Развитие статики и моторики ребенка

Медицина / Физиология / Физиология (статья)

Статья | 
20-11-2015, 21:07
 | 

Нервно-психическое развитие ребенкаНервно-психическое развитие ребенкаУ ребенка при рождении есть безусловные рефлексы, которые делят на три категории: стойкие пожизненные автоматизмы; рефлексы, которые отражают специфические условия, когда ребенок находится в конкретном промежутке физического развития и которые со временем исчезают; автоматизмы или рефлексы, которые только начинают проявляться, поэтому они не всегда выявляются сразу после рождения.

К первой группе рефлексов относятся: роговичный рефлекс — при прикосновении к роговице глаза смыкается глазная щель; конъюнктивальный рефлекс — практически то же самое, что и роговичный рефлекс; глоточный рефлекс — при раздражении глотки с помощью катетера у ребенка возникает кашель; а также глотательный, сухожильный рефлекс конечностей и др.

Ко второй группе рефлексов относят: поисковый рефлекс — во время прикосновения к щеке ребенка, он поворачивает голову в сторону раздражителя и начинает вытягивать губы в поиске соска матери; сосательный рефлекс; хватательный рефлекс — при вкладывании пальца в ладошку ребенка, он его обхватывает; ладонно-ротовой рефлекс — при надавливании на ладошку ребенка в области основания первого пальца, ребенок открывает рот; рефлекс опоры и автоматической ходьбы — ребенка держат под мышки и опускают таким образом, чтобы ножки коснулись пола (стола или другой плоской горизонтальной поверхности), ребенок выпрямляет ноги в коленях, а если его немного наклонить вперед, он начинает ступать так, как будто ходит; другие рефлексы.

К третьей группе рефлексов относят: симметричный шейный тонический рефлекс — при пассивном сгибании шеи новорожденного, который лежит на спине, повышается тонус сгибателей рук и разгибателей ног, а при разгибании шеи происходят обратные реакции; лабиринтный тонический рефлекс — при повороте ребенка на живот, у него повышается тонус сгибателей шеи, конечностей и спины, тогда как при положении лежа на спине повышен тонус разгибателей шеи, ног и спины; некоторые другие, не менее сложные рефлексы.

Важно отметить, что некоторые моторные рефлексы помогают обеспечить как нормальное течение беременности, так и самого процесса родов. Например, рефлекторные повороты головки и туловища, отталкивание ножками от дна матки способствуют успешным родам.

Когда после родов новорожденного кладут на столик, он беспорядочно двигает конечностями, тонус которых повышен в сгибателях, его движения хаотичны, нецеленаправлены и некоорденировпнны, а фиксация взгляда отсутствует.

И только на 2-3-й недели жизни новорожденного начинает формироваться координация движений. Сначала ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, потом следить за ними, а позже поворачивать за ними голову. После развивается координация движения рук: ребенок приближает их к носу, глазам, начинает их тереть, позже он поднимает их над лицом и рассматривает. В возрасте 3-3,5 месяцев ребенок начинает ощупывать свои руки, перебирать край одеяла. В этот период у ребенка должны быть более мелкие игрушки, которые можно подвесить над ребенком в кровати и он мог до них дотянуться. И только с 5-го месяца протягивание к предмету руки и его хватание становятся похожими на движения взрослого человека. Однако и в этих действиях есть свои особенности — наличие сопутствующих нерациональных движений (хватательное движение параллельно сопровождается движениями другой руки, двигаются ноги и туловище, открывается рот).

В возрасте 4-5 месяцев у ребенка начинает развиваться координация мышц спины, которая сначала проявляется способностью поворота со спины на живот, а позже (в возрасте 5-6 месяцев) — с живота на спину. В 6-месячном возрасте ребенок начинает самостоятельно сидеть, что свидетельствует о развитии координации движений ног. В возрасте 7-8 месяцев, когда ребенок уже довольно уверенно ползает, он начинает приподнимать животик, что дает ему возможность двигаться на четвереньках. В 8-9 месяцев ребенок может стоять в кроватке и переступать ножками вдоль бортика кроватки. Позже он начинает ходить, сначала держась за две, а потом и за одну руку взрослого. Самостоятельно ходить некоторые дети уже начинают в 10 месяцев, другие в 1 год, иногда в 1,5 года. При этом зрелая походка устанавливается в течении нескольких лет. То же происходит и с другими видами движений. Если наблюдать за становлением координации движений у взрослых, которые занимаются каким-либо видом спорта, то наилучшего развития она достигает в 25-30 лет. Однако в этом возрасте уже снижается выносливость, скорость и гибкость, но глазомер и точность движений в этом возрасте намного выше, чем у более молодых спортсменов.

