Развитие социальной компетентности ребенка в семье

Юлия Таранникова
Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.

Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности и отзывчивости — это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам являются испытанием человечности».

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность проблем, связанных с «социальным воспитанием» подрастающего поколения бесспорна. Ведь в дошкольном возрасте создается та основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение, формируется личность человека, складывается нравственная направленность личности. Ему, этому милому пришельцу, нужно научиться жить среди себе подобных — хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят и ругают.

Главенствующая роль в социальном воспитании отводится семье.

Семья — это среда, в которой удовлетворяются потребности ребенка быть принятым всерьез, быть уважаемым в каждый текущий момент времени. Именно в семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких; чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых для них людей, ощущают себя любимыми и желанными.

В процессе общения с родителями и родными, подражая им. ребенок усваивает нормы, правила и формы социального поведения: переживание за членов своей семьи, уважение к старшему поколению, умению не только брать, но и отдавать, развивать бескорыстие, умение испытывать радость оттого, что сделал кому-то доброе дело.

Проблема развития детей во взаимодействии с семейным родственным окружением все более привлекает внимание исследователей дошкольного детства: что возьмут дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру?

В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. С горечью приходится отмечать, что нестабильность экономической ситуации в стране и в мире, незрелость общественных институтов, искажение представлений о добре, милосердии, справедливости, смена идеалов замедлили физическое и психическое развитие детей, вызвали отклонения в социальном развитии. В семьях, особенно молодых, наблюдается глубокий кризис семейного воспитания.

Хаос и неразбериха в воспитании в конце прошлого века привели к разрыву связи между поколениями. Поэтому современные бабушки и дедушки, мамы и папы не владеют традициями домашнего семейного воспитания. В настоящее время в молодых семьях распространены такие явления как утрата престижа материнства и отцовства, что ведет к уменьшению прочности брака и росту разводов, теряются семейные связи, традиции. Стало нормой несколько раз жениться, выходить замуж. Дети часто в современных семьях от разных браков, к «своим» и к «чужим» детям относятся по — разному. Поэтому можно наблюдать нарушение передачи опыта семейного воспитания. Это наблюдается и в семьях со смешанными браками, которых становится всё больше и больше из-за миграции населения. Многие молодые семьи не состоят в законном браке, ребёнка регистрируют как внебрачного, потому что это выгодно. Бедность лишает ребёнка отца, заставляет родителей выкручиваться совсем неблагородным способом. Это приводит к неправильному восприятию эталонов «мужского» и «женского» поведения в семье.

За последнее время появилась тенденция к увеличению количества детей в семье, но связано это, в большинстве случаев, не с любовью к детям, не для того чтобы передать опыт семейных взаимоотношений, а для того чтобы решить материальные проблемы.

Последний экономический кризис — ещё одна причина, которая отрицательно сказалась на взаимоотношениях в семье: потеряв работу, часть заработка некоторые мамы и папы ушли в глубокую депрессию, пьянство и потеряли к детям всяческий интерес.

Одно из модных проявлений современности — появление бизнес-леди, что так же приводит к нарушению института семьи. Ребёнок, воспитанный гувернёром, лишён возможности знакомства с традициями семьи и дальнейшей передачи семейных отношений.

Результатом такого воспитания являются брошенные старики, увеличение числа домов престарелых, бомжей. Но ведь они же воспитали так своих детей.

Если социальная роль семьи 60-70 годов двадцатого столетия заключалось в передаче принятых в обществе ценностей и норм, то в настоящее время главным в деятельности семьи стало создание своего личного способа бытия.

В результате изменился облик семьи и современного родителя. Взрослые стали все больше говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше — об интересной. Таким образом, мы видим, что предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и предаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

Восстановление семейного уклада является условием восстановления гуманных социальных отношений, которые постепенно и естественно складываются в жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, в общей трудовой и духовной жизни семьи, в уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи.

Коллектив работает по программе «Детство», целью которой является создание условий для развития ценностно-эмоциональной сферы

ребенка, формирования здорового, адекватного поведения в обществе.

В структуре программы одним из разделов является «Социальное поведение», предполагающее формирование модели поведения ребенка как общественной личности в его взаимоотношениях с членами своей семьи развитием у ребенка таких качеств как доброжелательность, терпимость в общении, стремление к сотрудничеству, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь.

Считаем, что системная и целенаправленная работа по формированию у детей представлений о семье окажет положительное влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.

Одним из важнейших условий решения наших задач будет обеспечение эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Источник

Влияние ценностей родителей на развитие социальной компетентности ребенка

Важной проблемой современного общества является развитие социальной компетентности детей. В настоящее время наблюдается дефицит добра, любви, сострадания в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных ценностей и традиций, которые на протяжении многих поколений сохранялись и преумножались. Восстановление традиционного уклада жизни семьи, основанного на традициях семейного воспитания, поможет решить проблему развития социальной компетентности детей.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания социально-коммуникативное развитие ребенка направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социальное развитие – это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социо культурного опыта, накопленного человечеством.

Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:

Мотивационного – отношение к другому человеку, как высшей ценности, проявление доброты, внимания, заботы, милосердия.

Когнитивного – познание другого человека, способность понять его особенности, интересы, потребности, увидеть возникшие перед ним трудности, заметить изменения настроения.

Поведенческого – выбор адекватных ситуаций, способов общения, этических ценностей, образцов поведения.

Все это: знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношении, переживания, способность к сочувствию, сорадости, развитие собственных качеств и составляет понятие социальной компетентности.

Полноценное развитие детей во многом зависит от специфики социального окружения, условий его воспитания, личностных особенностей родителей. Ближайшим окружением ребенка принято считать родителей и близких родственников, т. е. его семью.

Семья – это среда, в которой удовлетворяются потребности ребенка быть принятым всерьез, быть уважаемым в каждый текущий момент времени. Именно в семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких; чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых для них людей, ощущают себя любимыми и желанными.

Именно в семье усваивается первоначальный опыт взаимодействия с окружающими, в процессе которого у ребёнка складываются социальные стереотипы. Именно их он затем переносит в общение с широким кругом (соседями, прохожими, детьми во дворе и в детских учреждениях, профессиональными работниками.

Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов: М.О. Ермихиной, Т.М. Мишиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова, А.С. Спиваковской, И.М. Марковской, и др., и зарубежных исследователей: А.Адлера, К. Роджерса,  В. Сатир, Ф. Райса,  Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юцтискиса, и др. Они отмечают, что именно высокий уровень компетентности родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей.

В специальном исследовании Г. Степановой показана значимость взаимодействия «ребенок – взрослый», в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. «Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения» — подчеркивает исследователь.

В психологии понятие «ценность» включает в себя цели, идеалы, убеждения, интересы и другие значимые для личности мировоззренческие проявления, которые формируются при усвоении социального опыт.

Огромную роль в развитии социальной компетентности детей играет эталон поведения родителей. В большинстве случаев многие родители навязывают именно тот макет поведения, которого придерживаются сами. Они даже не задумываются над этим. Все хотят, чтобы их ребёнок стал лучшим человеком, чем они сами. Но знают ли родители, что многие ребята подражают своим родителям и хотят быть похожими на них? Вначале они просто разделяют интересы и предпочтения родителей, а потом уже имитируют походку, привычки, поведение, и последнее самое важное – это моральные и семейные ценности своих родителей. Именно поэтому нужно подавать и показывать исключительно идеальный пример для подражания. В других случаях любые ваши слова «нельзя» будут бесполезными.

Есть такие вещи, которые ребёнок, поймёт без единого слова. К этим исключениям принадлежат и семейные ценности. Ничто так не объяснит детям, что такое семейные ценности, как безупречное поведение их родителей. Обмануть детей невозможно, они как никто другой чувствуют ложь и «актёрскую игру» своих родителей. С этого следует сделать вывод, что обманывать и притворяться, конечно, бессмысленно.

Прежде, чем прививать ребёнку семейные ценности, необходимо подумать, что вы хотите передать, и важны ли они так для вас. Чтобы дети придерживались таких жизненно-важных ценностей, как уважение, любовь, доброта, верность, забота друг о друге, родителям просто необходимо любить свою семью, заботиться о ней, не стыдиться показывать им свои чувства.

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции.

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

В развитии социальной компетентности детей каждый из родителей стремится, часто неосознанно, применять методы, прививать ценности, существующие в его родительской семье. Или, наоборот, каждый родитель стремится дать ребенку то, чего ему не хватало в его семье. Но если родители не пересматривают убеждения своих семей и не создали общую родительскую систему ценностей для своей семьи, то ребенок может оказаться между двух огней. Если кто-то из родителей считает, что его собственные взгляды, методы воспитания правильные, а у другого супруга нет, то это будет мешать не только их отношениям, но и ребенку. Если родители смогут договориться, то у них будет общий взгляд на воспитание. Дети в такой семье будут чувствовать себя более защищенными и уверенными. Если все же один из родителей (чаще это мать) вытесняет ценности другого, то ребенок неосознанно объединится с тем родителем, ценности которого были отвергнуты.

Семейные ценности и традиции – это основа уклада крепкой и дружной семьи, имеющей будущее. Они регулируют жизнедеятельность домочадцев, способствуют сближению, укреплению взаимоуважения и взаимопонимания в семье. Кроме этого, семейные ценности лежат в основе воспитания детей.

Воспитание малыша начинается с того, какие отношения строятся родителями в семье. Получается, кроха воспитывается не только целенаправленно, но и подсознательно, перенимая привычки и вкусы, пристрастия и предпочтения старших.

В условиях семьи начинается приобщение ребенка к культуре, формируются модели поведения. Семья дает ощущение преемственности поколений, принадлежность к истории своего рода, порождает идеалы патриотизма, может раскрыть способности и таланты каждого ее члена. К тому же именно семья оказывает огромное влияние на становление личности малыша.

Родители – это те люди, которые дают ребенку первые понятия о способах общения. Видя их отношения, у ребенка складываются определенные правила поведения.

Развитию социальной компетентности у детей способствует формирование традиций в семье. Семейные ценности и традиции – это индивидуальная атмосфера дома, состоящая из множества факторов (режим дня, жизненный уклад, семейные обычаи). Хорошо и уютно там, где домочадцы находят время обсудить вопросы семейной жизни. Например, когда за вечерним чаем все члены семьи собираются за одним столом и рассказывают о произошедших за день интересных событиях, планируют то, как провести ближайшие выходные, обговаривают и разбирают совершенные ошибки. Важно, чтобы детям (независимо от возраста) тоже давали возможность высказать свое мнение.

Начинать формировать традиции следует уже при создании семьи, а знакомить с семейными ценностями детей нужно тогда, когда они еще совсем маленькие. Причем чем проще и незатейливее традиции – тем лучше. Наличие семейных традиций:

  • дарит крохе возможность с оптимизмом смотреть на жизнь;

  • дает детям повод гордиться своей семьей;

  • приносит ощущение стабильности: традиции соблюдаются не по причине того, что так надо, а потому, что члены семьи этого хотят.

Отличной традицией является организация семейных праздников. Причем праздники не должны сводиться только к подготовке праздничного стола и поеданию вкусностей. Для ребенка праздник должен быть необычным и сказочным, поэтому задача старших – сделать так, чтобы малыш вспоминал об этом.

Говоря о формировании семейных ценностей, как уже было сказано выше, надо начинать работу с корректировки родительских установок. Ведь именно у родителей ребенок учится проявлять свои чувства, свои привязанности. В семье он видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Поэтому воспитательная система должна охватывать в первую очередь родителей, предлагая такие формы работы, которые в наибольшей степени заинтересуют взрослых.

В работе можно использовать как традиционные формы и методы работы с родителями, так и нетрадиционные:

— посещение семей воспитанников на дому;

— родительские собрания;

— консультации;

— выставки детских работ;

— Дни добрых дел;

— Дни открытых дверей;

— работа с родительским комитетом группы;

— семейные вечера в группе с детьми и родителями;

— презентации семейного опыта воспитания;

— выпуски групповых газет и журналов;

— фотовыставки.

— акция « Мама почитай»

акция «Семейное фото»

Современная жизнь с её стремительным темпом почти не оставляет вам времени на общение с ребёнком. Акция«Мама, почитай!». Чтение ребёнку сказки на ночь – это всего лишь 15 минут затраченного времени и неограниченные возможности развития в вашем ребёнке психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и речи), воспитание в нём чувства справедливости, доброты, а также умения слушать и желания научиться читать!

Можно обмениваться прочитанными книжками с другими родителями.

Консультация для родителей «Роль детской книги в развитии ребёнка-дошкольника».

Подборка книг для чтения детям, рекомендация их родителям.

Анкетирование родителей «Книги в нашей семье».

Развлечение для детей совместно с родителями «Книжкины именины».

Воспитание в ребёнке любви и уважения к своей семье, ко всем её членам, гордости за её традиции.

Семейные фотографии: это и память о лучших мгновениях вашей жизни, дань уважения членам вашей семьи, сохранение традиций для потомков.

Акция «Семейное фото». Выбор вместе с ребёнком фотографию вашей семьи и побеседуйте с ним. Пусть ваш малыш узнает о своих близких всё самое лучшее! Позвольте ему испытать чувство гордости за свою семью! Разрешите ему принести фотографию в детский сад, показать её своим друзьям и рассказать историю о своей семье.

Методы активизации родителей

Выставка рисунков детей «Портретная галерея».

Изготовление детьми совместно с воспитателями подарков ко дням рождения членов семьи (мамы, папы, дедушки, бабушки и др.).

Оформление памятки для родителей «Как приобщать ребёнка к традициям своей семьи»

Социально-педагогическая деятельность детского сада должна строиться на союзе педагогов и родителей. На их взаимопонимании и доверии, которые возможны лишь в том случае, если педагог исключает из работы с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия педагога с родителями в контексте социально-педагогической работы должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники и что он не может обойтись без их совета и помощи.

Источник