Развитие сознания у ребенка развитие и обучение

Рубинштейн С. Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.: ил.
Сознание.* Становление сознания связано со становлением новой формы бытия – бытия человеческого – новой формы жизни, субъект которой способен, выходя за пределы своего собственного одиночного существования,
отдавать отчет о своем отношении к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за содеянное
, ставить перед собой задачи и, не ограничиваясь приспособлением к наличным условиям жизни,
изменять мир
, – словом, жить так, как живет человек и никто другой.
* Общую диалектико-материалистическую трактовку сознания, связанную со способом существования человека, С. Л. Рубинштейн дает в книге «Бытие и сознание» (М., 1957. С. 272–276, 280), фрагмент из которой приводится. (Примеч. сост.)
Как выше уже отмечалось, психическая деятельность выступает в новом качестве – сознании, или, точнее
, процессе осознания субъектом окружающего мира и тех отношений, в которые он с ним вступает
, по мере того как из жизни и непосредственного переживания выделяется рефлексия на окружающий мир и на собственную жизнь. Наличие сознания предполагает, таким образом, выделение человека из его окружения, появление отношения субъекта действия и познания к объективному миру.
Сознание всегда предполагает познавательное отношение к предмету, находящемуся вне сознания.
Возникновение сознания как специфически человеческого способа отражения действительности неразрывно связано с языком:
язык – необходимое условие возникновения сознания. Осознавать – значит отражать объективную реальность
посредством объективированных в слове общественно выработанных обобщенных значений.
Связь сознания и языка, таким образом, теснейшая, необходимая:
без языка нет сознания. Язык – форма сознания человека как общественного индивида.
Однако неверно попросту отожествлять сознание с языком, сводить его к функционированию языка. (Эта отнюдь не новая тенденция усилилась в последнее время у нас в связи со значением, которое приобрело понятие второй сигнальной системы.) Верное положение о необходимой связи сознания и языка становится неверным, когда этой связи сознания с языком придается самодовлеющий характер, когда она обособляется от связи сознания с общественно осуществляемой деятельностью людей и добываемыми в ней знаниями. Только включаясь в эти связи, а не сам по себе, язык и обретает свое необходимое значение для сознания.
Не слово само по себе, а общественно накопленные знания, объективированные в слове, являются стержнем сознания.
Слово существенно для сознания именно в силу того, что в нем откладываются, объективируются и через него актуализуются знания, посредством которых человек осознает действительность.
Психологический подход к проблеме сознания исключает возможность рассматривать сознание лишь как некое готовое образование.
В психологическом плане сознание выступает реально прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя.
Наличие у человека сознания означает, собственно, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась или складывается такая совокупность (или система) объективированных в слове, более или менее обобщенных знаний, посредством которых он может осознавать окружающее и самого себя, опознавая явления действительности через их соотношение с этими знаниями.
Центральной психологической проблемой при этом остается процесс осознания человеком мира.
Сознание не покрывает психической деятельности человека в целом. Сознание, как и психическое вообще, служит для «регуляции» поведения, для приведения его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается.
Развитие сознания у ребенка
Развитие и обучение
Будучи историческим существом, человек вместе с тем и даже прежде всего естественное существо: он – организм, который носит в себе специфические черты человеческой природы. И для психического развития человека существенно, что он рождается с человеческим мозгом, что, появляясь на свет, он приносит с собой это, полученное от предков, наследство, которое открывает ему широкие возможности для человеческого развития. Они реализуются и, реализуясь, развиваются и изменяются по мере того, как человек осваивает в ходе обучения и воспитания то, что создано в результате исторического развития человечества, – продукты материальной и духовной культуры, науку, искусство. Естественные природные особенности человека тем именно и отличаются, что они открывают возможности исторического развития.
В процессе индивидуального развития известную роль, очевидно, играет созревание,* не менее очевидно, что определенную роль в нем играет и обучение. Весь вопрос заключается в том, чтобы правильно определить их взаимоотношения. Ключ к разрешению этого вопроса в положении, красной нитью проходящем через всю нашу трактовку развития психики: психические функции формируются в процессе функционирования и существенно зависят от того объективного содержания, на котором они формируются. У ребенка это функционирование неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы межлюдских отношений.
