Развитие слуха в психическом развитии ребенка
Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом
В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность.
Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.
Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.
Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сферы.
Особенности познавательной сферы.
Особенности внимания.
сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов;
меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего школьника в течение занятия/урока происходит смена анализаторов – при чтении ведущий зрительный анализатор, при объяснении материала – слуховой. У ребенка с нарушением слуха такой смены нет – постоянно задействованы оба анализатора;
низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому;
трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.
Особенности памяти.
образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);
уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.
Работа психолога также должны быть комплексной и проводиться в сфере личностного восприятия, а также в сфере коммуникации с окружающими людьми.
Особенности личностной сферы.
Особенности развития эмоциональной сферы.
плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а, следовательно, не может сопереживать им;
ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.
Особенности коммуникации с окружающими людьми.
плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;
нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;
при ответе на вопрос: “Все ли понятно?” ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;
ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;
испытывает значительные трудности в ситуации диалога;
у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими [1].
Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих детей.
Основы психологии детей с нарушением слуха.
Психологическое обследование должно быть всесторонним, поэтому включает в себя изучение всех сторон психики: познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей.
При предположении о нарушениях слуха кроме его состояния особое внимание следует обратить на: развитие движений, работу вестибулярного аппарата, особенности развития речи.
Целостное изучение ребенка с нарушением слуха будет успешным, если оно осуществляется в процессе деятельности – эмоционального общения, предметной, игровой, учебной, трудовой. Эти условия помогут лучше выявить особенности познавательной сферы ребенка, мотивации, интересов, направленности личности.
Всесторонний характер психолого-педагогического обследования дает возможность выявить и определить характер других отклонений в развитии: зрения, интеллекта, движений, если развитие ребенка со снижением слуха осложнено дополнительными нарушениями [2].
Целостный системный анализ результатов психолого-педагогического обследования позволяет не только выявить отдельные нарушения в развитии, но и установить иерархические связи между ними, выявив систему первичных и вторичных отклонений.
Важно то, что основанием для педагогического прогноза и определения для ребенка типа дошкольного учреждения является не изолированное исследование слуха или познавательных процессов, а целостная характеристика и заключение, составленные на основании учета всех данных, полученных в процессе психолого-педагогического изучения.
Также важен учет возраста ребенка при организации психолого-педагогического изучения. Психолого-педагогическое обследование и по форме, и по содержанию организуется в соответствии с возрастом ребенка. В плане организации обследования это предполагает создание условий для проведения обследования:
— удобное расположение ребенка за детским столом,
— подбор дидактического материала в зависимости от возраста,
— использование соответствующих возрасту методов.
Важным фактором в развитии ребенка с нарушением слуха является принцип динамического изучения. Большое значение для понимании сути нарушения слуха и его влияния на ход психического развития ребенка имеет принцип динамического изучения, согласно которому важно выяснить не только то, что дети знают и умеют в настоящее время, но и их потенциальные возможности, «зону ближайшего развития». Предлагаемые для выполнения задания должны быть доступны для ребенка, ведь если он все задания будет выполнять неправильно, мы не поймем, какого уровня психического развития он достиг.
Если ребенок не в состоянии выполнить задания, доступные его сверстникам, надо предложить ему задания, ориентированные на младших по возрасту детей.
Для выяснения «зоны ближайшего развития», ее величины целесообразно включить в программу обследования один из вариантов психологического обучающего эксперимента. Если такой возможности нет, то на разных этапах обследования при ошибках ребенку оказывается помощь. Виды помощи, особенности ее принятия или непринятия ребенком – все это даст материал для анализа его обучаемости. Результаты самостоятельного решения задач разной степени сложности и оценка влияния оказываемой помощи позволяют судить не только об уровне развития познавательных процессов ребенка, но и о возможных путях их дальнейшего совершенствования в условиях специально организованного обучения и воспитания [3].
Необходимо не только учитывать конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения – способы действий, их рациональность, последовательность, логичность, настойчивость в достижении целей, отношение к избранным способам решения, критичность.
Динамическое изучение детей проводится в течение года, с наблюдениями за развитием ребенка в образовательном учреждении, обсуждениями особенностей развития с родителями и педагогами, повторными консультациями.
Важным моментом в развитии ребенка с нарушением слуха является также индивидуальный подход к ребенку.
Данный принцип предполагает учет возраста, индивидуальных особенностей ребенка, создание во время обследования доброжелательной обстановки. Особенно это важно при работе с детьми раннего возраста, дошкольниками со сложной структурой нарушений развития. Индивидуальный подход предполагает полное предварительное знакомство с историей развития: характером раннего моторного и речевого развития, перенесенными заболеваниями, особенностями воспитания ребенка в семье, характером общения с ним.
