Развитие способностей ребенка в дошкольном
Способности
Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость освоения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закреплённые анатомо-физиологические особенности организма.
Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты (например, в изобразительной деятельности – чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма и др., а также художественное воображение, эмоциональная настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.), ко второй — степень выраженности способностей.
Способности классифицируются на:
- Природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Природные способности являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.
- Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические способности подразделяются на:
- Общие способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические.
К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3 – 4 лет. Усвоение дошкольниками эталонов ведёт к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
К практическим способностям дошкольников относят: организаторские, конструктивно-технические (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью). Данные способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-техничесих способностей в дошкольном возрасте создаёт конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.
- Специальные способности определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные, музыкальные и т. д.).
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создаёт благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности. Он поёт, танцует, лепит, рисует. У ребёнка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.
Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на: теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям.
Существует также деление на учебные способности, определяющие успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, а также способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Уровни развития способностей:
- Способности;
- Одарённость — следующий уровень развития способностей. Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
- Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность, высшая степень способностей личности в определённой деятельности. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и др.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
- Гениальностью называют высшую степень творческих проявлений личности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов). Например, Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время бал художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.
К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью».
Условия развития способностей в дошкольном возрасте:
- Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.
- Включение дошкольника в разные виды деятельности для проявления всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ведь, именно взрослые формируют у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым результатам. Поэтому в общении с одарёнными детьми взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, чтобы избежать преждевременного взросления. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.
Приложение 3.1.1.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83» г. Сыктывкара
Консультация для воспитателей
«Развитие способностей детей дошкольного возраста»
Вакуева Е. М.
воспитатель
Источник
Марина Федоренко
Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»
Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить способности ребенка и помочь ему развить их. Благодаря этому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личность в целом.
Один из важнейших вопросов, который стоит перед современными родителями — как определить способности ребенка. Среди педагогов и психологов также актуален вопрос, какие способы помогут выявить способности дошкольников.
Что такое способности?
Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности и легкость ее освоения. Задатки составляют основу для развития склонностей и являются по своей сути физиологическими особенностями строения организма ребенка.
Все способности подразделяются на природные и специфические.
Природные основываются на биологических особенностях ребенка (задатках). Например, к ним можно отнести восприятие и способность к коммуникации с другими индивидами. Специфические же обусловлены общественными и историческими факторами. Их развитие определяет дальнейшую жизнь ребенка и его взаимодействие с социальной средой.
Специфические способности детейможно разделить на два вида: общие и специальные.
Общие – определяют успехи детей в самых разных видах деятельности в целом.
К ним относятся:
Сенсорные – восприятие индивидом предметов окружающего мира и их качеств. Такие склонности очень интенсивно формируются у дошкольников в возрасте от трех до четырех лет.
Интеллектуальные способности, в основе которых лежит принцип моделирования объектов.
Творческие способности – в их основе лежит воображение. Они помогают учащимся находить нестандартные решения задач, придумывать истории, рисовать.
Специальные способности определяют успехи детей в определенных видах деятельности и основываются на задатках и их развитии.Они подразделяются на несколько категорий:
Логико-математические – склонность к вычислению, упорядочиванию, измерениям. Учащийся в данном случае может легко запоминать математические символы и выполнять простейшие математические вычисления.
Музыкальные – склонность к запоминанию и воспроизведению мелодий, сочинению музыки и исполнению.
Литературные –склонность к написанию рассказов, придумыванию сюжетов, подбору для героев нужных слова для выражения эмоций.
Актерские – склонность подражать, выступать на мероприятиях, копировать кого-либо.
Художественные – склонность к рисованию, лепке, черчению, поделкам.
Технические – проявление интереса к различным механизмам и машинам.
Спортивные хорошая координация – дети энергичны, склонны к постоянному движению, тренировкам, легко осваивают разные виды спорта.
Коммуникативные способности – умение увлечь остальных детей в игру, способность договариваться и влиять на других детей.
Успешность развития способностей у дошкольников в большей степени зависит от окружения, в котором находятся дети.
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства.
Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности.
Существует четыре метода для определения способностей детей:
Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.
Игра.При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.
Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.
Совместная деятельность — помогает развить талант в разных областях.
Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей обучающихся.
Помимо вопроса как определить способности ребенка, очень важно знать как их затем развивать и работать с ними.
Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.
Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей. Прежде всего, потому, что сам процесс в основном идет рывками. В процессе развития любой способности есть периоды значительного улучшения, но также и временного ухудшения. В такие моменты важно поддерживать в детях интерес и помогать выработать терпеливость.
Сложно переоценить роль семьи в выявлении и развитии способностей детей. Чуткое отношение родителей позволит быстрее понять, что ребенку действительно нравится. Также очень важна эмоциональная поддержка и стиль воспитания.
Одним из основных факторов для успешного развития определенной склонности является упорство самого индивида, готовности к обучению. Эта особенность формируется у дошкольников непосредственно в их окружении (воспитание в семье, детском саду, общение со сверстниками).
Выявить вовремя, какими способностями обладает ребенок, является довольно непростой задачей. Помимо того факта, что многие родители сейчас слишком заняты на работе и не могут полноценно наблюдать за жизнью ребенка, есть множество других вопросов. Например, как отличить недолгую увлеченность ребенка каким-либо занятием от настоящей склонности? Как правильно мотивировать ребенка к деятельности, стимулирующей развитие его способностей? Какие способы выбрать? Все эти вопросы сейчас активно разрабатываются педагогами и психологами.
