Развитие слуха у слепого ребенка

Развитие слухового восприятия и речи у слепых детей

Самсонова Татьяна Алексеевна

Учитель-дефектолог

МБДОУ №77 г. Череповец

В первый год жизни слепых детей развитие деятельности сохранных органов чувств происходит в менее благоприятных условиях, чем у зрячих, из-за выключения из их взаимодействия зрительных компонентов. Отставание в развитии локомоций,  длительная задержка в самостоятельном хождении ограничивают освоение  дальнего пространства, значительно сокращают сферу предметной деятельности и  являются причиной усугубления пассивности, возникающей у слепорожденных уже в  первые месяцы жизни. Это в свою очередь впечет за собой большую зависимость слепого ребенка от взрослого.

Эти моменты, безусловно, затрудняют развитие восприятий и их  совершенствование. Общение играет активную роль в развитии слепого, в усвоении им общественного опыта и имеет свои особенности. Возникшее на первой стадии системы компенсации слепоты  дифференцированное слуховое восприятие и появляющиеся самостоятельные  вокализации (голосовые реакции) при осязательном знакомстве с предметами начинают играть у слепого все более важную роль как средство общения с окружающими людьми.

Слепой ребенок использует речевые звуки и слова для привлечения к себе  внимания, для достижения определенных предметов. Отклик взрослых и их  эмоциональное отношение к этому стимулируют как произнесение звуков и слов, так и слуховое восприятие слепого. Он начинает узнавать по голосам своих родных и близких,  отличать их от чужих. В это же время происходит развитие и других сохранных органов чувств, которые дают возможность ощущать вкус, запах в связи с новыми формами принятия пищи, употреблением более разнообразных продуктов питания. Привлечение слепого ребенка к участию во всех этих действиях, побуждение его через речь, называние предметов и действий с ними развивают понимание речи, активизируютего ответные реакции, т. е. формируют потребности соучастия в специфически человеческих и необходимых действиях с предметами. Речь взрослого, обращенная к ребенку, не просто сопровождает действие, а является необходимым звеном, она привлекает внимание слепого к обследованию предметов,  вызывает у него интерес и тем самым создает прочные связи между словом и осязаемым предметом, расширяет круг понимаемых речевых ситуаций. Развивается смысловая сторона речи слепого ребенка. Уже в начале второго полугодия он начинает искать источник звука, тянет к нему руки. В такой поисковой ситуации употребленное несколько раз слово (название данного в руки ребенка предмета) становится сигналом к поискам того же предмета в следующий раз. Свой поиск слепой, как и зрячий, сопровождает вокализацией (голосовыми реакциями) или звуками речи. На этой основе начинается интенсивное развитие речи слепого; углубляется ее понимание и активное самостоятельное использование.

Для предметных действий слепого ребенка на первом году жизни характерны  неспецифические манипуляции, повторяемость действий и их однообразие. Слепой  трясет, стучит предметами, сбрасывает их на пол, прислушивается к звукам,  возникающим в результате их падения. Большую роль в развитии действий с  предметами играет слово взрослого в сочетании с привлечением внимания ребенка,  например, к игрушке, издающей звук.

Понимание слепым ребенком смысла слова, как и зрячим, проходит целый ряд  ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребенком названия предмета  основывается на эмоциональном переживании целой ситуации. Это приводит к  отнесенности слова к широкому кругу различных предметов и действий, входящих в эту ситуацию, что свидетельствует о неумении ребенка обобщать в слове однородные предметы. В дальнейшем слово начинает связываться с наличием конкретного предмета и лишь значительно позже — с появлением представлений: ребенок становится способным понять слово без наличия предмета.

К полутора годам понимаемые слова становятся более стойкими и обобщенными: ребенок знает названия ограниченного круга окружающих  предметов, действия с ними и названия отдельных качеств предметов, может их оценить (хороший—плохой, большой — маленький). Развитие речевого общения слепого ребенка,  как и зрячего, опирается на развитие фонематического слуха. Исследования развития фонематического слуха у ребенка раннего возраста  показывают, что в восемь месяцев ребенок воспринимает ритмические и  интонационные особенности фразы, но отдельных слов еще не различает; в десять- одиннадцать месяцев уже начинает выделять слова, но в них еще не различает фонем,  а фиксирует лишь общую структуру слова, т. е. развитие понимания речи у ребенка идет от более комплексных к более дифференцированным частям речи, от фразы к слову. Но развитый фонематический слух понимается как умение выделять отдельные звуки речи, т.  е. предполагает еще более тонкую дифференциацию элементов речи, что наступает у нормально видящего ребенка к полутора- двум годам.

Звуковое общение свойственно ребенку и до шести месяцев. Примерно в восемь-девять месяцев возникает подражание звукам, состоящее в повторении именно того звука, который произносит взрослый. Подражание возникает обычно в ответ на действия только близких ему людей, связанных с ним положительно окрашенными эмоциональными отношениями. В десять-одиннадцать месяцев слепой ребенок способен повторить за взрослым новые звуки, а потом и новые слова, сопровождая ими действия.

В возрасте одного года ребенок имеет от 1 до 20 активных слов, к полутора годам — 36-95 слов, но во взаимоотношениях со взрослым зрячий ребенок еще не использует речь как средство общения, а пользуется для него формами общения: мимикой, жестами,  неречевыми звуками. У ребенка еще нет потребности в речевом общении со взрослыми. Такая речь  называется «автономной», так как в ней не используется сложившаяся система языка окружающих. Примерно после полутора лет происходит скачок в развитии речи ребенка,  и она начинает развиваться ускоренными темпами. Именно в это время ребенок начинает требовать предметы, называя их, т. е.  использует речь для общения. К двум годам у ребенка возникает описательная речь. В ответах на вопросы взрослого ребенок начинает употреблять описательное  констатирующее предложение.

Слепой ребенок также в полтора-два года начинает использовать свою  развивающуюся речь в качестве основного средства общения со взрослыми. Быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Общение слепого ребенка в этот период является еще самоцелью и направлено на само общение со взрослым, поэтому слепой, подражая взрослым, овладевает огромным запасом слов и целых предложений, непонятных ему по содержанию. Повторение и употребление слов с пока непонятными значениями не смущает слепого ребенка, так как в ответ на их употребление он получает отклик и радость со стороны взрослого. Это является стимулом дальнейшего накопления даже формального словаря, который он может употреблять в определенной ситуации и который является для него средством активного общения со взрослым. Активное общение слепого ребенка со взрослым в совместной предметной  деятельности обеспечивает образование связи слова с обозначаемым им  предметом. Поэтому опора на активное речевое общение и есть тот обходной путь, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии слепого ребенка. Образование системы связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся двигательно-мышечной системой обеспечивает основу для компенсации слепоты в этом возрасте.

В связи с этим огромный скачок в развитии слепого происходит именно в тот момент,  когда речевое общение включается в предметное, и когда действия с предметами соответствуют их прямому назначению и оказываются в центре активности слепого.  Опыт речевого общения слепого ребенка со взрослым неминуемо приводит ребенка к необходимости использовать речь для все более правильного отражения объективных свойств предмета, так как это позволяет ребенку достигать большего эффекта вобщении со взрослым в ходе совместной предметной деятельности. Использование взрослым совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой — является условием лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами.

Интенсивно развивающаяся речь слепого ребенка, активно использующего ее в  основном как средство общения, является тем звеном, опираясь на которое возможно продвинуть психическое развитие слепого. Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных действий, дает возможность их совершенствовать.  Развитие же предметных действий в свою очередь ведет к формированию осязания у ребенка. Сопровождение всех действий речью, т. е. создание и укрепление связи между словом, предметом и действием, позволяет впоследствии использовать речь в качестве коррекционного средства моторики, нарушенной слепотой. Речь взрослого может активно способствовать усвоению слепым ребенком предметных действий не только за счет привлечения внимания к предмету и формулирования задачи, она позволяет руководить способами выполнения этой задачи. «Речь выступает в качестве носителя опыта действий: в ней этот опыт закреплен и через нее передается» (Эльконин Д. Б.  Детская психология. — М.: 1960).

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.

М.: Просвещение, 1967.

2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Психол. и метод,

аспекты реабилитации.—Л., 1982.

3. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Лялиной.—

М.: Просвещение, 1976.

4. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л. И. Солнцевой.— М.:Просвещение, 1967.

5. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова.— М., 1979.

6. Ерастова Е. А. Воспитание слепых детей в семье.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

7. Маркова Т. А., Гиневская Л. А. Воспитание детей третьего года жизни.—

М.:Учпедгиз, 1962.

8. Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.

Источник

Ирина Бударагина
Развитие слухового восприятия на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Развитие слухового восприятия

у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Слуховое восприятие играет важную роль для слепых и слабовидящих при ориен-тации в пространстве. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может от-рицательно отразиться на развитии детей. У детей с нарушением зрения слуховое воспри-ятие необходимо всячески развивать и оберегать. Слух — это отражение действительности в форме звуковых явлений. Слуховой анализатор воспринимает предметные свойства внешнего мира. У слепых и слабовидящих людей звуковые ощущения и восприятие име-ют не только предметное, но и сигнальное значение. По колебаниям тембра голоса, его интонации на расстоянии или вблизи, слепые узнают настроение, характер собеседника. Слух сохраняет возможность общения слепых с членами коллектива, в котором они живут и общаются. Велико значение слуха для слепых и слабовидящих детей в процессе познания окружающего мира, пространственной и социальной ориентации. Слепым и слабовидящим чаще приходится использовать слух при различных видах деятельности.