Нередко у детей в ходе обследования, особенно в его начале, возникают беспокойство, настороженность, испуг, влекущие за собой замкнутость, отказ от выполнения заданий, желание уйти. В таких случаях необходимо перестроить систему предъявления задания, предпочесть вначале игровые задания, интересные и доступные для ребенка, а более сложные, например проверку состояния слуха, провести позже [4].
В некоторых случаях при отказе ребенка от выполнения заданий целесообразно привлечение к участию в предъявлении задании родителей ребенка, оказание помощи ребенку, поддержание его попыток действовать самостоятельно.
Помимо выяснения результативности выполнения задания ребенком во внимание должны приниматься показатели, характеризующие качество выполнения: интерес к заданию, самостоятельность, использование предложенной помощи, обучаемость в процессе исследования. При оценке результатов надо учитывать способы выполнения задании, их соответствие возрасту ребенка. Именно учет способов выполнения задания ребенком является важнейшим показателем уровня его психического развития. В процессе психолого-педагогического обследования выявляется высший уровень возможностей ребенка, т.е. то, что он может сделать с помощью взрослого. Это характеризует «зону ближайшего развития», потенциальные возможности ребенка, учет которых имеет важное значение в процессе воспитания и обучения.
Психическое развитие детей с недостатками слуха свидетельствует о том, как велика роль слуха в развитии речи и роль речи в формировании всех познавательных процессов, особенно словесно-логического (понятийного) мышления, а также в развитии эмоций и чувств, волевых действий и черт личности. Изученные закономерности психического развития детей с недостатками слуха позволяют полнее и точнее понять формирующуюся структуру психической деятельности любого ребенка.
Список литературы
Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Развитие речи дошкольников с нарушением слуха. — М.: Гардарики, 2004. – 58 с.
Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. — М.: Академия, 2004. – 135 с.
Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование и развитие дошкольников с нарушениями слуха. — М.: Владос, 2003. – 122 с.
Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. — М.: Академия, 2003.
Источник
учитель-дефектолог,
д/с №189 «Спутник»
Один из страшных диагнозов, которого боятся все родители – это снижение слуха у ребенка в раннем возрасте, которое в будущем может отрицательно сказаться на формировании у него речи. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения малыш вообще не овладевает речью. И если из уст врача звучит приговор «глухота», мир, кажется, в эту минуту готов рухнуть: неужели кроха никогда не узнает, что такое музыка, не сможет ощутить все звуковые прелести этого мира, окажется навсегда отрезанным от нормально слышащих людей? Как помочь малышу в этой ситуации, как общаться с ним и как научить его жить в гармонии с окружающими здоровыми людьми?
Выявить нарушения слуха у малыша можно уже с первых дней жизни. Существуют определенные факторы риска, в силу которых у ребенка может быть снижен слух. При наличии хотя бы одного из них, родителям рекомендуется, как можно раньше пройти специальное обследование. При раннем адекватном коррекционном воздействии тяжелые последствия могут быть уменьшены и даже преодолены.
Факторы риска нарушения слуха у ребенка:
- Инфекционные или вирусные заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, герпес, токсоплазмоз и др.)
- Токсикозы беременности
- Асфиксия новорожденного
- Внутричерепная родовая травма
- Гипербилирубинемия
- Гемолитическая болезнь новорожденного
- Масса тела при рождении менее 1500 г
- Недоношенность
- Переношенность
- Прием препаратов с ототоксическим действием (ряд антибиотиков и другие сильнодействующие средства)
- Наследственные заболевания
- Патологии челюстно-лицевого скелета у ребенка
Задачами специального обучения детей с нарушенным слухом дошкольного возраста является их полноценное развитие в соответствии с возрастом, формирование у них словесной речи как устной, так и письменной, и, как следствие, подготовка к школьному обучению. Путь становления речи таких малышей должен стать максимально приближенным к тому, который проходят нормально слышащие дети. И тогда на смену неосознанным звукам придут первые слова, а затем и фразы. И пусть это произойдет несколько позже, чем у здоровых малышей, зато слабослышащий ребенок научится понимать обращенную к нему речь и сможет общаться сам.
Создание условий для наиболее раннего и полноценного развития ребенка с проблемами слуха, его слухоречевой реабилитации – это важная задача детского сада и родителей. Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое и физическое развитие ребенка. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других.
Восприятие. Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия – как главного источника представлений об окружающем мире.Зрительный анализатор неслышащего ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих, а в ряде случаев — лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Слышащие дети часто путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. Но глухим детям труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения. Также у детей с нарушением слуха восприятие формы, величины предмета, узнавание предмета по контуру формируются позднее, чем у слышащих сверстников. Затруднение вызывает и узнавание знакомых предметов в необычном ракурсе (перевёрнутом на 180 градусов положении). В целом, восприятие слабослышащих детей характеризуется неполнотой, фрагментарностью: дети выделяют яркие и очевидные признаки предметов, специфические особенности, но часто не замечают общие признаки.
Память. Наглядная память детей с нарушением слуха отличается неточностью, сходные образы смешиваются. Развитие же словесной памяти сопряжено с большими сложностями, поскольку, запоминая слово, ребенок с нарушением слуха запоминает не смысловую единицу, а последовательность звуков, на что приходится затрачивать большие усилия. Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности. Главной задачей развития словесной памяти является овладение запоминанием на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно-развивающие упражнения.
Внимание. Объем внимания у детей с нарушением слуха в несколько раз ниже, чем у слышащих детей: дети с нарушением слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов. Внимание неустойчивое, дети с нарушением слуха могут удерживать внимание не более 10-13 минут. Много времени в процессе обучения уделяется развитию непроизвольного внимания.
Мышление. В развитии мышления детей с нарушением слуха наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов.Мышление глухих и слабослышащих детей отличается конкретностью и наглядностью, им сложно оперировать обобщенными и абстрактными понятиями. Слова они также употребляют в самом конкретном значении. Такая специфика мышления приводит к трудностям при совершении умственных операций: при сравнении им сложно заметить общее, они с трудом выделяют связи и отношения между объектами, могут путать причину и следствие. Развитие логического мышления существенно зависит от уровня речевого развития детей. Для таких детей характерно замедление процесса формирования понятий.
Эмоционально-волевая сфера. Нарушение слуха накладывает отпечаток на развитие эмоциональной сферы и личности ребенка. Он оказывается частично изолированным от окружающих людей, от общения с ними. Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные. К ним позднее, чем к их слышащим сверстникам, приходит способность сопереживать. У детей с нарушением слуха отмечается бедность эмоций. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх — другие они не умеют проявлять.
Воображение. У детей с нарушением слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием речи, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л. Выготской, такие дети долго не переходят от предметно-процессуальных действий к сюжетно-ролевым играм, требующим создания воображаемой игровой ситуации. Сюжетные игры слабослышащих детей более однообразны, стереотипны. Воображение слабослышащих дошкольников как бы дольше «привязано» сначала к восприятию, потом к памяти. Дети часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения, позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке «предмет – образ – слово». Таким образом, уже на ранних этапах развития дети с нарушением слуха начинают отставать от слышащих сверстников в развитии воображения. И хотя образы памяти у них отличаются достаточной яркостью и живостью, отставание в развитии понятийного мышления мешает отвлечению от конкретного значения слова. Это затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так и формирование новых образов. Как показали исследования Е. Г. Речицкой и Е.А Сошиной, дошкольники с нарушением слуха проявляют недостаточную гибкость в использовании идей (требовалось дорисовать простые геометрические фигуры, такие, как круг, квадрат и т.п., или неопределенные конфигурации), чтобы получился предмет. Типичными были рисунки, в которых одна и та же фигура превращалась в один и тот же предмет (круг — в колесо).
Речь. Дети с нарушением слуха могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения. Речевое общение формируется в процессе различных видов деятельности. Они овладевают словесной речью в ее разных формах (устной, письменной, дактильной), развиваются обе ее стороны – импрессивная (восприятие речи зрительно, слухозрительно, на слух) и экспрессивная (говорение, дактилирование, письмо).
Очень медленно, даже в условиях специального обучения, идет обогащение словарного запаса у слабослышащих детей. Наиболее успешно запоминаются существительные; значительно труднее дети овладевают названиями действий, названиями цветов, отдельных частей и признаков предметов. По мере того как дети овладевают доступной их возрасту лексикой и у них формируется простая фразовая речь, возникают новые трудности. Дети с большим трудом осваивают такую особенность слова, как многозначность, например «тяжелый чемодан» и «тяжелый характер». В речи слабослышащих детей не сразу появляются слова с приставками и суффиксами, они затрудняются в понимании их значений. Дети с нарушением слуха лишь постепенно понимают, что каждое слово несет в себе ту или иную степень обобщения, что, например, слово мебель имеет более общий смысл, в то время как слова диван, кровать, стол, стул, табуретка — более частное значение. При правильном понимании отношений между словами более конкретными и более обобщенными по смыслу у них начинает формироваться понятийное мышление.
Психическое развитие детей с нарушениями слуха представляет собой особый тип развития, связанного с наличием специфических условий взаимодействия с окружающим миром. Нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций. Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих детей и обеспечить им возможность полноценного общения. Дети с нарушением слуха безболезненно адаптируются к многообразным, изменяющимся условиям жизни большого детского коллектива, учатся проявлять свою социальную активность, удовлетворять свои интересы, развивать свои способности.
Литература:
1. Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха (слабослышащих) — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 89–92
2 . Богданова Т.Г. «Сурдопсихология: Учеб. пособие. — М.: «Академия», 2002.
3. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В.М. — М.: АПК и ПРО, 2000.
4. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно — методическое пособие. Под ред. И.А. Михаленковой.- СПБ: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Источник