Развитие способностей ребенка среднего дошкольного возраста в игре

Карина Каляганова
Развитие игровых навыков дошкольников в средней группе

Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности и т. д. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли наблюдателя.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Для развития игровойдеятельности необходимо:

Создавать в течение дня условия для свободной игры детей (Выделять время для игр; обновлять игровую среду в соответствии с текущими интересами).

Определять игровые ситуации, в которых детям нужна помощь;

Отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо с целью формирования у них необходимых игровых умений;

Руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).

Необходимо также устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.

В средней группе важно продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Учить коллективным играм, учить детей договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Важно создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывать о предметах, необходимых детям в разных видах деятельности (в том числе и игре, о разнообразных профессиях и видах деятельности взрослых, которые они будут отражать в своих играх.

Сюжетно-ролевые игры.

В средней группе необходимо продолжать работу с детьми по развитию и обогащению сюжетов игр; подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.

Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.).

Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.

В ноябре были запланированы и проведены следующие с/р игры:

«У зубного врача»; «Моряки»; «Прачечная»; игры в семью.

Целью предварительной работы было — расширение представлений об окружающем мире, обогащение игрового опыта детей, пополнение предметно-игровой среды. Для этого проводились беседы по след.темам: «Моя семья», «Профессии моей семьи», «Чем занимаются моряки», «Что делать, чтобы зубы не болели», «Для чего нужна прачечная».А так же совместное рассматривание иллюстраций и альбомов: «Моя семья»; «Корабль»; «В порту».Для закрепления полученных знаний использовались различные дидактические игры: «Что нужно моряку», «Профессии», «Что нужно зубному врачу».

Для организации самих игр применяли следующие игровые ситуации: «Полечи Мишке зуб»; «Бабушка приезжает в гости»; «Мама заболела»; «Экскурсия по реке».

В результате, дети познакомились с новыми профессиями и закрепили свои знания, а также игровые навыки в с/р игре.

Подвижные игры.

Проводятся на занятиях по физической культуре и на прогулках.

В среднем дошкольном возрасте необходимо продолжать развивать двигательную активность; ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.

Воспитывать самостоятельность детей в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.

Приучать к самостоятельному выполнению правил.

В ноябре запланированы и проведены игры на закрепление: «Цветные автомобили», «Трамвай», «Лошадки», «Ловишки», «Кролики», «Кот и мыши», «Самолеты», «Зайцы и волк», «Найди свой домик»;на обучение: «Салки», «Лиса и куры», «Поезд», «Грузовики», «Самолетики и тучи», «Птичка и кошка», «Совушка», «Охотники и зайцы».

Театрализованные игры.

Используются при проведении занятий по театрализованной деятельности.

В средней группе необходимо учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.

Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры.

Дидактические игры.

Могут использоваться как на занятиях, так и в свободной деятельности детей для закрепления усвоенных ранее знаний или получения новых.

Детей 4-5летнего возраста необходимо учить играть в дидактические игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»).

Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось», «У кого колечко»).

Поощрять стремление освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

Для определения уровня развития игровойдеятельности детей 4-5лет использовались:

— ежедневные беседы;

— систематические наблюдения за играми детей;

При высоком уровне развития игровой деятельности ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал.

При среднем уровне ребенок проявляет эмоциональные действия. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.

При низком уровне ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.

Вывод: Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Итак, игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.

Именно сюжетно-ролевые игры, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

Источник

        Проблема развития творческих способностей является одной из актуальных в наши дни, поскольку жизнь в эпоху инновационных технологий становится все разнообразнее и сложнее с каждым днем, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. А учитывая тот факт, что доля умственного труда во многих профессиях постоянно возрастет, то следует признать, что задача развития творческих способностей – одна из важнейших задач в воспитании современного человека.

Наиболее оптимальным периодом развития творческих способностей является детство, где большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного возраста, так как заложенные в нем уникальные возможности не повторятся и не представится возможным наверстать упущенное. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, а особенно творческие способности.

Одним из возможных средств развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста является игра. В настоящее время общепризнано, что игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и особая форма его общественной жизни. Именно в ходе игры развиваются важнейшие психические новообразования дошкольного возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность взаимодействия со сверстниками и многое другое.

В ходе своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой низкого уровня развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста, который характеризуется тем, что в ходе различных заданий дети дают стандартные ответы, не пытаются искать другие варианты решения проблем, мыслят шаблонно, а также с равнодушием подключаются к выполнению заданий, стесняются сделать что-нибудь не так, боятся дать неправильный ответ, проявить инициативу и оригинальность.

