Развитие способностей ребенка в раннем детском возрасте
Елена Китаева
Особенности развития ребенка в раннем возрасте
Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка.Основными достижениями этого периода являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок входит в социальное пространство человеческих отношений, где происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.
В этом возрасте у ребенка возрастает интерес к окружающим его предметам, что побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Развитие речевой функции зависит от того, как взрослые общаются с ребенком. Если родители ограничиваются только уходом за детьми, а общению уделяется мало внимания, то они могут резко отставать в развитии речи. Но с другой стороны, если взрослые в общении с ребенком исполняют все, что он хочет, по первому жесту, ребенок также может долго не разговаривать. Взрослые должны стремиться вынуждать ребенка говорить внятно, выражать словами свои желания и только тогда выполнять их.
Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет ребенок начинает пытаться произносить слова, но у него пока не хватает речевых возможностей. Малыши в этом возрасте часто задают вопрос «Это что?» К концу второго года ребенок употребляет уже до 300, а к концу третьего года — от 500 до 1500 слов. Поначалу речь ребенка абсолютно не похожа на речь взрослого человека, так как ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (такие слова, как «ам-ам», «ням-ням», «тпруа», «бяка», «ав-авка»). Такую речь называют автономной. При правильном речевом воспитании (если взрослые, общаясь с ребенком, будут требовать от него четкого произнесения слов) автономная речь быстро исчезает. В противном случае автономная речь может сохраниться надолго.
В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка. Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, то есть ребенок не совершает никаких специальных действий для того, чтобы запомнить или припомнить что-нибудь. Дети раннего возраста часто удивляют взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи. Однако такое запоминание ничего не говорит об интеллектуальном развитии ребенка и его индивидуальных особенностях. Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.
В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. К концу раннего возраста дети могут «сочинять» собственные сказки, однако, это всего лишь умение варьировать предшествующим опытом.
Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий.
Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие. В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. Ребенок в раннем возрасте может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве, когда выполняет какое-то действие.
Дети в раннем возрасте, подражая взрослым, постепенно овладевают свойственными человеку формами поведения в обществе. Под влиянием взрослых начинает формироваться внутренний мир ребенка. Но они не могут вложить в него свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. Часто воспитательные воздействия взрослых не приводят к желаемым результатам, так как ребенок принимает их в соответствии со своими потребностями и интересами.
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является непроизвольность, то есть он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от того, что у него отобрали игрушку, его легко можно утешить, если дать взамен другую, или вообще занять его чем-нибудь.
В период с двух с половиной до трех лет ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека. Возникновение и осознание себя как «Я» происходит ближе к трем годам и зависит от общения взрослых с ребенком. В это же время появляется новый тип отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и стремится быть более независимым и самостоятельным. У ребенка в отношении взрослого начинают развиваться такие черты, как негативизм, упрямство. Он все хочет делать сам. Такое поведение характерно для кризиса 3-х лет. Это новая ступень в развитии личности ребенка, так как именно переживания кризиса учат ребенка навыкам позитивного общения, умению сравнивать себя с другими, а также развивают сензитивность (чувствительность) ребенка к чувствам других людей. Взрослым необходимо в этот период проявить терпение, уметь договориться с ребенком, найти выход из детского противостояния.
Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. К концу третьего года жизни игра уже носит сюжетно-ролевой характер. То есть ребенок принимает на себя определенную роль, (например, изображает из себя маму или папу, в точности повторяя позу, жесты, мимику, речь). Поэтому в присутствии ребенка взрослым следует обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Кроме того, ребенок не просто копирует взрослых, а исполняет определенную роль, перевоплощается то в доктора, то в парикмахера, то в шофера. Переход к ролевой игре является новым этапом в умственном развитии ребенка.
Зная возрастные особенности ребенка, можно понять причины того или иного поведения, а также грамотно подойти к развитию умственных способностей и личностных качеств малыша.
Дорогие родители, старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.
Источник
Екатерина Обмок
Развитие способностей детей раннего возраста
Материал для информационного стенда для родителей.
Существует распространённое, но имеющее под собой основание,высказывание: по-настоящему талантливый человек талантлив во всём. Такая формулировка наилучшим образом отражает ситуацию развития детей раннего возраста. Т. е. талант для малышей — это не просто способность делать что-то лучше ровесников в какой-то одной сфере (например, складывать пазлы или собирать конструктор, а опережение их по многим общим показателям, таким как уровень развития речи, координации движений, умения контролировать своё поведение, общаться.
Часто родителям ещё до рождения малыша уже хочется спрогнозировать его профессиональное будущее, творческие достижения. В этом кроется опасность навязывания своих взглядов и желаний (зачастую нереализованных в собственной карьере) ребёнку, который сам, возможно, никогда бы и не обратил на данное направление внимания. Гораздо более эффективным в таком случае окажется предоставление ребёнку ВОЗМОЖНОСТИ приложить свои силы, интересы, стремления в как можно более разнообразных сферах творчества, труда. Для этого имеет смысл разнообразить окружающую ребёнка развивающую среду, в частности, дома. Пусть ребёнок будет иметь возможность заниматься как конструированием, так и музицированием, мальчик помимо бессчётного количества машинок будет иметь набор доктора, девочка сможет не только наряжать принцесс, но и уметь закрутить винт. Таким образом родители значительно расширят диапазон направлений, в которых могут совершенствоваться таланты их детей.
