Развитие способностей ребенка в условиях семьи
Морозова Марина Юрьевна
Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания
«Каждое дитя до известной степени гений»
А. Шопенгауэр.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одарёнными» и «одарённые дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одарённого можно развить практически любого здорового ребёнка при условии создания благоприятных условий. Для других одарённость — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.
Проблемы диагностики одарённости и её развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется, во – первых, значимостью способностей для развития личности, во – вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одарённые люди.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Реальная одарённость человека, та, с которой сталкиваемся мы в повседневной жизни, зависит не только от того, что даровано этому человеку природой, но и от того, в какой среде он рос, какое получил образование, как сам заботился о развитии своего потенциала. Современная психология утверждает, что одарённость не статическая, а динамическая характеристика. Дар существует лишь в динамике, в постоянном движении, в развитии, поэтому непрерывно меняется. Важно отметить, что одарённость – всего лишь потенциал, что может привести к успеху, а может и не реализоваться. Потому – то в обществе ценится не сама одарённость, не то, у кого какой умственный потенциал, а то, что достиг тот или иной человек. Среда, в которой формируется личность: талантливые педагоги, энергичные, творческие сверстники и, конечно же, заботливые умные родители.
Исследования показывают, что на развитие ребёнка влияют:
— 15 % — наследственность;
— 57 % — родители;
— 25 % — окружающая среда;
— 3 % — образовательные учреждения.
Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка невозможно переоценить.
К. Д. Ушинский говорил: «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в дошкольном и школьном возрасте вся принадлежит детскому саду и школе. Оказывается, образовательное учреждение (детский сад, школа) имеют только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь».
Поэтому основная роль в воспитании, развитии его способностей отводится родителям, семье. Кому если не родителям известны все тонкости характера ребёнка? Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала ребёнку природа, а также и предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность.
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной её механизм – воспитание. Ребёнок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ.
Исследования, посвящённые изучению влияния различных условий обучения на успешность развития способностей одарённых детей, позволяют на новом уровне поставить вопрос о роли семьи в развитии одарённости у детей.
Экспериментальные исследования влияния родителей на особенности развития их детей касаются главным образом изучения связи самооценки, успехов детей в той или иной области, их представлений о способностях с социальными ожиданиями родителей. Факты, полученные в результате исследований, свидетельствуют о роли семейных представлений об «идеальной» модели обучения на развитие мотивационно – личностных установок ребёнка, способствующих или препятствующих развитию способностей (одарённости) у детей. Чтобы избежать проблем дальнейшего обучения и социализации в обществе сверстников, следует уделять особое внимание первоначальному воспитанию одарённого ребёнка в семье.
Ведь родители, как никто другой, способны разглядеть первые признаки одарённости у ребёнка. Существует столько видов одарённости, сколько есть видов человеческой деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений, от бездарности до гениальности. И именно от правильного отношения родителей к особенностям своего ребёнка будет исходить и признание его в обществе.
Исследования показали, что для развития творческого потенциала ребёнка необходима не только адекватная оценка его сил и возможностей, но даже немного завышенная, благодаря чему у него появляется запас сил и уверенности при встрече с неудачами. Родителям необходимо быть примером для ребёнка, шире использовать свои знания, умения, навыки, не злоупотребляя помощью специалистов. Часто родители одарённых детей сами пытаются заниматься с ними: читают книги, отвечают на вопросы, помогают в творческом самовыражении, что является немаловажным в воспитании любого ребёнка. Тем не менее, не нужно забывать об одном мудром педагогическом правиле – «не навреди». Но, чтобы вырастить по – настоящему творческого человека, необходимо, прежде всего, обратить свой взор на себя, на свои отношения с ребёнком со стороны. Самое первое и главное – любить своего ребёнка и принимать его таким, какой он есть: радоваться его успехам, быть внимательным к его делам и поступкам, идти за ребёнком в развитии его интересов, давать ему возможность выбора, осторожно открывая всё новые области знаний, направляя его внимание. Атмосфера доброты и чуткости, внимательности необходима в развитии одарённого ребёнка. В обратном случае, способности ребёнка могут затихать, угасать из – за отсутствия интереса, насмешек и даже критических замечаний взрослых.
Литература.
1. Белова Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., Флинта, 2001.
2. Богоявленская М. Требуется помощь: школьные проблемы одарённых детей. Школьный психолог. – 2005. – 16 -31 янв. (№2).
3. Гурьева Л. Психология развития творческих способностей дошкольников. Коррекционно – развивающее образование. – 2011. -№4.
4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Творческий центр Сфера. Москва. 2005.
5. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьёй. Творческий центр Сфера. Москва. 2007 6. Кумарина Г. Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности – способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. УЦ «Перспектива». Москва 2014.
7. Под редакцией Коломинского Я. Л., Панько Е. А. Психология социальной одарённости. Линка – Пресс. Москва 2009.
8. Савенков А. И. Ваш ребёнок талантлив: детская одарённость и домашнее обучение. Ярославль: Академия развития, 2002.
9. Токарь И. Е. Одарённые дети: на грани риска, Н. Е. Зарубина.
10. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Москва. «Вако».2009.
Источник
Роль семьи в развитии творческих способностей детей
В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать развитию его творческих способностей.
Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором».
Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время — будет трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду.
Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.
Развитие творческих способностей детей следует признать одной из самых важных задач в воспитании личности. От этого зависит его будущее, его место в социуме.
С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности.
Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Наоборот, Не надо внушать способному ребенку, что он исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно переживать свои поражения и неудачи.
Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
Первейшая цель каждого педагога — создать условия для выявления и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему школа и учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
Уважаемые родители, я обращаюсь к вам! Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте. Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Не жалейте на это время. Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.
Роль семьи в развитии творческой личности ребенка
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одарённых людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связанны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность. Тем не менее это не всегда трагично ни для отдельного человека, ни для общества в целом. Черты характера, способствующие творческой продуктивности можно обнаружить достаточно рано. Родителям следует обратить внимание на их развитие.
Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одёргивать и ограничивать.
Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Задача родителей в этой ситуации – воспринять как — будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребёнка как повод для раздражения, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребёнка.
Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то, что до тебя ещё никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавленно догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:
1) гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;
3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;
4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости».
Особый интерес представляет изучение взаимоотношений творчески одарённого ребёнка с родителем противоположного пола. Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребёнка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери — на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих одарённых дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.
Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.
Традиционно отцы воспринимаются как кормильцы, ответственные за принятие решений, как носители высшего авторитета. А матери, напротив, считаются источником внимания, заботы и эмоциональной поддержки и часто своего рода буфером между отцом и ребенком.
Те, кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних, считают, что когда отцы проявляют больше «женских», экспрессивных свойств, а матери – больше «мужского», инструментального, то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Нежные, любящие отцы, много времени уделяющие детям, и матери, воспитывающие независимость, любознательность и гибкость, таким образом, развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты, ведущие к высокопродуктивному творчеству.
Интересно в этой связи отметить, что матери, весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени, не добивались заметных успехов. По всей видимости, желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами.
Огромную роль в развитии способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:
1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.
2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребёнок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся учёных, так и преступников и психически больных.
5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребёнка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.
Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений. Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищённости у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, — это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, родителям следует относится с уважением. Более того, родители должны поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.
Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка значительно отличаются от тех, что присущи социальной группе, членом которой он является. Такой ребёнок нуждается в понимании и поддержке родителей, с тем чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным. Родители не могут устранить все препятствия на пути ребёнка, но могут помочь ему преодолеть их и вырасти настоящей творческой личности.
Источник