Развитие способностей ребенка работа психолога

Развитие способностей ребенка работа психолога thumbnail

Библиографическое описание:


Завражнов В. В., Чагина М. В. Возможности работы педагога-психолога по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 396-399. — URL https://moluch.ru/archive/154/43339/ (дата обращения: 05.04.2020).



Интерес к развитию творческих способностей в настоящее время обусловлен рядом причин. Самая главная заключается в расширении круга задач, требующих оригинального подхода, причем, если ранее такие задачи были характерны для узкоспециальных отраслей, то сейчас они стали постоянной частью профессиональной деятельности. Произошли изменения в понимании творческих способностей. Вплоть до первой трети XX века творчество отождествлялось с художественной деятельностью (рисованием, стихосложением и т. д.), а творческие действия требовали наличия таланта. Соответственно, представления о возможности развития творческих способностей и применении их при решении разных задач так и не сложились. Исходя из этого, можно утверждать, что развитие творческих способностей проблема для современной психолого-педагогической науки не только актуальная, но и новая. Осознание того, что творческие способности могут быть развиты целенаправленно, является достижением науки XX века. Во многом это связано с изменением характера человеческой деятельности, когда стало очевидно, что все больше ее отраслей требуют творческого подхода. На современном этапе творчество уже не связывается только с художественной деятельностью, также и понятие творческих способностей не связывается с талантом. Усложнение форм и приемов деятельности привело к изменению сущности задач, стоящих перед людьми. Успешность их решения нередко обусловлена оригинальным видением проблемы, способностью предложить нестандартное решение. Вместе с тем, особенно в последнее время, существенно расширился круг действий, которые могут быть выполнены при помощи технических средств. Сложные расчеты и даже рисование картины часто выполняет компьютер. Широкое применение техники позволяет освободить человека для творческой деятельности.

В приоритетном национальном проекте «Образование» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года закреплено, что в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, что требует наличия творческого потенциала у школьников.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение разнообразия организационных форм и учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, а также освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

На современном этапе в условиях общеобразовательной школы данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Хотя признается, что ученик является полноправным субъектом отношений со своим внутренним миром и системой ценностей, довольно часто внимание сосредотачивается только на оценочных показателях. Эта тенденция значительно усилилась после современных реформ в сфере образования.

В отечественной психолого-педагогической науке проблеме развития творческих способностей, совершенствованию форм и приемов творческой деятельности традиционно уделялось большое внимание. Исследование творческой деятельности связано с именами Г. С. Альтшуллера, П. Я. Гальперина, В. А. Данилиной, З. И. Калмыковой, Я. А. Пономарева и В. Н. Пушкина, В. Д. Шадрикова, В. И. Тютюнника, Е. Г. Алиевой, Н. М. Гнатько, В. Н. Дружинина, Н. В. Хозратовой и др.

«Творчество» и «социализация» выступают, как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Кабаловский, Д. Б. Эльконин и др.).

Особую значимость данному исследованию придает тот факт, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческих способностей. Начало учебы в школе является очень значимым событием для ребенка. Он начинает знакомиться с новой социальной средой и новым видом деятельности. Успешность развития творческих способностей в данном возрасте предопределена высокой чувствительностью ребенка к различным воздействиям.

В современной психолого-педагогической науке проблема развития творческих способностей вызывает повышенный интерес. Такое внимание обусловлено значением творчества для деятельности человека. Она связана с совершением двух видов действий: репродуктивных и творческих. Репродуктивные действия связаны с памятью человека, благодаря которой воспроизводятся или повторяются ранее выработанные формы поведения и деятельности. Творческие действия — это не только воспроизведение уже известного, но и появление принципиально новых продуктов деятельности. Соответственно творческие действия предполагают наличие особых способностей, определяемых как творческие [2].

В самом общем виде творческие способности определяются, как совокупность свойств личности, позволяющих осуществлять творческую деятельность [1]. Наиболее популярными подходами в исследовании творческих способностей являются психометрический и социально-личностный. Психометрический подход предполагает возможность измерения творческих способностей при помощи серии тестов. Однако, как показывает практика, способности к творчеству могут проявляться по-разному в зависимости от условий. Основное возражение вызывает тот факт, что уровень развития творческих способностей ставится в зависимость от развития познавательных способностей. Социально-личностный подход свое внимание сосредотачивает на качествах личности и характере ее отношений с миром. Общим для всех рассмотренных подходов является то, что творческие способности связываются с необходимостью создания принципиально новых продуктов деятельности, что предполагает использование большой совокупности знаний и умения рассматривать проблему с необычной точки зрения [3].