Тем не менее, нельзя оставлять процедуру выявления способностей только специалистам. Жизненный путь человека начинается с его семьи, поэтому добьется ли человек успехов во многом зависит от выраставшей его семьи.
Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.
Источник
Большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?
Период от рождения до 6-7 лет является самым благоприятным временем для развития способностей у ребенка. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделять особенно пристальное внимание развитию малыша именно в дошкольном возрасте. При этом родителям важно понимать, что каждый ребенок с рождения имеет определенные задатки, которые со временем могут перерасти в ярко выраженные способности.
Также нужно принимать во внимание тот факт, что большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?
Немного теории, без нее никуда!
Систематизируя понятие способностей, можно разделить их на две основные группы: специфические и природные.
Специфические
Специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью.
Специфические способности бывают:
- Специальными. Определяют успехи ребенка в определенных видах деятельности. Для дошкольного периода характерны такие специфические способности, как: художественные — декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам).
- Общими. Определяют успехи ребенка в общении и самых разных видах деятельности.
Общие способности в свою очередь делятся на практические (конструктивно-технические и организаторские) и познавательные (творческие, интеллектуальные и сенсорные).
- Конструктивно-технические — представление предмета в целом и по частям. Развитие этой способности помогает справиться с такими школьными предметами, как: геометрия, физика, черчение и т.д. Развивающими средствами таких способностей выступают конструкторы, модульные и технические игрушки.
- Организаторские — ведущая роль отводится общению (взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми).
- Творческие — используя фантазию и воображение, ребенок реализует себя в игре, общении и творчестве.
- Интеллектуальные — наглядное моделирование объекта, когда определенный предмет условно заменяется на знакомую фигуру (к примеру, карта).
- Сенсорные — сюда относится информация о свойствах предмета, фонемы речи, цвета, разнообразие форм и другое.
Отметим, что разделение специфических способностей на общие и специальные весьма условно, поскольку они взаимосвязаны между собой: общие способности проявляются в специальных, а развитие специальных способностей способствует развитию общих.
Природные
Природные способности формируются на основе задатков, заложенных на генетическом уровне, развитие которых во многом зависит от наличия простого жизненного опыта (память, восприятие, коммуникация).
В целом, природные способности можно охарактеризовать такими критериями:
- скорость обучения знаниям и навыкам;
- предрасположенность к определенному виду деятельности;
- устойчивость к стрессам;
- наличие предельных границ способности;
- общественное признание уникальных возможностей;
- нестандартные результаты.
Способности дошкольников и условия их формирования
Совершая действия, ребенок формирует те или иные способности. Таким образом, грамотная организация деятельности малыша позволит максимально эффективно проявить и укрепить его способности еще в дошкольном периоде.
Основные правила организации деятельности ребенка:
- организация необходимых предметов окружающей среды для всеобщего развития.
- активное воспитание увеличивает вероятность развития способностей.
- адекватное поведение взрослых по отношению к ребенку, совершающему попытки реализовать себя (даже если эти попытки выходят за рамки общепринятых норм).
- ознакомление малыша со всеми видами деятельности (соответствующими его возрастной категории) для установления его личностных интересов.
Это интересно: было выявлено, что художественная одаренность сначала проявляется в музыке, немного позже — в рисовании, а уже потом в науке.
Подробнее о некоторых способностях дошкольного возраста
Существует такое понятие как «сензитивный период» — это то время, когда организм ребенка максимально настраивается на освоение какого либо вида деятельности.
Важно понимать, что сензитивные периоды через определенное время проходят безвозвратно, независимо от того, смог ли малыш развить те или иные способности. Поэтому очень важно, чтобы родители создавали соответствующую сензитивному периоду окружающую среду (то есть, давали ребенку именно то, в чем он нуждается здесь и сейчас)
Создание окружающей среды для развития специальных способностей
Основная роль в этом процессе отведена игре. Здесь объединились целый комплекс действий: творчество, двигательные навыки, организация, деятельность.
Совершая действия, ребенок должен постоянно находиться в пограничной зоне между тем, что он уже умеет и тем, чему еще предстоит научиться. Именно такой процесс заставляет малыша думать и, соответственно, развивать свои способности. Трудности закаливают, иначе процесс развития замрет или начнет регрессировать.
Создание окружающей среды для развития физических способностей
В дошкольном возрасте ребенку интересны будут подвижные игры, музыкальные разминки и танцы. При этом желательно использовать элементарные движения, которые ребенок легко запомнит и сможет правильно воспроизвести. Музыка задаст ритм и поможет развить слуховое восприятие. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием запоминают движения и охотно их демонстрируют под музыку.
Создание окружающей среды для развития творческих способностей
Всестороннее развитие ребенка обязательно включает и творческое направление. Причем деятельность должна быть разнообразна: лепка, рисование, вязание, конструирования, вырезание и многое другое. С подачи родителей малыш может «опробовать» самые разные виды творческой деятельности и выбрать именно тот, который ему ближе всего. Не стоит выполнять все за ребенка. Достаточно подтолкнуть его в нужном направлении и малыш обязательно удивит родителей своим креативом.
Создание окружающей среды для развития познавательных способностей
Формирование личности дошкольника не обходится без здорового любопытства со стороны ребенка и его постоянных «почему», «как» и «когда». Любознательность способствует приобретению знаний, умственной деятельности и применению навыков на практике.
Помните! Каждый ребенок одарен по-своему. Чем больше родители будут проявлять интерес к процессу формирования навыков и способностей малыша, тем выше шанс ребенка стать счастливым человеком и добиться успеха в современном социуме.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Источник