При разработке комплекса игр, направленного на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, мною были учтены особенности поэтапного развития игровой деятельности детей, возрастающий объем знаний, впечатлений, переживаний детей и, одновременно, предоставлены максимальные возможности развертывания событийной стороны игры .

В соответствии с основными  направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте, такими как развитие воображения и мышления, и универсальными творческими способностями, описанными кандидатами психологических наук В. Т Кудрявцевым, В. В. Синельниковым, такими как реализм воображения, способность видеть целое раньше частей, нестандартный характер творческих решений; был разработан комплекс игр, направленный на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, включающий:

– дидактические игры:

  • игры, направленные на развитие воображения:
  • игры, направленные на развитие способности видеть целое раньше частей
  • игры, направленные на развитие нестандартного характера творческих решений:

игры на развитие ассоциативности мышления

игры на развитие диалектичности мышления.

игры на развитие системности мышления.

–  сюжетно-ролевые игры.

В ходе дидактических игр работа с детьми проводилась в двух основных формах: специально организованная работа педагога с детьми (игры предлагались в ходе НОД, на прогулке и т.д.) и нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка. Для этого в группе был обогащен центр активности «Хочу все знать»: в него были добавлены новые игры и различное оборудование для них.

При проведении дидактических игр мною были соблюдены следующие условия:

  • задачи и правила игры детям разъяснялись четко, выразительно;
  • в игре воспитатель занимал позицию равноправного партнера;
  • осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход;
  • доступная и емкая наглядность;
  • была создана атмосфера свободного и радостного творчества.

 Для проведения сюжетно-ролевых игр в группе детского сада организован центр активности «Играй-ка», в который входят несколько уголков:

• уголок «Семья»

• уголок «Больница»,

• уголок «Магазин»,

• уголок «Парикмахерская»

Во время игр были использованы следующие приемы: обращение к ребенку по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый ласковый тон, на ободряющие прикосновения во время занятий. 

После проведения данного комплекса игр лишь некоторые дети при выполнении различных заданий испытывали небольшие затруднения, давали формальные ответы, большинство же предлагали нестандартные подходы к решению заданий.

Однако следует отметить, что эффективное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны дошкольных организаций, так и со стороны семьи. Поэтому в ДОО можно организовать проведение специальных бесед для родителей, на которых бы затрагивались вопросы значимости развития творческих способностей в дошкольном детстве, условий, необходимых для их успешного, какие приемы и игры для этого используются.

Источник

Светлана Макарова
Развитие математических способностей посредством дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста

(Слайд 1)Тема: «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста по средством дидактической игры

Работая в детском саду,я заинтересовалась проблемой: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет.

(Слайд 2) Математика обладает уникальным развивающим эффектом.

Максимального эффекта при изучении математики можно добиться используя дидактические игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

(Слайд 3). При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например

Мы делили апельсин

Много нас, а он (один).

На обычный старый стул

Я смотрю в квартире.

Взял его, перевернул, —

Получил (Четыре).

(Слайд 4)К стихотворениям о геометрических фигурах цветах, временах года рекомендую нарисовать иллюстрации.

Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь, развивают чувство рифмы.

При подготовке к занятиям,я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей в игровой форме память, внимание, мышление, воображение, т. к. без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

(Слайд 5)Все дидактическиеигры я разделила на группы:

1. Игры с цифрами и числами;

2. Игры путешествие во времени;

3. Игры на ориентировку в пространстве;

4. Игры с геометрическими фигурами;

5. Игры с логическими загадками;

6. Игры с цветом.

(Слайд 6)

Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей математике.

I. “СОСЧИТАЙ СЕБЯ”

— Назвать части своего тела, которых по одной (например: голова, нос, рот, язык)

— Назвать парные органы тела (2 уха, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги)

— Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног)

(Слайд 7-8)Игры с цифрами и числами…. Дидактические игры, такие как «Соедини цифры», «Кто первый назовет, чего не стало?», «Кружечка и блюдце», «Божья коровка» и многие другие использую в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

(Слайд 9-10)Игры – путешествие во времени

Их использую для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, времени года и их последовательностью. «Найди предмету время года»;

(Слайд 11-12)Игры на ориентирование в пространстве…. «Что за чем».

При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

(Слайд 13-14-15) Игры с геометрическими фигурами….

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например,спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?», «Найди схожую по форме», «На что похоже» .

(Слайд 16-17) Игры с цветом…. Эти игры можно использовать в большинстве игр и они очень помогают детям запомнить не только цвет, но и формы, дни недели.

(Слайд 18-19)Логические задачки… Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

(Слайд 20)Заключение

Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Источник