Развитие социально бытовых навыков ребенка
Всем привет!
По многочисленным просьбам, я решила открыть еще одну рубрику на сайте и сохранять здесь прошедшие эфиры. Поэтому тем кто не успел на эфир или хотел бы пересмотреть его еще раз,у вас появилась
такая возможность. Здесь тоже можно оставлять вопросы и я,по мере их поступления,буду на стараться на них отвечать.
К сожалению,первый эфир я не сохранила,но есть моя шпаргалка,которой я пользовалась во время эфира. Вот с нее я сегодня и начну:
Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков детей с особенностями
развития.
Человек всегда стремится к комфорту и пытается высвободить для себя больше свободного времени. Сейчас
это вполне по силам,потому что стирает стиральная машина,посуду моет-посудомоечная машина.пылесосит –робот пылесос, а готовит -мультиварка.
Безусловно это удобно для нас,но для ребенка это выливается в огромную проблему,неспособность
обслужить самого себя.
Если мы говорить о нормотипичных детях,то там все проще,потому что они легко повторяют за взрослыми и
учатся просто наблюдая. И то,там благодаря маме тоже не всегда все гладко.
В нашем случае,есть определенные трудности,потому что просто наблюдая НЕ РАБОТАЕТ в силу
физиологических особенностей. Мы будем об этом говорить дальше.
Очень часто можно встретить ,что дети 3-5 лет сами не едят, а в 9 сами не могут одеваться и часто
родители не видят в этом проблему. Потому что в современном обществе происходит что-то страшное в плане развития детей: в 1,5 года у него график ,как у взрослого: драм кружок,кружок по
фото….. А коснись элементарных навыков помыть самостоятельно руки помыть,а там УПС!
И реально родители говорят,что если он будет есть сам да ,мы везде опаздывать будем , а уж про то чтобы
самостоятельно одеться и речи нет. Тогда встречный вопрос:
-А накой вам все остальные занятия и какого
развития вы ждете,если он элементарно ложку ко рту поднести не может. Вы гораздо больше получите в плане
развития если уберете у ребенка мягкие стулья со спинками,научите пользоваться ложкой и кидать смятую салфетку за себе. Освоение вот этих трех навыков круче всех занятий с
нейропсихологом, потому что в мозге в этот момент происходит буквально взрыв , и как следствие,огромный скачок в развитии.
Формирование навыком самообслуживания и элементарных бытовых навыков это одна из первостепенных
задач детей с особенностями
. Потому что умения с вязанные с самообслуживание важны для развития всех остальных сфер и адаптации в
этом мире.
Предлагаю вам одно упражнение, в свое время оно меня сильно подстегнуло в действиях.
Итак,представьте себе сейчас на минуту вашего ребенка через 10-15 лет…..
Вот,прям буквально, нарисовали себе картинку….Какой он….. Как ему в этом мире…. Может ли он жить
один(это кстати больная тема всех родителей и самый распространенный вопрос)
Представили?
А теперь ответьте каждый себе на вопрос,только честно: вы довольны тем что увидели? Если да,тогда все
ОКей,если нет,то пора делать шаги вперед.
Для этого после прямого эфира нужно сесть и записать сегодняшнюю дату и все те наавыки которые уже
есть, а на другой стороне листа,то чего мы в итоге хотим через пол года,год.Прям прописываете все…. Вам будет видно куда двигаться и с каких шагов начинать. Не пытаемся ухватить сразу все,
а мелкими шагами но в светлое будущее.
Так с заданием понятно? Если вопросов нет,двигаемся дальше…
Давайте разберемся,что же включает в себя навыки самообслуживания для самого безумного времени
для всех мам,времени идти в сад, а значит ребенка третьего года жизни:
-прием пищи
-раздевание-одевание(снимает обувь,шапку,варежки,натягивает штаны,трусики)
-гигиена(самостоятельно моет лицо,руки,пользуется мылом и полотенцем)
-опрятность(пользование горшком)
Эти навыки не появляются сами,они формируются под воздействием воспитания и при
определенном уровне психофизических возможностей:
Что же должно быть хорошо сформировано у ребенка:
-Общая моторика- (умение садиться и самостоятельно вставать,ходить,подниматься и спускаться по
лестнице)
-мелкая моторика (уметь тянуть,толкать,переворачивать,кто со мной,тот в теме,что я много этого
использую,опускать предметы в коробку,брать мелкие предметы,несложные пальчиковые игры,с этим вообще беда!!!)
-зрительно-слуховое внимание( умение приходить когда зовут,слушать сказки,уметь отвечать на вопрос любым
доступным образом)
-мышление(уметь узнавать предметы,выполнять простые указания,уметь имитировать ,подражать
взрослому)
И поэтому первым этапом должна быть подготовка именно кисти-орудование ложкой,сначала большой потом
маленькой.,простые движения,далее осваивается хватание кулачком,щепотью,тремя пальцами,одной рукой,обеими,действия с пальцами,далее ребенок учиться выполнять соотносящиеся действия с
предметами-матрешки,башенки
Так,с этим тоже разобрались…
Теперь,последние организационные моменты перед началом освоения навыка:
1 Вы должны быть последовательными
-т.е все члены семьи это единый механизм. И если мама решила пора учить есть самому, а бабушка
кормит,ничего у вас не получиться
2. нельзя требовать сразу!!!
Вы проснулись и решили,что ему пора самому убирать постель и свою комнату и вы ему это говорите. СТОП!
Сначала вы пишите что вы хотите,потом вы присматриваетесь, а что из этого ему реально под силу и тогда именно с этого и начинаете.
3.Все ваши просьбы не должны оставаться без внимания и невыполненными.Это касается всех возрастов.Не надо
кричать ребенку из кухни,когда он играет в своей комнате,что ему надо вынести мусор или собрать свои вещи.
Вы подходите к ребенку,присаживаетесь на уровень глаз и говорите ему:
-Вася,отнеси носочки в корзину.
Всегда даем простую и четкую инструкцию .Если ребенок не выполняет,вы даете ему в руку носочки и идете
вместе с ним. После этого говорим,спасибо тебе,ты мне очень помог! Обнимаем,хвалим. Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.
!
Про благодрность!!!
Не надо задаривать и заваливать ребенка подарками, тем более если это уже навык сформированный. Быстро
наступает пресыщение и падает мотивация.,Цыганей звать не стоит.
Не надо торопиться!!!!!
Формирование нвыка зависит от индивидуальных особенностей ребенка,его типа нервной
системы(холерик,флегматик,сангвиник,меланхолик)от скорости запоминания,от семейного отношения к опрятности
Про самостоятельное одевание….. весь процесс удердать в голове ну не реально…потому что промежуточное
созревание лобных долей происходит в 3 гоа
До трех лет у ребенка нет лобных долей,поэтому что либо ему обьяснять это бесполезно!
В 3 года говорим –надо чистить зубы каждый день! Все
С 3-5-можем расширить,там появляется страх и на нем ребенок будет делать все что угодно. Надо
чистить зубы каждый день, а если не будешь они будут болеть!
И только после 5 лет вы можете ему объяснить,почему они будут болеть и как и что с этим
делать.
Приходит мама и говорит:
-он не чистит зубы и я уже задолбалась,потому что он ест пасту. Выдавливает ее всю из тюбика и ест.А
если не ест,то размазывает.
В свое время я использовала картинки. Понятно,что тогда я не знала ни про лобные доли,ни про
визуальное подкрепление , а как то все по наитию. Но в ванне и на шкафу у меня были нарисованные картинки-последовательности,что за чем идет. Для того чтобы перестать быть лбом своих детей и дать
им возможность самому контролировать и программировать свои действия начинать важно с малого.Это на первый взгляд кажется примитивным,но это реально рабочие инструменты. Картинки висят до
автоматизации процесса. Вы когда приходите умываться ,то уже не задумываетесь что за чем идет.
Навык самостоятельной еды я уже описывала в одном из постов,про то что никаких гаджетов и мультиков
и танцев с бубнами там быть не должно. Помним опять про лобные доли,уговаривать не надо. Ты либо ешь,либо нет. Третьего не дано. Если ребенок кричит,выворачивается,кидает тарелку в этот момент
главное не выдать эмоцию и не включиться в его «игру».
До трех лет у ребенка усваиваются все нормы и правила семьи,формируется навык порядка.И именно в
этот период вы должны дать понять,либо вот так,либо никак,потому что это ты пришел в нашу семью. Это не ломает личность,потому что вы не орете и не давите. До трех лет все усваивается через тело.
Именно сейчас важно показать,что за каждое его действие бывают последствия. И это важно в этом возрасте. Потому что если ребенок швыряет еду,бьет вас,кидает игрушки,падает и бьется
головой,хлопает дверьми и вы не справились с этим до 5 лет,в 14 вы его реально будете бояться!
Горшок трогать не буду сегодня,это всегда много вопросов, а если еще начать рассказывать про игры в
которые горшечные играет мама с ребенком,это надо отдельный эфир делать. Если время останется,немного коснемся этого вопроса.
Сейчас перейдем к теме быта!!! Тут меня порой родители готовы растерзать и говорят,что я и не мать вовсе. Как же заставлять бедное дитятко,да он же
еще и инвалид, а я вот его заставляю….. Это и про вторичные выгоды…. Про манипуляции…..Но я эту тему люблю…. Здесь всегда возникает дискуссия.
Развитие происходит не тогда когда нас ограничивают, а когда мы учимся преодолевать границы
Выготский говорил,что всякая отсталость носит социальный характер.
Если ребенка не принимает общество,мама дома его вторично инвализируется,то он делает? Он уходит в
себя.Потому что он не хочет быть отвергнутым и неуспешным. Он перестает общаться с внешним миром вообще.
А быт,это то самое место где ребенок может почувствовать себя нужным и состоятельным.
С 1,5 лет ребенок ,как правило,проявляет первое желание помочь,когда тянется к пылесосу,ну у всех же
было. А теперь вспомнили,что мы обычно говорим: уйди, я сама! Или еще хуже,у тебя вся жизнь впереди,ты еще успеешь…
Но зато потом, в 14 лет меня все мамы спрашивают, а почему вот он ничего не хочет. Почему все делает
из-под палки?Так время упущенное,ты ж все сама,ну вот и продолжай.
Потянулся он к тряпке в 1,ради бога,остановитесь,дайте ему его тряпочку,покажите как правильно и все…..
Вам же легче. Вы попросту половину обязанностей с себя снимите.Пусть сначала свой столик вытирает сам. Как только он это сделал несколько раз это переходить в требование. Вытирает свой столик, а
теперь и наш,справляется, а теперь тумбу в комнате еще вытри, а теперь плинтуса,в одной комнате,потом во всей квартире, а теперь пропылесось и вот так постепенно ребенок получает свои обязанности
по дому. Вы моете посуду,пусть ребенок вытирает рядом с вами,вы готовите обед-пусть и он режет,пусть неправильно,кусками,но иначе и не научиться. Разгрузить машинку,сложить правильно вещи в
шкаф,помыть обувь ведь это не сложные моменты из которых состоит наша жизнь.
На занятиях я даю детям чек-листы,учу не хаотично, а по порядку выбирать то,что есть в листе. Зачем?
Потому что когда пойдет в магазин ему будет проще купить продукты по списку. Кстати,и про магазин,надо тоже приучать с детства. Сначала вы говорите ему,а напомни как мне чтоб я не забыла
купить яйца и молоко.Или то,что ребенок любит и ест каждый день. Не напомнил, вы не покупаете,но потом дома говорите,ты же не напомнил, а я забыла. Но ты, в следующий раз……тра-та-та. И он больше
никогда не забудет!!!!!
Потом вы пришли в магазин и говорите иди купи молоко, а я подожду тебя на кассе,но первый раз
наблюдаете куда пошел и чего купил. Успешно,отлично,значит в другой раз вы будете стоять уже на кассе, а потом и вовсе около магазин, а потом он пойдет туда вообще сам. Делая постепенно такие
маленькие шажки вы готовите ребенка к самостоятельно жизни о которой так мы все мечтаем.
И тогда в 14 не будет слез у мамы и она не будет как загнанная лошадь….Потому что это реально
тяжело когда все сама.Потому что делая это из раза в раз это уже не в тягость а как само собой разумеющиеся.
Разбил ребенок что-то,разлил,рассыпал-не сами кидаемся убирать, а даем посильное ребенку или делаем
вместе с ним его ручкой. Какое Монтессори,вот оно все Монтессори у вас в квартире.
Вот тогда вы увидите горящие глаза,потому что он нужен,он вовлечен в процесс,он чувствует себя
успешным а это означает иннервацию переднего мозга, т.е. построение новых нервных окончаний, а значит процесс обучения идет.Значит ребенок развивается!
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В современных условиях нашей страны, когда гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства, проблема подготовки воспитанников к самостоятельной жизни становится одной из главных проблем социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ проблемы сиротства приводит к пониманию того, что успешная социализация и социальная адаптация предполагает сформированность у детей-сирот социально-бытовых навыков, необходимых для жизнедеятельности в социуме, полноценное формирование которых затруднено в условиях государственного попечения. Специфические особенности нахождения ребенка в подобных образовательных заведениях, обуславливают актуальность создания специальных условий, способствующих успешному формированию всех необходимых навыков и умений для интеграции выпускников в социум.
По данным официальной статистики, из 800 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 90 % являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. Число детей-сирот, воспитывающихся именно в детском доме, растёт с каждым годом. Из 100% сирот, покинувших детские дома и интернаты 90% никогда не адаптируются к нормальной взрослой жизни. Дети, вышедшие из сиротских учреждений, буквально сразу же сталкиваются с такими трудностями как получение жилья, образования, поиск работы, обращение с деньгами, принятие самостоятельных решений и т.д. Все эти навыки дети, выросшие в традиционной семье, приобретают постепенно, по мере взросления, копируя поведение родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер. Воспринимая общепринятую вокруг них среду как норму поведения. У выращенных в специальных учреждениях детей, лишенных семейного воспитания, никаких осознанных привычек, как правило, не наблюдается: – только 10% сирот адаптируется к условиям современной жизни.
Рассмотрим сущность и содержание следующих понятий:
Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» «Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы…» [1].
В словаре терминов по общей и социальной педагогики социализация – это процесс становления личности. В процессе этого становления происходит усвоение человеком языка, социальных норм, установок, ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социуму, группе, и воспроизводство им социальных связей. Социализация рассматривается как процесс и результат. Социализация как процесс – особенности социального становления личности. Социализация как результат – характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастными особенностями или уровнем развития. [4]
В словаре социального педагога дается следующее определение. Социализация – это процесс усвоения человеком социального опыта, обусловленный комплексом социально-экономических, социально-психологических, психолого-педагогических факторов, включающих личность в систему общественных отношений. [6]
Социальная адаптация в социологическом словаре – определяется как вид взаимодействий личности или социальной группы с социально средой, результатом которого становится согласование самооценок и действий субъекта деятельности с особенностями среды, активное приспособление к ее изменяющимся условиям, посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции образа жизни, направлений и технологий деятельности. [7]
В большом словаре по социологии социально-бытовые навыки – это совокупность специфических навыков, присваиваемые обществом человеку в различных ситуациях как обязательные, под которыми понимается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Классификация социально-бытовых навыков по Бегидовой С.Н. и Морозовой И.В.:
Навыки самообслуживания (личная гигиена, организация питания, уборка, уход за одеждой, обувью и т д.);
Знания основ правовой жизни общества (свои права и обязанности, ценности, нормы и образцы поведения, которые присущи данному обществу);
Экономико-бытовые навыки (представления о деньгах, доходах, планирование, ведение бюджета, умение рационально использовать деньги);
Социально-трудовые навыки (профессиональное самоопределение и т.п.);
Коммуникативные навыки (умение общаться, вести беседу, переговоры, принимать критику, выражать благодарность, говорить нет и т.д.);
Навыки культурного поведения (правила этикета, вежливости, культура поведения за столом, в общественных местах, на работе и т.д.). [3, c.54]
Общепризнанным теоретиком социализации в современной западной социологии является Т. Парсонс. Проблеме преодоления трудностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей посвящены работам Байбородовой Л.В., Жедуновой, Л.Г., Посысоевой О.Н., Рожковой М.И. Особенности формирования социально-бытовых навыков у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, их социального становления, отражены в работах Белкина А.С, Грачева Ю.Г., Кавериной В.И., Комарова В.В., Кочкиной Л.С., Кугана Б.А., Кундозеровой Л.И., Сысоевой Г.М., Яблоновской Ю.О., Ягудиной Л.Р. Дементьева И., Юдицева Н. и др. освещают вопросы социальной адаптации, постинтернатного жизнеустройства выпускников сиротских учреждений, анализируют существующие модели постинтернатной адаптации.
Но несмотря на имеющийся внушительный научный потенциал проблематики социализированности и социальной адаптации, социологический подход к особенностям формирования социально-бытовых навыков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме, и оценка нормативного аспекта этого процесса не получили до настоящего времени достаточно полного теоретического объяснения учёными, а также эмпирического описания.
Сапожникова Т.И., Логинова Е.Н. отмечают, что главной особенностью воспитанников детских домов является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением. Это приводит к деформации процесса формирования социально-бытовых навыков, последствия которой становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи. [5, c.77]
По мнению Абельбейсова В.А., вследствие этого возникают условия, которые рассматриваются как факторы, затрудняющие формирование социально-бытовых навыков воспитанников детских домов, а именно:
дети-сироты вынуждены ориентироваться на официально принятые нормативы, которые часто носят условно-атрибутивный характер, категоричны или односторонни;
большинство воспитанников имеют отклонения физического здоровья и в психическом развитии; число детей с отклонениями в развитии, по данным разных исследований, составляет 70-80 %, причем, чаще всего это – задержка психического развития.
ярко выражен дефицит индивидуализированного общения со взрослыми;
ограничение социальной активности воспитанников;
недостаточное включение детей в разные виды практической деятельности,
ограничение сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;
общение со сверстниками имеет «принудительный» характер; необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, приводящая к эмоциональному напряжению и тревожности у детей, усиливающая агрессию;
регламентация жизнедеятельности ребенка, ограничение личного пространства и выбора, которое приводит к подавлению самостоятельности и инициативности, ответственности за свои поступки, затруднению саморегуляции личности и развития внутреннего самоконтроля;
дефицит установок и образцов социального поведения для подражания и усвоения, вызывающий затруднения в усвоении и воспроизводстве социального опыта;
ограничение контактов ребенка с более широкой социальной действительностью, так как учреждения интернатного типа находятся в некоторой изолированности и отстраненности от реальной жизни, вследствие чего у воспитанников формируется недоверие и страх внешнего мира;
в условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы», воспитанники делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своё особое отношение ко всем «чужим» и «своим» [2, c.53].
Эти причины определяют особенности детей, которые воспитываются в детских домах, наиболее ярко проявляющиеся у выпускников. Для последних характерны следующие черты, выраженные в той или иной степени:
иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах;
трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения;
инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;
перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения – без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха;
при отсутствии стабильности в сегодняшних условиях происходит сильное усугубление, нагнетание неуверенности в себе, в своем будущем, агрессии по отношению к внешнему миру.
Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому развитию.
Работа по формированию социально-бытовых навыков успешна и эффективна в том случае, если она будет проводиться непрерывно, последовательно, с учетом возрастных, психических, физических особенностей детей.
Список литературы
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. 2013. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 14.01.2019)
Абельбейсов, В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социология образования, 2011. – № 7. – С. 51-56
Бегидова С.Н., Морозова И.В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. – № 3. – С.53-56.
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006. [электронный ресурс]. URL: https://niv.ru/doc/dictionary/social-pedagogy/index.htm (дата обращения: 14.01.2019)
Сапожникова Т.И., Логинова Е.Н. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности //Социология, 2013. – №4. – С. 77-82.
Словарь социального педагога [электронный ресурс]. URL: https://didacts.ru/slovari/slovar-socialnogo-pedagoga.html (Дата обращения: 14.01.2019)
Социологический словарь [электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/social_dict (Дата обращения: 15.01.2019)
Источник