Развитие способностей у ребенка курсовая

Развитие способностей у ребенка курсовая thumbnail

Реферат по дисциплине:

«Психология»

По теме:

«Развитие творческих способностей у детей»

Исполнитель:

Завьялова Елена Сергеевна

Новоуральск 2018год

Оглавление:

1. Введение

2. Значение периода детства для развития творческих способностей

3. Развитие интереса к творчеству

4. Виды творческой деятельности

5. Методы развития творческих способностей у детей

6. Заключение

7. Список литературы

1. Введение

Воли не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Ж.-Ж. Руссо). Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. Кому нужны творческие способности? Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….

2. Значение периода детства для развития творческих способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее. Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей. Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга. Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным! Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи. Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года. Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.

3. Развитие интереса к творчеству

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности. Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, — его интересы, личные качества, навыки общественного поведения. Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы. Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры: 1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения; 2. Функция формирования творческих способностей; 3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки. Организовать и провести игру – задача достаточно сложная. Можно выделить следующие основные условия проведения игр: 1. Наличие у педагога определенных знаний и умений. 2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. 4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей. 5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. 6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей. Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес. Правила игры 1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать. 2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. 3. Развивающие игры – игры творческие. 4. Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре. 5. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.

4. Виды творческой деятельности

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности. (Творческая деятельность, Декоративно-прикладная, Художественно-эстетическая, ИЗО, музыка, шитье, вокал, вязание, хореография, макраме — драмтеатр. Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

5. Методы развития творческих способностей у детей

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще-дидактическим принципам: — научности — систематичности — последовательности — доступности — наглядности — активности — прочности — индивидуального подхода Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. 1. Каждая игра представляет собой набор задач. 2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации. 3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности. 4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. 5. Постепенное возрастание трудности задач — способствует развитию творческих способностей. 6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия: — развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; — задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; — творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества. Наряду с принципами используют и методы: Методы практические наглядные словесные К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения — многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование — это процесс создания моделей и их использования. К наглядным методам относится наблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

6. Заключение

Универсальные творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей. 4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д. 5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усилено-направленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

7. Список литературы

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление, 1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. — Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. — Вопросы психологии. — 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 1997. 92стр.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992. стр. 435- 442.

7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. — М.: Знание, 1994. 157стр.

8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное воспитание. — 1967 №12. стр. 73-75.

9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей — Пенза: Уникон-ТРИЗ.

Источник

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


курсовая работа Развитие творческих способностей у детей

Информация:

Тип работы: курсовая работа.

Добавлен: 16.06.13.
Год: 2012.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

