Развитие способностей ребенка в процессе воспитания и обучения

Развитие способностей ребенка в процессе воспитания и обучения thumbnail

Развитие
способностей у детей совершается в
процессе воспитания и обучения.
Способности ребенка формируются
посредством овладения в процессе
обучения содержанием материальной и
духовной культуры, техники, науки,
искусства. Исходной предпосылкой для
этого развития способностей служат
врожденные задатки. В действенном
контакте ребенка с окружающим его миром,
в процессе постепенного освоения
достижений предшествующего исторического
развития человечества задатки – и общие
у всех людей, и вместе с тем у каждого
человека различные – превращаются в
многообразные и все более совершенные
способности.

Уже
самые первые проявления задатков
превращают их в элементарные, начинающие
складываться способности. Вместе с тем
каждая начинающаяся складываться
способность является как бы задатком
для дальнейшего развития способностей.
Каждая способность, проявляясь, вместе
с тем развивается, переходит на высшую
ступень, а переход ее на высшую ступень
открывает возможности для новых, более
высоких ее проявлений. Роль задатков в
развитии различных способностей
различна. Она более значительна и
специфична, например, в развитии
музыканта, в даровании которого
существенную роль играют специфические
врожденные свойства слухового аппарата,
чем в развитии способностей ученого
литературоведа, историка или экономиста.

В
развитии способностей у ребенка
существенным этапом является развитие
у него так называемой готовности
к обучению. <…>

Эта готовность в обучении и формируется,
конечно, на основе той подготовки,
которую дает дошкольное воспитание.
Эта способность к обучению не угасает
в школьном возрасте, как склонны
утверждать те, кто связывает ее с
определенным периодом возрастного
созревания. Практика массового обучения
взрослых при ликвидации безграмотности
в Советском Союзе это доказала. Но,
конечно, юные годы все же исключительно
благоприятная пора для учения; в процессе
этого учения совершается формирование
способностей, которые открывают более
широкие возможности для успешного
дальнейшего учения и совершенствования
в зрелые годы.

В
способностях детей – как общих, так и
специальных – обнаруживаются многообразные
индивидуальные различия. Они проявляются
в успешности учебной работы, в том, что
различные ученики с различной степенью
совершенства справляются с учебными
заданиями, с разной глубиной осваивают
ту систему знаний, которой они обучаются.
Однако успешность саму по себе никак
нельзя превращать в критерий одаренности.
Различная успеваемость разных учеников
может быть обусловлена многообразными
причинами – интересом к учебе, который
сумел вызвать педагог, предшествующей
учебной подготовкой и т.п., а вовсе не
только их способностями. Поэтому одни
и те же

успехи разных учеников могут быть
показателями различных
способностей, и при одних
и тех же

или равных способностях их успехи могут
быть
различны.

Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно
заключать об одаренности детей по
успешности их работы, темпам их продвижения
и т.п., необходимо учесть условия их
развития, а не только его результаты.
Лишь соотнеся эти результаты с условиями,
при которых они достигнуты, можно, исходя
из успешности учебной работы детей,
опосредованно составить себе суждение
об их одаренности. <…>

В
результате индивидуального жизненного
пути у человека формируется – на основе
задатков – индивидуально своеобразный
склад способностей.

Наличие
более или менее значительных индивидуальных
различий в способностях требует и
индивидуализированного подхода к
учащимся.

Вместе
с тем, поскольку успешность учебной
работы учащихся зависит в известной
мере от их способностей, а развитие,
формирование их способностей в свою
очередь зависит от того, как ребенок
осваивает передаваемые ему в ходе
обучения знания, перед педагогом встает
задача: учитывая способности учащихся
во всем их многообразии и индивидуальных
особенностях, вместе с тем и формировать
их в надлежащем направлении. <…>

Между
всесторонним развитием способностей
и интересов существует при этом теснейшая
взаимосвязь: с одной стороны, развитие
способностей совершается в деятельности,
которая стимулируется интересами, с
другой – интерес к той или иной
деятельности поддерживается ее
успешностью, которая в свою очередь
обусловлена соответствующими
способностями. Эта взаимосвязь не
исключает, конечно, и возможности
противоречий между интересами к тому
или иному предмету, склонностями к той
или иной деятельности и способностями.
Бывает, как известно, и так, что у человека,
у подростка складываются интересы, не
отвечающие его способностям. Но это
случается по преимуществу при
слабовыраженных способностях. Значительные
способности, подлинный талант обычно
определяют призвание человека, которое,
переживаясь как таковое, определяет и
направленность интересов.

