Развитие способностей и мыслительной деятельности в процессе экологического воспитания ребенка

Развитие способностей и мыслительной деятельности в процессе экологического воспитания ребенка thumbnail

«Развитие способностей и мыслительной деятельности в процессе экологического воспитания ребенка»

Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология — это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек — не главное действующее лицо, а разумная часть природы.  

    История человечества неразрывно связана с историей природы. Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную
музыку жизни». В.
А. Сухомлинский (СЛАЙД2)

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

Экологическое воспитание подрастающего поколения – все в наших руках. В настоящее время одной из важнейших проблем охраны окружающей природной среды является экологическое воспитание подрастающего поколения. На наших улицах не редкость сломанные деревья, сорванные цветы с клумб и даже покалеченные животные. А уж если поехать в лес или к озеру… Кучи мусора после отдыха, казалось бы, добропорядочных граждан – привычное дело.  Лесные пожары, загрязненные реки и многое другое. Что это? Смутные времена? Нехватка контроля? А может быть, все-таки недостаток воспитания, в том числе и экологического.

Цель экологического образования (СЛАЙД 3)

— на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи школы: (СЛАЙД 4)

  1. Развитие у учащихся представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;

  2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;

  3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;

  4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Пропагандистско-просветительская экологическая деятельность в нашей школе ведётся на постоянной основе – это не разовые акции, а   формирование активной жизненной позиции у детей через участие в регулярных уборках территории школы и перед школой.

Направления работы по экологическому воспитанию (СЛАЙД 5)

 -познавательное

-здоровьесберегающее

-природоохранное

Когда учащиеся своими глазами видят, сколько мусора бросается вдоль улиц и парковых зон, на сегодняшний день очень низкая экологическая культура нашего населения села.   Как всегда, в вопросах воспитания, самое главное – собственный пример. Если вы бросаете посреди леса бутылки и пакеты с мусором, то чего вы можете ждать от ребенка, который это видит? Дети – наше зеркало в гораздо большей мере, чем нам подчас кажется. Даже годовалому малышу не рано объяснять, что мусор ни в коем случае нельзя бросать на землю. Ребенок с раннего детства должен понимать, что только от него зависит, что его окружает.

Познавательное направление (СЛАЙД 6)

Конкурсы экологических плакатов и рисунков (СЛАЙД 7,8)

Правила экологического поведения должны стать такой же нормой, как правила социального поведения и правила безопасности на дороге, а их соблюдение необходимо позиционировать не как рекомендательное, а как обязательное, причем для всех – и детей, и взрослых. В школе с  самого раннего возраста детей знакомят с миром природы. Педагоги и воспитатели школы проводят беседы, рассказывают о том, что все вокруг – живое, требует внимания и заботы. Привлекают детей по  уходу за комнатными цветами и разбивкой клумб на территории школы. До поздней осени школьный двор радует обилием цветов и красок. 

Фотовыставки о природе (СЛАЙД 9,10)

В современном мире проблема экологии и сохранения природных ресурсов стоит особенно остро. Однако за границей этим вопросом озадачились несколько раньше и смогли достичь больших успехов. Сегодня пришел наш с вами черед присоединиться к экологическому движению и принимать активное участие в сохранении окружающей среды.

Конкурсы экологических проектов, презентаций, идей и их защита (СЛАЙД 11)

 Экологическое воспитание означает формирование у детей экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Неотъемлемой частью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой, расширение представления о взаимодействии человека и природы, развитие стремления быть защитником природы, любить и бережно относится к ней.

Видеоролики по экологии и защите окружающей среды (СЛАЙД 12)

У каждого человека  детство неразрывно связано с тем или иным неповторимым уголком природы:   речкой, лесом, родником, полем, озером, горами. С них начинается родина. Там человек родился, вырос, учился. Реки, речки, родники несут в себе частичку каждого из нас или прошлое наших предков. Неторопливую песню журчащей воды, ее живительную прохладу, звонкую трель соловья в чистой синеве неба мы должны пронести через свою жизнь и передать своим детям.

Классные часы, беседы, викторины, дидактические и познавательные игры

(СЛАЙД 13,14)

Агитбригады и лекторские группы по экологии (СЛАЙД 15)

Посещение заповедников и памятников природы (СЛАЙД 16)

Под экологической культурой мы понимаем — часть общечеловеческой культуры, которая определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой; проявляется в системе ценностных ориентации и деятельности человека.

Здоровьесберегающее направление (СЛАЙД 17)

Участниками образовательного процесса являются не только обучающиеся, но и педагоги  и родители, поэтому основной целью экологического воспитания обучающихся является: формирование экологической культуры  личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой.

Подготовка и проведение физкультминуток (СЛАЙД 18)

Безусловно, для реализации поставленных задач, необходимо

 развитие школьных традиций экологической направленности.