Успешность развития творческих способностей определяется несколькими условиями. Во-первых, это условия семейного воспитания. Исследователями выделяются следующие параметры микросреды, которые могут повлиять на развитие творческих способностей. Во-первых, гармония или дисгармония в отношениях между родителями, а также между родителями и детьми. Во-вторых, являются ли родители творческими или не творческими личностями, что делает их образцом для подражания и субъектом идентификации. В-третьих, существует ли в семье общность интересов. В-четвертых, важное значение имеют ожидания родителей, требуют ли они от ребенка каких-то достижений или независимости [4]. Во-вторых, развитие творческих способностей обуславливается способом организации учебной деятельности. Характеристика процесса обучения дается по следующим параметрам: характер связи между педагогом и учащимся на занятии, группировка учащихся на занятии, специфика их деятельности, место проведения занятия, режим проведения. В условиях общеобразовательной школы наиболее часто применяется коллективный способ обучения (классно-урочная форма организации). Он включает в себя следующие компоненты: работу ученика с учителем, работу ученика с источником знаний, работу учителя с группой учеников и взаимное обучение [4].

Многими исследователями (С. И. Баранов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, С. Ю. Курганов, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин) отмечается, что классно-урочная форма организации учебной деятельности затрудняет развитие творческих способностей. Она подразумевает, что все обучающиеся имеют одинаковый уровень развития способностей и не позволяет стимулировать развитие детей, уровень способностей которых выше остальных. Младший школьный возраст в силу своих особенностей является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. Соответственно, в случае необходимости может быть проведена целенаправленная работа в данном направлении.

Приступая к работе по развитию творческих способностей младших школьников, педагог-психолог должен провести диагностику. Для усиления эффективности необходимо получить от учителей информацию о том, как проявляются творческие способности детей во внеурочной деятельности. Чтобы избежать ошибок, необходимо помнить, что диагностика должна быть комплексной. Высокие или низкие результаты по отдельным методикам не являются достаточным основанием для вывода о творческих способностях младших школьников. Для развития творческих способностей младших школьников педагог-психолог может использовать методы, стимулирующие творческую активность детей: сказкотерапию, арттерапию и игротерапию. Они способствуют развитию творческих способностей детей в различных сферах деятельности. Педагог-психолог проводит консультации для учителей, работающих с младшими школьниками. Это связано с тем, что развитие творческих способностей у детей предполагает наличие таких способностей у взрослого, осуществляющего эту деятельность. По итогам занятий должен происходить обмен опытом и выработка практических рекомендаций для учителей и родителей. Взаимодействие с родителями является важной частью работы педагога-психолога, так как без этого диагностика уровня творческих способностей окажется неполной, а развитие творческих способностей в дальнейшем окажется затруднено [5].

Таким образом, в современной психолого-педагогической науке проблема развития творческих способностей вызывает повышенный интерес. Такое внимание обусловлено значением творчества для деятельности человека. Она связана с совершением двух видов действий: репродуктивных и творческих. В самом общем виде творческие способности определяются, как совокупность свойств личности, позволяющих осуществлять творческую деятельность. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческих способностей. Начало учебы в школе является очень значимым событием для ребенка. Он начинает знакомиться с новой социальной средой и новым видом деятельности. Успешность развития творческих способностей во многом зависит от условий семейного воспитания и организации учебной деятельности. Приступая к работе по развитию творческих способностей младших школьников, педагог-психолог проводит диагностику, применяет методы, стимулирующие творческую активность детей: сказкотерапию, арттерапию и игротерапию, проводит консультации для учителей, работающих с младшими школьниками, родителями школьников.

Литература:

  1. Богоявленская, Д. Б. Одаренность и проблемы ее идентификации. / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 4. С.
  2. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С.3–5.
  3. Ильин, Е. П. Творчество. Креативность. Одаренность. / Е. П. Ильин. — СПб.: — «Питер», 2008. — 360с.
  4. Яковлева, Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. — 1994. — № 5. — С.5–9.
  5. Хуторской, А. В. Развитие творческих способностей. / А. В. Хуторской. — М.: Владос, -2007. — 179с.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, творческая деятельность, развитие, ребенок, успешность развития, проблема развития, учебная деятельность, современная психолого-педагогическая наука, младший школьный возраст, общеобразовательная школа.

Источник

Педагог-психолог, МДОУ № 42 «Родничок» ЯМР, Ярославская область, Ярославский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Воеводина И.А. Система работы педагога-психолога ДОО по развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 05.04.2020).

Заказ № 35434

 В условиях глобальных изменений в социальной, экономической и производственных сферах жизни общества, усиления борьбы за конкурентоспособность государств все более ценится интеллект и креативность, возрастает потребность общества в творческих, одаренных людях.

Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно принимать нестандартные решения, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры рассматривается так же как условие ее успешной адаптации в современном социокультурном пространстве и является одной из основных задач модернизации дошкольного образования.

Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Однако, как показывает практика, возможности дошкольного возраста, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у педагогов необходимых знаний о методах выявления и развитии детей с признаками одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, сопровождению и развитию дошкольников с признаками одаренности.

Опираясь на труды известных исследователей в области психологии, в которых классифицированы понятия «способностей», «одаренности» и «таланта» по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге «всеобщей одаренности», а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости, педагоги МДОУ № 42 «Родничок» ЯМР с сентября 2014 года работают над проблемой организации образовательного пространства для развития детской одаренности в условиях современного ДОУ.

В 2014 году на базе МДОУ № 42 «Родничок» ЯМР начала свою деятельность инновационная муниципальная площадка по теме «Детский сад – образовательное пространство для развития детской одаренности», целью которой является организация образовательного пространства для развития детской одаренности в условиях современного ДОУ. А именно, научно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение полноценного образования потенциально одаренных детей в дошкольной образовательной организации.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ   благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Творческому развитию дошкольников посвящено много исследований в детской психологии. Различные аспекты развития творческих способностей у детей дошкольного возраста рассматривались в исследованиях отечественных и зарубежных психологов [2, 3, 4, 5]. Были выделены следующие особенности творческой деятельности ребенка-дошкольника: синкретизм (слитность различных видов деятельности), динамичность, эмоциональная окрашенность, связь с игрой.

Большинство исследований творческого развития детей посвящены развитию творческих способностей в игровой деятельности, формированию музыкальных, художественных способностей [5]. Ряд исследований посвящены гендерным различиям в проявлении творческих способностей у дошкольников [1]. Изучались особенности развития детского воображения, творческого мышления [2, 4, 8, 9], творческого конструирования, экспериментирования [6, 7]. Сложность проблемы творческого развития у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей.

По исследованиям Торренса креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию [8].

Исследования А.Э. Симановского показали определенную этапность формирования творческих мыслительных способностей. Раньше других формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Эти задания доступны уже пятилетним детям. К шести годам формируется способность к обобщениям и классификациям. Способность к аналогиям формируется только к 9 –10 годам. Среди речевых способностей раньше других формируется способность к словообразованию (7-8 лет), а способность к образованию фраз по заданным свойствам складывается только к 10-11 годам [8].

На возрастном этапе 5-6 лет, обобщая исследования А.М. Матюшкина, Н.Н. Поддьякова, основным структурным компонентом творческого развития ребенка становится проблемность как внутреннее свойство психики ребенка, обеспечивающее постоянную открытость ребенка новому, выражающееся в поиске несоответствий и противоречий. Потребность детей в преодолении этой неопределенности, проблемности, по мнению авторов, стимулирует высокую творческую активность на данном возрастном этапе и способствует развитию творческого потенциала. Как отмечает В.Н. Дружинин, среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и многовариантностью. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает их нахождение. По мнению автора, для формирования креативности необходимо:

•   Отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения;

•   Наличие позитивного образца творческого поведения; создание условий для подражания творческому поведению; социальное подкрепление творческого поведения [4].

Особенности творческого развития детей во многом обусловлены особенностями развития процесса воображения. К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. И в качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Наглядно-действенное мышление дошкольников, как первая стадия развития творческого мышления (исследования детского творчества позволяют выделить три стадии развития творческого мышления: наглядно- действенное, причинное и эвристическое) характеризуются активизацией функции воображения: в начале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Анализ различного типа задач, предлагаемых детям старшего дошкольного возраста, чье творческое воображение развивается достаточно быстро, позволил О.А. Дьяченко выделить две основные формы воображения: как порождение некоторой идеи и как возникновение плана ее реализации. Т.е., процесс воображения во многом определяет черты творческого процесса: создание новых образов, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций [8, 5]. Творческое развитие детей невозможно без развития процесса воображения. И соответственно развивать творчество необходимо такими средствами, которые способствуют прежде всего развитию воображения [6].