 Содержание. 
 Введение.           3
1. Условия 
перехода природных задатков 
в способности.    5
2. Развитие 
способностей ребенка в младшем 
школьном возрасте.  9
3. Развитие 
творческих способностей ребенка 
в учебной деятельности.  11
Заключение.           14
Список 
использованной литературы.       16
 Введение. Под
способностями понимаются индивидуально–психологические 
и двигательные особенности индивида,
которые имеют отношение к 
успешности выполнения какой–либо деятельности,
но не сводятся к знаниям, умениям и
навыкам, которые уже выработаны у ребенка.
При этом успешность в какой-либо деятельности
может быть обеспечена не отдельной способностью,
а лишь тем своеобразным их сочетанием,
которое характеризует личность. Этой
проблемой занимались такие корифеи отечественной
психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,
С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес
и другие. Понятийный аппарат, содержание
и основные положения теории способностей
разработаны, главным образом, именно
в трудах этих ученых.
      В
работе автор кратко рассмотрит особенности
формирования творческих способностей
младших школьников. Главная задача начальной
школы – обеспечить развитие личности
ребенка. Неудачи могут быть объяснены
не только недостатком знаний, которые
должны были быть приобретены на предшествующих
этапах обучения, но и неразвитыми способностями
ребенка. Источниками полноценного развития
ребенка выступают два вида деятельности:
      —
любой ребенок развивается по 
мере освоения прошлого опыта 
человечества за счет приобщения 
к современной культуре. В основе этого
процесса лежит учебная деятельность,
которая направлена на овладение ребенком
знаниями и умениями, необходимыми для
жизни в обществе;
      —
ребенок в процессе развития 
самостоятельно реализует свои 
возможности, благодаря творческой 
деятельности. В отличие от учебной творческая
деятельность не нацелена на освоение
уже известных знаний.
      Целью
курсовой работы является изучение процесса
формирования творческих способностей,
уяснение и раскрытие сущности этого процесса.
Для того чтобы достичь поставленной в
работе цели преследовалось несколько
задач.
      Во-первых,
необходимо раскрыть условия перехода
природных задатков в способности.
      Во-вторых,
важно рассмотреть развитие способностей
ребенка в младшем школьном возрасте.
      В-третьих,
нужно кратко остановиться на развитии
творческих способностей ребенка в учебной
деятельности.
      Структурно 
работа состоит из введения, основной
части, заключения, списка использованной
литературы, приложений. При написании
работы автор использовал учебники и учебные
пособия по педагогической психологии,
статьи из журналов и другую литературу
по исследуемой теме.
 1.
Условия перехода 
природных задатков 
в способности.
 При
рождении каждый ребенок обладает определенными 
задатками для развития способностей
и личностных качеств, которые окончательно
формируются в процессе индивидуального
развития и обучения, но чтобы способности
получили развитие, мало дать ребенку
знания, умения и навыки. Очень важно сформировать
такие личностные качества, которые стали
бы движущей силой всей его учебной деятельности,
а также определили бы дальнейшую судьбу
полученных знаний: останутся ли они мертвым
грузом или будут творчески реализованы.
Психологи признают известную роль природных,
биологических факторов как природных
предпосылок развития способностей. Такие
природные предпосылки развития способностей
называют задатками. Задатки — некоторые
врожденные анатомо-физиологические особенности
мозга, нервной системы, анализаторов,
которые обусловливают природные индивидуальные
различия между людьми1. Задатки
влияют на процесс формирования и развития
способностей. При всех прочих равных
условиях наличие благоприятных для данной
деятельности задатков способствует успешному
формированию способностей облегчает
их развитие. Разумеется, только наличием
особо благоприятных задатков и особо
благоприятных условий жизни и деятельности
объясняются чрезвычайно высокие уровни
достижений. К задаткам относятся некоторые
врожденные особенности зрительного и
слухового анализаторов. В качестве задатков
выступают также типологические свойства
нервной системы, от которых зависит быстрота
образования временных нервных связей,
их прочность, сила сосредоточенного внимания,
выносливость нервной системы, умственная
работоспособность. В настоящее время
установлено, что наряду с тем, что типологические
свойства (сила, уравновешенность и подвижность
нервных процессов) характеризует нервную
систему в целом, они могут совершенно
по–другому характеризовать работу отдельных
областей коры (зрительной, слуховой, двигательной
и т.д.).
      В
качестве задатков следует рассматривать 
также уровень развития и соотношения 
первой и второй сигнальной систем.
В зависимости от особенностей соотношения 
между сигнальными системами 
И.П. Павлов различал три специально
человеческих типов высшей нервной
деятельности: художественный тип с относительным
преобладанием первой сигнальной системы;
мыслительный тип с относительным преобладанием
второй сигнальной системы; средний тип
с относительной уравновешенностью сигнальных
систем2. Для людей художественного
типа характерна яркость непосредственных
впечатлений, образность восприятия и
памяти, богатство и живость воображения,
эмоциональность. Люди мыслительного
типа склонны к анализу и систематизации,
к обобщенному, абстрактному мышлению.
Задатками могут являться и индивидуальные
особенности строения отдельных участков
коры головного мозга. Следует помнить,
что задатки не заключают в себе способностей
и не гарантируют их развития Задатки
– это только одно из условий формирования
способностей. Ни один человек, какими
бы благоприятными задатками он ни обладал,
не может стать выдающимся музыкантом,
художником, математиком, поэтом, не занимаясь
много и настойчиво соответствующей деятельностью.
В жизни много примеров, когда люди с весьма
благоприятными задатками так и не смогли
реализовать в жизни своих возможностей
и оставались заурядными исполнителями
как раз в той деятельности, в которой
они могли бы добиться больших успехов,
если бы по-иному сложилась их жизнь. И
наоборот, даже при отсутствии хороших
задатков трудолюбивый и настойчивый
человек с сильными и устойчивыми интересами
и склонностями к какой- либо деятельности
может добиться в ней известных успехов.
      Нельзя 
считать, что каждой способности 
соответствует свой определенный задаток.
Задатки многозначны. Это значит,
что на основе одного и того же задатков
могут выработаться разные способности.
Например, на основе такого задатка, как
быстрота точность, тонкость и ловкость
движения, могут в зависимости от условия
жизни и деятельности выработаться и способность
к плавным и координированным движениям
тела гимнаста, и способность к тонким
и точным движениям руки хирурга, и способность