— воспитание у обучающихся экологически правильного поведения, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. (СЛАЙД 19)

            Приоритетной школьной традицией экологической направленности является:  экологический десант «Очистка родника «Курцовский» расположенный на территории прилегающей к школе, в рамках данной акции учащимся Великородным Кириллом была выполнена проектная работа ( определение качественного состава воды в роднике) «К чистым источникам» (II место в районе и грамота «Эколого-биологического центра Республики Крым); в районном конкурсе «В объективе натуралиста» в номинации «Реки и озера» (III место в Республике Крым).

Важными днями для учащихся школы является и «День здоровья» (СЛАЙД 20), это спортивные соревнования, подвижные игры, определение азимута на местности, умение оказать первую помощь в различных ситуациях.

Природоохранное направление (СЛАЙД 21)

Ежегодно проводятся такие мероприятия как акция трудовой бригады по озеленению школы «Сделаем школу цветущей». (СЛАЙД 22,23)

Акция «Поможем зимующим птицам», конкурс на лучшую кормушку (СЛАЙД 24)

Туристические походы и экскурсии (СЛАЙД 25)

           В рамках Международных экологических акций: активно проводятся такие мероприятия как: 22 марта – Всемирный день воды были приглашены сотрудники Бассейнового управления водных ресурсов (БУВР) проведен видеолекторий, конкурс плакатов, фотовыставки;   20 ноября – международный день отказа от курения, кинолекторий, презентации, конкурс стенгазет; 1 декабря – день борьбы со СПИДом – классные часы, беседы, выступления агитбригад. (СЛАЙД 26)

В рамках Года экологии в школе проводятся внеклассные мероприятия с различной тематикой: «На пороге экологической катастрофы», «Есть ли выход из мусорного тупика?», «Экологическое ассорти» и т.д.. Учащимися старшей школы был снят видеоролик «Экологическая обстановка территории прилегающей к Украинской школе» был собран видеоматериал, интервью с учащимися, педагогами, жильцами села Украинка.

Школа приняла активное участие в акции Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе», проводимый в рамках федерального партийного проекта «Экология России» — это участие в районных конкурсах, проведение экологических уроков, конкурс рисунков «Растения Красной книги Крыма», учащаяся 10 класса Алиева Айше, была приглашена в с. Перевальное «Красные пещеры» для вручения диплома участника акции» Сделаем вместе».

Ожидаемые результаты (СЛАЙД 27)

Изучение богатства природного наследия

Обогащение знаниями и опытом общения с природой

Овладение разными формами и методами поиска знаний, практическим умениями, расширение кругозора учащихся, воспитание экологической культуры

Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации

Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в экскурсиях, экспедициях, походаx

Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине

Наши достижения (СЛАЙД 28)

В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны, но, к сожалению, не каждый гражданин его выполняет. К его выполнению подрастающее поколение должно подготавливаться всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

     Наша миссия, педагогов, донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен, и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.

Грамоты

Республиканский заочный конкурс «К чистым источникам» Грамота МОНУ АРК КРЦЭНТУМ I место Великородный Кирилл 2013г

Республиканский заочный конкурс «К чистым источникам Грамота «За активное участие» 2014г.

Республиканский заочный конкурс «К чистым источникам» Грамота Управления образования администрации Симферопольского района Республики Крым II место; Грамота ГБОУДО Республики Крым «Эколого-биологический центр» «За активное участие» 2015г.

Республиканская заочная природоохранная акция «Птица года» Грамота Управления образования администрации Симферопольского района Республики Крым III место; Грамота МОН РК КРЦЭНТУМ IIIместо 2014г.

Республиканская заочная акция «Птица года» Грамота МБОУДО ЦДЮТ Симферопольского района Республики Крым II место 2015г.

Республиканский фестиваль «В объективе фотонатуралиста» Грамота МОН РК ГБОУДО Республики Крым «Эколого-натуралистический центр» III место 2015г.

X II Республиканская открытая турнирная программа «Юный ботаник,Юный зоолог» Призовое место в зональном этапе, участники финального этапа 2015г. 2016г.

Районный этап конкурса юных фотохудожников «Крым в объективе» Грамота МБОУДО ЦДЮТ Симферопольского района Республики Крым I место 2016г.

Районный этап конкурса юный фотохудожник «Крым в объективе» Грамота МБОУДО ЦДЮТ Симферопольского района Республики Крым I место 2017г.

Республиканский эколого-природоохранный проект «Красная книга глазами детей» Сертификат

участника ГБОУДО РК «Эколого-биологический центр» 2016г.

Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» Диплом участника Акции 2017г.

Источник

Галечян Карина
Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе экологического воспитания

Методическая разработка на тему:

«Экологическое воспитание детей посредством познавательно – исследовательской деятельности.

Выполнила:

Галечян Карина Владимировна

Москва, 2018 год

Введение

Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения.

