Развитие слухового анализатора у ребенка
• Основные этапы развития слуховой функции у ребенка
IV. Основные этапы развития слуховой функции у ребенка.
Слуховой анализатор человека начинает функционировать уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточной громкости у новорожденных можно наблюдать ответные реакции, протекающие по типу безусловных рефлексов и проявляющиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосательных движений и пр. В конце первого и начале второго месяца жизни у ребенка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители. Путем многократного подкрепления какого-либо звукового сигнала (например, звука колокольчика) кормлением можно выработать у такого ребенка условную реакцию в виде возникновения сосательных движений в ответ на звуковое раздражение. Очень рано (на третьем месяце) ребенок уже начинает различать звуки по их качеству (по тембру, по высоте). По исследованиям, первичное различение звуков, резко отличающихся друг от друга по характеру, например шумов и стуков от музыкальных тонов, а также различение тонов в пределах смежных октав можно наблюдать даже у новорожденных. По этим же данным, у новорожденных отмечается также возможность определения направления звука.
В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок начинает по-разному реагировать на различные интонации и различные слова, однако последние воспринимаются им на первых порах недостаточно расчленено. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В конце первого года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их ритмическому контуру и интонационной окраске, а к концу второго и началу третьего года он обладает уже способностью различать на слух все звуки речи. При этом развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слуховой функции, а с другой стороны, умение произнести тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух. Следует, однако, отметить, что в норме развитие слуховой дифференциации предшествует уточнению произносительных навыков. Это обстоятельство находит свое отражение в том, что дети 2—3 лет, полностью различая на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже отраженно. Если предложить такому ребенку повторить, например, слово карандаш, он воспроизведет его как «каландас», но стоит взрослому сказать вместо карандаш «каландас», как ребенок сразу же определит фальшь в произношении взрослого.
Можно считать, что формирование так называемого речевого слуха, т. е. способности различать на слух звуковой состав речи, заканчивается к началу третьего года жизни. Однако совершенствование других сторон слуховой функции (музыкальный слух, способность к различению всякого рода шумов, связанных с работой некоторых механизмов, и т. п.) может происходить не только у детей, но и у взрослых в связи с различными видами деятельности и под влиянием специально организованных упражнений.
Источник
35. Развитие слухового анализатора. Гигиена слуха
Развитие органа слуха после рождения. После рождения рост внутреннего и среднего уха почти полностью прекращается. Ушная раковина новорожденного относительно очень велика: ее длина лишь вдвое меньше, а ширина почти такая же, как у взрослых. Ушная раковина продолжает заметно расти в первые 2-3 года жизни, а затем ее рост сильно замедляется. Наружный слуховой проход новорожденного заполнен творожистой массой (так называемой пробкой). Длина его верхней стенки около 15 мм, а нижней — около 8 мм. Его просвет в средней части очень узкий, щелевидный. Кожа слухового прохода покрыта мелкими волосками и содержит железы, выделяющие ушную серу. Слуховой проход растет как в длину, так и в ширину в течение первого года жизни интенсивно, затем медленней, а к 6 годам приобретает размеры, характерные для взрослых. Барабанная перепонка после рождения почти не растет. У новорожденного она покрыта изнутри и особенно снаружи более толстым слоем эпителия, чем у взрослых, что снижает интенсивность ее звуковых колебаний.
Полость среднего уха перед рождением заполнена жидкостью, которая после рождения заменяется воздухом. Он проникает через слуховую трубу, которая у новорожденного расположена почти горизонтально, без изгибов. У взрослых диаметр ее просвета обычно не превышает 1 мм, а длина достигает 35-40 мм. Труба новорожденных короче (примерно 19 мм) и значительно шире (диаметр около 3 мм), что облегчает заполнение полости среднего уха воздухом. В течение первых лет жизни диаметр просвета трубы постепенно уменьшается и к 6 годам становится таким же, как у взрослых. В длину труба продолжает расти до 15-18 лет.