Всестороннее
развитие интересов, означая нормальное
развитие человеческой личности, не
исключает особой собранности и
сосредоточенности интересов по каким-то
основным главным руслам. Точно так же
всестороннее гармоническое развитие
способностей, означая развитие такой
человеческой личности, которая не была
бы раз и навсегда пригнана к одной
узкоспециализированной деятельности
и как бы сведена к одной функции, личности,
которой доступны были бы разные сферы
человеческой деятельности, не исключает,
конечно, особого развития каких-либо
специальных способностей (технических,
изобразительных, музыкальных) на фоне
достаточно высокого общего развития.
(Рубинштейн)

Любые задатки,
прежде чем превратиться в способности,
должны пройти большой путь развития.
Для многих человеческих способностей
это развитие начинается с первых дней
жизни и, если человек продолжает
заниматься теми видами деятельности,
в которых соответствующие способности
развиваются, не прекращается до конца.
В процессе развития способностей можно
выделить ряд этапов. На одних из них
происходит подготовка анатомо-физиологической
основы будущих способностей, на других
идет становление задатков небиологического
плана, на третьих складывается и достигает
соответствующего уровня нужная
способность. Все эти процессы могут
протекать параллельно, в той или иной
степени накладываться друг на друга.
Попробуем проследить эти этапы на
примере развития таких способностей,
в основе которых лежат явно выраженные
анатомо-физиологические задатки, хотя
бы в элементарной форме представленные
с рождения. (40)

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы и личности ребенка с нарушением зрения

Первичный этап
в развитии любой такой способности
связан с созреванием необходимых для
нее органических структур или с
формированием на их основе нужных
функциональных органов.
Он обычно относится к дошкольному
детству
,
охватывающему период жизни ребенка от
рождения до 6—7 лет. Здесь происходит
совершенствование работы всех
анализаторов, развитие и функциональная
дифференциация отдельных участков коры
головного мозга, связей между ними и
органов движения, прежде всего рук. Это
создает благоприятные условия для
начала формирования и развития у ребенка
общих способностей, определенный уровень
которых выступает в качестве предпосылки
(задатков) для последующего развития
специальных способностей. (40)

Становление
специальных способностей
активно начинается уже в дошкольном
детстве и ускоренными темпами продолжается
в школе, особенно в младших и средних
классах. Поначалу развитию этих
способностей помогают различного рода
игры детей, затем существенное влияние
на них начинает оказывать учебная и
трудовая деятельность. В играх детей
первоначальный толчок к развитию
получают многие двигательные,
конструкторские, организаторские,
художественно-изобразительные, иные
творческие способности. Занятия
различными видами творческих игр в
дошкольном детстве приобретают особое
значение для формирования специальных
способностей у детей. (40)

Важным моментом
в развитии способностей у детей выступает
комплексность,
т.е. одновременное
совершенствование нескольких взаимно
дополняющих друг друга способностей.
Развивать какую-либо одну из способностей,
не заботясь о повышении уровня развития
других, связанных с ней способностей,
практически нельзя. Например, хотя
тонкие и точные ручные движения сами
по себе являются способностью особого
рода, но они же влияют на развитие других,
где требуются соответствующие движения.
Умение пользоваться речью, совершенное
владение ею также может рассматриваться
как относительно самостоятельная
способность. Но то же самое умение как
органическая часть входит в интеллектуальные,
межличностные, многие творческие
способности, обогащая их. (40)

Многоплановость
и разнообразие видов деятельности, в
которые одновременно включается человек,
выступает как одно из важнейших условий
комплексного и разностороннего развития
его способностей.
В этой связи следует обсудить основные
требования,
которые предъявляются к деятельности,
развивающей способности человека
.
Эти требования следующие: творческий
характер деятельности, оптимальный
уровень ее трудности для исполнителя,
должная мотивация и обеспечение
положительного эмоционального настроя
в ходе и по окончании выполнения
деятельности.

Если деятельность
ребенка носит творческий, нерутинный
характер, то она постоянно заставляет
его думать и сама по себе становится
достаточно привлекательным делом как
средство проверки и развития способностей.
Такая деятельность всегда связана с
созданием чего-либо нового, открытием
для себя нового знания, обнаружения в
самом себе новых возможностей. Это само
по себе становится сильным и действенным
стимулом к занятиям ею, к приложению
необходимых усилий, направленных на
преодоление возникающих трудностей.
Такая деятельность укрепляет положительную
самооценку, повышает уровень притязаний,
порождает уверенность в себе и чувство
удовлетворенности от достигнутых
успехов. (40)

Если выполняемая
деятельность находится в зоне оптимальной
трудности, т.е. на пределе возможностей
ребенка, то она ведет за собой развитие
его способностей, реализуя то, что
Л.С.Выготский
называл зоной
потенциального развития
.
Деятельность,
не находящаяся в пределах этой зоны,
гораздо в меньшей степени ведет за собой
развитие способностей. Если она слишком
проста, то обеспечивает лишь реализацию
уже имеющихся способностей; если же она
чрезмерно сложна, то становится
невыполнимой и, следовательно, также
не приводит к формированию новых умений
и навыков. (40)

Поддержание
интереса к деятельности через стимулирующую
мотивацию означает превращение цели
соответствующей деятельности в актуальную
потребность человека. В русле
рассматривавшейся уже нами теории
социального научения особо подчеркивалось
то обстоятельство, что для приобретения
и закрепления у человека новых форм
поведения, необходимо научение, а оно
без соответствующего подкрепления не
происходит. Становление
и развитие способностей — это тоже
результат научения, и чем сильнее
подкрепление, тем быстрее будет идти
развитие.
Что же касается нужного эмоционального
настроя, то он создается таким чередованием
успехов и неудач в деятельности,
развивающей способности человека, при
котором за неудачами (они не исключены,
если деятельность находится в зоне
потенциального развития) обязательно
следует эмоционально подкрепляемые
успехи, причем их количество в целом
является большим, чем число неудач. (40)

Важным моментом
развития человеческих способностей
является их компенсируемость,
причем это относится даже к тем
способностям, для успешного развития
которых необходимы врожденные
физиологические задатки. А.Н
Леонтьев

показал, что определенного уровня
развития музыкального слуха можно
добиться и у тех людей, ухо которых с
рождения не очень хорошо приспособлено
для обеспечения звуковысотного слуха
(такой слух традиционно рассматривается
как задаток к развитию музыкальных
способностей). (40)

Соседние файлы в папке ГОСЫ_с инета

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Успешное выполнение деятельности становится доступным не сразу.

Способности формируются и развиваются в деятельности. В процессе деятельности образуются нужные системы условных связей и одновременно тренируются, развиваются применительно к условиям деятельности свойства основных нервных процессов, а также особенности соотношения сигнальных систем. Весь этот процесс в целом и есть развитие способностей. Ведущая роль в нем принадлежит образованию условных связей.

Включение в деятельность есть основной путь развития способностей. Отсюда ясно, какое огромное значение для развития способностей имеют воспитание и обучение, организующие деятельность детей, их жизненную практику. Правда, некоторые дети очень рано, задолго до систематического обучения рисованию или музыке, обращают на себя внимание своими способностями к этим видам деятельности. Однако даже самые музыкальные дети должны научиться правильно петь и узнавать мелодии; даже самые способные к рисованию дети должны научиться рисовать. Особенность таких детей заключается не в том, что они достигли высоких результатов якобы без предварительного обучения, а в том, что начальный этап формирования способностей проходит у них столь рано и так быстро и легко (в большинстве случаев в процессе игры), что ускользает от внимания родителей и педагогов.

Читайте также:  Пазлы и их цель в развитии ребенка

Способности вырабатываются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем полнее и ярче могут развиваться способности.

Показателен в этом отношении опыт работы научных и технических кружков при домах пионеров, при детских технических станциях и пр. Только часть приходящих сюда детей может указать, в каком кружке им хотелось бы заниматься; большинство же новичков (главным образом ученики III—IV классов) охотно соглашаются работать в том кружке, в который их записывают. При этом дети, не обладавшие вначале какой-либо определенной устремленностью, впоследствии начинают обнаруживать не только склонность к работе, в которую их включают, но и определенные способности к ней. Конечно, у некоторых детей могут выявиться особенности, указывающие на предпочтительность иного направления их занятий. Но так или иначе, способности выявляются и в дальнейшем развиваются лишь благодаря включению ребенка в ту или иную деятельность. Таков общий путь постепенного развития и специализации склонностей и способностей к труду.