Актуальность заключается в том, что экологическое воспитаниедетей — актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка — правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно — научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Предмет — наблюдения и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников.

Объект исследования — экологического воспитание дошкольников.

Цель — изучить вопросы применения в педагогическом процессе ДОУ наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников.

Цель реализуется через следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность экологического воспитания дошкольников.

3. Изучить особенности применения наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания детей.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность применения наблюдений и экспериментов для экологического воспитания детей в старшей группе ДОУ.

5. Сделать выводы.

Новизна

Новизна экологического воспитания заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту «включённость». Такие технологии могут быть представлены в виде проекта, который позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении участка ДОУ. Работа по природоохранным проектам — уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Это вызвано с резким ухудшением среды нашего обитания, а в результате — понижением уровня жизни людей. Здоровье человека на 20 % зависит от экологических условий, на 80 % определяется наследственностью, и изменить в благоприятную сторону мы можем только первый компонент, путем изменения своего отношения к природе. Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах, но и связь со средой.

1. Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Сущность экологического воспитания дошкольников.

Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Формирование экологической культуры старших дошкольников.

2. Исследовательская деятельность как средства экологического воспитания старших дошкольников.

2.1 Формы экологического воспитания.

2.2. Использования календарей наблюдений в ДОУ.

1. Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

1.1 Сущность экологического воспитания дошкольников

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека, о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще гуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры — базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности — природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой — это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Природа планеты — уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром,который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

— углубить и расширить экологические знания;

— привить начальные экологические навыки и умения — поведенческие, познавательные, преобразовательные,

развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,

— сформировать (воспитывать) чувства бережного отношения к природе,

— формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.

Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.

Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений и социоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания. На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных и средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи наглядных пособий.

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста включает познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.

Познавательный компонент — включает знания и умения:

— о многообразии живых организмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней;

— о взаимосвязях и взаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме;

— о человека как живом существе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность;

— об использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.

Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:

— о самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека как части природы;

— об универсальной ценности природы для жизни и деятельности человека (познавательный, эстетической, практической и т. д.);

— об основных нравственных ценностях человеческого общества;

— о созидательной, культурной ценности человеческой деятельности.

Нормативный компонент включает знания и умения:

— о законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;

— о нормах и правилах поведения в общественных местах и природе;

— о необходимости и способах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе.

Деятельностный компонент — включает знания и умения:

— о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природным окружении;

— о способах осуществления созидательной и творческой деятельности;

— о необходимости проявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т. д.

Вывод, экологическое воспитание — это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом и отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.

Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации, которую он получает как самостоятельно, так и от взрослых. В этот период дети очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы, поэтому влияя на чувства детей, родители и педагоги могут с большим успехом вызвать желание «поступать хорошо». Но при этом весьма опасно постоянно упрекать ребенка и акцентировать внимание на его недостатках.

Поведение ребенка в данный период становится более целенаправленным, целеустремленным, лишенным принуждения.

Умственная и физическая работоспособность у дошкольника существенно повышается, однако ее степень зависит от личного интереса к выполняемой работе и от продолжительности однообразной работы.В этот период для поддержания внимания максимально продолжительное время необходимо обеспечивать чередование различных видов деятельности: игры, труда, занятий.

По сравнению с более ранними периодами дошкольного детства, в старшем дошкольном возрасте существенно повышается уровень наглядно-образного мышления, в связи, с чем становится возможным формирование обобщенных знаний и элементарных понятий об окружающем мире. Формирование знаний и понятий делает деятельность ребенка осознанной.

Наиболее интенсивно знания и понятия формируются в процессе совместной работы ребенка с взрослыми, когда его деятельность сопровождается пояснениями и советами.

Однако ребенку даже очень развитому еще не всегда легко реализовывать свои знания в повседневной деятельности, к тому же его жизненный опыт еще слишком мал, а управлять своими эмоциями он умеет еще не достаточно хорошо.

В дошкольном возрасте дети обычно любопытны, их живо интересуют объекты окружающей их среды, и они с интересом исследуют их свойства и качества. Поскольку к 6 годам внимание детей становится достаточно устойчивым, в этом возрасте для них становится возможным исследование и понимание простейших взаимосвязей в явлениях и процессах протекающих в природе.

Для старших дошкольников характерной является особая восприимчивость к тем фактам, которые он получает самостоятельно, в процессе своей деятельности. Однако в то же время дети в этом возрасте очень внушаемы и доверчивы. Поэтому так важно, чтобы в этот период формировались правильные представления об объектах и явлениях неживой природы, чтобы они формировались именно на научной основе.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Особенностями самосознания детей старшего дошкольного возраста является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей. В это время ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество — ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.

В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмасса, дерево, металл и др., используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.

Источник