Развитие реакций на звуковые раздражения. Установлено, что 6-7-месячный плод реагирует на звуковые раздражения общей двигательной активностью. У новорожденных, даже недоношенных, уже в первые часы жизни удалось наблюдать различные реакции в ответ на звуковое раздражение, как, например, мигание, закрывание глаз (а при закрытых глазах их открывание), прекращение крика, мимические движения, изменение ритма дыхательных движений и др. Сильное звуковое раздражение вызывает «реакцию испуга» и общие иррадиированные движения. Применение набора камертонов позволило выявить повышенную чувствительность к высоким тонам. Если один и тот же звук с небольшими промежутками повторять многократно, то реакция на него быстро ослабевает, а затем и совсем исчезает.
Подобные реакции могут осуществляться без участия коры больших полушарий, так как они наблюдаются и у детей, родившихся без больших полушарий. Очевидно, это типичные ориентировочные реакции. Установлено, однако, что у новорожденного и даже у семимесячного плода корковый отдел анализатора реагирует на звуковые раздражения изменением электрической активности. Доказательством функциональной готовности анализатора служит возможность образования условных рефлексов на звуки в первые дни жизни. Таким образом, еще до рождения все отделы слухового анализатора способны функционировать.
В первый день жизни новорожденный обычно плохо слышит. Это объясняется тем, что не сразу жидкость, находящаяся в среднем ухе, всасывается и замещается воздухом. В последующие дни детское ухо воспринимает частоту звуковых колебаний не только в тех пределах, которые характерны для взрослых, но и более высокую. Если взрослый человек слышит звуки с частотой колебаний до 20-25 тысяч, реже до 30 тысяч в секунду, то грудной ребенок воспринимает звуки до 32 тысяч колебаний в секунду. Иными словами, маленький ребенок слышит звуки, которые взрослому недоступны. Однако чувствительность слухового анализатора у ребенка заметно ниже, чем у взрослого. С возрастом чувствительность повышается и становится максимальной в 12-14 лет.
Развитие музыкального слуха. Различение сходных звуков возникает в результате упражнений, т. е. путем образования соответствующих условных связей. В возрасте 3-4 месяцев грудной ребенок различает по высоте музыкальные звуки, отстоящие друг от друга на целую октаву или даже больше, а спустя еще 3 месяца различает звуки, отстоящие на 1-2 тона. К концу 1-го года жизни при условии надлежащих упражнений можно добиться у ребенка тонкости различения не только высоты, но и тембра звуков.
Известно, что музыкальные способности передаются по наследству. Некоторые дети в первые годы жизни не только хорошо различают 1/2 тона и даже 1/4 тона, но могут воспроизводить соответствующие звуки голосом. Слушая песню, они легко запоминают мотив. Однако это вовсе не значит, что музыкальный слух может быть только врожденным и что его не надо воспитывать.
Мир звуков может быть источником сильных положительных эмоций и одной из основ эстетического воспитания. Развитию слуха способствуют не только обучение пению и музыке или прослушивание музыкальных произведений, но также наблюдения над звуками окружающей природы. Шелест листьев, журчание ручья, шум морского прибоя, чрезвычайно разнообразная перекличка птиц — все это обогащает, изощряет слух ребенка, приучает его искать и распознавать звуки.
Большое значение имеет тренировка в распознавании направления, откуда раздается звук, или, как принято говорить, пространственной локализации источника звука. Такой тренировке способствуют игры в жмурки, прятки, палочку-выручалочку и др.
Гигиена слуха. В первые годы жизни дети нередко болеют отитом, т. е. воспалением среднего уха. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы, находящиеся на слизистой оболочке носоглотки. Поэтому отит часто возникает при различных инфекционных заболеваниях, особенно при кори, скарлатине, коклюше, гриппе, а также при насморке. Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудшается слух, надо немедленно показать его врачу-специалисту. Запущенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию — воспалению, мозговых оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости.
При отите воспалительный процесс затрагивает и барабанную перепонку, что иногда приводит к притуплению или даже полной потере слуха. В сырую холодную и ветреную погоду надо оберегать уши ребенка, от охлаждения, которое, как правило, понижает сопротивляемость тканей и тем самым облегчает возникновение воспаления.