Освоение содержания культуры совершается в процессе обучения: освоение системы межлюдских отношений того коллектива, к которому принадлежит данный индивид, – в процессе воспитания
, неразрывно связанного с обучением. Конкретное исследование развития наблюдения, мышления, речи и т. д. (см. соответствующие главы) показывает, что стадии, или ступени, умственного развития ребенка, выражающиеся в формах наблюдения, речи, мышления, зависят от содержания, которым в ходе обучения овладевает ребенок, и от формы общения, в частности педагогического воздействия, в условиях которого это развитие совершается.
* Здесь С. Л. Рубинштейн пользуется общепринятым в мировой психологии понятием созревания, но впоследствии он перестал его употреблять, поскольку это понятие предполагает трактовку развития как имманентного процесса. (Примеч. сост.)
Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается.
Организм развивается, функционируя; человек – взрослый – развивается, трудясь; ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон психического развития ребенка.
Единство развития и обучения, развития и воспитания означает, что эти процессы включаются как взаимозависимые и взаимопроникающие стороны, как звенья в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловлено ими. Обучение не только надстраивается над развитием, по мере того как созревание создает готовность для него, но и само обусловливает ход созревания и развития. В ходе обучения способности ребенка не только проявляются, но и формируются; точно так же как и черты его характера не только проявляются, но и формируются в поведении ребенка, складывающемся и изменяющемся в ходе воспитания. Психические свойства ребенка не только предпосылка, но и результат всего хода его развития, совершающегося в процессе воспитания и обучения. В этих положениях заложена основа для подлинно позитивного и принципиального преодоления господствующего в традиционной психологии детства учения о развитии.
Это господствующее учение исходит из того представления, что развитие – это созревание. Обучение надстраивается над созреванием, по мере того как созревание создает готовность для него. Развитие таким образом определяет, обусловливает обучение, само будто бы не определяясь им.
Такая точка зрения представлена у К. Бюлера и особенно последовательно у Э. Торндайка. Она наиболее характерна для биологизаторской психологии (и натуралистической педагогики, исходящей из будто бы неизменной природы ребенка). По существу она никем из психологов не была еще принципиально преодолена.
Сталкиваясь с тем фактом, что обучение приводит к развитию, К. Коффка готов признать обучение развитием, но при этом все же для него остается непреложным, что развитие – это созревание. В результате развитие расщепляется на два разнородных и друг от друга независимых процесса, которые в лучшем случае лишь внешне взаимодействуют: развитие – созревание и развитие – обучение.
Таким образом, вместо того чтобы вскрыть внутреннюю взаимосвязь созревания и обучения внутри единого процесса развития, Коффка расчленил процесс психического развития на два – созревание и обучение, из которых ни один сам по себе не является процессом подлинного развития.
В советской литературе Л. С. Выготский сделал попытку разрешения той же проблемы развития и обучения. Он говорит об единстве обучения и развития и отмечает ведущую роль обучения: обучение продвигает развитие вперед.Свое понимание этого фундаментального и правильного установочного положения он раскрыл, развив ту теорию, что обучение должно «забегать вперед» развития ребенка, чтобы таким образом извне «пускать его в ход». В силу такого понимания ведущей роли обучения Выготский приходит к тому основному для всей его концепции положению, что на счет обучения относится только внешняя «физическая» сторона тех приобретений, которые делает ребенок, внутренняя же, смысловая относится на счет созревания: знания сообщаются в обучении, понятия созревают. Между тем в действительности усвоение внутреннего, смыслового содержания обучения обусловлено не только развитием, но и обучением, так же как усвоение внешней, физической стороны обусловлено не только обучением, но и развитием. Фактически же понятия не сообщаются, конечно, просто передаваясь извне, но и не созревают, а осваиваются в процессе активной умственной деятельности ребенка.