Схема моторики и статики у детей раннего возрастаСхема моторики и статики у детей раннего возраста

Схема моторики и статики у детей раннего возраста

Если говорить об индивидуальном физическом развитии ребенка, то совершенствование моторной деятельности зависит от формирования соответствующих регулирующих звеньев и в большей степени зависит от повторений тех или иных действий, другими словами — от тренировки или двигательного воспитания. Мощным стимулом развития нервной регуляции движений является также самообучение ребенка движению.

У ребенка до 1 года двигательная активность повышается пикообразно, а не постепенно: первый пик активности происходит при первом общении со взрослыми на 3-4 месяце — радость и оживление при приближении знакомого человека (матери, отца, няни, бабушки и т.д.); второй пик двигательной активности — при формировании бинокулярного зрения (способность четко видеть предмет одновременно обеими глазами, что позволяет создавать трехмерные (объемные) изображения и четко видеть удаленные предметы) и активизации ползания; третий пик — когда ребенок начинает ходить.

Также стоит рассмотреть психоэмоциональную сферу ребенка.

Эмоции новорожденного по своему характеру исключительно отрицательны, однообразны (крик и плач) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом какого-бы то ни было неблагополучия или раздражения как во внешней, так и во внутренней среде ребенка. То есть, когда ребенку комфортно, он молчит, если что-то не так — кричит и плачет.

Но не только в пики повышения двигательной активности, а и с первых дней после рождения при приближении взрослого у ребенка усиливается двигательная активность и сосательные движения (реакция предвосхищения кормления). Уже в возрасте 2-3 недель во время паузы при кормлении ребенок начинает внимательно рассматривать лицо матери, ее руки, пытается ощупать грудь или бутылочку. В возрасте 1 месяца такой интерес возникает не только в момент кормления, а и в момент общения со взрослыми. С 6 недели (1,5 мес) у ребенка начинает формироваться улыбка, а в 8 недель (2 месяца) его улыбка становится очевидной. На 9-12 неделе кроме улыбки у ребенка появляется смех, а также общее двигательное оживление: радостные повизгивания, перебирание ножками, вскидывание ручек.

В 4-5 месяцев при приближении незнакомого человека ребенок прекращает движения и гуления. У него широко открываются глаза и часто открывается рот. Такая ориентировочная реакция вызывает либо радостное оживление, либо страх и негативную реакцию в виде плача и крика. Стоит отметить, что чем старше ребенок, тем более закономерно у него происходят негативные реакции. Вместе с этим также формируется негативная реакция на прекращение общения с людьми, с которыми сложились “дружеские” отношения, или уход матери (когда ребенок остается в помещении один или мать находится вне поля его зрения).

Уже в возрасте 5 месяцев ребенок узнает мать среди других людей. А в 6-7месяцев ребенок начинает активно играться игрушками, что можно использовать, например, во время визита к врачу, так как ребенок, который негативно реагирует на незнакомого ему человека, легко и с удовольствием отвлекается на новую игрушку.

В этом же периоде у ребенка обогащается лепет и появляется сенсорная речь (он начинает понимать значение отдельных слов). Это можно наблюдать, когда ребенок при назывании какого-либо предмета или человека поворачивает в его сторону голову и протягивает в его направлении ручки.

Эмоции у ребенка начинают формироваться после 9 месяцев. Он значительно труднее устанавливает контакт с незнакомым человеком, а его реакции на разных людей очень избирательны. Появляется стеснительность и робость. Сенсорная речь обогащается — ее можно использовать для организации действий ребенка (он понимает запрет и другие простые инструкции). В это же время начинает формироваться настоящая моторная речь.

Развитие речи является результатом общения ребенка со взрослыми, а также результатом воспитания и любви взрослых к ребенку.