На наш взгляд, наиболее значимой и эффективной педагогической технологией, направленной на развитие творческого потенциала у детей является педагогическая технология Г.С. Альтшуллера — ТРИЗ. Значимость этой технологии определяется совокупностью лежащих в ее основе концептуальных положений. К числу базисных относятся следующие:

•   теория – катализатор творческого решения проблем.

•   знания – инструмент, основа творческой интуиции.

•   творческими способностями наделен каждый.

•   творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

Исходя из этого, основной целью работы по развитию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста является повышение познавательной, поисковой активности; умение мыслить самостоятельно, развитие гибкости и оригинальности мышления.

В своей работе мы ориентируемся на следующие основные направления:

  • создание благоприятного эмоционального фона;
  •  развитие творческого мышления;
  • развитие воображения.

Необходимо уточнить, какие конкретные задачи мы ставим в процессе развития каждого из этих направлений.

Одним из важных условий развития креативности у детей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Чтобы ребенок мог успешно действовать как член группы, ему необходимо обладать соответствующими навыками общения и сотрудничества и это предполагает решение следующих задач:

  • развитие способности взаимодействовать с окружающими;
  • создание позитивного настроя;
  • снятие психоэмоционального напряжения.

Определяя задачи по развитию творческого мышления, мы в первую очередь уделяем внимание развитию двух видов мышления:

  • развитие дивергентного мышления;
  • развитие конвергентного мышления.

 На наш взгляд, такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого (продуктивного) мышления.

Развивая воображение, мы ставим перед собой задачу по развитию у детей как репродуктивного, так и творческого воображения и всех его приемов: агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование, типизация.

Как показала экспериментальная работа, образовательная деятельность дает хороший эффект, когда является обязательной и проводится систематически. Проводить игровые занятия следует не реже одного раза в неделю. Продолжительность каждого 35-40 мин. Оптимальное количество детей – 6 — 8 человек. Курс по развитию творческого потенциала направлен на детей 5 – 7 лет.

Одним из важных условий развития творческого потенциала детей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Поэтому проведению групповых творческих заданий должны предшествовать упражнения, направленные на создание благоприятного эмоционального фона, на сплочение детского коллектива, на снятие психоэмоционального напряжения, повышения уверенности в себе.

Непременным условием проведения образовательной деятельности является положительная поддержка деятельности детей: исключается всякая ее критика, психолог позитивно подкрепляет все идеи и ответы детей. Прежде всего это имеет отношение к проведению основной части занятий. Ошибки детей используются как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.

Список литературы:

  1. Белова Е.С. Исследование гендерных различий в развитии способностей одаренных дошкольников к выдвижению и реализации новых идей.//Психолог в детском саду. 2005. №4. С. 15-24.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. – М: Просвещение.1991. – 93с.
  3. Давыдовская Е.М., Фитюнина Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуально-дифференцированного подхода в воспитательно-образовательном процессе: Методическое пособие. — Ярославль, Спринт, 2010. — 167 с.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб: Изд.Питер.1999 – 368с.
  5. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.:Изд. МПСИ; Воронеж, 2003. — 720 с.
  6. Одаренные дети/ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М.Слуцкого. М.:Прогресс, 1991.
  7. Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования.// Дошк. воспитание 2000 №11, С.58 – 64.
  8. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития,2002. – 160 с.
  9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль: Академия развития, 1996 – 192 с.

Конспект занятия по развитию творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста

Занятие №  3

Приветствие.Развитие способностей ребенка работа психолога

Задание 1. Дети становятся в круг. Один из детей по желанию выходит в центр круга, а остальные называют варианты его имени. Тот участник, чей вариант понравится стоящему в центре круга, становится на его место.

Задание 2. Детям раздаются карточки со словами: автобус, озеро, яблоко, ромашка, одуванчик, кастрюля, сапожник и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

Например, кастрюля – то, в чем варят суп.

сапожник – тот, кто делает сапоги.

Задание 3. Детям предлагается найти возможную причину происходящих событий:

  • Дети стали больше играть во дворе.
  • Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
  • Друзья поссорились.

Задание 4.  Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать. Проводится презентация рисунков. Всем спасибо, до следующего занятия!

Источник