То положение, что обучение должно опережать развитие («забегать вперед») правомерно только в том очевидном и собственно банальном смысле, что обучают тому, чем еще не овладел обучающийся ребенок. Но вместе с тем все же обучение должно соответствовать развитию; если оно начнет в самом деле «забегать вперед» развития ребенка, то такое обучение не приведет к развитию, а даст лишь формальное натаскивание. Правильно поставленное обучение должно соответствовать возможностям ребенка на данном уровне развития; реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые. Таким образом, один уровень развития переходит в следующий через совершающуюся в ходе обучения реализацию возможностей предыдущего. Такова подлинная диалектика развития, существенно отличная от той механики, согласно которой обучение, «забегая вперед» развития, «пускает его в ход».
За кажущейся переоценкой обучения, которое должно будто бы «забегать вперед» развития ребенка, вскрывается фактическая недооценка обучения, поскольку обучению приписывается лишь внешняя сторона тех приобретений, которые в процессе своего развития делает ребенок. Обучение, в котором приобретается лишь внешняя сторона знаний и умений, перестает быть доподлинно образовательным, т. е. формирующим, процессом. Оно не формирует изнутри и само не развивается, а лишь извне «пускает в ход» процесс развития.*
* С. Л. Рубинштейн имеет здесь в виду прежде всего следующие идеи Л. С. Выготского, разработанные последним в 1933 г. и в начале 1934 г : «…процессы обучения пробуждают в ребенке ряд процессов внутреннего развития, пробуждают в том смысле, что вызывают их к жизни, пускают их в ход, дают начало этим процессам… Обучение создает зону ближайшего развития ребенка» (Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л., 1935. С. 132, 134). По мнению Л. С. Выготского, как известно, самым существенным симптомом детского развития является не то, что ребенок делает самостоятельно, а лишь то, что он выполняет в сотрудничестве со взрослыми, при их помощи. Этим и характеризуется зона ближайшего развития, создаваемая в ходе обучения. Тем самым проведено существенное различие между детьми, которые делают что-либо самостоятельно, без помощи со стороны, и детьми, делающими что-либо с помощью взрослых.
В дальнейшем С. Л. Рубинштейн продолжил свой анализ этих идей Л. С. Выготского и его последователей и пришел к следующему выводу: «Обычно испытуемых делят на тех, которые могут, и тех, которые не могут самостоятельно, без чужой помощи решить задачу. Эта альтернатива недостаточна, чтобы проникнуть во внутренние закономерности мышления. К тому же это фиктивное, метафизическое разделение. Умение самостоятельно решить данную задачу предполагает умение использовать данные прошлого опыта, решение других задач. Существенное значение имеет дальнейшее подразделение испытуемых, в распоряжение которых предъявлялись дополнительные средства для решения стоящей перед ними задачи, на тех, кто в состоянии и кто не в состоянии их освоить и использовать как средство дальнейшего анализа. В ходе мышления непрерывно те или иные данные, сообщаемые субъекту другими или обнаруживаемые им самим, – сначала внешние по отношению к мыслящему субъекту, к процессу его мышления – становятся звеньями мыслительного процесса; результаты произведенного субъектом анализа этих данных превращаются в средства дальнейшего анализа стоящей перед ним задачи.
Какие данные (подсказки, вспомогательные задачи и т. п.) человек в состоянии использовать, зависит от того, насколько продвинут его собственный анализ задачи» (Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. С. 82–83).
Так, С. Л. Рубинштейн совсем конкретно реализует в психологии мышления и обучения свой уже упоминавшийся выше принцип детерминизма: внешние причины (в частности, помощь со стороны) действуют только через внутренние условия, т. е. в зависимости от того, насколько человек, решающий задачу, самостоятельно продвинулся вперед в ее анализе. Эта фундаментальная закономерность мышления была подробно раскрыта в 50-е гг. в экспериментальных исследованиях Л. И. Анцыферовой, А. М. Матюшкина, К. А. Славской и других учеников С. Л. Рубинштейна (см.: Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения / Под ред. С. Л. Рубинштейна.
М., 1960). В свете этих исследований было потом заново проанализировано понятие «зоны ближайшего развития» (см.: Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968. С. 63–68). (Примеч. сост.)
Источник
Исторически развивающееся человечество
в действительности состоит из конкретных
людей, из индивидов, связанных между
собою многообразными общественными
отношениями. Поэтому изменения в психике
людей, совершающиеся в процессе
исторического развития человечества
от одних поколений к другим, осуществляются
фактически в изменённом процессе
развития людей каждого из этих поколений.