Развитие речи ребенка делится на несколько этапов:

1 этап — подготовительный — развитие лепета и гуления (в возрасте 2-4 месяцев). Сначала гуление не имеет никакого смыслового значения, а только означает хорошее расположение ребенка. Примерно в возрасте 5 месяцев гуление становится длительным, певучим и разнообразным по количеству звуков. В 7-месячном возрасте появляется лепет — ребенок начинает произносить отдельные слоги: да-, ма-, ба- и др.

2 этап — возникновение понимания речи — ребенок начинает понимать отдельные элементы речи взрослого, т.е. понимать названия отдельных предметов и образов. Определить возможность понимания у ребенка можно при появлении поисковой реакции на вопрос: “Где мама?”, “Где папа?”, “Где котик?”, “Помаши ручкой?” и др. Также у ребенка лепет становится богаче: он обогащается интонациями. Ребенок начинает понимать слова “нельзя”, “можно”, “надо”.

3 этап — возникновение речи — в большинство детей начинают произносить первые слова в возрасте 10-11 месяцев. Уже к первому году жизни словарный запас ребенка составляет примерно 10-15 слов. Стоит отметить, что девочки начинают говорить раньше и лучше, чем мальчики. Конечно эти слова состоят из одного-двух слогов: ма-ма, па-па, де-да, ав-ав и др. В возрасте от 1 до 1,5 года словарный запас ребенка не сильно обогащается (примерно до 30-40 слов), при этом происходит хорошее развитие сенсорной речи — ребенок начинает понимать много слов). В возрасте 1,5 — 2 лет ребенок начинает выполнять большое количество просьб и инструкций. Также происходит большой прогресс в формировании моторной речи: словарный запас увеличивается до 200-300 слов, улучшается артикуляция. Ребенок начинает говорить простыми предложениями, которые сначала строятся по принципу примыкания слов, типа “ляля бай-бай”, а к концу второго года жизни его предложения состоят уже из 3-4 слов. В этот момент у ребенка начинает формироваться суждение и его речь занимает ведущее место среди способов общения с окружающими.

Источник

Локоматорные
функции наиболее динамично развиваются
в первые 3года.

К
2мес
-удерживает
голову(К концу 1месяца, на животик,
несколько минут удерживать голову.

На
2месяце сможет находясь в вертикальном
положении, несколько минут.В три хорошо
держит длительное время).

К
4мес
— начинает
ощупывать руками предметы (проявляет
интерес к игрушкам, находящимся у него
в руках). Лежа на животе, поднимает свое
туловище, опираясь на предплечья.

К
5мес

переворачивается

К
6
сидит.
ребенок опирается только о ладошки,
поднимаясь на вытянутых руках.

К7
ползает

К
8 произвольно удерживает предметы

К
9 всатетпри поддержке за руки

К
10 ходит с поддержкой

К
11 стоит самостоятельно,может сделать
первые самостоятельные шаги (1-2) от
опоры к опоре

К
11,5-12 ходит самостоятельно.

После
года ребнок свободно управляет своим
туловищем.

1.период
новорожденности -4нед(зрительное и
слуховое сосредоточение0

2.2-3мес(комплекс
оживления)

3.4-6мес(эмоции,
речь, поворот туловища, движения руки)

4.6-9мес(переход
из горизонтального положения в
вертикальное)

5.10-12мес(самостоятельная
хотьба, речь активная и понимаемая,
формирование навыков)

Массаж
грудному ребенку

делает мама, а участковый педиатр и
патронажная медсестра должны научить
ее технике и определить сроки введения
новых приемов. Начинать массаж можно
с 4х недель.-должна зажить пупочная
ранка.

Массаж
расширению кровеносных и лимфатических
сосудов и улучшению циркуляции крови
и лимфы, усилению функции потовых и
сальных желез, удалению отмирающих
слоев кожи — эпидермиса. Кожа становится
упругой и эластичной, повышается ее
сопротивляемость к механическим,
температурным. Массаж укрепляет ОДА,
повышает тонус мышц, эластичность и
сократительную способность мышц,
эластичность и подвижность связочного
аппарата.
Гимнастика,
благодаря физическим упражнениям
активизируется деятельность всех
органов и систем организма: улучшается
снабжение мышц кровью, в них усиливаются
окислительные процессы. Движения
вызывают усиленный приток крови к
связкам, костям, что способствует
лучшему росту и функционированию их.
У
детей углубляется дыхание и увеличивается
насыщение крови кислородом, укрепляется
мышца сердца, а регуляция кровообращения
и дыхания становится более совершенной.
При систематических физических
упражнениях улучшаются обменные
процессы, повышаются пластические
процессы роста, и дети физически
развиваются гораздо лучше.

