Развитие слухового восприятия у ребенка с нарушением речи
Татьяна Доровских
Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в системе подготовки к школьному обучению
Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, а между тем наше ухо – очень хрупкий орган. Статистика показывает, что один человек из трех может иметь неполноценное ухо (данные профессора В. И. Воячека).
Как же обстоит дело у ребенка, слух которого оказался в той или иной степени дефектным с раннего возраста, т. е. в первые годы его жизни, когда слух должен служить не столько общению, сколько усвоению первых звуков, первых слов и фраз, составляющих нашу речь?
Для овладения ребенком значением слов, для их различения по звуковому составу требуется высокая степень сохранности слуха. Ребенку, который впервые усваивает слова с помощью слуха, все они еще неизвестны. Для того, чтобы он мог пытаться повторять слова вслед за окружающими его людьми, ему необходимо слышать с достаточной четкостью каждое из обращенных к нему слов.
Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством, повторяющиеся слова могут каждый раз показаться ему иными, и поэтому он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают, и, следовательно, не усваивает или недостаточно усваивает их значение.
Еще труднее ребенку с неполноценным слухом научиться произношению звуков и слов. В норме ребенок усваивает произношение по подражанию на основе слуха. Прислушиваясь к звукам речи, ребенок делает попытку воспроизвести воспринятые звуки. Ему не сразу удается достаточно точное произношение. Но ребенок, обладающий нормальным слухом, прислушиваясь к своей речи, сравнивает свое произношение с произношением окружающих, делает все новые попытки правильно произ-нести слово и, наконец, пользуясь слуховым контролем, достигает тех движений речевого аппарата, которые требуются для реализации того или другого речевого звука. Это оказывается невозможным при неполноценном слухе.
При неполноценном слуховом восприятии оказывается невозможным достаточное накопление словарного запаса и овладение грамматическим строем языка.
Ребенок, лишенный полноценного слухового контроля, не может само- стоятельно научиться тем движениям артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков. Без нормального слуха, без достаточного восприятия собственной речи, ребенок лишен возможности сравнивать свою речь с речью окружающих и, следовательно, не может самостоятельно исправить свое дефектное произношение.
Нарушения слуха у детей различны по степени и характеру нарушения. Специальная аудиометрическая аппаратура позволяет установить у ребенка ту или иную степень снижения слуха на чистые тоны и определить, какую частоту звуковых колебаний данный ребенок способен уловить.
Существующая в настоящее время система работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста была разработана в 70-е гг. (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард и др.). Экспериментальные исследования выявили значительные потенциальные возможности детей с нарушенным слухом в восприятии устной речи, которые могут быть развиты в результате длительной целенаправленной тренировки при условии постоянного использования качественной звукоусиливающей аппаратуры. В процессе развития слухового восприятия слабослышащих детей под влиянием тренировок повышается уровень восприятия речи на слух. Увеличивается расстояние, на котором дети могут воспринимать речевой материал (И. Г. Багрова, К. П. Каплинская).
Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.
Специальная работа предусматривает формирование умения различать, опознавать и распознавать речевой материал только на слух, исключая зрение.
В качестве методических приемов при обучении различению или опо-
знаванию речевого материала использую демонстрацию предмета или картинки, выполнение действий, ответы на вопросы, рисование, работу с сюжетной картинкой, серией картин по знакомой тематике, складывание разрезной картинки с изображением предмета, название которого предлагается на слух, фланелеграф, дидактические игры. Разнообразие методических приемов имеет важное значение для детей дошкольного возраста, потому что превращает слуховые тренировки в интересную для ребенка игру.
На основании результатов обследования слуха и речи составляю планы индивидуального коррекционного сопровождения.
Коррекционная работа с детьми, имеющими различные нарушения слуховой функции, проводится ежедневно в индивидуальной и подгрупповой формах.
При формировании у детей неречевого слуха, т. е. акустических образов неречевых звучаний на сенсорно-перцептивном уровне, включающем развитие слуховых ощущений и процесса восприятия, учитываю:
1. Соответствие звукового материала (частотного диапазона неречевых звучаний и уровней интенсивности звуковой активности) слуховым возможностям детей.
2. Значимость звукового материала, т. е. соотнесенность его с конкретным предметом, действием или их изображением, интересными для ребенка.
3. Последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами: от знакомых к малоизвестным.
4. Постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний: от контрастных акустических сигналов – к близким.
5. Разнообразие видов работ (выполнение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и дидактические игры и т. д.) и наглядных средств обучения (натуральных звучащих предметов, иллюстративного материала, технических устройств – магнитофонов, диктофонов для воспроизведения различных неречевых звучаний: голосов животных, птиц, звуков неживой природы, музыки, повышающих познавательные интересы детей.
Развитие неречевого слуха осуществляется с помощью различных упражнений, направленных на:
— активизацию слуховых ощущений, слухового внимания путем вырабатывания двигательной и вербальной реакций на слышимый звук (стук, звон, писк и т. д.);
— дифференциацию слуховых ощущений (обнаружение одинаковых и разных акустических сигналов, развитие слухового внимания и слуховой памяти;
— формирование невербального слухового восприятия (первичных слуховых образов) слухового внимания, слуховой памяти и слухового контроля.
Для развития, поддержания и активизации внимания детей использую разнообразные приемы и средства: доступность и живость изложения материала; наглядность в приемах подачи информации и действенность обучения; опрос, обращенный первоначально ко всем детям, а затем – к отдельному ребенку; оценочные обращения к детям, замечания, стимуляция соревнования и т. д.
Слуховые ощущения и внимание детей активизирую при исключенном зрительном восприятии звучащих объектов в процессе выполнения заданий:
— условные движения (поворот головы, хлопки, подпрыгивание, откладывание фишки и т. д.) на услышанный неречевой звук;
— вербальное реагирование на появление акустического сигнала (например, с помощью слов «да», «слышу» и др).
Дифференциация слуховых ощущений проводится с помощью следующих упражнений:
— определение из трех звучащих предметов два одинаковых/различных неречевых звука (на материале контрастных звучаний, например барабана и колокольчика, погремушки и свистка и т. п.) с помощью отрицательных/утвердительных невербальных и вербальных реакций;
— выделение одинаковых и различных неречевых звуков (на материале сходных речевых звучаний, например баночек с различной крупой. Дети отвечают невербально и вербально;
— самостоятельный выбор одинаковых звучаний из множества звучащих предметов.
В ходе выполнения заданий у детей активизируется слуховое внимание, развивается слуховая память.
Невербальное слуховое восприятие развивается у детей, во-первых, в процессе узнавания и дифференциации неречевых звуков по характеру звучания. Дети вначале учатся узнавать и дифференцировать акустически резко контрастные неречевые звуки, воспроизведенные с помощью знакомых натуральных предметов, соотнося их непосредственно с предметами и их изображениями на картинках. Затем они знакомятся с менее контрастными звуками. И в заключение – с близкими по звучанию сигналами.
Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпо-ритмические движения по музыку являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.
Импрессивная и экспрессивная речь формируются в постепенно усложняющихся условиях слухового восприятия.
Исходя из того, что звуки речи различаются на основе артикуляционных и акустических признаков, работа по развитию фонетического слуха и формированию произношения проводится одновременно, что способствует формированию межанализаторных связей (слухо-речедвигательных, развитию слухового внимания, слуходвигательной памяти, слухового и кинестетического контроля.
Параллельно дети знакомятся с интонационными средствами языка: ритмом, темпом, мелодикой, тембром.
Фонетическая система развивается в процессе реализации нескольких взаимосвязанных направлений работы, отражающихся в содержании
занятий: коррекции звукопроизношения, развитии фонетического слуха, развитии интонационного слуха.
Развитие фонетического слуха проводится одновременно с формированием звукопроизношения и включает различение слогов, звукокомплексов по акустическим характеристикам (громкости, высоте, длительности).
Восприятие и определение различной громкости речевых стимулов способствуют понижению порога слуховой чувствительности и повышению разборчивости аудирования речи в изменяющихся акустических условиях (эффект «прислушивания») и являются основополагающими при определении ударности, ритма, эмоциональной окрашенности речевых структур.
Слуховое восприятие речи тренирую в упражнениях, вырабатывающих условные невербальные и вербальные реакции на речевые звукокомплексы заданной громкости. Например, хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться» в ответ на громкие; повторить звукокомплексы различным по силе голосом; показать на сюжетной картинке «громко говорящего» и «тихо говорящего», соотнеся понятия «далеко – тихо», «близко – громко» и т. д.
Определение и воспроизведение высоты звука являются базовыми для умениями в практическом усвоении мелодической стороны речи. Понятия «высокий» — «низкий» закрепляются с помощью:
— движений (например, руки, соответствующих понижению и повышению голоса;
— раскладывания предметов и картинок, в соответствии с повышением высоты их голоса;
— отгадывание принадлежности звучания без зрительной опоры;
— собственных голосовых упражнений (пропевание гласных звуков низким и высоким голосом) по показу и по инструкции; «озвучания» предметов, их изображений и т. д.
Определение длительности речевых сигналов является базовым умением
для различения словесного и фразового ударения, темпа речи, ее выразительности. В практических упражнениях длительные и краткие звучания речевых элементов (звуков, слогов, звукоподражаний, слов, фраз) усваиваются импрессивно и экспрессивно в процессе:
— показа длительности и краткости услышанных звуков, звукоподражаний движениями руки;
— подбора предметов, картинок в соответствии с инструкцией педагога;
— изменения скорости произнесения речевых единиц по заданию и т. д.
Развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении:
— речевого темпа – выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слогов педагогом; воспроизведение детьми слогов и коротких слов в различном темпе, скоординированном с темпом собственных движений или демонстрацией движений с помощью игрушек; воспроизведение в различном темпе доступного для правильного произнесения речевого материала и т. д. ;
— слогового ритма путем отстукивания простых слогоритмов без акцентирования на ударном слоге и с акцентированием; отхлопывания слогового ритма с одновременным проговариванием; отстукивание ритмического контура слова с последующим воспроизведением его слоговой структуры (например, «машина» — «та-Та-та» или «па-Па-па» и т. п.);
— тембра речевых звучаний – определение тембра мужского, женского и детского голосов, узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (ой, ну, ах, да-ну и др.) и демонстрация ее с помощью жестов; самостоятельное эмоциональное озвучивание различных состояний и настроений человека по иллюстрациям, словесной инструкции и т. д.
При определении содержания занятий по формированию фонетической системы языка педагог учитывает:
— характер нарушения слуховой функции, т. к. нарушения слуха по типу звуковосприятия (нейросенсорные) осложняют восприятие высокочастотных звуков (и, э, с, з, ш, ж, ч, щ, ф);
— соответствие звукового материала слуховым и артикуляционным возможностям детей, т. е. степень акустической близости речевых звуков, подготовленность артикуляционного аппарата к воспроизведению того или иного звука, выраженность артикуляции при зрительном восприятии, возможность длительного произнесения звука, комбинаторные и позиционные взаимовлияния звуков в слогах;
— семантическую значимость звукового материала, т. е. соотнесение материала с конкретными натуральными предметами, действиями или их изображениями.
Дифференцированное восприятие фонетических признаков создает базу для обобщения их в фонеме и способствует развитию фонематического восприятия.
Проводится работа по развитию фонематического восприятия. Внимание детей фиксируется на акустических различиях дифференцируемых фонем и на зависимости значения слова от этих различий.
Различение лексических значений тренируют на примере слов, близких по длине и ритмической структуре. Слова предъявляют в такой последовательности:
— начинающихся с дизъюнктных фонем (Маша–каша; ложка–кошка; рога– нога; забор–набор; варит–жарит; пьет–льет–шьет и т. д.);
— начинающихся с оппозиционных фонем (зуб–суп; дом–том; мышка– мишка; мак–бак);
— различающиеся гласными звуками (мак–мок; лак–лук; дом–дым);
— отличающиеся последней согласной фонемой (нож-нос; сом-сок–сон);
— отличающиеся согласной фонемой в середине (коса–коза; касса–каша);
— называющие омонимы (ручка, лист, шляпка, лисички).
Тренировочные упражнения с использованием различных знакомых предметов, иллюстраций, названия которых фонематически отличаются, проводятся в игровой форме. Например, «указание предмета», место
которого менялось; «подавание предмета» (выбор из множества предметов называемого); «поручение с предметом»; «отыскивание предмета»; заканчивание предложения путем показа соответствующей картинки и т. д. Затем наглядную опору следует исключить и выполнять задания только по словесной инструкции.
Дифференциация фонем, особенно смешиваемых, проводится в слогах, словах, фразах с использованием элементов фонетической ритмики.
Слуховое внимание и слуховая память развиваются в процессе запоминания и воспроизведения слоговых рядов, состоящих изразличных сочетаний правильно произносимых гласных и согласных звуков, при изменении ударения и интонации, а также слов, состоящих из ранее отработанных слогов; предложений, включающих правильно произносимые слова.
На этапе автоматизации звуков роль зрительного анализатора сводится к минимуму, и основную роль играет слуховой контроль.
Работа над дифференциацией слов, составлением фраз и объединением их в короткие рассказы подводит детей к овладению звуковым анализом и синтезом.
На базе формирующегося фонематического анализа и синтеза начинают складываться фонематические представления, т. е. обобщенное понимание фонемы.
В процессе овладения операциями фонематического анализа и синтеза, формирования фонематических представлений дети овладевают приемами умственной деятельности: анализа, классификации, обобщения. В процессе решения речевых задач с помощью приемов проверки и самопроверки (соотнесения результатов с условием) формируются языковой контроль, самоконтроль, а также самооценка.
Вышеуказанная деятельность по развитию речи и психических функций готовит детей к усвоению более сложных коммуникативных навыков.
Литература:
Шматко Н. Д., ПелымскаяТ. В. Развитие слухового восприятия и обучение произношению // Дошкольное воспитание аномальных детей/ Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.
ВласоваТ. М. Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М. ,1998.
Бельтюкова В. И. Об усвоении детьми звуков речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964.
Нейман Л. В. Основы методики слуховой работы в школах глухих и слабослышащих. – М.: Просвещение, 1974.
Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1988.
Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. – М.: Владос, 2000.
Источник
Автор Светлана На чтение 13 мин. Просмотров 138 Опубликовано 30.10.2019
Слуховое восприятие ребенка начинает свое формирование уже на первых неделях жизни и продолжает развиваться весь ранний и дошкольный период. Что оно представляет собой? Это комплекс характеристик, благодаря которым происходит узнавание слухового образа объекта и от чего, в общем, зависит пространственно-временная ориентировка в окружающем мире. Для данного процесса важны громкость звука, его темп, тембр, сила, тональность, ритмичность, мелодичность – все параметры, дающие возможность пополнять знания об окружающей среде, эмоциональных оттенках происходящего и содержании ощущений других людей или собственных. Развитие слухового восприятия у детей – это основа для понимания устной речи и формирования своей экспрессивной речи.
С раннего детства человек учится различать разные звуки: бытовые, музыкальные, технические, речевые, природные и многие другие. Весь этот спектр можно условно разделить на речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) звуки, усвоение которых происходит постепенно, динамично, с опорой на определенный эталон, заложенный предыдущими поколениями. Этот вид восприятия дает также базу под развитие эмоционально-волевой сферы. Слуховой анализатор тесно взаимосвязан с другими анализаторами (зрительный, вестибулярный, сенсомоторный и т.д.), что вкупе дает возможность овладевать знаниями, умениями и навыками предметной деятельности, разными движениями и определением местоположения своего тела относительно других объектов в пространстве.
При речевых нарушениях очень часто мы имеем дело с плохо развитым слуховым восприятием, что в свою очередь мешает развитию психики и собственно речи. Ребенку не хватает слухового сосредоточения, стимуляции данной сенсорной функции, фонематического восприятия, что не дает овладеть фонетической и ритмической структурой речи, заложить в коре головного мозга образы слов и словосочетаний, усвоить многообразие интонационного и мелодического оформления устной речи. Это тормозит не только речь, но и внедрение новой маленькой личности в социум, отдельно взятый коллектив, мешает выстраиванию отношений и коммуникации. Подобное отклонение заметно усложняет познавательный интерес к окружающему миру и замедляет личностное развитие.
Можно ли помочь таким детям и как? Конечно, даже в данной ситуации можно проводить с ребенком грамотную коррекционную работу, направленную на стимуляцию слухового восприятия и развитие слухового сосредоточения.
Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями речи, игры
Педагог и родители могут подобрать группу упражнений, способствующих воспитанию речевого и неречевого восприятия и слуха, а также внимания к звукам всего окружающего мира. После того, как звук усвоен ребенком в качестве основной характеристики свойств предметов и явлений живой и неживой природы, определяется внимание на развитие фонематического восприятия для развития устной речи. Происходит данная работа в несколько этапов (подготовительный, дофонемный, фонемный, интегративный) и двигается по следующей схеме:
- привлекается внимание к звукам окружающего мира (воспитание неречевого слуха) – это могут быть звуки природы, техники, животных, бытовых предметов и все, что не связано с живой речью человека;
- привлекаются игрушки, различные по своему звучанию – учитывается тот факт, что дети до 3 лет должны различать звуки по долготе звучания, способу воспроизведения, ритму, силе раздражителей, по темпу повторения звуковых сигналов;
- когда слуховой анализатор подготовлен за счет узнавания и восприятия неречевых звуков, обращаемся к звукам нашей речи и тренируем речевое восприятие;
- далее следует формирование фонематического восприятия (дифференциация звуков на слух, фонематический анализ и синтез слова, использование полученных данных на практике);
- уже после можно начинать работу над произношением ребенка, постановкой и автоматизацией дефектных звуков.
При работе на развитие слухового восприятия у детей с нарушениями речи рекомендуется создавать зрительную основу для восприятия речи и моделирования целостного образа объекта. Как правило, привлечение зрительного анализатора дает хорошие результаты и прочную базу под усвоение эталонов.
Не стоит забывать, что у некоторых детей с ЗПР, ОНР и почти у всех с аутизмом (РАС) есть особая слуховая избирательность – ребенок может вычленять понравившиеся ему звуки и концентрироваться на них, отвергая другие слуховые стимулы. Наша задача – переключить их любым способом со сверхпрочных звуковых впечатлений на новые.
ТОП-15 игр для формирования правильного слухового восприятия
Я уже писала, что маленький ребенок учится сначала воспринимать неречевые звуки, окружающие его повсюду. На какие-то он обращает внимание сразу, какие-то его интересуют меньше, но постепенно он идентифицирует их и начинает определять источник звука, его удаленность/приближенность, направление и многие другие параметры. Пока мы не научим деток с нарушениями речи воспринимать и верно обрабатывать неречевые звуки, знакомить слуховой анализатор с речевыми бесполезно.
Игры на развитие неречевого восприятия
Стараемся познакомить ребенка с максимальным количеством неречевых звуков. Для этого можно включать аудио- и видеозаписи со звуками транспорта, бытовых приборов, музыкальных инструментов, животных и птиц. Приобретайте в детских магазинах книги с озвученными кнопками, развивающие звуковые плакаты. Гуляя по улице, обращайте внимание ребенка на шум дождя и ветра, шорох осенних листьев, звуки проезжающих и сигналящих мимо машин; дома слушайте, как скрипит дверь, включается телевизор или микроволновка, тикают часы, стучит молоток или работает дрель у соседей, шуршит пакет при разгрузке продуктов, мяукает кошка или поет попугайчик, шумит колесом хомячок в клетке, барабанит град по подоконнику, топают ноги по полу и т.д.
Это не только познакомит с новыми и важными звуками, но также позволит развить слуховое внимание, научит малыша сосредотачиваться на чем-то одном, улавливать разницу между ними и их параметрами. По сути, вам нет необходимости прикладывать лишние усилия, выделять время на занятия – все происходит при естественном повседневном взаимодействии с ребенком.
На этом этапе вам окажут незаменимую помощь звучащие и музыкальные игрушки: колокольчики, барабаны, маракасы, бубны, погремушки, пианино, дудочки, гармошки, металлофоны, свистульки, трещотки, чечетки и т.д.
Игра «Послушай звуки»»
Открываем окно, предлагаем ребенку закрыть глазки и прислушаться, что происходит на улице. Вслушиваемся в звуки транспорта, природы. Открываем глазки и соотносим то, что восприняли на слух, со зрительным восприятием.
Также можно поиграть со звучащими игрушками. Ребенок закрывает глаза, вы производите звук какой-либо игрушкой, он открывает глаза и показывает пальчиком (говорит, как умеет), кто источник звука. Снова закрывает глаза и опять определяет предметное происхождение звука.
Игра «Кто кричит»
Играем на улице, даче, ферме или дома с «говорящими» книжками, в которых озвучены лесные, домашние звери. Сначала знакомим малыша с животными и их звуками, показываем картинки, а после предлагаем определить с закрытыми глазами, кто только что прозвучал. Правила те же самые, что и в предыдущей игре.
Игра «Звуки дома»
После того, как ребенок познакомился с бытовыми звуками и уже хорошо соотносит их с источником, предложите малышу определить, что тикает, жужжит, звенит, шумит, громыхает и т.д. Часы тикают, миксер жужжит, бокалы звенят, пылесос шумит, дрель громыхает, дверь скрипит, окно хлопает, чайник шипит (свистит). Как видите, уже здесь можно давать синонимичные понятия и, таким образом, обогащать пассивный глагольный словарь, формируя грамматическую и лексическую стороны речи.
Игра «Волшебные мешочки»
Вам надо подготовить непрозрачные «волшебные» мешочки, в которых размещаются материалы, издающие звук. Используем крупы, фантики от конфет и шоколада, камушки, бусины, маленькие пакеты, мелкие игрушки от киндеров, ключи – любые небольшие предметы, которые при ощупывании и извлечении звуков выдают их. Предложите малышу из общей кучи с мешочками выбирать любой, трясти его, щупать и определять, что там спрятано. Для совсем неговорящих детей вы можете использовать опорные картинки, на которые он будет показывать пальцем.
В более сложном варианте этой игры вам надо сделать каждый мешочек в двойном экземпляре. Одну кучку мешочков вы кладете перед собой, другую – перед малышом. Берете один мешочек и трясете им, чтобы привлечь его внимание. Ребенок должен найти у себя такой же материал. Начинайте с 3 коробочек с наполнителями, которые издают совершенно разные звуки. Постепенно увеличивайте количество до возможностей своего малыша.
Игра «Повернись»
Приготовьте для этой игры куклу или любую другую игрушку, вызывающую интерес у ребенка. Также вам понадобится бубен или барабан, можно взять погремушку или маракасы. Смысл заключается в том, что взрослый встает за спиной малыша и ударяет в бубен (барабан) или издает звук любой другой музыкальной игрушкой, ребенок же, как только слышит звук, должен повернуться и поприветствовать пришедшую в гости к нему куклу (машинку, зайку и т.д.). Во-первых, такие игры позволяют определять расстояние до предмета на слух, ориентироваться в пространстве; во-вторых, с их помощью можно учить ребенка концентрировать внимание и удерживать определенное количество инструкций в уме. Добавьте со временем сюда еще одно-два условия, например, при первом звуке ребенок поворачивается, при втором – машет ручкой.
Игра «Звон и стук»
Такие игры для развития слухового внимания у детей с нарушениями речи очень любят нейропсихологи, потому что они тренируют слуховое внимание и его переключение, позволяют соотносить действие со звуком, следовательно, затрагивают несколько анализаторов и заставляют работать кору полушарий слаженно. Это незаменимо для дальнейшей тренировки саморегуляции, когда постепенно будет вводиться процесс обучения.
Итак, берем два музыкальных предмета, например, погремушку и бубен или свистульку и барабан. При звоне погремушки ребенок должен просто ходить, изображая прогулку в солнечный день (или любой сюжет, подходящий вам), как только прозвучит второй инструмент, он должен побежать, будто прячется от дождя. Меняйте силу удара по инструментам, чередуйте их, специально запутывая малыша (на продвинутом этапе занятий), варьируйте длительность звука – ребенок учится различать характеристики звука по нескольким параметрам и соотносить их со своей деятельностью. Позже предложите ему ускоряться, если инструмент звучит быстрее и громче, и замедляться при его медленном и тихом звучании.
Игра «Карандаш»
Смысл заключается в том, чтобы ребенок учился отбивать тот же ритм, что задан в шаблоне. Вы стучите по столу карандашом в определенной последовательности и с определенными промежутками, он – точно воспроизводит ваши действия.
Игры на развитие речевого восприятия
Чтобы ребенок с недоразвитием речи правильно улавливал звуки (фонемы) родного языка, с ним тоже нужно поиграть. Это поможет дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации, а также сосредотачиваться на эталонном произношении, выговаривании, использовании всех возможностей голоса и собственно устной речи.
Постарайтесь организовать занятия так, чтобы ребенок имел несколько дополнительных опор:
- зрительную – для соотнесения образа предмета и его звучания;
- слухозрительную – ребенок видит губы и лицо говорящего, соотносит его артикуляцию с фонемами.
Второй пункт важен для того, чтобы ребенок учился подражать, так как речевое восприятия и речевой слух не могут ставиться изолированно.
Игра «Кто позвал»
Приглашаем несколько людей в игру (знакомых ребенку) или записываем их голоса на телефон. Ребенок отворачивается и по отдельности прослушивает каждый голос, называя его обладателя. Можно менять звуковые характеристики (громкость, скорость, тональность и т.д.). Пробуем до тех пор, пока игрок не отгадает всех участников.
Игра «Покажи игрушку»
Чуть подальше от ребенка выкладываем знакомые ему игрушки или картинки с предметами (любой известной ему тематики). Взрослый называет один объект, малыш берет соответствующую игрушку и, если может, называет ее (можно использовать звукоподражание).
- Берите для начала 3-4 простые игрушки (кукла, мяч, мишка, зайка). Добавляйте новые, когда нет путаницы с этими. Берите предметы, схожие по звучанию (кот – крот, мишка – мышка).
- Постепенно увеличивайте расстояние между вами.
- Можно спрятаться за любой преградой, чтобы малыш не видел вашей мимики, артикуляции и вообще лица. Это позволяет лучше концентрироваться на слуховом восприятии и параметрах голоса говорящего.
Можно поиграть в эту игру наоборот: взрослый называет неправильно игрушку и показывает ее. Ребенок должен исправить ошибку.
Игра «Лови мяч»
Для проведения данной игры на развитие слухового восприятия у детей с нарушениями речи вам понадобится мяч или любой шарик (теннисный, набитый песком). Поиграйте в «горячее – холодное», «съедобное – несъедобное» или «мягкое – твердое», в зависимости от того, с чем ребенок знаком хотя бы частично. Взрослый катит (кидает) мяч ребенку и называет слово. Если оно обозначает «горячее», он его ловит, в обратном случае – отбрасывает или просто не ловит.
Игра «Выполни задание»
Вы даете ребенку простую инструкцию, которую он должен выполнить. Сначала даем однокомпонентные задания, затем увеличиваем количество действий в одной инструкции.
Дай мне мишку.
Посади куклу в кресло.
Прокати кошку на машине.
Подойди ко мне и возьми зайку.
Сядь на стул и нарисуй кружок на бумаге.
Игра «Будь внимательнее»
Вы предлагает ребенку вместе под ваши команды совершать определенные действия (топать, хлопать, махать, приседать). Сначала вы делаете все вместе, а потом ребенок должен, слушая ваши команды, делать все самостоятельно. Можно замедляться, ускоряться, увеличивать количество действий, но на более продвинутом этапе.
Игра «Лишнее слово»
Эта игра направлена на развитие фонематического восприятия и слуха. Ребенок должен из потока речи вычленить лишнее, звучащее «не так», слово.
Кот – кот – рот – кот.
Вода – вода – вода – года.
Сок – сон – сок – сок.
Липа – липа – лупа – липа.
Игра «Найди самое длинное/короткое слово»
Вы произносите цепочку слов, из которой малыш ищет сначала самые короткие слова, затем – длинные. Можно совмещать с прохлопыванием в ладоши или загибанием пальцев на каждый слог.
Груша – яблоко – мандарин.
Сок – компот – газировка.
Нос – глаза – волосы.
Игра «Что не так»
В рамках определенной тематики вы называете простые предложения (подлежащее – сказуемое), а ребенок должен определить, где вы сделали ошибку и исправить вас.
Кошка хрюкает.
Собака каркает.
Корова пищит.
Курица кукарекает.
Белка летает.
Заяц ходит.
Часы пикают.
Пылесос тикает.
Плита стирает и т.д.
Когда ребенок легко справляется с этим заданием, усложняем условия. Дополните предложения другими частями речи, делайте по две ошибки в одном предложении. Это формирует не только правильное восприятия речи на слух, но и помогает корректировать недостатки в лексико-грамматических категориях языка.
Собака живет в улье и ест нектар.
Самолет едет по дороге и сигналит.
Стиральная машинку стоит в комнате и варит суп.
Мухомор съедобный и растет на грядке.
Волк живет на ферме и кушает сено.
Зимой нам нужен велосипед, а летом – санки и т.д.
Игра «Угадай, кто спрятался»
Подбираем игрушки или картинки и прячем их в кукольный домик (красивую коробочку). Ребенок должен угадать, кто это, ориентируясь на описание.
Черная, пушистая, усатая, любит молочко (кошка).
Бурый, большой, лохматый, косолапый, в лесу живет (медведь).
Разноцветная, собирается/разбирается, есть колечки (пирамидка).
Рыжая, ушки острые с кисточками, хвост пушистый, орехи грызет, в дупле живет (белка)
Красивая, в платье, туфельках, с прической (кукла) и т.д.
Чем лучше ребен?