человеческого опыта и ребенок является активным субъектом педагогического процесса.
Рассмотрим сущность субъектного подхода в целостном педагогическом процессе:
1) умение педагога так организовать свою профессиональную деятельность, чтобы ученик участвовал в педагогическом процессе вместе с учителем и был активным субъектом обучения и воспитания;
2) педагог должен знать и принимать права ребенка на защиту здоровья, индивидуальности, на помощь в обучении, на личностное развитие;
3) деятельность должна быть направлена на развитие творческих способностей учащихся, что требует от педагога понимания самоценности личности каждого ученика.
Как субъект образовательного процесса ребенок является носителем определенных интересов, способностей и индивидуальных свойств личности, которые выделяют его среди группы сверстников.
Ученые выделяют несколько типов учащихся:
— одаренные — легко схватывают информацию, находчивы, опережают ровесников по общему развитию;
— эрудиты — учащиеся, имеющие хорошую память, высокую информированность;
— умельцы — учащиеся, которые проявляют незаурядные способности в определенной сфере практической деятельности, стремятся к реализации своих возможностей, настойчивы;
— активисты-общественники — проявляют интерес к общественной деятельности, проявляют инициативу, стремятся к выражению личного мнения;
— трудные — учащиеся, имеющие заниженную самооценку, низкую успеваемость, нереализованные ожидания.
По отношению к ребенку как субъекту целостного педагогического процесса педагог должен выступать в различных позициях: слушателя, оратора, старшего товарища, консультанта, тьютора и т.д.
Личностные качества педагога и их влияние на формирование личности ученика играют ведущую роль в образовательном процессе. В.А. Титов выделил основные личные качества, которые должны быть присущи всем педагогами которые обеспечивают формирование личности ученика.
1) Профессионализм. Представляет собой комплекс как психологических знаний и умений в работе с детьми, так и профессиональных способностей и интересов. Профессиональная подготовка определяет стиль педагогического общения, его отношения к окружающим. Ядро педагогического мастерства — это управление всеми процессами, которые обеспечивают становление личности человека.
2) Эмпатия. Проникновение с помощью чувств в душевные переживания людей. Настоящий педагог должен обладать этим качеством личности, он должен уметь сопереживать и сочувствовать детям, учить детей этому качеству. Это такое качество, которое сближает людей и их общение, оно становится доверительным.
3) Педагогический такт, который проявляется в том, что учитель должен вести себя подобающим образом, соответствующим рамкам приличия.
4) Педагогическая зоркость. Проявляется в том, что учитель наблюдает за изменениями в развитии ребенка, он видит в нем какие-либо перспективы, помогает ему двигаться вперед. Преподаватель должен уметь чувствовать детей, понимать их.
5) Оптимизм. Каждый педагог должен видеть в своем ученике потенциал, он должен верить в его силы и в результаты обучения.
6) Культура профессионального общения. Проявляется в том, что должны быть правильно организованы отношения между учителем и учеником, между самими учениками, между родителями и педагогом и между педагогическим коллективом.
7) Педагогическая рефлексия. Это некий самоанализ и оценка своих результатов работы. Каждый педагог должен уметь оценивать свою работу, анализировать как успехи, так и неудачи.
Позицию учащегося в целостном педагогическом процессе наиболее полно характеризуют принципы личностно ориентированного обучения. К ним относятся:
Признание уникальности и индивидуальной самооценки каждого ученика как самобытного человека, имеющего собственную предопределенность, генетически заложенную программу образования, реализуемую в форме его индивидуальной траектории по отношению к общему образованию.
Признание каждым учеником и педагогом уникальности и индивидуальности самооценки любого другого человека. Система образовательных координат должна выстраиваться относительно каждого ученика, который в обязательном порядке признает существование аналогичных систем у каждого другого ученика.
Каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях. Коммуникативность является универсальной компетенцией личности, а толерантность — одной из важнейших характеристик данной компетенции. Ученик, который умеет понять точку зрения и мотивы деятельности другого человека, реализует тем самым свою социальную роль и предназначение. Умение взаимодействовать относится не только к отдельно взятой личности, но и к группе, коллективу. Взаимодействие с другими субъектами предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие ребенка, создание им новых образовательных результатов, обогащенных знанием, пониманием, диалогом.