С другой стороны, путь индивидуального
развития каждого человека любого
поколения обусловлен всем предшествующим
историческим развитием человечества.
Развитие психики в процессе исторического
развития человечества и в процессе
индивидуального развития человека —
это, таким образом, не две параллельные
линии развития, как это иногда
представляется, а два взаимосвязанных
и взаимообусловленных звена единой
линии единого процесса.
Будучи историческим существом, человек
вместе с тем и даже прежде всего
естественное существо: он — организм,
который носит в себе специфические
черты человеческой природы. И для
психического развития человека
существенно, что он рождается с
человеческим мозгом, что, появляясь на
свет, он приносит с собой такое, полученное
от предков, наследство. Эти наследственные
данные открывают ему широкие возможности
человеческого развития. Они реализуются
и, реализуясь, развиваются и изменяются
по мере того, как человек в процессе
своего индивидуального развития,
осваивает, в ходе обучения и воспитания,
то, что создано в результате исторического
развития человечества, — продукты
материальной и духовной культуры, науку,
искусство. Естественные природныеособенностичеловекатем именно и
отличаются, что они открывают возможностиисторическогоразвития.
В процессе индивидуального развития
известную роль, очевидно, играет
созревание; не менее очевидно, что
определённую роль в нём играет иобучение.
Весь вопрос заключается в том,чтобы
правильно определить их взаимоотношения.
Ключ к разрешению этого вопроса
заключается в положении, красной нитью
проходящем через всю нашу трактовку
развития психики: психические функции
формируются в самом процессе их
функционирования и существенно зависят
от того объективного содержания, на
котором они формируются. У ребёнка это
функционирование неразрывно связано
с освоением содержания человеческой
культуры и установившейся в данном
обществе системы межлюдских отношений.
Освоение содержания культуры совершается
в процессе обучения: освоение системы
межлюдских отношений того коллектива,
к которому принадлежит данный индивид,
— в процессе воспитания, неразрывно
связанного с обучением. Конкретное
исследование развития наблюдения,
мышления, речи и т. д. (см. соотв. главы)
показывает, что стадии, или ступени,
умственного развития ребёнка, выражающиеся
в формах наблюдения, речи, мышления,
зависят отсодержания,которым
в ходе обучения овладевает ребёнок, и
от формыобщения,в частности
педагогического воздействия, в условиях
которого это развитие совершается.
Ребёнок не созревает сначала и затем
воспитывается и обучается; он созревает,
воспитываясь и обучаясь, т. е. под
руководством взрослых осваивая то
содержание культуры, которое создало
человечество; ребёнок не развивается
и воспитывается, а развивается,
воспитываясь и обучаясь,т. е. само
созревание и развитие ребёнка в ходе
обучения и воспитания не толькопроявляется,но исовершается.Организм развивается, функционируя;
человек — взрослый — развивается,
трудясь; ребёнок развивается, воспитываясь
и обучаясь. В этом заключается основной
закон психического развития ребёнка.
Единство развития и обучения, развития
и воспитания означает, что эти процессы
(и созревание и обучение, воспитание)
включаются как взаимозависимые и
взаимопроникающие друг друга стороны,
как звенья в единый процесс, в котором
причина и следствие непрерывно меняются
местами. Развитие не только обусловливает
обучение и воспитание, но и само
обусловлено ими. Обучение не только
надстраивается над развитием, по мере
того как созревание создаёт готовность
для него, но и само обусловливает ход
созревания и развития. В ходе обучения
способности ребёнка не только проявляются,
но и формируются; точно так же как и
черты его характера не только проявляются,
но и формируются в поведении ребёнка,
складывающемся и изменяющемся в ходе
воспитания. Психические свойства ребёнка
не только предпосылка, но и результат
всего хода его развития, совершающегося
в процессе воспитания и обучения. В этих
положениях заложена основа для подлинно
позитивного и принципиального преодоления
господствующего в традиционной психологии
детства учения о развитии.
Это господствующее учение исходит из
того представления, что развитие — это
созревание. Обучение надстраивается
над созреванием, по мере того как
созревание создаёт готовность для него.
Развитие таким образом определяет,
обусловливает обучение, само будто бы
не определяясь им.
Эта точка зрения представлена у К. Бюлера
и особенно последовательно у Э. Торндайка.
Она наиболее характерна для биологизаторской
психологии (и натуралистической
педагогики, исходящей из будто бы
неизменной природы ребёнка). По существу
она никем из психологов не была ещё
принципиально преодолена.
Сталкиваясь с тем фактом, что обучение
приводит к развитию, К. Коффка готов
признать обучение развитием, но при
этом всё же для него остаётся непреложным,
что развитие — это созревание. В
результате развитие расщепляется на
два разнородных и друг от друга независимых
процесса, которые в лучшем случае лишь
внешне взаимодействуют: развитие —
созревание и развитие — обучение.
Таким образом, вместо того чтобы вскрыть
внутреннюю взаимосвязь созревания и
обучения внутри единого процесса
развития, Коффка расчленил сам процесс
психического развития на два процесса
— созревания и обучения, из которых ни
один сам по себе не является процессом
подлинного развития.
В советской литературе Л. С. Выготский
сделал попытку разрешения той же проблемы
развития и обучения. Он говорит об
единстве обучения и развития и отмечает
ведущую роль обучения: обучение продвигает
развитие вперёд.
Своё понимание этого фундаментального
и правильного установочного положения
он раскрыл, развив ту теорию, что обучение
должно «забегать вперёд» развития
ребёнка, чтобы таким образом извне
«пускать его в ход». В силу такого
понимания ведущей роли обучения Выготский
приходит к тому основному для всей его
концепции положению, что за счёт обучения
относится только внешняя «фазическая»
сторона тех приобретений, которые делает
ребёнок, внутренняя же, смысловая
относится за счёт созревания: знания
сообщаются в обучении, понятия созревают.
Между тем в действительности усвоение
внутреннего смыслового содержания
обучения обусловлено не только развитием,
но и обучением, так же как усвоение
внешней, фазической стороны обусловлено
не только обучением, но и развитием.
Фактически же понятия не сообщаются,
конечно, просто передаваясь извне, но
и не созревают, а осваиваются в
процессе активной умственной деятельности
ребёнка.
То положение, что обучение должно
опережать развитие («забегать вперёд»)
правомерно только в том очевидном и
собственно банальном смысле, что обучают
тому, чем ещё не овладел обучающийся
ребёнок. Но вместе с тем всё же обучение
должно соответствовать развитию; если
оно начнёт в самом деле «забегать вперёд»
развития ребёнка, то такое обучение не
приведёт к развитию, а даст лишь формальное
натаскивание. Правильно поставленное
обучение должно соответствовать
возможностям ребёнка на данном уровне
развития; реализация этих возможностей
в ходе обучения порождает новые. Таким
образом, один уровень развития переходит
в следующий через совершающуюся в ходе
обучения реализацию возможностей
предыдущего. Такова подлинная диалектика
развития, существенно отличная от той
механики, согласно которой обучение,
«забегая вперёд» развития, «пускает
его в ход».
За кажущейся переоценкой обучения,
которое должно будто бы «забегать
вперёд» развития ребёнка, вскрывается
фактическая недооценка обучения,
поскольку обучению приписывается лишь
внешняя сторона тех приобретений,
которые в процессе своего развития
делает ребёнок. Обучение, в котором
приобретается лишь внешняя сторона
знаний и умений, перестаёт быть доподлинно
образовательным, т. е. формирующим
процессом. Оно не формирует изнутри и
само не развивается, а лишь извне «пускает
в ход» процесс развития.
