Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка в доу
Елена Валерьевна Решетова
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально — коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие.А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью в группах нашего детского сада созданы некоторые объекты предметно – развивающей среды ля психоэмоциональной разгрузки детей.
Нашей целью является: создание соответствующих условий и оборудования для сохранения и укрепления эмоционального здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях дошкольной организации.
Мы обозначили следующие задачи:
• создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной, творческой и активной личности;
• посредством модернизации предметно-развивающей среды создать условия, способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;
• способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
Ожидаемый результат:
• умение детей с повышенной психоэмоциональной активностью владеть приёмами саморегуляции;
• снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;
• благодаря материалам и оборудованию Центра эмоциональной разгрузки раскроются тревожные и застенчивые дети;
• умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх;
• посредством игр и упражнений у детей повышается самооценка, формируется уверенность в себе и своих действиях, создается ситуация успеха, одобрения и поддержки.
Игры в Центрах эмоциональной разгрузки применяются для достижения релаксации и отдыха. Они способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.
Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому подбирать материалы для центра необходимо с учетом возрастных особенностей детей и с учётом их основного назначения,а именно:
• для физической и эмоциональной разгрузки воспитанников, снятию усталости;
• обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
• обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
• обучение детей бесконфликтному общению;
• повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
• обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть. Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у детей в нашей группе был создан Центр эмоциональной и психологической разгрузки.
Так, например, в первую очередь, в каждой группе нашего детского сада были организованы Зоны эмоциональной разгрузки или «Центры уединения». Это то место в группе, где ребенок может «спрятаться» от внешнего мира, скрыть свои эмоции от других. Снять напряжение может помочь «подушка-подружка» или большая мягкая игрушка, с которой ребенок может по обниматься. А выплеснуть накопившуюся энергию помогают «подушка-побитушка» и «коврик злости».
Благодаря наполнению этих зон ребята могут выразить свое эмоциональное состояние, которое может меняться в течении дня. Центры уединения могут быть как стационарными, так и перемещаться по помещению группы, могут меняться и трансформироваться. Так, например, в нашей группе центр уединения был изменен и используется как центр «Космос».
Также в нашей группе мы организовали для детей говорящую стену «Радуга настроения», которая каждое утро встречает их в приёмной: солнышко, тучки, облака и разноцветные мимические цветочки, бабочки. На ленты разных цветов, в зависимости от настроения, крепится фото ребенка или картинка. У каждого ребенка есть фото на прищепке или картинка, которую он себе выбрал и, приходя в группу, дети крепят свою фотографию или картинку к соответствующему их настроению цвету. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. «Радуга настроения» привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.
Данное оборудование может быть изготовлено с учетом возможности использование пространства помещения группы.
Доброжелательное отношение к сверстникам формируется у детей, когда взрослый налаживает контакты между ними, создает благоприятные условия для создания эмоциональной связи. Особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста. Каждое утро можно начинать с игрового приема «Утро радостных встреч» или «Минутки вхождения в день», помогающего детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня. Эти сюрпризные игровые моменты могут проводиться не только педагогами группы, но и с участием родителей.
Так же положительное влияние на эмоциональное состояние детей младшего возраста оказывают игры в сухом бассейне. Эти игры способствуют не только физическому развитию малышей. Они также оказывают расслабляющий эффект, создавая положительный эмоциональный фон и благотворно влияют на нервную систему ребенка.
Для детей старшего дошкольного возраста целесообразней использовать «Часы настроения» или «Азбуку эмоций». В этом возрасте они уже умеют различать эмоции, изображенные на картинках или карточках.
Также можно предложить детям нарисовать эмоции, используя шаблоны для рисования.
В нашей группе есть «Сухой душ». Это оборудование способствует эмоциональной разгрузке детей перед сном. Ребенок заходит в спальню через завесу «Сухого душа», тем самым он оставляет все свои негативные эмоции, накопившиеся в течение дня за ней. Также эта «волшебная шторка» предназначена для того, чтобы отделить в подсознании ребенка игровое пространство от зоны покоя и сна.
Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры, игровые упражнения и ситуации,например: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Кто тебе нравится больше?», «Собери лицо» или «Собери свою семью» и др. Эти игры могут быть как настольно-печатными, так и изготовленные разными способами. Дидактическую игру «Собери лицо» я изготовила из фетра (по принципу фланелеграфа).
В качестве оборудования для уголка ещё хотелось-бы представить «Мешочки настроений». «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, воображаемые смех, улыбку, радость.
Так же есть «Баночки гнева». Это баночки с крышками разных цветов и размеров. Особо эмоциональные дети могут «выкрикнуть» свой гнев в такую баночку, заперев его там, затем взять ее на прогулку и открыв, «выпустить» гнев на свободу.
Немаловажный атрибут зоны эмоциональной разгрузки — это «Островок примирения», целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Скамейка – мирилка», «Футболка дружбы» и «Кубик – рукопожатия». Поссорившиеся дети могут самостоятельно использовать их для примирения, зачитывая разученные стихи-мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.
Таким образом, создаваемая нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный эмоциональный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.
Мы рекомендуем в каждой группе ДОУ создать условия для укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.
Источник
Галина Литвинова
Консультация для педагогов «Развитие социального (эмоционального) интеллекта ребёнка»
Консультация для педагогов:
Подготовила:
Социальный педагог: Литвинова Г. В.
Проблема развития социального (эмоционального) интеллекта ребёнка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь,
С теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании.
Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей ДОУ
Предлагают воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются
Мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности.
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект-способность правильно понимать поведение людей. Это способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях» .
В России проблема социального интеллекта стала рассматриваться сравнительно недавно- с 90-х гг. xx века (М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, Д. В. Ушаков, О. Б. Чеснокова, А. Л. Южанинова и др(5).
Понятие «социальный интеллект» в отечественную психологию было введено Ю. Н. Емельниковым, который под социальным интеллектом понимал устойчивую,
Основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события.
Что же касается понятия «эмоциональный интеллект», то сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывали такими авторами, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д. Векслер и др.
Таким образом, исходя из изложенных выше определений, можно отметить общее в трактовке данных понятий.
И так, под эмоциональным (социальным) интеллектом мы понимаем способность осознать чувства и эмоциональные состояние людей, и себя самого, а так же умение ими управлять, понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей.
Основными функциями социального интеллекта дошкольников, по мнению
В. Н. Куницыной,являются: обеспечения адекватности, адаптивности в меняющихся условиях; формирование программы и планов успешно взаимодействия, планирования межличностных событий и прогнозирования их развития мотивационная функция, расширение социальной компетентности, саморазвитие, самопознание, самообучение.
Также заслуживают внимание следующие компоненты социального интеллекта дошкольного, выделенные В. Н.Куницыной:
• характеристики самосознания — чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям;
• социальные перцепция, мышление,воображение: способность к пониманию и моделированию социальных явлений, людей и мотивов их поведения;
•энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность и истощаемость.
По поводу возможности развития эмоционального интеллектав психологии существует две противоположные точки зрения:
1)Повысить уровень эмоционального интеллекта практически невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. В то же время эмоциональные знания — вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует -относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения.
2)Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. В связи с этим становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций. Придерживаясь второй точки зрения, считаю необходимым развивать эмоциональный интеллект с дошкольного возраста, так как основы будущей личности закладываются уже в дошкольном возрасте.
На основе изучения психолого-педагогической литературы и опыта в ДОУ выделены следующие условия, способствующие развитию социального интеллекта дошкольников:
1. Создание предметно-развивающей среды. Среда должна быть открыта ребенку, а ребенок _окружающему миру природы, предметов и социальному миру. Среда должна способствовать стимулированию развития социального интеллекта дошкольников. Для этого в группе должны создать уголок, насыщенные моделями, знаками и символами познавательно-интеллектуальной направленности социального-психологического содержания; произведения детской литературы, иллюстрации и сюжетные картинки, отражающие различные виды и формы взаимодействия людей, модели, изготовленные самими детьми, в том числе под руководством воспитателя, дидактические и развивающие игры, способствующие развитию умения распознавать эмоции. Особую ценность для ребят представляют предметы среды, сделанные самими детьми.
2. В дошкольном возрасте в качестве одной из форм организации развивающей среды является игра.
3. Развитию социального интеллекта способствуют любые сюжетно-ролевый игры, так как в них всегда отражаются те или иные социальные взаимоотношения. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта в сюжетно-ролевой игре состоит как в идеях, предлагаемых детям для разыгрывания, так и в непосредственном участии самого педагога, когда он берет на себя роль.
4.Тематика дидактических и творческих игр: «Узнай, о ком я говорю» (описание характерного поведения известных ребенку людей, их черт характера, варианты игры- «Следствие ведут», «Потерялся ребенок» и. т. п., «Я знаю много ласковых имен», «Я люблю тебя за то…», «Хвасталки», «Умеем ли мы дружить», «Путешествие в сказочную страну».
5. Художественная литература для ознакомления представлена как фольклорными, так и авторскими произведениями. Кроме непосредственного восприятия литературных произведений используется такой прием, как задавание вопросов о намерениях и чувствах персонажей, о прогнозе дальнейших событий (в старшем дошкольном возрасте). А использование придумывания, досказывания, изменения хода или окончания произведения помогают ребенку присвоить именно ту информацию, которая актуальна для него в данный момент-ведь то, что стало предметом собственной творческой деятельности, несет в себе личностный смысл и личностное приобретение.
Характерной особенностью музыкальных произведений, их педагогический потенциал заключается в огромном влиянии на эмоциональный мир ребенка. Музыка-это и есть «овеществленная», «озвученная», оформленная эмоция.
Значительный потенциал развития социального интеллекта заложен в театрализованной деятельности, связанной с принятием на себя роли того или иного персонажа.
Одним из любимых и значимых для развития дошкольников видов деятельности является изобразительная. В качестве содержания работы предполагается использование рисования, аппликации, художественный ручной труд по заданной тематике. В дальнейшем, продукты детского творчества становятся частью развивающей среды группы, пособиями и атрибутами для игр.
Но для того чтобы развивать социальное познание и социальный интеллект детей, воспитатели и специалисты детских садов сами должны обладать достаточно высоким уровнем психологической и социальной компетентности. Необходима многоступенчатая система совершенствования психологических знаний педагогов, включающая различные семинары, тренинги, практикумы, деловые игры, консультации. Большое значение имеет организация целенаправленной работы по формированию психологической компетентности родителей.Одна из основных целей: осознание родителями необходимости становления социального интеллекта детей уже в старшем дошкольном возрасте.
Рекомендации для родителей по стимулированию развития социального (эмоционального) интеллекта дошкольников:
• Не ждите удобного момента, чтобы пообщаться. Начинайте общаться со своим ребенком с самого рождения.
• Помните, вы являетесь объектом подражания для вашего ребенка. Старайтесь быть честным, прямым, открытым и вежливым человеком в общении с другими людьми.
• Делитесь с детьми своими чувствами, каждый раз, когда необходима объяснить свои действия, слова, настроение. Дети чувствуют, когда мы взволнованы или обеспокоены, и ценят, если им объясняют причину.
• Обеспечьте ребенку практику. Предоставьте детям такую возможность, позволяя им с самого рождения общаться с другими людьми, это могут быть не только сверстники, но дети и взрослые любого возраста.
• Создавайте положительный эмоциональный фон в вашей семье. Это улучшает самочувствие ребенка. Ребенок не может думать о других, если он сам плохо чувствует себя.
• Помогайте своему ребенку распознавать различные эмоции и эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые вы можете найти в разных журналах и газетах.
• Читайте своему ребенку рассказы и стихи, насыщены эмоциями.
Таким образом, развитие социального интеллекта дошкольников — важный и необходимый этап в развитии личности ребенка. Важным условием становления социального (эмоционального) интеллекта дошкольников является первичная структура социализации — семья. Социальный (эмоциональный) интеллект обеспечивает понимание дошкольниками поступков и действий людей. Социальный (эмоциональный) интеллект является поступков и действий людей. Социальный интеллект является формой социальной адаптации личности, что соответствует приоритетным задачам воспитания в ДОУ.
Список литературы:
1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд «Вопросы психологии» 1995.№1с. 160
2. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимодействие//Теоретические и прикладные вопросы психологии. Выпуск1,ч. 1,1995-с. 48-61
3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы,эмоции-М. ,1970-303С.
4. Исаева И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллектаребенка в период дошкольного возраста: Диссерт. канд. пед. наук,Ростов-на Дону,2011
5. Ушаков Д. В. социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспекивы //Соц. интеллект. Теория, измерение, исследования/Под редакцией Д. В. Люсина,Д. В. Ушакова. М. 2004-С. 28
Источник