Личностная и коллективно создаваемая образовательная продукция учащегося сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с достижениями человечества происходит после проявления его собственного понимания сути изучаемых вещей. Взаимодействие учащегося с культурно-историческими аналогами технологически похожа на его коммуникацию с другими субъектами обучения.
Получаемые учащимся образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и педагогом по отношению к индивидуально формируемым целям учащегося, которые соотносятся с общеобразовательными целями. Т.е. результативность обучения характеризуется личностными приращениями ученика, лишь потом сопоставляется с образовательными требованиями и стандартами.
Педагог не должен навязывать учащимся нормы поведения и деятельности, они должны быть выращены в процессе совместной деятельности. Особая функция педагога в плане формирования личности состоит в том, что он в ходе образовательного процесса закладывает базовые основы культуры личности — умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой. Механизмы личностного развития существенно меняются в современном мире. В итоге формируется личность — это человек, как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, — носитель сознания и самосознания в совокупности с системой её отношений. Это своеобразная инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человека через выработку собственных принципов и правил поведения в этом пространстве.
Формированию положительного отношения ребенка к учению способствует соблюдение в образовательном процессе следующих психолого-педагогических условий:
— индивидуальный подход в зависимости от познавательных особенностей учащихся: индивидуализация обучения, которая позволит каждому ребенку освоить определенный стандарт программного материала в комфортном для него темпе и на достаточном для него уровне;
— создание доброжелательной и комфортной атмосферы: влияние классного коллектива определяется характером отношений, которые складываются между одноклассниками и обусловлены содержанием и способами организации деятельности учащихся, характером их общения;
— поддержка интересов учащегося, его стремления работать самостоятельно или в группе. Для реализации данного условия необходимо создавать условия для осознанного и ответственного выбора детьми целей, содержания и методов своих действий; организовывать групповую деятельность, обеспечивая в ней субъектную позицию каждому ребенку; владеть демократическими методами выработки решений; создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, доверительного общения и открытости; реализовывать в поведении различные педагогические позиции (опекуна, защитника, друга, консультанта и др.);
— содействие развитию потенциальных возможностей учащихся: наблюдения за ребенком не только в процессе обучения, но и свободного взаимодействия с окружающей средой, позволят педагогу определить особенности развития познавательной сферы и направить педагогические усилия на развитие его сильных сторон.
Рассматривая ребенка как субъекта образования, следует стремиться строить образовательный процесс с учетом следующих рекомендаций:
— усиление индивидуализации учения, обогащение и оптимизация средств целостного педагогического процесса с целью развития личности ребенка, его уникальности;
— согласование в образовательном процессе индивидуального опыта ребенка с нормативным опытом культуры, превращение его самостоятельной деятельности в самообразование, саморазвитие, самореализацию;
— учение и обучение взаимно согласовываются с учетом познавательных особенностей учащихся, а в процессе познания школьниками окружающего мира происходит обеспечение широкого круга их учебных позиций и ролей.
Назовем позиции, которые может занимать ребенок при субъектном отношении к образовательному процессу.
— учитель и ученик (школьники выступают как в роли ученика, так и в роли учителя по отношению друг к другу);
— мечтатель, реалист, критик (в процессе создания проектов и творческой деятельности);
— исследователь, философ, художник (при демонстрации мировосприятия);
— историк, математик, химик, биолог, филолог (с позиции проявления интереса к различным областям знаний);
— журналист, менеджер, ученый, актер и др. ( с точки зрения профессиональной ориентации).
Позицию учащегося в образовательном процессе следует рассматривать как уровень развития у него учебной мотивации и самосознания, которые создают определённый тип отношения к учению, окружающим и самому себе. В плане субъектного отношения ребенка к образовательному процессу оптимальной следует считать его позицию исследователя, для которой характерен активный самостоятельный поиск, обнаружение и применение информации в ходе учебно-воспитательной деятельности, представляющей собой внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс.
Прочитать материал полностью
Источник