Правильное понимание природы способностей показывает, какая большая ответственность за развитие способностей ребенка ложится на воспитателей. Способности не существуют изначально. Они не являются чем-то не зависящим от педагога. Задача воспитателя, учителя в том, чтобы активно развивать способности детей. Необходимо давать ребенку возможность действовать в направлении возникающих у него интересов, оказывая ему нужную поддержку и вместе с тем тщательно проверяя основательность его устремлений.

Если наличие какой-либо одной способности еще недостаточно для успешного выполнения деятельности, то в свою очередь слабость какой-нибудь способности не служит основанием для признания непригодности человека к той или иной деятельности. Если другие способности, необходимые для нее, выражены ярко и человек получает возможность много и успешно заниматься данной деятельностью, это создает благоприятные условия для развития у него отстающих способностей. Они могут «выровняться» настолько, что не остается и следов их первоначальной слабости.

Даже серьезные органические поражения могут не быть непреодолимым препятствием для занятия любимой деятельностью. Известно, например, что народный артист Остужев, уже будучи глухим, выступал на сцене и создавал замечательные художественные образы. Николай Островский стал писателем, будучи слепым. Такие примеры показывают, как велики возможности развития способностей.

Задача учителя состоит не только в том, чтобы внимательно учитывать особенности учащегося, выявляя то ценное, что они в себе заключают, но и в том, чтобы преодолевать нежелательные свойства, изменять, перевоспитывать их.

Известно, например, как отрицательно сказывается на способностях детей малая подвижность, инертность их нервных процессов. В младшем школьном возрасте это может выражаться в трудном, замедленном переключении с одних действий на другие. Установлено, что среди учеников начальных классов, плохо успевающих по арифметике, встречаются такие, которые делают ошибки в вычислении потому, что невольно повторяют в результате цифры, которые содержались в условии. Если таким ученикам после нескольких примеров с однозначными числами дать для решения пример с двузначными числами, они продолжают оперировать только единицами, хотя действие с двузначными числами знают уже хорошо. Такие ученики сразу после объяснения нового не могут справляться с предыдущим материалом, потому что начинают применять только что усвоенные действия к старому материалу, к которому они не приложимы. Передовой педагогический опыт показывает, что такая инертность нервных процессов, будучи своевременно выявленной, при систематических упражнениях и правильном индивидуальном подходе полностью преодолевается.

В ряде случаев ученик может казаться «неспособным» к какому-нибудь предмету только потому, что ему не хватает некоторых знаний и навыков, а это не всегда легко обнаружить сразу. Иногда учащиеся, не овладев еще при переходе к более сложной деятельности новыми способами работы, достигают вначале нужного результата при помощи ранее усвоенных приемов (например, производят сложение при помощи простого присчитывания по единице), в силу чего временно кажутся успевающими. Однако при переходе к следующему этапу обучения они совсем перестают справляться с учебными заданиями, проявляя кажущуюся «неспособность» к овладению дальнейшими умениями. Подлинной причиной их неудач является, однако, не недостаточное развитие способностей, а то, что в нужный момент они не овладели новыми умениями, которые необходимы для дальнейшего продвижения в учебной работе.

Особенности мозга, присущие каждому здоровому ребенку, достаточны для развития всех способностей, необходимых для успешного обучения в школе. Когда психически полноценного ребенка называют «неспособным», то либо не замечают недостатков его подготовки к ученью, либо игнорируют индивидуальное своеобразие его способностей. Практика работы лучших школ и учителей показывает, что каждый ученик нормальной школы, за исключением лишь явно патологических случаев, способен овладеть основами наук, приобщиться к современной науке, культуре и технике, а став взрослым, принимать разностороннее участие в жизни общества.

Один из показателей хороших способностей — наличие ранних достижений. Однако отсутствие их никак нельзя рассматривать как признак невозможности развить значительные способности в дальнейшем. Можно привести немало примеров позднего проявления больших способностей и талантов. Писатель Вячеслав Шишков, например, начал печататься в возрасте 40 лет; его наиболее известное произведение «Угрюм-река» написано, когда ему было 60 лет; книгу «Емельян Пугачев» он закончил, когда ему было 72 года. Е. И. Гусева, уроженка глухого села Симбирской губернии, научилась грамоте, когда ей было свыше 40 лет. Она поступила на рабфак, а затем вместе со своим сыном окончила высшее учебное заведение. Вскоре она получила степень кандидата наук, а на 73-м году жизни успешно защитила докторскую диссертацию.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка до одного года

Исключительно важное значение для развития способностей имеют работоспособность и трудолюбие. На это постоянно указывает, в частности, практика работы школы. Так называемые слабые ученики в большинстве своем плохо учатся не потому, что вследствие особенностей ума не могут понять того, что изучается в школе. Каждому из них можно объяснить самый трудный вопрос программы. Их неудачи во многих случаях зависят именно от отсутствия у них склонности к труду. У ребенка, который совсем не загорается во время работы, не напрягает усилий, невозможно ни проявление, ни развитие значительных способностей.