В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте — одно из важных правил гигиены. При жалобах ребенка на зуд в ушах следует осторожно с помощью ватного тампона промыть их теплой водой или раствором перекиси водорода и затем просушить кончиком полотенца.
Одно из существенных требований гигиены слуха — предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного и длительного раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные.
Источник
Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи,
эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия
различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших
анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления
ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с
восприятием звука как свойства предметов.
Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и
функционирования устной речи. В настоящее время наблюдается неуклонный рост
количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно,
влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество
усвоения школьных программ.
Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф.
Спировой и других показывают, что “недоразвитие фонематического восприятия, в
будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного
звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия).
Известно, что ребенок обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и
извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Поскольку
слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает
разные уровни слухового восприятия. Уточним еще раз функциональные роли каждого
из них.
Физический слух – наиболее элементарный уровень слуховой функции.
Благодаря ему мы слышим различные звуки окружающего нас мира, которые глухие
люди не слышат. Физический слух обеспечивается первичными полями слуховой коры
мозга, называемыми также корковыми концами анализаторов.
Неречевой слух, неречевой слуховой гнозис, включая музыкальный, реализуется
вторичными полями височной коры правого полушария мозга. Он открывает
возможность различать всевозможные природные, предметные и музыкальные шумы.
Речевой слух или, иначе, речевой слуховой гнозис, – более высокого
уровня, чем физический слух: это уровень фонетики. Такой слух можно обозначить и
как фонетический. Место его локализации – вторичные поля височной коры левого
полушария.
Можно иметь замечательный музыкальный слух и очень плохой речевой, то есть
плохо понимать речь.
Фонематический слух – наиболее высокий по иерархии, предназначенный для
дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных.
При недостаточности фонематического слуха фонемы смешиваются, сливаются между
собой в словах, да и сами слова нередко сливаются друг с другом. В результате
слышимая речь плохо воспринимается (декодируется). Фонематический слух
базируется на способности различать неречевые (природные и предметные) шумы,
за которые ответственно правое полушарие мозга.
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке,
выделять его характерные особенности – исключительно человеческая способность,
благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое
восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к
пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых
восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Следовательно,
акустико-перцептивное восприятие является основой для слухового восприятия, и
эти процессы неразрывно связаны друг с другом.
Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития
речи, становления второй сигнальной системы человека.
Умение сосредоточиться на звуке (акустическое (слуховое) внимание) – важная
способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой,
даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет
жизни.
Развитие акустического внимания идет по двум направлениям: с одной стороны,
развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух,
а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.
Неречевые звуки играют значительную роль в ориентировке ребенка в окружающем
мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы,
свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых
существ. Правильное определение направления источника звука (его локализация),
помогает ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение,
направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении
автомашины. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки
могут определять характер деятельности ребенка. В обычной жизни все звуки могут
восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухозрительно. Кроме
того, уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого
слуха детей, т.к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.
Основное качество слуховых образов – предметная отнесенность. Игры на
восприятие звука дают представление о разных по характеру шумах: шуршании,
скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин,
криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.
Природа – живая книга, с которой ребенок находится в непосредственном
соприкосновение, развертывает широчайшие возможности для развития слухового
восприятия. Дети познают окружающую действительность через собственный
деятельности опыт. Деятельность детей в природном окружении (экскурсии,
наблюдения, походы) дают возможность наблюдать за различными природными и
бытовыми шумами, например шум ветра, звон капели, скрип снега. Как правило,
организуя экскурсии в природу, педагоги ставят ограниченные задачи: например,
познакомиться в подходящий для этого день ранней весны с первыми проталинами,
свойствами снега, особенности состояния погоды и растительного мира. Однако в
такие наблюдения целесообразно включать и задания направленные на развитие
слухового восприятия. Например: идем в сад, ищем места, где уже растаял снег,
где видна земля. Это и есть проталины. Присмотримся к ним: есть большие и
маленькие, круглые и угловатые. Дети бегают, ищут, находят проталины.
Присматриваемся к тому, что на них находится. Вот сухие бурые листья, давайте
возьмем их и послушаем, как они звучат. Тем для таких наблюдений много.
Сосульки на крыше у южной стены дома, свисающие в виде роскошной ледяной
бахромы. Как много понятий можно дать детям на этом оригинальном материале:
блеск льда, радужные переливы его цветов в лучах солнца, размер сосулек, их
длина и толщина, ощущение холода от обломанной сосульки, проникающее через
теплые варежки, звонкое падение капель и лопающегося льда.
При наблюдении падающего зимой снега послушать его скрип, тишину безветренной
погоды, крики птиц. и т.д
Каждая такая экскурсия, являющаяся для детей прогулкой, дает им массу
впечатлений, восприятий, не предусмотренных вашим планом, но план необходимо
точно наметить, с чем вы будете знакомить детей и в каком объеме. При
планировании прогулок, экскурсий не забывайте включать задания на развитие
слухового восприятия и слуховой памяти.
Для закрепления полученных детьми знаний в ходе проведенных экскурсий,
прогулок целесообразно провести беседу, например:
Рассмотрите с детьми картинки, предложите произнести звуки, которые слышали
сегодня на прогулке. Задайте детям вопросы:
- Чем отличаются звуки шуршание листьев в сухую погоду от сырой?
- Какие из предложенных картинок можно объединить одним звуком?
- Найди в доме предметы, с помощью чего ты смог бы изобразить услышанные
сегодня звуки. - Вспомни и произнеси другие звуки природы (это задание можно организовать
в виде упражнения “Угадай, на что похож звук?”) В практической
деятельности: нарисовать совместно с ребенком предметы окружающего мира и
явления природы, звуки которых вы слышали во время совместной прогулки.
Кроме того для развития слухового восприятия необходимо включать совместную
деятельность с детьми упражнения на развитие мелкой моторики, например:
Ветер северный подул:
“С-с-сс”, все листья
С липы сдул… (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
“Кап-кап-кап, кап-кап-кап!” (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед – назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
Закреплению навыков звукоразличения, способствует и специально организованная
предметная среда в группе: уголок с различными свистящими, шумящими, гремящими,
скрипящими шуршащими и т.п. предметами, каждый из которых имеет свой характерный
“голос”, подборка аудиоматериалов.
В специально организованном уголке целесообразно разместитьпредметы, издающие
различные звуки:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками,
камешками, щепочками, песком; - шуршание метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и
т.п.; - шишки, шумящие морские раковины, стучащие палочки разной толщины из
дерева разных пород; - сосуды с разным количеством воды (наподобие ксилофона);
- свистки и дудочки из глины и дерева.
- аудиозаписи природных шумов и подборка игр к ним, например: “Кто кричит,
что звучит?”,
Игры с этими звучащими предметами помогают детям открыть хорошо известные
предметы с совершенно новой стороны. Знакомство детей со звучащими игрушками
начинаю постепенно. На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и
речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто
двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который
издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными
способами, то есть совершать определенные действия. Дополнительная чувственная
опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался
нужный слуховой образ
Развитие у ребенка способности различения на слух неречевых звуков проводится
по таким направлениям:
- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;
- звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки,
карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади,
мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.; - звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов,
скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох
пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п.; транспортные шумы: сигналы
автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудениесамолета и т. п.; - звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки,
свистульки, трещотки, пищалки; - звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка,
металлофон, гармошка, пианино и др.
Желательно ежедневно в группе проводить “Сказочные минутки”, где дети могли
бы прослушивать различные аудио-сказки. В результате у детей развивается
фонетический слух
Вместе с воспитателями в развитии слухового восприятия обязательно должны
участвовать и родители. В нашем детском саду создана подборка проектов выходного
дня, для родителей с детьми, по развитию неречевых звуков, таких какшум ветра,
звон капели, скрип деревьев и т.д. С помощью этих проектов родители включаются в
процесс развития слухового восприятия и экологического воспитания дошкольников.
Формирование акустико перцептивного гнозиса у детей будет успешной при
объединении усилий воспитателей и родителей.
Тесное и комплексное взаимодействие специалистов способно обеспечить детям не
только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к
успешному обучению в общеобразовательной школе.
Источник