23.Развитие речи у детей, ее особенности. Роль окружающей среды, ухода и воспитания в формировании речи.

Развитие
речи происходит в несколько этапов.

Подготовительный-гуление
и лепет.

В
3-4 месяца характерно певучие гуление.
Лепет связывают с произношением слов
к 6мес.

Этап
возникновения сенсорной речи(т.е.
способности ребенка связывать слышимое
слово с конкретными предметами). Его
обычно оценивают в 7-8 мес.

Этап
возникновения моторной речи:

1)первые
слова ребенок может произносить в
10-11мес

2)к
концу 1г запас слов более 10, а в1,5г
30-40слов. Наличие облегченых слов:
гав-собака, мяу, би-би.

3)в
1-1,5г значительное расширение сенсорной
речи, понимание целых предложений

4)1,5-2г
происходит скачок моторной речи, запас
200-300словю

К
концу первого года появляется словесная
членораздельная речь, к 2м-связаная
речь отдельными короткими фразами. С
2х лет речь активная, состоящая из
простых предложений.

1мес-произношение
гортанх звуков

2-4мес-гуление

6мес-лепет,
первые слоги

6-12
мес- развите сенсорной и моторной речи

12-18-простые
суждени

1,5-2,5г
формирование предложений

2,5-3г
позиционирование себя как личность –Я

3-5лет-постижение
отношений между предметами, событиями,
запоминание и воспроизвидение.

24.Периоды
нервно-психического развития детей
первого года жизни. Роль условий среды,
питания, перенесенных заболеваний и
воспитания в развитии нервно-рефлекторной
деятельности ребенка. Режим дня у детей
раннего возраста. Подбор игрушек и
значение игры в познании окружающего
мира.

Особенности
периода раннего детства:

1.Интеснсивный
темп развития(первые 3года-период
быстрого становления и развития всех
особенностей)

2.Высокая
пластичность организма, легкая
обучаемость

3.Врожденная
сенсомоторная потребность и потребность
а разнообразной двигательной активности

4.потребность
общение со взрослыми

5.влияние
взрослых на ход развития
ребенка
6.неустойчивость и незавершенность
формирующихся умений и навыков

ПЕРИОДЫ:

1.период
новорожденности -4нед(зрительное и
слуховое сосредоточение0

2.2-3мес(комплекс
оживления)

3.4-6мес(эмоции,
речь, поворот туловища, движения руки)

4.6-9мес(переход
из горизонтального положения в
вертикальное)

5.10-12мес(самостоятельная
хотьба, речь активная и понимаемая,
формирование навыков)

За
первые 4года формируется 50% интелекта,
к 8годам еще 30%, т.е. за 8 лет =80%, а за всю
оставшуюся жизнь только 20%. Каждый
последующий период отличается от
предыдущего качественно новым признаком.

На
первом году жизни
режим
дня

ребенка определяется чередованием
кормления, бодрствования и сна. В
возрасте 1-4 месяцев у ребенка в течение
суток совершается 4 цикла, привязка
которых к определенным часам вырабатывает
у него условные рефлексы на время и как
бы заранее подготавливает к той или
иной деятельности. Добиться четкого
ритма смены режимных элементов в течение
дня можно, начиная со 2-го месяца жизни
ребенка.

Первым
элементом режима дня считается утреннее
пробуждение и кормление, после которых
ребенок около часа бодрствует. Желательно
создавать условия: ребенка кладут на
живот, разговаривают с ним, привлекают
его внимание яркой игрушкой, проводят
гигиенические процедуры. В это время
нужна одежда, не затрудняющая движений
(ползунки и свободная кофточка с зашитыми
рукавами).