к быстрым и пластичным пальцам скрипача.
      На 
основе художественного типа могут 
сложится способности актера, и писателя
и художника, и музыканта, на основе
мыслительного типа — способности и математика,
и лингвиста, и философа. При наличии благоприятных
задатков и при оптимальных условиях жизни
и деятельности способности у ребенка,
например, музыкальные, литературные,
художественно изобразительные, математические,
могут формироваться очень рано и развиваться
весьма быстро ( что и создает иногда иллюзию
врожденности способностей).3
      По 
утверждению Р.С. Немова условиями 
и предпосылками развития у человека
социальных способностей являются следующие
обстоятельства его жизни4:
      —
наличие общества, социально-культурной 
среды, созданной трудом многих 
поколений людей. Эта среда 
искусственная, включает множество 
предметов материальной и духовной 
культуры, обеспечивающих существование 
человека и удовлетворение его собственно
человеческих потребностей;
      —
отсутствие природных задатков 
к пользованию соответствующими 
предметами и необходимость обучения 
этому с детства;
      —
необходимость участия в различных 
сложных и высоко- организованных 
видах человеческой деятельности;
      —
наличие с рождения вокруг 
человека образованных и цивилизованных 
людей, которые уже обладают 
необходимыми ему способностями 
и в состоянии передать ему 
нужные знания, умения и навыки,
располагая при этом соответствующими 
средствами обучения и воспитания;
      —
отсутствие с рождения у человека 
жестких, запрограммированных структур 
поведения типа врожденных инстинктов,
незрелость соответствующих мозговых 
структур, обеспечивающих функционирование 
психики и возможность их формирования 
под влиянием обучения и воспитания.
      Каждое 
из этих обстоятельств является необходимым 
для превращения человека как 
биологического существа, с рождения
располагающего элементарными способностями,
свойственными и многим высшим животным,
в социальное существо, приобретающее 
и развивающее в себе собственно человеческие
способности, социально- культурная среда
развивает способности (пользование предметами,
материальная и духовная культура).
      Учителю,
вдумчиво изучающему учеников, для 
правильной организации учебно-воспитательного 
процесса и индивидуального подхода в
обучении и воспитании важно знать, к чему
обнаруживает способности его ученик,
и в какой мере выражены эти способности.
О способностях ученика можно судить,
наблюдая его проявления в соответствующей
деятельности. Практически судить о способностях
можно по совокупности следующих показателей:
      —
по быстрому продвижению (темп продвижения)
ученика в овладении соответствующей
деятельности;
      —
по качественному уровню его достижений;
      —
по сильной, действенной и устойчивой
склонности человека к занятиям этой деятельности.
      Успешное 
осуществление той или иной деятельности
даже при наличии способностей зависит 
от определенного сочетания качеств 
личности. Одни только способности, не
сочетающиеся с соответствующей 
направленностью личности, ее эмоционально-волевыми
свойствами, не могут привести к высоким
достижениям. Прежде всего способности
тесно связаны с активным положительным
отношением к соответствующей деятельности,
интересом к ней, склонностью заниматься
ею, переходящей на высоком уровне развития
в страстную увлеченность, в жизненную
потребность в этом виде деятельности.
      Интересы 
проявляются в стремлении к познанию
объекта, основательному изучению его 
во всех деталях. Склонность — стремление
выполнять соответствующую деятельность.
Интересы и склонности личности не всегда
совпадают. Интересы и склонности к определенной
деятельности развиваются обычно в единстве
с развитием способностей к ней. Например,
интерес и склонность ученика к математике
заставляют его усиленно заниматься этим
предметом, что в свою очередь развивает
математические способности. Развивающиеся
математические способности обеспечивают
определенные достижения, успехи в области
математики, которые вызывают у ученика
радостное чувство удовлетворения. Это
чувство вызывает еще более глубокий интерес
к предмету, склонность еще больше заниматься
им. Для успеха в деятельности, кроме наличия
способностей, интересов и склонностей,
необходим ряд черт характера, прежде
всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность,
целеустремленность, настойчивость. Без
наличия этих качеств даже выдающиеся
способности не приведут к надежным, значительным
достижениям.  
2. Развитие способностей 
ребенка в младшем 
школьном возрасте.
 Проблемы 
творчества широко разрабатывались 
в отечественной психологии. В настоящее
время исследователи ведут поиск интегрального
показателя, характеризующего творческую
личность. Этот показатель может определяться
как некоторое сочетание факторов или
же рассматриваться как непрерывное единство
процессуальных и личностных компонентов
творческого мышления. Придерживаясь
позиции ученых, определяющих творческие
способности как самостоятельный фактор,
развитие которых является результатом
обучения творческой деятельности младших
школьников, выделим компоненты творческих
способностей младших школьников: творческое
мышление; творческое воображение; применение
методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого
воображения учащихся начальных классов
необходимо предлагать следующие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления
по различным основаниям; устанавливать
причинно-следственные связи; видеть взаимосвязи
и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии; делать
предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов
в пространстве и во времени; представлять
пространственные объекты. Творческие
задания дифференцируются по таким параметрам,
как сложность содержащихся в них проблемных
ситуаций, сложность мыслительных операций,
необходимых для их решения; формы представления
противоречий (явные, скрытые). В связи
с этим выделяются три уровня сложности
содержания системы творческих заданий.5
      В
младшем школьном возрасте в первые происходит
разделение игры и труда, то есть деятельности,
осуществляемой ради удовольствия, которое
получит ребенок в процессе самой деятельности
и деятельности, направленной на достижение
объективно значимого и социально оцениваемого
результата. Это разграничение игры и
труда в том числе и учебного труда, является
важной особенностью школьного возраста.
Значение воображения в младшем школьном
возрасте является высшей и необходимой
способностью человека. Вместе с тем, именно
эта способность нуждается в особой заботе
в плане развития. А развивается особенно
интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если
этот период воображения специально не
развивать, в последующем наступает быстрое
снижение активности этой функции.
и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник