Развитие слухового восприятия ребенка с нарушением слуха происходит на всех уроках
Рычкова И.Е.
Консультация для воспитателей ГПД
Развитие слухового восприятия
обучающихся с нарушением слуха во внеурочное время
Слуховое восприятие глухих и слабослышащих развивается эффективно только в условиях специально организованного обучения.
Специально организованным процессом обучения создается полисенсорная основа для восприятия и продуцирования речи.
У всех слабослышащих и многих глухих детей имеется слуховой резерв, т.е. возможность развития способности восприятия речи с опорой на остаточный слух. Этот слуховой резерв, иначе потенциальные возможности, является основой для становления речевого слуха, формирования произношения, развития речи в совокупности с использованием звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА).
Этому процессу способствует создание постоянной слухоречевой среды в процессе обучения и воспитания. В свою очередь всё вместе взятое является основой для создания единой системы слухо-кинестетических связей, влияющих на общее развитие детей.
Т.е., Развитие слухового восприятия должно осуществлять повсеместно, не только на общеобразовательном уроке, но и во внеклассной работе.
Почему коррекционная работа по развитию слуха во внеурочной деятельности не менее важна и не менее результативна, чем ее проведение во время общеобразовательных уроков?
Потому что содержание и организационные формы работы воспитателя позволяют шире использовать и тем самым развить слуховые возможности обучающихся: при организации внеучебных видов деятельности, режимных моментов ситуации для РС возникают естественным образом (на уроках и инд.зан. педагогам приходится «режиссировать» эту естественность).
Более того, именно воспитатель:
- имеет возможность предъявлять обучающимся материал на слух вне класса (в других помещениях, на улице, …);
- для предъявления этого материала использует естественные акустические условия (например, тихое помещение школы, музея, выставки или шумный двор, улицу, театр, …);
- использует ситуацию, когда взаимное расположение говорящих людей и звучащих предметов постоянно меняется (например, постоянное передвижение детей во время подвижной игры, …).
Итак, задачей развития остаточного слуха является включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс и повышение коммуникативных возможностей ребенка.
Задачей внеклассных видов деятельности является закрепление и развитие приобретенных умений и навыков в ходе учебных занятий, т.е. включение материала по развитию слухового восприятия в свободную речевую и слуховую деятельность; расширение представлений о мире окружающих звуков, выработка ориентировки в звуковой среде.
Развитие слухового восприятия во внеурочное время может осуществляться в двух направлениях, а именно:
— в ходе выполнения режимных моментов, любых внеклассных мероприятий;
— в ходе специально организованных мероприятий.
Руководствуясь ситуацией, воспитатель варьирует доступные ему условия предъявления материала: ученики слушают и с ИСА и без них, воспринимают речевые и неречевые звучания на слух и слухо-зрительно, …. .
Восприятие неречевых звучаний — обязательный элемент в системе РС.
Давайте припомним неречевые звуки, с которыми ребенок может встретиться во внеурочное время.(во время прогулки может подняться сильный ветер, гром, звучать сирена скорой помощи, слышен шелест листьев, скрип снега, в столовой можно услышать звуки, доносящиеся с кухни, …, ….).
Воспитатель обязательно должен обратить на них внимание детей, назвать (показать) источник звучания (шум, скрежет, шелест, грохот, стук, скрип, …), определить направление звучания (далеко, там, слева, за домом, вверху, …), дать его характеристику (долгий, краткий, громкий, тихий, низкий, высокий, неприятный, резкий, …).
Еще более важно восприятие речевого материала как в естественных (житейских) ситуациях, так и во время специально организованных видов деятельности, из которых состоит вторая половина пребывания ребенка в школе.
Чтобы донести до неслышаших детей речевую информацию нужно знать основные особенности её восприятия. На основе обобщения исследований выделены особенности восприятия речи детьми с нарушенным слухом: 2) Скорость поступления информации для обработки у них снижена; 3) Все дети имеют различные пороги разборчивости речи, а для восприятия речи в условиях шума необходимо превышение на 6 Дб) 4) Дети имеют индивидуальные особенности отбора информации. 5) Помехой для восприятия речи является «ревербация», возникающая из-за отражения звуков речи от стен, пола, потолка. При ревербации в 2 сек. теряется 10% информации, при 8 сек. – 55%. 6) Восприятие и усвоение информации зависит от наличия представлений (результат переработки и обобщения прошлых восприятий). У слышащих детей представления носят произвольный характер. А у детей с нарушенным слухом произвольные слуховые представления либо отсутствуют, либо носят фрагментарный характер. Учитывая эти особенности для формирования слуховых и речевых представлений необходимо учитывать ряд условий: 1. Образование тесной связи между слуховыми представлениями и моторными компонентами, т.е. каждое воспринятое на слух слово должно проговариваться, только тогда будут возникать слухопроизносительные представления. Здесь речь идёт о сопряжённом и отражённом проговаривании. Когда ребёнок, особенно в младшем возрасте и с тяжёлыми речевыми нарушениями должен говорить вместе с педагогом или сразу за педагогом так как может, сохраняя структуру слова, слоговой состав, интонационную особенность и по возможности звукобуквенный состав. 2. Целенаправленное, многократное проведение упражнений, направленных на повышение способности различать звуки. Такая способность возникает в результате сравнения имеющихся образов звуков и слов с новыми звуками и словами, воспринятыми на слух. Если в течении всего процесса обучения, включая и учебную и внеклассную работу, в КГМ создаются и закрепляются слуховые эталоны собственной речи, то будет создаваться правильное слуховое восприятие обращенной (чужой) речи. Как сказал Ф. Ф. Рау: «Условием успешного речевого общения служит некоторая общность в том жизненном опыте и багаже познаний, которыми располагают отправитель и адресат. Чтобы понять услышанное, надо иметь известное представление о предмете, о котором идет речь». В нашей школе все дети слухопротезированы, поэтому предусматривается работа с использованием экрана, этот приём способствует активизации функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи. Упражнения в слуховом восприятии речевого материала проводятся на всех уроках и занятиях воспитателей (при подготовке домашнего задания, на внеклассном чтении, во время экскурсий, на прогулке), и родителей с детьми в семье. Учителя знакомят родителей с методикой проведения слуховой тренировки. Только систематическая работа всего коллектива школы и семьи по развитию слухового восприятия приводит к выполнению поставленных задач. Педагог должен знать слуховые возможности учеников. Он продумывает заранее определённые виды работы, отдельные приёмы для восприятия на слух, за экраном речи в виде слов, небольших фраз и т.д. (не более 25-30 фраз). Речевой материал должен быть доступен и посилен возрасту и развитию учащегося. Характер речевого материала определяют: * Коммуникативная значимость; * Смысловая нагрузка; * Объём, знание учащимся значения предлагаемого материала; * Конструктивная сложность речевых единиц; повторность или первичность предъявления для восприятия на слух; * Фонетическая характеристика. * Речевой материал дожжен быть наиболее употребительным и нужным в общении – в школе и вне её. * Состояние слуховой функции, общее речевое развитие в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся (например, ребёнок имеет меньшую потерю слуха, но плохое речевое развитие, может отставать от учащегося с большей потерей слуха и хорошим речевым развитием). Воспитателям групп продлённого дня при отборе речевого материала следует использовать: — материал, организующий деятельность учащихся; — материал обиходной речи; — материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин (при выполнении домашнего задания) Остановлюсь подробнее на использовании экрана на уроке. Педагог должен удостовериться, что все имеющиеся аппараты у детей находятся в рабочем состоянии. Верхний край экрана должен находиться на середине переносицы. Речевой материал произносится за экраном голосом нормальной громкости, не утрируя произношение, не более двух раз. Если он не опознаётся, то воспринимается детьми слухо-зрительно с последующим опознаванием на слух, а так же можно использовать дактилологию или письменную речь. Если в коллективе имеются дети, работающие только слухо-зрительно, рассаживать детей следует по разные стороны, закрываясь от одних, например – слева, справа дети должны видеть вашу артикуляцию. Речь должна быть внятной и интонированной. Дети должны понять не только содержание речевого высказывания, но и различить паузы, словесное и логическое ударение, вопросительную, восклицательную или повествовательную интонацию. Фразы не должны быть длинными. (Не следует читать стихи, загадки, скороговорки, а лишь часть, либо отдельные слова, словосочетания и фразы, сохраняя смысл) Использовать экран необходимо систематически, а не от случая к случаю, чтобы дети постоянно находились в ожидании. Это стимулирует их внимание и усидчивость, потому, что ребёнок не знает, в какой момент учитель использует экран, но определённо знает, что это произойдёт обязательно. Но чтобы экран не вызывал у детей страха, сначала следует использовать его в дидактических играх («лото», «4 лишний»), где у ребёнка возникает игровой интерес, соревнование, положительные эмоции. Условия предъявления на слух учащимся речевого материала во внеурочное время аналогичны условиям предъявления на уроках, но имеются и специфические: — если речевой материал предъявляется вне классного помещения, вне здания, в шумных условиях, при подвижных играх, в свободном движении детей, то часть материала предлагается голосом повышенной громкости (например, если ребёнок находится в отдалении: «Стой», «Иди ко мне»; — воспитатель имеет возможность обучать восприятию речевого материала по телефону, радио, телевизору (без исключения зрения). Материалы многих исследований (работы В.И. Бельтюковой, Л.В. Неймана, Ф.Ф. Рау, Е.П. Кузьмичёвой) свидетельствуют о том, что эпизодическое использование остаточного слуха не оказывает существенного влияния на формирование устной речи, особенно её восприятия. Индивидуальный подход. В классе не должно быть детей, которые не работают, т.е. не воспринимают речевой материал на слух. Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый ученик был активен, выполнял посильные задания, не стеснялся того, что он не слышит, умел попросить, чтобы учитель повторил сказанное. Для наиболее сильных учеников следует планировать дополнительный речевой материал. Им можно предложить оценивать вместе с учителем ответы одноклассников, или сообщить всем о том, что сказал учитель за экраном. Детям, испытывающим трудности, необходимо оказать помощь: увеличить время и показ табличек и другого наглядного материала, можно сократить объём речевого материала. Слабоуспевающие дети должны отвечать первыми. При выполнении самостоятельной работы им даются упражнения для восприятия на слух материала, который уже не раз ими воспринимался, при этом можно показать табличку (например, в 1 классе: Ты прочитал? Что ты будешь делать?). |
Рассмотрим виды работы по РСВ во внеурочное время, которая может проводиться в виде игр, например игры «Кто звонит?». Учащиеся определяют на слух источник звучания, который закрепляется за определенным героем сказки: у Лисы — колокольчик, у Зайца — барабан, у Волка — труба.
Игры могут проводиться в любом возрасте, однако их характер будет меняться.
Например, в группах, где находятся дети из 4-5-х классов, можно провести игру «Почта». Воспитанники пишут своим друзьям по группе письма (можно описать портрет друга), затем педагог читает их за экраном, а дети определяют, кому (о ком) это письмо.
В старших классах можно провести игру «Поле чудес», когда дети на слух различают буквы из слова, а затем угадывают слово целиком. При этом на общем трафарете слова каждая угаданная буква в слове может обозначаться знаком «плюс», неугаданная — знаком «минус», а затем учитель произносит слово целиком за экраном. Внимательные и смышленые воспитанники помечают в индивидуальных трафаретах те буквы, звуки, которые они восприняли через ЗУА, им легче будет отгадать слово.
Для закрепления умения учащихся различать или опознавать на слух отдельные слова, обозначающие предметы, можно использовать специальные игры. Например, «Верно — неверно», «Что я спрятала?», «Что у тебя?», «Чудесный мешочек».
Для закрепления пройденного материала проводятся тематические игры. Например, после усвоения тем «Класс», «Столовая» можно провести игру «Вова – дежурный». Для закрепления тем «Семья», «Здоровье» — игры «Девочка заболела», «У Наташи день рождения».
Распространённым видом работы является выполнение поручений. Поручение даётся на слух, но если после 2-3 повторений ученик не воспринял его, оно предлагается слухо-зрительно, а потом снова на слух. Например: Ученику на слух предлагается выполнить поручение «Возьми ручку». Ученик выполняет поручение и отчитывается о том, что выполнил: «Я взял ручку». Ребёнок не должен повторять за учителем текст поручения, а сразу выполнить поручение и отчитаться.
Для более чёткого восприятия на слух знакомого по звучанию речевого материала можно использовать такой вид работы, как угадывание предмета по его описанию. Учитель описывает предмет, а ученик должен угадать, что это.
Речевые игры развивают не только речь ребенка, но и упражняют его в чтении с губ. Встречается много игр, в которых приходится сталкиваться с работой над буквой, слогом, словом и фразой. Игра может подчиняться одному сюжету или одному звуку. Заинтересованность учащихся и исход игры в большей мере зависят от выбора варианта игры в соответствии с речевыми возрастными особенностями детей.
Перед каждой игрой проводится подготовительная работа:
— определяется тема;
— выбирается речевой материал, который правильно оформляется;
— подбирается наглядность.
Если соответствующим образом подбирать игры, систематически проводить их и руководить ими, то они вызывают интерес у учащихся и способствуют, как общему развитию, так и развитию слуховому восприятию.
Почти любую игру можно интерпретировать так, чтобы она служила РСВ.
Развитие слухового восприятия по второму направлению может осуществляться при проведении бесед, по результатам экскурсии, просмотра кинофильма, телепередач, театральной постановки и т.д.
Вызывает интерес у детей такой вид заключительной работы по теме, как «Люби и знай свой город» или «Экскурсия в город-побратим» и т.д. Предварительно проводятся экскурсии, изучаются главные улицы, архитектурные ансамбли и памятники, пишутся небольшие сочинения, подбираются открытки. Затем педагог на одном из занятий читает за экраном эти сочинения, а учащиеся подбирают к ним картинки, открытки, угадывая, о чем идет речь.
К внеклассным мероприятиям предъявляется ряд требований, которые способствуют развитию слухового восприятия.
- Занятия оснащаются ЗУА коллективного или индивидуального пользования в зависимости от избранного направления работы, темы и задачи.
- Педагог должен хорошо знать уровень развития воспитанников, степень сохранности слуха, вид ЗУА, который используется воспитанниками.
- Педагог должен слышать недостатки развития речи и произношения, владеть приемами коррекции.
- Речь педагога должна быть четкой, выразительной, эмоционально окрашенной.
- Как на общеобразовательном уроке, так и во второй половине дня рекомендовано включать для восприятия на слух 10-15 фраз, исходя из принципов подбора речевого материала.
Вывод: В результате использования таких видов работы во внеурочное время закрепляются ранее приобретенные умения по восприятию речи, неречевых
звуков, формируются новые слуховые представления, осуществляется перенос усвоенных ранее ЗУН в учебном процессе во внеклассные условия их применения, расширяются познавательные интересы детей.
Таким образом, работа по развитию слухового восприятия во внеурочное время является неотъемлемой частью всего учебного процесса школ для детей с нарушением слуха.
Работа по развитию слухового восприятия может не иметь должного эффекта, если ребенок не понимает значения предлагаемых на слух слов или не может различать их слухо-зрительно.
Источник
Библиографическое описание:
Абашкина, Р. А. Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха на общеобразовательных уроках / Р. А. Абашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51876/ (дата обращения: 16.05.2020).
В статье ставится задача рассмотреть технологию развития слухового восприятия глухих учащихся на общеобразовательных уроках. Изучить средства и виды работы по развитию слухового восприятия в школах глухих и слабослышащих.
Ключевые слова: слуховое восприятие, общеобразовательный урок, звукоусиливающая аппаратура, восприятие речи, урок, нарушение слуха.
Развитие слухового восприятия у ребенка с нарушением слуха обеспечивает не только формирование понятия о мире звуков, но и ориентировку на звук как одну из характеристик предметов и явлений окружающей среды. В процессе познавательной активности ребенка огромное значение приобретает возможность овладения звуковыми характеристиками, так как это способствует целостности восприятия. Как известно, звук — один из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде. Бинауральность слуха, т. е. возможность воспринимать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве. [2, с. 75]
Исключительную роль слух имеет в восприятии речи. восприятие речи на слух развивается в первую очередь как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Изначально формируется понимание речи окружающих по мере уточнения слуховых дифференцировок речи, затем и собственная речь ребенка.
Нарушение деятельности слухового анализатора отрицательно отражается практически на всех сторонах развития ребенка, прежде всего, обуславливает тяжелые и в значительной мере грубые нарушения речи. У ребенка с врожденной или рано приобретенной глухотой речь не развивается, что создает серьезные препятствия для общения с окружающими и опосредованно влияет на весь ход психического развития. Состояние слуха слабослышащего ребенка также создает препятствия для его речевого развития. [1, с. 15]
Эффективное развитие слухового восприятия глухих и слабослышащих детей происходит в процессе специального обучения, где создается полисенсорная основа для восприятия и продуцирования речи. Преподавание каждого предмета имеет свою специфику, которая отражается в предметных технологиях. Технология по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха — это аналог производственного процесса, так как является коллективным мастерством, которое планируется и реализуется в процессе обучения и сочетается с методикой преподавания предмета.
Для получения продуктивного результата обучения детей с нарушением слуха в учебном и воспитательном процессах необходимо сочетание педагогической и предметной технологии. Данное сочетание осуществляется на общеобразовательных уроках. Общеобразовательный урок — основная форма организации учебной деятельности в образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих детей. Согласно Письму Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.97 г. № 48, предусматривается проведение работы по развитию слухового восприятия и произношению в ходе всего образовательного процесса. Поэтому РСВ осуществляется на любом общеобразовательном уроке, будь то обучение грамоте, математика или природоведение. [3, с. 48]
Ведущей задачей развития слухового восприятия на общеобразовательном уроке является включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс и углубление коммуникативной направленности урока в комплексном слухо-зрительном восприятии и продуцировании речи. На общеобразовательных уроках естественным образом постоянно складываются условия для общения.
Технология развития слухового восприятия помимо задач имеет специальный набор форм, методов, способов и приемов обучения и воспитания детей с нарушенной слуховой функцией. На сегодняшний день все классы школ глухих и слабослышащих имеют звукоусиливающую аппаратуру. Благодаря этому весь общеобразовательный урок становится более интересным для детей. Помимо работы со звукоусиливающей аппаратурой учитель использует такой прием работы, как работа с экраном. В данном случае учебный материал воспринимается с опорой на слух, исключая зрительный анализатор. Этот прием способствует активизации функции слухового анализатора в процессе многостороннего восприятия речи.
Но нельзя использовать экран слишком часто, так как это значительно затрудняет восприятие речи и затормаживает усвоение материала урока. Исходя из этого, весь урок ведется слухо-зрительно, но на каждом уроке необходимо часть материала предлагать для восприятия на слух с использованием звукоусиливающей аппаратуры или экрана.
Учителем заранее продумываются виды работы и приемы для восприятия речи на слух и слухо-зрительно. Во время работы с экраном рекомендуется использовать не более 25–30 фраз. При отборе материала целесообразно учитывать следующие рекомендации:
– Предлагать материал, повторяющийся из урока в урок, с целью его закрепления (Какой сейчас урок?);
– Предлагать фразы, связанные с организацией урока (Иди к доске);
– Проводить дыхательно-голосовые зарядки;
– Сообщать целевые установки (Мы будем читать/писать/считать и т. д.);
– Предлагать материал, характерный только для данного типа урока или темы урока;
– Предлагать материал, организующий начало и конец урока (Что мы будем делать? Что мы делали на уроке?).
Педагог должен постепенно усложнять формулировки вопросов и заданий за счет введения новых слов. Например, вместо фразы: «Кого нет в классе?» использовать «Кто сегодня отсутствует в классе?». Также можно усложнить конструкцию фразы, например, фразу «Где ты живешь?» заменить на фразу «Назови адрес, где ты живешь».
Прием работы с экраном разумно использовать на таких типах общеобразовательных уроков, как комбинированный (смешанный) урок, урок обобщения и систематизации полученных знаний, урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков, урок повторения и закрепления.
Такие уроки по сравнению с уроками введения новых знаний, формирования новых умений и навыков создают большие возможности для развития слухового восприятия глухих и слабослышащих учащихся.
На общеобразовательном уроке можно использовать прием развития слухового восприятия без звукоусиливающей аппаратуры, т. е. без усиленного слухового контроля. Это может выглядеть как повторение на ухо имени ученика, задания (пиши аккуратно!), указания на ошибку (Исправь окончание) и др. Такая работа носит индивидуальный характер. Учитель, проходя между партами, делает на ухо замечания, исправления, оказывает помощь.
Таким образом, педагогическая технология является специальным набором форм, методов, способов и приемов обучения и воспитательных средств, используемых в общеобразовательном процессе. Технология по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом использует общепедагогические принципы, методы и формы организации учебной деятельности, а также раскрывает и реализует собственные технологические принципы, приемы и средства обучения.
Литература:
- Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся 1–12кл. Пособие для учителей-М. Просвещение,1991. — 184 с.
- Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 288 с.
- Феклистова С. Н. Основы методики слуховой работы (в схемах и таблицах): Учеб.- метод. пособие. — Мн.: БГПУ, 2007. — 167 с.
Основные термины (генерируются автоматически): слуховое восприятие, общеобразовательный урок, восприятие речи, звукоусиливающая аппаратура, урок, нарушение слуха, слуховой анализатор, слуховое восприятие детей, слуховое восприятие глухих, учебная деятельность.
Источник