Здоровых
малышей в первые 4 месяца кормят через
3,5 часа с 6,5-часовым ночным перерывом,
т. е. 6 раз в сутки, сохранять интервал
между отдельными кормлениями. Первые
изменения в режиме дня ребенка вносят
в 5-месячном возрасте: уменьшают до 5
число кормлений, удлиняют промежутки
активного бодрствования, сокращают
частоту и длительность дневного сна.
К 9 месяцам уже может бодрствовать 3
часа без утомления.

Источник

Психомоторное развитие проходит в три этапа:

1. Таламо-паллидарный — от рождения до 4-6 мес.

2. Стриопаллидарный — с 4-6 до 10-11 мес. (появления антигравитационных механизмов, снижение мышечного тонуса, развитие движений на основе врожденных рефлексов).

3. Созревание корковых функций — с 12 месяцев (формирование 2-й сигнальной системы, активизация психической деятельности).

Развитие движений

Постепенное созревание пирамидных путей и стриарного тела обуславливают снижение мышечного тонуса, появление примитивных механизмов синергии и установок — удержание головы в вертикальном положении (1мес.), переворачивание с живота на спину и обратно (3-4 мес.), удерживание игрушки в руке (4,5 мес.), появление возможности сидеть самостоятельно (6-7мес.), умение ползать (8-9 мес.), умение стоять с поддержкой (8 мес.), ходить (10-12 мес.).

Переворачивается с живота на спину и обратно (3-4 мес.),

Удерживает игрушки в руке (4,5 мес.),

Сидит самостоятельно (6-7мес.) Умеет ползать (8-9 мес.)

Ходит (10-12 месяцев)

С созреванием коры головного мозга движения становятся произвольными, осмысленными, совершенными (созревание моторных, чувствительных и ассоциативных центров коры головного мозга). Ребенок открывает и закрывает коробочку, складывает кубики, пирамидки (12-15мес.), взбирается на мебель, прыгает (20-21 мес.), поднимается по лестнице, придерживаясь за что-нибудь (2 года). Прыгает, танцует, спускается по лестнице, пытается рисовать, катается на трехколесном велосипеде (3 года), бегает, может пользоваться ножницами, охотно рисует (4 года).

Наряду с моторикой и статикой важное значение в оценке нервно-психического развития ребенка имеет становление речи ребенка.

Этапы развития речи

Предпосылкой для развития речи служат зрительное и слуховое сосредоточение. Первое возникает к 2 месяцам, второе — к 3 месяцам. В процессе становления речи выделяют два периода:

1.Доречевой 2.Речевой.

Доречевой период появляется вначале (до 1мес.) неосознанным криком, с 1 мес. начинает развиваться комплекс оживления, с 2-3 мес. возникает гуление и с 5-6 мес. — детский лепет (произнесение слогов). Лепет — индикатор хорошего состояния ребенка, положительного эмоционального тонуса. Содержание лепета — разнообразное звукосочетание ба, ма, де, и др. Лепет не является подражанием. Положительная роль его состоит в развитии артикулярного аппарата.

Речевой период складывается из начального (предложения из одного слова), совпадающего с произнесением слов и с периодом лепета — с 6 мес. до 1,5 лет, и периода зрелой речи (предложения из 2-х и более слов с 1,5 лет).

Идет одновременное развитие сенсорной и моторной речи. Но темпы развития сенсорной речи опережают темпы развития моторной речи. Набор слов, которым ребенок овладевает в сенсорной форме к 1 году равен 50. Моторная речь проходит несколько фаз:

1. Фаза диффузной нерасчлененной речи. Это самая компактная речь. Здесь одним звуковым сигналом связывается разнообразное содержание (например, «ко»- это и яйцо, и молоко, и кошка, с 8-10 мес. до 15-18мес).

К концу этого периода ребенок произносит до 10 слов.

2. Фаза простейших суждений, когда речь строится из простого примыкания слов, без грамматического согласования (с 18 до 36 мес.).

3. Фаза характеризуется усвоением грамматического языка, т. е. ребенок может составлять из 3-4 слов предложения, в которых слова грамматически связаны (с 3-х лет).

К 5 годам ребенок свободно говорит на своем национальном языке.

Запас слов общий (сенсорной и моторной речи):

· к 1 году — 50-70;

· к 2 годам — 400-1000 (из 200-300 моторной речи);

· к 3 годам — 1000-2000 (из них 500 моторной речи);

· к 5 годам — 5000.

До 4-х лет в языке преобладают слова первосигнального значения, после 4-х лет бурно увеличивается запас слов второсигнального значения (игрушки, лес, вещи и т.д.). К 6-7 годам заканчивается освоение, формирование устной формы речи, а к 7-9 годам происходит освоение графической речи (письма).

Критерием нервно-психического развития ребенка может быть оценка его познавательной деятельности в процессе игр.

Этапы игровой деятельности

Целью игр на первом году жизни является формирование умений. Все игры на первом году жизни проводятся с участием взрослого индивидуально с каждым ребенком и сопровождаются ласковым разговором («игра рядом»).

В последующем в процессе игр происходит формирование определенных (цель — лучших) черт личности ребенка.

В организации и проведении игр с возрастом ребенка большую роль приобретает речь. Речь — вопрос. Речь — утверждение результатов игры. Речь — как форма планирования у детей старшего дошкольного и школьного возраста.

В 1-2 месяца жизни ребенку предлагается погремушка — яркая, способствующая ускорению развития зрительного и слухового сосредоточения.

К 4 месяцам ребенок при непроизвольных движениях руками соприкасается с игрушкой.

К 4,5-5 месяцам — крепко удерживает игрушку в руке.

В 8-9 месяцев — рассматривает игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую, катает мячик. Предпочитает игрушки мелкие.

В 8-10 месяцев — складывает кубики.

В 11-12 месяцев — машет рукой, исследует игрушки и свои части тела.

К 24 месяцам — складывает свои игрушки, самостоятельно играет со строительным материалом, играет индивидуально, но интересуется действиями других детей. Отражает в игре окружающие впечатления.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.

В 36 месяцев (3 года) — рассматривает картинки, называет изображенные там предметы.

К 5-6 годам игры усложняются, в них появляются элементы абстракции. Нарисованное на картинке, не только называет, но и описывает действия. Игры коллективные. Возникает высокая форма игры — ролевая игра. Развивать у детей в процессе совместных игр чувство коллективизма, справедливости, доброжелательности.

Существенное представление о нервно-психическом развитии ребенка дает оценка имеющихся у него навыков. Своевременность развития навыков у ребенка обусловлена как морфофункциональной готовностью ЦНС, так и его правильными и планомерно проводимыми воспитательными воздействиями. Следует помнить, что процесс усвоения навыков проходит три фазы: иррадиация возбуждения, концентрация и формирование динамического стереотипа.

Этапы усвоения полезных навыков

В течение первого года жизни формируется положительное отношение ко всем режимным моментам (стереотип режима детей первого года жизни: кормление — бодрствование — сон). К 6-7 месяцам ребенок должен научиться пить из чашки. К 9-10 месяцам хорошо ест из ложки, жует корочку хлеба, сам держит чашку и самостоятельно пьет. Выполняет просьбы (поднимает руку, ногу при одевании); подает сигнал о своих физиологических потребностях. К 12-15 месяцам — самостоятельно пользуется ложкой. К 18 месяцам — снимает чулки, расшнуровывает ботинки. Просится на горшок. К 3 годам самостоятельно обслуживает себя: ест, одевается, моет руки перед едой, пользуется салфеткой, говорит: «спасибо».

Самостоятельно обслуживает себя

В оценке интеллектуальной сферы имеют значение упомянутые выше понимание обращенной к ребенку речи, запас слов, запас приобретенных сведений и навыков. Кроме того, учитывается способность к конкретному и отвлеченному мышлению, память, внимание.

О развитии мышления у ребенка можно судить в возрасте 1,5 — 2,5 лет (сроки очень индивидуальны) по выделению им определенного объекта из окружающей среды. «Машина едет», «папа идет», «Сережа идет» (о себе), «Кукла — Катя». В последующем (2,5-3 года) начинается выделение субъекта. Начинает употреблять местоимения «Я», «мое», «меня». В центре мира оказывается собственная персона. К 3 годам, вместе с выделением «Я» от окружающих происходит и дифференцировка полового восприятия: «он», «она», что означает начало полового воспитания. К 3-4 годам можно выделить стадию выяснения взаимоотношений. Ребенок задает тысячи «почему?».

Развитие памяти

На 2 году ребенок может воспринять короткий рассказ, а это значит, что ребенок помнит названия употребляемых в нем предметов и действий. К 2,5 — 3 годам запоминает стихи. С 4-х лет ребенок хорошо рисует, развивается счет. С 4-5 лет запоминает буквы. Знает длинные стихи. В 5-7 лет учится читать. С 6-7 лет учится писать.

Оценка нервно-психического развития школьника производится по усвоению школьной программы (понимание, память, конкретное и абстрактное мышление).

Этапы эмоционального развития

В процессе онтогенеза происходит переход от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций. Общее направление эмоциональной эволюции идет по пути развития новых специфических человеческих форм эмоционального поведения, связанных с процессами познания, с социальными и моральными обязанностями.

Новизна впечатлений и неспособность понять является основой возникновения у детей изумления, удивления, любопытства и затем любознательности (ориентировочный рефлекс).

Первой эмоциональной реакцией новорожденного является крик (плач), который вначале не носит характера отрицательной эмоции, а является лишь безусловнорефлекторным сигналом привлечения к себе внимания после истощения резервов физиологической компенсации того или иного дефекта, нарушения в организме, дискомфорта или нарушения удовлетворения физиологической потребности (охлаждение, голод, боль).

Важно, что первой, истинно эмоциональной реакцией ребенка является положительная эмоциональная реакция — улыбка, возникающая с первого месяца жизни в ответ на радостное обращение, ласковый голос взрослого. Это признак возникновения новой для ребенка социальной потребности в общении со взрослыми.

Сразу вслед за улыбкой формируется целый комплекс положительных эмоциональных реакций, отражающих радость от общения со взрослыми — этот комплекс эмоций называют «комплексом оживления» (улыбка, разбрасывание в стороны ручек, усиление двигательной активности ног). Комплекс оживления ускоряет исчезновение гипертонуса конечностей, наступление речи, нормализует обмен веществ.

«Комплекс оживления»

Максимум развития комплекса оживления приходится на возраст 2-3 месяца. К 3-4 месяцам эмоциональная реакция радости формируется в ответе и на яркую игрушку, появление в поле зрения другого ребенка, а не только на общение со взрослыми, т.е., происходит усложнение эмоциональной реакции «радость».

В 4-5 месяцев впервые возникает смех, вначале от тормошения или подбрасывания, затем и при обращении без тормошения.

В этом же возрасте впервые возникает и отрицательная эмоция — эмоция неудовольствия. Здесь плач уже может носить эмоцию неудовольствия, а не только быть отражением нарушения физиологических потребностей. Неудовольствие ребенок может проявлять и не только через плач, но и новой для взрослых мимикой, выражением глаз, губ.

С 5 месяцев может формироваться такое устойчивое эмоциональное состояние, как привязанность к близким. Более не к тем, кто кормит, а к тем, кто чаще и больше ласкает, радует.

К 6-7 мес. на смену исчезающему комплексу оживления формируется новый более сложный эмоциональный комплекс — игра. Это совпадает с повышением интереса к двигающимся предметам, игрушкам, в связи с началом созревания функции бинокулярного зрения (аккомодации).

Чрезвычайно важно знать и помнить, что основой всех положительных эмоциональных реакций и наиболее мощным источником радости для детей грудного возраста является акт сосания груди матери — естественное вскармливание (несмотря на известную трудоемкость акта сосания).

В период от 1 до 2-х лет возникают и формируются оттенки эмоций (ласковость, жалость, участливость, заботливость). Здесь возрастает роль копирования в формировании данных эмоциональных оттенков. Возникают сложные эмоциональные реакции, формирующие уже определенное поведение ребенка (в игре, общении).

В 2 года при условии социальной депривации (дефиците внимания взрослых) впервые возникает сложная эмоция страха. Страх замедляет или снижает созревание важнейшего для будущей жизни ребенка ориентировочного рефлекса (интереса, любознательности, влечения ко всему новому, исследовательских черт интеллекта).

Обе эти эмоциональные реакции, находясь в противоположных очагах, могут быть источником наиболее ярко-выраженного эмоционального поведения (радость — хлопанье в ладоши, подпрыгивание, страх — плач, закрывание глаз, обездвиженность и т. п.).

Уже с 2-3 лет возникают: эстетическое переживание (от букета цветов), чувство вины за плохой поступок, сострадание ко всему живому, злость, раздражение. Естественно, что решающая роль здесь принадлежит взрослым, главным образом, матери, родителям, родственникам. После 4-5 лет, когда все виды эмоциональных реакций, комплексов и их оттенков, все стереотипные привычки поведения фиксируются в определенный характер, время для формирования правильных привычек, стереотипов и характера еще не упущено, но усилия взрослых требуется уже значительно больше, так как речь идет уже не о воспитании, а перевоспитании. Перевоспитание требует от взрослых больше знаний, терпения, настойчивости, чем формирование фундаментальных эмоциональных типов поведения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите виды рефлексов новорожненных.

2. Назовите этапы развития сенсорной сферы.

3. Назовите рефлексы орального автоматизма и технику их выявления.

4. Назовите спинальные двигательные автоматизмы и технику их выявления

5. Назовите позотонические автоматизмы и технику их выявления.

6. Перечислите умения ребенка в возрасте 0-3 месяца.

7. Перечислите умения ребенка в возрасте 3-6 месяцев.

8. Перечислите умения ребенка в возрасте 6-9 месяцев.

9. Перечислите умения ребенка в возрасте 9-12 месяцев.

10. Перечислите умения ребенка в возрасте1-3 года.

11. Перечислите умения ребенка в возрасте 3-5 лет.

12. Назовите этапы эмоционального развития, значение положительных эмоций для нервно-психического развития ребенка.

13. Каково значение игры в познании детьми окружающего мира, подбор игрушек для детей различного возраста.

14. Назовите этапы развития речи у детей.

15. Охарактеризуйте доречевой период.

16. Охарактеризуйте речевой период.

17. Назовите фазы моторной речи.

18. Что такое «Комплекс оживления» и в каком возрасте он появляется.

19. В каком возрасте формируется эмоциональный комплекс – игра.

20. В какие игры нужно играть с ребенком на первом году жизни?

21. В какие игры нужно играть с ребенком на втором году жизни?

22. В какие игры нужно играть с ребенком с 3-его по 6-ой год жизни?

23. Перечислите этапы усвоения полезных навыков в соответствии с возрастом ребенка.

24. Каково значение окружающей среды, ухода и воспитания в формировании речи.

Тестовые задания для самоконтроля:

Выбрать один правильный ответ.

1. Доречевой период не включает:

1. Неосознанный крик

2. «Комплекс оживления»

3. Детский лепет

4. Гуление

5. Простые слова

2. К году общий запас слов составляет:

1. 50-70 слов

2. 100-150 слов

3. 1000-2000 слов

3. Целью игры на первом году жизни является:

1. Формирование умений

2. Формирование черт личности ребенка

4. Укажите последовательность этапов развития сенсорной речи:

1. Знает своё имя

2. На вопрос ”где” находит предмет, лежащий в определённом месте

3. По просьбе взрослого выполняет и повторяет ”ладушки”, ”до свидания”

4. Знает название частей тела

5. Выполняет простые просьбы взрослого ”дай”, ”на”

5. Укажите последовательность развития моторной речи:

1. Начинает гулить

2. Громко произносит различные слоги

3. Подражает разным слогам взрослого

4. Произносит слоги ”ма”, ”ба”

5. Лепет

6. Произносит первые слова обозначения ”мама”, ”кис-кис”

7. Произносит 8-10 слов

6. «Комплекс оживления» не включает:

1. Улыбку

2. Разбрасывание в стороны ручек

3. Плач

4. Усиление двигательной активности ног

7. Первой истинно эмоциональной реакцией ребенка является:

1. Улыбка

2. Плач (крик)

3. Лепет

8. Первой безусловнорефлекторной эмоциональной реакцией новорожденного является:

1. Крик (плач)

2. Улыбка

3. Лепет

9. Стереотип режима детей 1 года жизни:

1. Кормление-бодрствование-сон

2. Кормление-игра-прогулка

3. Кормление-массаж-сон

10. Ведущее место в режиме дня детей после года занимает:

1. Бодрствование

2. Сон

3. кормление

Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 4437; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9400 — | 7443 — или читать все…

Читайте также:

Источник