Развитие способностей ребенка курсовая работа

Сущность понятий «задатки» и «способности», особенности их развития в дошкольном возрасте. Специфика познавательных способностей у дошкольника. Детская одарённость и её проявление. Формирование условий для развития творческих способностей дошкольников.

  • Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Компоненты творческих способностей. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. Развитие творческого мышления и воображения.

    курсовая работа, добавлен 11.12.2006

  • Сущность понятий «творчество», «творческие способности». Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте. Диагностика творческих способностей. Развитие креативных способностей учащихся. Интеллектуальная одаренность и творческие способности.

    курсовая работа, добавлен 07.04.2014

  • Проблема развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте. Психологические факторы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Содержание системы творческих заданий. Программа развития творческих способностей.

    реферат, добавлен 10.06.2014

  • Сущность понятия «творческие способности». Основные условия развития творческих способностей. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников.

    курсовая работа, добавлен 19.12.2014

  • Психолого-педагогические и возрастные особенности развития творческих способностей в подростковом и юношеском возрасте. Авторская песня — средство развития творческой личности. Реализация педагогических условий развития творческих способностей подростков.

    дипломная работа, добавлен 31.01.2014

  • Особенности развития творческих способностей у учащихся в младшем школьном возрасте. Содержание и методы развития творческих способностей школьников на уроках трудового обучения. Сочетание эвристических и алгоритмических методов развития креативности.

    курсовая работа, добавлен 29.08.2014

  • Теоретические аспекты развития творческих способностей. Природа творческих способностей и сущность творческого процесса. Подходы к определению творческих способностей. Развитие творческих способностей школьников при использовании математической газеты.

    курсовая работа, добавлен 12.06.2010

  • Феномен креативности в психологии. Основные условия успешного развития креативности у дошкольников. Особенности креативности дошкольников, воспитывающихся в различных дошкольных учреждениях. Рекомендации по повышению уровня креативности у дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 11.10.2014

  • Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Понятия творчество и творческие способности . Компоненты творческих способностей. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.

    курсовая работа, добавлен 07.01.2003

  • Теоретический анализ проблемы формирования творчества и творческих способностей. Условия развития эмоционально–познавательной сферы ребенка. Формы и методы психолого-педагогической деятельности по формированию творческих способностей дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 18.05.2015

  • Источник

    ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

    Поиск учебного материала на сайте

    Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


    Наименование:


    курсовая работа Развитие творческих способностей у детей

    Информация:

    Тип работы: курсовая работа.

    Добавлен: 16.06.13.
    Год: 2012.
    Страниц: 10.
    Уникальность по antiplagiat.ru:

    Описание (план):

     Содержание. 
     Введение.           3
    1. Условия 
    перехода природных задатков 
    в способности.    5
    2. Развитие 
    способностей ребенка в младшем 
    школьном возрасте.  9
    3. Развитие 
    творческих способностей ребенка 
    в учебной деятельности.  11
    Заключение.           14
    Список 
    использованной литературы.       16
     Введение. Под
    способностями понимаются индивидуально–психологические 
    и двигательные особенности индивида,
    которые имеют отношение к 
    успешности выполнения какой–либо деятельности,
    но не сводятся к знаниям, умениям и
    навыкам, которые уже выработаны у ребенка.
    При этом успешность в какой-либо деятельности
    может быть обеспечена не отдельной способностью,
    а лишь тем своеобразным их сочетанием,
    которое характеризует личность. Этой
    проблемой занимались такие корифеи отечественной
    психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,
    С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес
    и другие. Понятийный аппарат, содержание
    и основные положения теории способностей
    разработаны, главным образом, именно
    в трудах этих ученых.
          В
    работе автор кратко рассмотрит особенности
    формирования творческих способностей
    младших школьников. Главная задача начальной
    школы – обеспечить развитие личности
    ребенка. Неудачи могут быть объяснены
    не только недостатком знаний, которые
    должны были быть приобретены на предшествующих
    этапах обучения, но и неразвитыми способностями
    ребенка. Источниками полноценного развития
    ребенка выступают два вида деятельности:
          —
    любой ребенок развивается по 
    мере освоения прошлого опыта 
    человечества за счет приобщения 
    к современной культуре. В основе этого
    процесса лежит учебная деятельность,
    которая направлена на овладение ребенком
    знаниями и умениями, необходимыми для
    жизни в обществе;
          —
    ребенок в процессе развития 
    самостоятельно реализует свои 
    возможности, благодаря творческой 
    деятельности. В отличие от учебной творческая
    деятельность не нацелена на освоение
    уже известных знаний.
          Целью
    курсовой работы является изучение процесса
    формирования творческих способностей,
    уяснение и раскрытие сущности этого процесса.
    Для того чтобы достичь поставленной в
    работе цели преследовалось несколько
    задач.
          Во-первых,
    необходимо раскрыть условия перехода
    природных задатков в способности.
          Во-вторых,
    важно рассмотреть развитие способностей
    ребенка в младшем школьном возрасте.
          В-третьих,
    нужно кратко остановиться на развитии
    творческих способностей ребенка в учебной
    деятельности.
          Структурно 
    работа состоит из введения, основной
    части, заключения, списка использованной
    литературы, приложений. При написании
    работы автор использовал учебники и учебные
    пособия по педагогической психологии,
    статьи из журналов и другую литературу
    по исследуемой теме.
     1.
    Условия перехода 
    природных задатков 
    в способности.
     При
    рождении каждый ребенок обладает определенными 
    задатками для развития способностей
    и личностных качеств, которые окончательно
    формируются в процессе индивидуального
    развития и обучения, но чтобы способности
    получили развитие, мало дать ребенку
    знания, умения и навыки. Очень важно сформировать
    такие личностные качества, которые стали
    бы движущей силой всей его учебной деятельности,
    а также определили бы дальнейшую судьбу
    полученных знаний: останутся ли они мертвым
    грузом или будут творчески реализованы.
    Психологи признают известную роль природных,
    биологических факторов как природных
    предпосылок развития способностей. Такие
    природные предпосылки развития способностей
    называют задатками. Задатки — некоторые
    врожденные анатомо-физиологические особенности
    мозга, нервной системы, анализаторов,
    которые обусловливают природные индивидуальные
    различия между людьми1. Задатки
    влияют на процесс формирования и развития
    способностей. При всех прочих равных
    условиях наличие благоприятных для данной
    деятельности задатков способствует успешному
    формированию способностей облегчает
    их развитие. Разумеется, только наличием
    особо благоприятных задатков и особо
    благоприятных условий жизни и деятельности
    объясняются чрезвычайно высокие уровни
    достижений. К задаткам относятся некоторые
    врожденные особенности зрительного и
    слухового анализаторов. В качестве задатков
    выступают также типологические свойства
    нервной системы, от которых зависит быстрота
    образования временных нервных связей,
    их прочность, сила сосредоточенного внимания,
    выносливость нервной системы, умственная
    работоспособность. В настоящее время
    установлено, что наряду с тем, что типологические
    свойства (сила, уравновешенность и подвижность
    нервных процессов) характеризует нервную
    систему в целом, они могут совершенно
    по–другому характеризовать работу отдельных
    областей коры (зрительной, слуховой, двигательной
    и т.д.).
          В
    качестве задатков следует рассматривать 
    также уровень развития и соотношения 
    первой и второй сигнальной систем.
    В зависимости от особенностей соотношения 
    между сигнальными системами 
    И.П. Павлов различал три специально
    человеческих типов высшей нервной
    деятельности: художественный тип с относительным
    преобладанием первой сигнальной системы;
    мыслительный тип с относительным преобладанием
    второй сигнальной системы; средний тип
    с относительной уравновешенностью сигнальных
    систем2. Для людей художественного
    типа характерна яркость непосредственных
    впечатлений, образность восприятия и
    памяти, богатство и живость воображения,
    эмоциональность. Люди мыслительного
    типа склонны к анализу и систематизации,
    к обобщенному, абстрактному мышлению.
    Задатками могут являться и индивидуальные
    особенности строения отдельных участков
    коры головного мозга. Следует помнить,
    что задатки не заключают в себе способностей
    и не гарантируют их развития Задатки
    – это только одно из условий формирования
    способностей. Ни один человек, какими
    бы благоприятными задатками он ни обладал,
    не может стать выдающимся музыкантом,
    художником, математиком, поэтом, не занимаясь
    много и настойчиво соответствующей деятельностью.
    В жизни много примеров, когда люди с весьма
    благоприятными задатками так и не смогли
    реализовать в жизни своих возможностей
    и оставались заурядными исполнителями
    как раз в той деятельности, в которой
    они могли бы добиться больших успехов,
    если бы по-иному сложилась их жизнь. И
    наоборот, даже при отсутствии хороших
    задатков трудолюбивый и настойчивый
    человек с сильными и устойчивыми интересами
    и склонностями к какой- либо деятельности
    может добиться в ней известных успехов.
          Нельзя 
    считать, что каждой способности 
    соответствует свой определенный задаток.
    Задатки многозначны. Это значит,
    что на основе одного и того же задатков
    могут выработаться разные способности.
    Например, на основе такого задатка, как
    быстрота точность, тонкость и ловкость
    движения, могут в зависимости от условия
    жизни и деятельности выработаться и способность
    к плавным и координированным движениям
    тела гимнаста, и способность к тонким
    и точным движениям руки хирурга, и способность
    к быстрым и пластичным пальцам скрипача.
          На 
    основе художественного типа могут 
    сложится способности актера, и писателя
    и художника, и музыканта, на основе
    мыслительного типа — способности и математика,
    и лингвиста, и философа. При наличии благоприятных
    задатков и при оптимальных условиях жизни
    и деятельности способности у ребенка,
    например, музыкальные, литературные,
    художественно изобразительные, математические,
    могут формироваться очень рано и развиваться
    весьма быстро ( что и создает иногда иллюзию
    врожденности способностей).3
          По 
    утверждению Р.С. Немова условиями 
    и предпосылками развития у человека
    социальных способностей являются следующие
    обстоятельства его жизни4:
          —
    наличие общества, социально-культурной 
    среды, созданной трудом многих 
    поколений людей. Эта среда 
    искусственная, включает множество 
    предметов материальной и духовной 
    культуры, обеспечивающих существование 
    человека и удовлетворение его собственно
    человеческих потребностей;
          —
    отсутствие природных задатков 
    к пользованию соответствующими 
    предметами и необходимость обучения 
    этому с детства;
          —
    необходимость участия в различных 
    сложных и высоко- организованных 
    видах человеческой деятельности;
          —
    наличие с рождения вокруг 
    человека образованных и цивилизованных 
    людей, которые уже обладают 
    необходимыми ему способностями 
    и в состоянии передать ему 
    нужные знания, умения и навыки,
    располагая при этом соответствующими 
    средствами обучения и воспитания;
          —
    отсутствие с рождения у человека 
    жестких, запрограммированных структур 
    поведения типа врожденных инстинктов,
    незрелость соответствующих мозговых 
    структур, обеспечивающих функционирование 
    психики и возможность их формирования 
    под влиянием обучения и воспитания.
          Каждое 
    из этих обстоятельств является необходимым 
    для превращения человека как 
    биологического существа, с рождения
    располагающего элементарными способностями,
    свойственными и многим высшим животным,
    в социальное существо, приобретающее 
    и развивающее в себе собственно человеческие
    способности, социально- культурная среда
    развивает способности (пользование предметами,
    материальная и духовная культура).
          Учителю,
    вдумчиво изучающему учеников, для 
    правильной организации учебно-воспитательного 
    процесса и индивидуального подхода в
    обучении и воспитании важно знать, к чему
    обнаруживает способности его ученик,
    и в какой мере выражены эти способности.
    О способностях ученика можно судить,
    наблюдая его проявления в соответствующей
    деятельности. Практически судить о способностях
    можно по совокупности следующих показателей:
          —
    по быстрому продвижению (темп продвижения)
    ученика в овладении соответствующей
    деятельности;
          —
    по качественному уровню его достижений;
          —
    по сильной, действенной и устойчивой
    склонности человека к занятиям этой деятельности.
          Успешное 
    осуществление той или иной деятельности
    даже при наличии способностей зависит 
    от определенного сочетания качеств 
    личности. Одни только способности, не
    сочетающиеся с соответствующей 
    направленностью личности, ее эмоционально-волевыми
    свойствами, не могут привести к высоким
    достижениям. Прежде всего способности
    тесно связаны с активным положительным
    отношением к соответствующей деятельности,
    интересом к ней, склонностью заниматься
    ею, переходящей на высоком уровне развития
    в страстную увлеченность, в жизненную
    потребность в этом виде деятельности.
          Интересы 
    проявляются в стремлении к познанию
    объекта, основательному изучению его 
    во всех деталях. Склонность — стремление
    выполнять соответствующую деятельность.
    Интересы и склонности личности не всегда
    совпадают. Интересы и склонности к определенной
    деятельности развиваются обычно в единстве
    с развитием способностей к ней. Например,
    интерес и склонность ученика к математике
    заставляют его усиленно заниматься этим
    предметом, что в свою очередь развивает
    математические способности. Развивающиеся
    математические способности обеспечивают
    определенные достижения, успехи в области
    математики, которые вызывают у ученика
    радостное чувство удовлетворения. Это
    чувство вызывает еще более глубокий интерес
    к предмету, склонность еще больше заниматься
    им. Для успеха в деятельности, кроме наличия
    способностей, интересов и склонностей,
    необходим ряд черт характера, прежде
    всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность,
    целеустремленность, настойчивость. Без
    наличия этих качеств даже выдающиеся
    способности не приведут к надежным, значительным
    достижениям.  
    2. Развитие способностей 
    ребенка в младшем 
    школьном возрасте.
     Проблемы 
    творчества широко разрабатывались 
    в отечественной психологии. В настоящее
    время исследователи ведут поиск интегрального
    показателя, характеризующего творческую
    личность. Этот показатель может определяться
    как некоторое сочетание факторов или
    же рассматриваться как непрерывное единство
    процессуальных и личностных компонентов
    творческого мышления. Придерживаясь
    позиции ученых, определяющих творческие
    способности как самостоятельный фактор,
    развитие которых является результатом
    обучения творческой деятельности младших
    школьников, выделим компоненты творческих
    способностей младших школьников: творческое
    мышление; творческое воображение; применение
    методов организации творческой деятельности.
    Для развития творческого мышления и творческого
    воображения учащихся начальных классов
    необходимо предлагать следующие задания:
    классифицировать объекты, ситуации, явления
    по различным основаниям; устанавливать
    причинно-следственные связи; видеть взаимосвязи
    и выявлять новые связи между системами;
    рассматривать систему в развитии; делать
    предположения прогнозного характера;
    выделять противоположные признаки объекта;
    выявлять и формировать противоречия;
    разделять противоречивые свойства объектов
    в пространстве и во времени; представлять
    пространственные объекты. Творческие
    задания дифференцируются по таким параметрам,
    как сложность содержащихся в них проблемных
    ситуаций, сложность мыслительных операций,
    необходимых для их решения; формы представления
    противоречий (явные, скрытые). В связи
    с этим выделяются три уровня сложности
    содержания системы творческих заданий.5
          В
    младшем школьном возрасте в первые происходит
    разделение игры и труда, то есть деятельности,
    осуществляемой ради удовольствия, которое
    получит ребенок в процессе самой деятельности
    и деятельности, направленной на достижение
    объективно значимого и социально оцениваемого
    результата. Это разграничение игры и
    труда в том числе и учебного труда, является
    важной особенностью школьного возраста.
    Значение воображения в младшем школьном
    возрасте является высшей и необходимой
    способностью человека. Вместе с тем, именно
    эта способность нуждается в особой заботе
    в плане развития. А развивается особенно
    интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если
    этот период воображения специально не
    развивать, в последующем наступает быстрое
    снижение активности этой функции.
    и т.д……………..

    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

    Источник