Имеются, правда, ученики, которые хорошо успевают, несмотря на то что ленятся. Мало прилежный ученик нередко работает вспышками. Иногда даже бывает незаметно, когда он учится. Но то, что такому ученику многое дается легко и быстро, не снижает значения трудолюбия. Известно немало случаев, когда ученик, ярко проявивший себя в школе, в жизни не оправдывает возлагавшихся на него надежд, причем именно потому, что не привык серьезно работать. При тех же умственных данных, но при более устойчивой работоспособности его способности развились бы полнее, и ему были бы доступны более значительные достижения.

Особенно заметна роль трудолюбия при высоком уровне способностей. Чтобы развился талант, необходима повышенная склонность к труду. Работоспособность — это не низшая, не «чернорабочая» способность; будучи самой универсальной и самой могущественной, она является и самой почетной человеческой способностью.

Воспитание способностей неотделимо от воспитания характера. Центральное значение в характере имеют черты, выражающие отношение человека к труду, отношение к другим людям, отношение к самому себе. Все эти многообразные отношения к действительности, характеризующие наиболее важные стороны личности и, как показывают исследования (Мясищев и др.), в большой мере определяющие продуктивность психических процессов и умения человека, прямо влияют на формирование и развитие способностей.

Не при всяком отношении к занятиям создаются подходящие условия для развития учащихся. Формальное отношение к делу не только снижает уровень достижений, но отрицательно влияет и на развитие способностей. Живая заинтересованность, страстное, а не бездушное отношение к работе есть непременное условие того, чтобы данная деятельность могла оказывать благотворное влияние на развитие способностей. Преследуя цель развития способностей, недостаточно включить ученика в соответствующую деятельность, необходимо заинтересовать, увлечь его работой.

Не меньшее значение для развития способностей имеет отношение к людям. Самые благоприятные данные, которыми обладает человек, не могут вырасти в подлинный талант, если отсутствует связь с другими людьми, со всем народом. Стремление людей к личным достижениям не должно идти вразрез с чувством коллективизма. Только в коллективе человек может полностью раскрыть свои способности.

Очень важно научить школьников правильно относиться к себе, к своим достижениям. Хорошо известно, что постоянная недоброжелательная оценка со стороны воспитателя может привести к потере ребенком уверенности в своих силах и тем самым приглушить способности. Однако не только чрезмерное порицание приводит к угасанию способностей, но и обратная крайность — «захваливание», вызывая самомнение и зазнайство, влияет не менее вредно. Оценка, которую дает воспитатель, должна быть требовательной, строгой, но благожелательной, укрепляющей силы. Она должна открывать перспективы роста. Заботясь о развитии способностей, нужно воспитывать такие черты характера, как уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства и вместе с тем скромность, требовательность к себе, умение критически оценить свои качества. Передовые советские люди верят в свои способности, в свои силы, но каждое отдельное достижение не удовлетворяет их. Именно такие свойства характера нужно воспитывать в детях.

Дети с определившимися и развитыми способностями требуют все более усложненных и разнообразных учебных заданий, привлечения к более глубокой (кружковой и внешкольной) работе. Школьники, способности которых еще недостаточно выражены, нуждаются в чутком воспитании их интересов и склонностей, в поощрении к самостоятельной работе.

В нашей стране созданы исключительно благоприятные условия для развития способностей. Высокий идейный уровень воспитательной работы школы обеспечивает приобщение детей к общественной жизни. Широкая сеть детских внешкольных учреждений: дворцов и домов , детских технических станций, кружков и станций юных натуралистов, туристских баз, художественных школ — все это способствует всестороннему развитию наших детей, развитию всех их творческих сил и способностей. Весьма важную роль в развитии способностей учащихся может и должна сыграть политехнизация школы. Большая забота о развитии способностей ложится на школы-интернаты.

Источник