Ограничивать ли детей в их стремлении преобразить окружающий мир, проявить фантазию там, где взрослые не привыкли это видеть? Высыпать весь запас круп на пол и с упоением перемешивать их на полу, размотать рулон туалетной бумаги и преобразить с её помощью себя и окружающее, нарисовать на обоях абстрактные картины, поражающие своим размахом. Все родители так или иначе сталкиваются с проявлением ребёнком его познавательного интереса, активности и стремления преобразовать действительность. Означают ли такие проявления, что малыш уже сейчас готовится к карьере художника или доктора? Навряд ли. Он пробует, испытывает свои способности в таких сферах, узнаёт новые свойства предметов и веществ. Всё это, безусловно, даст ему возможность в дальнейшем найти себя в той сфере, которая ему ближе. Предоставьте ему возможность испробовать, понять, как же меняется мир, если он сам прилагает к этому усилия. Но нужно не забывать при этом, что жить и творить ему предстоит в обществе, а отсутствие рамок в поведении, в приложении собственных сил может быть воспринято неоднозначно. Значит, следуйте за интересами ребёнка и САМИ предоставляйте ему возможность,место и условия для самореализации: интересна крупа, бусины и проч. — насыпьте её в различные баночки, чашечки, дайте миску — пусть смешивает, разбирает, пересыпает. Рисует на обоях — прикрепите ватман, бумагу во весь рост малыша на стену. И т. д.
Прислушивайтесь к интересам своего ребёнка. Чем старше он становится, тем более выраженными, конкретными они становятся. При этом старайтесь и открывать новые сферы для исследований. Наш город,как никакой другой открывает для этого массу возможностей: освоив, дворовую площадку, устройте малышу путешествие к фонтанам или прогулку по рекам и каналам. Прочитав очередную книгу про животных, отправляйтесь в зоопарк или Зоологический музей. Эрмитаж и Русский музей для тех, кто постигает навыки изобразительного искусства. И не нужно думать, что малышу в 2-3 года это рано. Помните, что вы открываете перед ним разные двери, за каждой из них он способен увидеть что-то удивительное и привлекательное, что впоследствии может составлять в том числе и его профессиональный интерес.
Источник
Ольга Терехина
Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста
Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста
Ранний возраст – это период жизни человека с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.
В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследовании их психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в то врем как предметные в большей степени отражают степень из обучения, широту контактов со взрослыми.
Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление.
В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться наглядно-образное. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5 – 4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5 – 3 года и является ведущим до 6 – 6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5 – 5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6 – 7 лет.
В своей работе по сенсорному развитию детей раннего возрастамы используем следующие приемы:
1. Рассматривание картин.
Картины способствуют общему развитию детей. Они привлекают внимание ребенка, имеют большое значение для познания ребенком окружающей действительности, для развития восприятия, мышления, речи, устойчивого и сосредоточенного внимания.
Картина – ценный материал для развития детской речи. Уже с конца первого года жизни, а тем более на втором и третьем году, посредством картины обогащается словарь ребенка. От взрослых он узнает название предмета, действий, его качеств, постепенно начинает сам активно называть изображенное, учится высказываться по поводу увиденного.
Картины должны быть понятны по содержанию и отражать окружающую жизнь. Это сценки из жизни детей в детском саду и в семье, бытовой труд взрослых, средства передвижения, животные, растения, овощи, фрукты.
2. Игры со строительным материалом.
Игры со строительным материалом имеют свои особенности в том, что сам материал не наталкивает ребенка на какие-либо действия, поэтому здесь большую роль играет воспитатель, который должен уметь заинтересовать детей игрой и подвести их к сюжетным постройкам. Во время занятий детям даются понятия о длинном, коротком, низком, высоком, широком.
Занятия со строительным материалом можно так же использовать для знакомства детей с цветом.
К концу третьего года жизни ребенок начинает создавать постройки осмысленно, заранее ставя себе цель, что он будет делать, и самостоятельно подбирает необходимый материал.
3. Знакомство с сенсорными эталонами.
К концу третьего года ребенка основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
При этом сенсорное развитие происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни. Например, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях по изобразительной деятельности и в процессе конструирования.
4. Игровая деятельность.
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым.Этого можно добиться:
— подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине).
— организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек;
— игры с куклами.
Эффективное развитие познавательных способностей у детей раннего возрастабудет обеспечиваться с помощью такого рода игр:
— кубики,
— пазлы и мозаика,
— игры на развитие мелкой моторики (лепка, игры с водой, с песком, лабиринты,
— ролевые игры (дочки-матери, продавец-покупатель, игры с игрушечным телефоном или наборами посуды, врача, парикмахера и т. д.).
Таким образом,обучение, направленное на овладение детьми действиями с сенсорными эталонами и пространственными моделями, оказывает эффективное воздействие на развитие познавательных способностей.
Источник