Представление о развитии ребёнка как
о биологическом созревании, над которым
затем надстраивается обучение, внутренне
солидарно с порочным машинным
представлением о развитии, согласно
которому строение определяет функции,
само не определяясь ими; оно солидарно
также с тем представлением, будто у
человека каким-то образом сначала
появляется «дух», человеческое сознание,
и затем, уже готовое, оно лишь проявляется,
а не формируется и не развивается в
процессе создания материальной и
духовной культуры. Точно так же наше
понимание психического развития ребёнка
внутренне солидарно стой общей
концепцией развития, которая исходит
из положения о единстве и внутреннем
взаимодействии строения и функции на
основе образа жизни; наше понимание
психического развитие ребёнка солидарно
также и с общей концепцией исторического
развития человеческого сознания, которая
исходит из того, что человеческое
сознание в процессе исторического
развития культуры не только проявляется,
но и формируется, являясь дальнейшим
развитием этой концепции применительно
к психическому развитию ребёнка.
Правильное решение вопроса о соотношении
развития и обучения имеет центральное
значение не только для психологии, но
и для педагогики.
Каждая концепция обучения, которую
сформулирует педагог, включает в себя
(сознаёт он это или нет) определённую
концепцию развития. Точно так же каждая
концепция психического развития, которую
сформулирует психолог (сознаёт он это
или нет), заключает в себе и определённую
теорию обучения.
Если психическое развитие сводится в
целом к созреванию, то обучение в таком
случае, не определяя развития, лишь
надстраивается над ним. Оно при этом
может быть лишь тренировочным, а никак
не образовательным, т. е. формирующим
процессом. Механистическая теория
обучения как тренировки (Э. Торндайк)
является естественным и неизбежным
выводом из биологизаторской теории
развития как созревания. Обратно — из
понимания обучения не как образования,
т. е. формирования личности ребёнка, а
лишь как тренировки вытекает представление
о развитии как о созревании, определяющем
готовность к обучению и не определяемом
им. Эти теории обучения и развития
неразрывно связаны и взаимообусловлены.
Для того чтобы полно и правильно
реализовать положение о единстве
развития и обучения, необходимо учесть,
что существует собственно два способа
научения. Учение как особая деятельность,
специально направленная на научение,
как свою прямую цель, лишь один из них.
Научение получается, наряду с этим, и в
качестве результата — а не цели —
деятельности, непосредственно направленной
на другую цель. Учение в таком случае
является не особой преднамеренной
деятельностью, а компонентом другой
деятельности, в которую процесс научения
включён. Этот второй способ непроизвольного
научения, включённого в деятельность,
для которой научение выступаетлишь
в качестве результата, а не цели, является
исторически первичным. Лишь затем из
деятельности, направленной, как на свою
цель, на удовлетворение прямых жизненных
потребностей человека, выделяется
специальная учебная деятельность, для
которой научение является не только
результатом, но и прямой целью. При этом
и далее, чем более жизненный характер
имеют те или иные знания и умения, тем
более овладение ими вплетено в жизненно
мотивированную деятельность,
непосредственно направленную на
удовлетворение основных потребностей
человека, а не специально на овладение
этими знаниями и умениями. Человек
овладевает алгеброй в процессе специальной
учебной деятельности, но речью, родным
языком он первоначально овладевает, не
учась ему специально, а пользуясь им в
общении, в деятельности, целью которой
является удовлетворение основных его
жизненных потребностей. В ходе этой
деятельности достигается овладение
речью, научение, но оно выступает в ней
не как цель, а как результат деятельности,
непосредственно направленной на иные
цели.
Развитие совершается в единстве с
научением в целом, осуществляющимся
как одним, так и другим путём, а не только
с учением в более узком специальном
смысле этого слова. Более того, в самом
раннем возрасте учение в специальном
смысле этого слова вообще ещё не
существует; вместе с тем, в годы, когда
человек вообще ещё только формируется,
у ребёнка вся деятельность имеет своим
результатом научение, овладение новыми
знаниями, умениями, формами поведения.
Поэтому положение, согласно которому
ребёнок развивается, обучаясь и
воспитываясь, фактически «объёмно»
совпадает с положением о развитии
ребёнка в процессе его деятельности.
Оно дополнительно лишь подчёркивает в
качестве специфических особенностей
этой деятельности то, что объективно
важнейшим её результатом является
совершающееся в ходе этой деятельности
овладение новыми знаниями и умениями
и что совершается оно под направляющим
педагогическим руководством взрослых.
В конечном счёте положение о единстве
развития и обучения, развития и воспитания
раскрывается в своём психологическом
содержании, как утверждение о взаимосвязи
и взаимообусловленности развития
личностных свойств индивида идеятельности,в ходе которой он
овладевает новыми знаниями, умениями
и формами взаимоотношений. Формирующиеся
в ходе развития, на основе задатков, как
предпосылок развития, личностные
свойства ребёнка, его способности ихарактерологические особенности
являются не только предпосылкой, но и
результатом его деятельности; их развитие
в ходе её не толькопроявляется,но исовершается.Определённый
уровень развития способностей ребёнка,
например его мышления, открывает ему
известные, более или менее широкие,
возможности для овладения сложившейся
в ходе исторического развития системой
научного знания. По мере того как эти
возможности, открывающиеся в результате
данного, достигнутого ребёнком уровня
развития, реализуются, мышление ребёнка
переходит на следующий, высший уровень,
открывающий, в свою очередь, новые, более
широкие, возможности для дальнейшего
продвижения. Ум ребёнка формируется по
мере того, как в процессе наблюдения и
осмысления действительности, в свете
знаний, которые он осваивает, развивается
и оформляется его умственная деятельность.
В более или менее аморфной сначала
интеллектуальной деятельности постепенно
начинает оформляться всё более обширный
и слаженный аппарат различных мыслительных
операций. Повседневно функционируя,
они отрабатываются, шлифуются и
закрепляются. Ум человека не только
предпосылка, но и результат его умственной
деятельности. Там, где нет места для
этой последней, нет и условий для развития
ума.
То же и с характером. Характер формируется
в практической жизни, в действиях и
поступках, так же как ум образуется
теоретической жизнью, умственной
деятельностью. Врождённые особенности
типа нервной системы и темперамента,
которые включаются в характер в качестве
его предпосылки и при этом преобразуются
в нём, с точки зрения собственно
характерологических свойств ещё очень
многозначны. Характер складывается в
целенаправленной деятельности —
различной на разных этапах, в которой
ребёнок приучается для осуществления
цели преодолевать трудности. Работа
над характером начинается в повседневной
практической деятельности; она включает
завязывающуюся вокруг действий и
поступков внутреннюю работу учёта своих
удач и неудач, опыта организации своих
сил и их применения для достижения своих
целей — своеобразной тактики и стратегии,
которыми каждый человек должен овладеть
в ходе своей повседневной практической
деятельности, — так, как воин на опыте
боевой жизни овладевает тактикой боя.
Сильный, деятельный характер формируется
в деятельной жизни. По мере того как
складываются характерологические черты
ребёнка, они определяют его поступки,
обусловливая мотивы, которые движут
ими; но сами они в свою очередь в этих
же мотивах зарождаются. Всякий мотив —
это в потенции черта характера; реализуясь
в действиях и поступках и, таким образом,
закрепляясь, мотивы поведения, по мере
того как они начинают определять более
или менее устойчивый образ действий,
переходят в характерологические
свойства.
Таким образом, развитие личностных
психических свойств совершается в
процессе деятельности, целью которой
является разрешение встающих перед
ребёнком конкретных жизненных (и учебных)
задач. Поэтому там, где при воспитании
и самовоспитании результатом, подлежащим
достижению, является само развитие и
формирование личностных психических
свойств, этот результат может и должен
достигаться в деятельности, направленной
непосредственно на разрешение встающих
перед подрастающим жизненных задач, не
превращаясь в отдельную, заслоняющую
их, цель. Так, воспитание у себя сильной
воли это не цель, которая должна быть
осуществлена каким-то особым действием,
специально преднамеренно направленным
именно на эту цель, как таковую. Её
осуществление должно явиться в основном
прежде всего результатом жизненных дел
и действий, непосредственно направленных
на совсем другие цели — на надлежащее
и неукоснительное разрешение тех обычных
дел и задач, которые изо дня в день ставит
перед каждым жизнь. Пусть человек
разрешает каждое из этих дел со всем
тем пылом, собранностью и настойчивостью,
которых оно от него требует, и тем самым
он сделает как раз то, что нужно для
того, чтобы у него сформировалась воля.
Волевые, как и вообще все психические
свойства личности, проявляясь, вместе
с тем и формируются.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник