Развитие способностей ребенка через конструирование
Елена Стальмахович
Консультация «Развитие художественно-творческих способностей детей через конструирование и моделирование»
Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их
пальцев»
«Детское сердце чутко к призыву творить… важно только, чтобы за призывами следовал труд»
В. А. Сухомлинский
Введение
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно творческая деятельность, а именно художественное конструирование. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению
А. В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов». Занятия по художественному конструированию при определенной организации обучения создают условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у детей, а также делает воспитание и обучение при помощи художественного конструирования актуальным.
I. Детское творчество и детское конструирование
1.1. Конструирование. Типы конструирования.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова
construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.). Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся:
• конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
• конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но, и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой («веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц»).
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.
1.2. Формы организации обучения детскому конструированию.
Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
Однако, использование образцов — это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой соединения деталей. Все это помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций.
Направляя самостоятельную деятельность младших школьников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять в качестве образца рисунки, фотографии, шаблоны. Можно также, предложить воспроизвести определенный образец, давая детям материал, в котором отсутствуют отдельные детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися.
Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Конструирование – важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами – надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым поделка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования, в данном случае, выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети старшего дошкольного возраста должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами.
Конструирование по простейшим наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Однако дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В. В. Брофман, которые дети использовали для построения наглядных моделей, отражающие их замыслы.
В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т. е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.
Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок, и т. п.).
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «животные», «транспорт» и т. п., и они сами создают замыслы конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
Конструирование по модели, заключается в следующем: детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.
Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. Однако оно не получило своего распространения.
Одним из самых эффективных инструментов познания и развития детей также может стать моделирование. Моделирование является довольно сложным видом деятельности, но оно развивает такие качества, как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.
Существуют различные виды моделирования — предметное, графическое, практическое. Как правило, основной акцент делается на предметное моделирование, так как построение и использование наглядных моделей, образов дает более реальное представление детям об окружающем мире. Так, например, изготавливая модель самолета, дети впоследствии смотрят, как он летит, маневрирует, и становится сразу понятно, почему самолет имеет именно такую форму, и зачем ему нужны крылья.
На первоначальном этапе моделирования дети должны изучить материалы: бумага, пластик, картон, их свойства, способы сборки, крепежей деталей друг к другу. Предусмотрена работа с разнообразными видами материала — бумагой и картоном, бросовым материалом, с готовым конструктором, с мягким конструктором и лего.
Далее необходимо знакомство детей с готовыми схемами и изготовление по ним моделей. Например, выполнение модели самолета из готовых деталей. Когда у детей сформировываются навыки работы по готовой схеме, тогда они могут самостоятельно смоделировать предмет из бросового материала.
Важно приучить детей критически относиться к выполненным работам. Но при этом детям нужен доброжелательный, но принципиальный анализ их работ. Основной вид совместной деятельности в кружке является игра, так как именно игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей.
Модели являются, весьма общим средством познания окружающей детей действительности. Овладевая умением работать с различными видами моделей, перед детьми раскрываются новые представления о предметах. В разных видах деятельности работа с моделями может ставить ребенка в активную позицию и стимулировать познавательную и творческую деятельность. Применение моделей на занятиях в готовом виде являются средством обучения, при котором повышается уровень умственных способностей детей. В настоящее время положено лишь начало этого приема обучения, но результаты, которые мы видим, дают нам уверенность в том, что моделирование актуально на сегодняшний день.
Роль педагога в развитии художественного конструирования и моделирования
В организации художественного конструирования и моделирования детей существенным является отношения педагога к инициативе ребёнка. В большой степени стимулируют творческое самовыражение обучающихся педагоги, имеющие ориентации по поддержанию в детях естественного творческого процесса. Исходя из этого, педагогу необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости. Педагогу, претендующему на формирование качеств творческой личности обучающихся, необходимо убедить детей, что самостоятельные пробы и поиски – это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. Задача педагога не только выяснить творческие способности обучающихся, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребёнку. Через индивидуальный подход поддержать одарённых и талантливых детей. Индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребёнке, удовлетворению его творческих запросов. Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, эмоциональных сил.
Игры и занятия должны вызывать положительные эмоции. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – очень важный этап для творческого развития ребёнка.
Очень важно найти тактический подход, чтобы не обидеть ребёнка, а вызывать в нём стремление сделать следующую работу намного лучше. Это поможет ему осознать и почувствовать ответственность за свои успехи и неудачи, поможет понять, что его успехи зависят только от него самого, от его знаний и умений, стараний, аккуратности и вложенного труда. Научившись анализировать свои ошибки, ребенок сможет легко переживать свои неудачи, они не станут большой трагедией, а лишь ошибкой которую легко исправить. А воспитатель, должен помочь в этом ребёнку, чтобы из маленького человека выросла творческая личность.
Заключение
Художественное конструирование и моделирование — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на занятиях.
В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Занятия художественно-технического конструирования дают огромные возможности для самовыражения и развития способностей детей, помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её. Значение занятий по художественному конструированию для развития творческих способностей дошкольников велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид деятельности в высокой степени способствует эстетическому воспитанию дошкольников. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали изделий.
Художественное конструирование и моделирование в детском саду– важное средство творческого и эстетического развития детей, так как способствует формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.
Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.
Список литературы
1. https://50ds.ru/detsad/
2. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=511219
3. 365 весёлых уроков труда. – М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. – (Внимание:
дети).
4. Трудовое воспитание младших дошкольников во внеклассной работе: Кн. для учителя нач. классов. — М.: Просвещение, 1985.-160 с.
5. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание. [Текст] / А. В. Бакушинский – М.: Новая Москва, 2005.- С. 105-115.
6. Дремова, А. К. Основы эстетического воспитания. [Текст] / А. К. Дремова. — М.: Высшая школа. 2003. С. — 112-160с.
7. Арнина, Н. Л. Уроки прекрасного [Текст] / Н. Л. Арнина. — М.: 2000г. -100с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: 1999.- С. 246-290.
Источник
Туменбаева Г.К.
воспитатель
КГКП «Ясли- сад № 9 «Айгөлек»
г. Семей, ВКО
«Развитие познавательных способностей детей через конструирование»
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль
в действие – самая трудная вещь на свете» (И.Гете)
В настоящее время педагогические коллективы в своей работе интенсивно внедряют инновационные технологии. Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое, ранее не существующего компонента.
Целью внедрения является повышения качества образования профессионального мастерства педагога, формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытию индивидуальности в процессе взаимодействия педагога с воспитанником.
Конструирование является практической деятельностью детей, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Понятие «Конструирование» в переводе с латинского означает создание модели, построение.
Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. В средней группе одной из основных задач, которые я ставлю перед детьми, является обучение использования строительных деталей с учетом их конструктивных свойств : (устойчивость, форма, величина), строительство объектов по операционным картам, используя детали разного цвета для создания постройки
В организованной учебной деятельности по конструированию в своей группе ставлю все эти задачи.
Для решения поставленных задач большое значение имеет организация предметно-развивающей среды по конструированию.
В нашей группе выделили специальное место для игр со строительным материалом. Там имеется крупный деревянный и пластмассовый конструкторы. Там же у нас находятся игрушки для обыгрывания (дикие и домашние животные средних размеров, деревья , машины разных размеров, сказочные персонажи, матрёшки, куклы). На дидактическом столе расположили мелкий деревянный конструктор и соответствующие игрушки для обыгрывания, а также рисунки и фотографии построек. Используя интернет-технологии, оформили папку с фотографиями мостов различного вида ( пешеходного, архитектурного, автомобильного и т.д.), фотографии самолётов, домов, кораблей. Накануне, перед занятием, проводим с детьми предварительную работу, которая отражена в циклограмме, с целью расширения и уточнения знаний и представлений детей об определённых предметах и объектах. рассматриваем фотографии, иллюстрации, рисунки этих объектов и предметов. Так, например, вместе с детьми, за день до занятия по строительству моста, рассматривали фотографии мостов. Знакомя детей с различными видами мостов, подводили к понятию того, что мосты бывают разные, имеют разное значение, строение. У детей появилось более расширенное представление об этих сооружениях. На занятиях используем мелкий деревянный конструктор. Перед занятием готовим рабочее место для ребят. На столах располагаем ящик со строительным материалом для детей. Количество деталей в ящике превышает необходимое. Все занятия проводятся в игровой форме, используем сюрпризные моменты.
В начале года продолжали учить детей строить постройки по образцу. Постройки мы строили с конкретной целью: домик для матрёшек, мост для машин и пешеходов и т.д. Вначале с детьми рассматривали образец в целом. Затем выделяли части, из которых состоит образец, определяли назначение этих частей и их пространственное расположение по отношению друг к другу (крыша расположена на перекрытиях). Далее выделяли, из каких деталей сделаны эти части и как они расположены (крыша состоит из призм, поставленных в ряд). Порядок обследования образца соответствует последовательности возведения постройки. Далее дети самостоятельно выполняют работу. В процессе выполнения постройки детьми следим за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали детали и правильно их использовали, помогаем отдельным детям (не мешая при этом другим) советом, вопросом («А проедет ли твоя машина в эти ворота?»).
Если у ребёнка не получается постройка, мы обращаем его внимание на операционную карту и вместе с ним пытаемся разобраться в его затруднениях. Если мы видим, что многие дети не могут выполнить задание, или замечаем ошибки общие для нескольких детей, то мы еще раз объясняем и показываем, акцентируя внимание детей на моментах, вызывающих у них трудности. Далее мы даём анализ детской деятельности, так же привлекаем к анализу и самих детей, спрашиваем, из каких деталей состоит постройка, из каких деталей сделаны эти части и т.д. Мы отмечаем не только результаты детей (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс: как дети рассматривали образец, подбирали материал, выполняли отдельные действия и т.д. В конце занятия показываем детям, как можно играть с данной постройкой и предоставляем им для этого время. После занятий и игр ребята самостоятельно разбирают постройки и укладывают все на место.
На данном этапе мы продолжаем обучать ребят конструктивным действиям по образцу, по условиям, предложенным воспитателем, и по собственному замыслу. Когда дети строят что-либо по образцу, мы учим их его анализировать, обследовать (общий вид, основные части, детали, их пространственное расположение). В середине года в качестве образца мы начали использовать схемы построек. Это более сложный вид конструирования. Применяя наглядные схемы на занятиях, мы объясняем детям подробно, как правильно выбрать и разместить детали в пространстве, с чего начать, а так же стараемся отрабатывать у детей технику их точного соединения, учим ребят выделять в предметах те свойства, которые должны быть переданы в постройке. Поэтому одной из основных задач таких занятий является обучение детей умению анализировать чертёж.
Также мы знакомили детей с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок.
После проведённого занятия мы обязательно закрепляем с детьми полученные знания и умения в процессе игр, в индивидуальной работе во втором блоке. Мы предлагаем детям строительный материал, вовлекая их в игру ( -Ребята, давайте построим большой, красивый корабль и отправимся на нём в путешествие.) Во второй половине дня мы с ребятами проводили игру на закрепление знаний строительных деталей( «Строительные детали»). Мы раздали детям строительные детали и предложили действовать с ними по ходу стихотворения: Как –то кубик в лес пошёл, там кирпичика нашёл…
Играли в дидактические игры «Подбери детали», «Найди детали». В игре «Найди детали» дети находили детали, у которых есть прямоугольные стороны (круглые, треугольные), находили детали, которые могут кататься. Так же мы проводили работу с иллюстрациями. Предлагали детям рассмотреть иллюстрации, на которых изображены разные постройки и назвать изображённые на ней предметы. Так же мы играли и в другие игры: «Преврати фигуру», «Тень», «Выложи фигурами» и др.
Основные наши помощники – это родители. Поэтому, в феврале месяце, для родителей была оформлена ширма на тему: «Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста», так же мы оформили папки передвижки по теме конструирование, проводились индивидуальные беседы с родителями, консультация на тему: «Конструируем из ЛЕГО», родительское собрание.
К середине учебного года наши дети стали уже хорошо различать детали по форме и величине, знают названия основных деталей, правильно пользуются словесными обозначениями: длинный — короткий, широкий — узкий, высокий – низкий, создают постройки по образцу, по условию, умеют отбирать нужные детали, умеют видоизменять образец. В процессе обучения дети усвоили, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани устойчив.
Работая над этой темой разработала новую инновационную технологию: работа по операционным картам.
Например из строительного материала: на тему: «Гараж с воротами» был сюрпризный момент (игровая технология: создаю радостную обстановку, развиваю фантазию детей): звук мотора. Что это за звук? (издают звучание машины) Что это едет? Какая машина? А кто приехал в машине?
Здесь использовала несколько образовательных областей: «Познание», «Коммуникацию».
«Давайте познакомимся» в группу приходит мальчик Айдос. При знакомстве с ним , дети называют свои имена. Он приглашает поиграть в дидактическую
игру: »Чудесный мешочек»; определить на ощупь форму строительных деталей и предлагает построить гараж для машинок.
Применяется технология ИТК с ее помощью рассматриваются части гаража, закрепляются названия (стены, ворота, крыша)
Айдос предлагает придумать рассказ про гараж (ТРИЗ).
Работа по операционным картам. Дети рассматривают карточки, которые принес Айдос и определяют последовательность работы: сначала нужно возвести заднюю стену гаража. Для этого необходимо поставить кирпичик на узкую длинную сторону, затем построить боковые стены. Ставим кирпичик с правой стороны, а затем с левой на узкую длинную сторону (фундамент)
Ворота строим ставя кирпичик впереди на узкую длинную сторону. Кладем пластину сверху на кирпичик. Получается крыша Вот и построили гараж для машинок.
Айдос предлагает самостоятельно выполнить постройку. Воспитатель оказывает помощь. Затем расставляют машинки в гаражи и рассматривают постройки. На протяжении всей ОУД проводится билингвальный компонент, дети повторяют слова, гараж, на трех языках.
Одним из видов конструирования: оригами-складывание игрушек из листа квадратной формы в разных направлениях. На этой ОУД рассказала «Что такое оригами?», историю возникновения. В переводе с японского «ори» -сгибать, «гами»- бумагу. Это фигурки зверей, птиц, рыб и т.д.Мы слушали стихотворение об оригами. Затем дети последовательно работали по операционным картам, создали образ собачки из бумаги.
Поделки из природного материала
Во всех видах конструирования дети относятся к материалу бережно, развиваю художественный вкус, память, воображение, мышление, глазомер, мелкую моторику рук, воспитываю :самостоятельность, наблюдательность, силу воли, в конце анализируют, начатое дело доводят до конца. Поделки сделанные используем в играх, в инсценировках, дарим на дне рожденья, к празднику своим родителям. Например: мы сделали самолетики дети взяли на прогулку и самостоятельно организовали игры: «»Чей самолетик дальше улетит», «Летчики». Этот пример говорит о том, что дети в самостоятельной деятельности смогли использовать свою игрушку в другом виде деятельности – игре).
В своей дальнейшей работе планируем закреплять и усовершенствовать конструктивные навыки наших детей, особое внимание будем уделять конструированию по чертежам и схемам; пополнять свой методический запас различными играми, фотографиями, схемами, чертежами, рисунками. Поставленные задачи нашли своё отражение в перспективном годовом плане.
Источник