Ученые отмечают, что слабовидящему ребенку слуховое восприятие доставляет разнообразные сведения об окружающем мире. Звуки, исходящие от предметов и явлений окружающего, рисуют незрячему своеобразную картину мира. Слепой вынужден прислу-шиваться ко всему, что дает ему возможность, получить хоть какую-то информацию о происходящем вокруг.

У детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими значительно беднее запас, как зрительных, так и слуховых представлений. Это приводит к недоразви-тиюпознавательной деятельности: образного мышления, восприятия, воображения, памя-ти, внимания. Все это ведет за собой задержку в формировании личности ребенка. У де-тей с нарушением зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, поэтому у слабовидящих детей доминирует слухо-вое восприятие.

Но у слабовидящих детей дошкольного возраста слуховое восприятие ещё не со-вершенно, хотя они могут различать различные звуки, даже правильно называть предме-ты, издающие звуки.

Человека окружает множество разных звуков. Чтобы ориентироваться в их много-образии и дать детям, имеющим патологию органов зрения полное представление о них, необходимо и целесообразно дифференцировать все шумы и звуки.

научить ребенка слушать музыкальный звук — воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность, используя музыкально-дидактические игры.

слышать звуки окружающего мира, ориентироваться в их разнообразии.

обогащать представления детей о свойствах и особенностях музыкаль-ных инструментов, учить различать их тембровую окраску.

учить выбирать инструменты, тембры которых соответствуют характеру звучащей музыки; учить различным приемам звукоизвлечения.

развивать внимание и слуховую память.

Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения средствами элемен-тарного музицирования благодатная почва. Ведь элементарная музыка — это игра звуками музыкальных инструментов, человеческого тела, шумами предметного мира и природы, из которых рождается музыка. Они познают особое качество и красоту стеклянных, ме-таллических, деревянных, шуршащих и других звуков.

При этом источником звука может стать расческа с бумагой, стакан и бутылка с водой, пластиковые баночки или металлические крышки.

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими — все это необыкновенно важно для развития тембрового слуха.

Общение детей с примарными инструментами, несомненно, развивает их музы-кальность, тонкость слухового восприятия, ассоциативность. На таких занятиях особое место занимает звукотворчество детей. Любой придуманный и извлеченный ребенком звук заслуживает внимания, принимается и используется в звуковых композициях.

«Звучащие жесты» позволяют организовать музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов.Четыре основных тембра — это четыре природных ин-струмента: шлепки, притопы, хлопки, щелчки. Получая такие задания, дети, соревнуются в изобретательности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, сопровождая ими пение, движение, слушание танцевальной или маршевой музыки. Для детей такая игра — естественная потребность, а для педагога — средство воспитания интонационного и тембрового слуха, развитие слуховой фантазии, а так же в освоение детьми ритма.

Знакомство с немузыкальными звуками

Мир, который нас окружает, наполнен удивительными и разнообразными «го-лосами» предметов. От нас, взрослых, зависит, сможет ли маленький ребенок услышать и понять их. Стук, шорох, скрип можно превратить в необычную, но очень занимательную музыкальную картину — надо только попробовать. Например, обыкновенный лист бумаги — а сколько разнообразных вариантов звучания. Ее можно рвать, мять,шуршать — и сразу появляются образы: шелестят листья в парке, снег скрипит под ногами.

Игра «Что звучит?»

Цель: развивать слуховое воображение и память.

Задачи: изучить с детьми звуковые возможности предметов.

Материал: кубики, карандаши, бумага, природные материалы.

Ход игры: Дети садятся на стульчики. Чтобы лучше сосредоточиться, закрывают глаза и вслушиваются в звуки, которые руководитель извлекает из предметов, определяют характер звучания, учатся сравнивать, анализируют. Могут предложить свои варианты звукоизвлечения. Обязательна поддержка инициативы ребенка.

Определение источника звука

На занятия дети приходят уже с запасом определенных знаний и навыков. Они мо-гут звукоподражать, работать с предметом. Но, попадая в непривычные условия группо-вого обучения, теряются.

Игра «У кого бубен?»

Цель: активизировать слуховое внимание

Задачи: учить выделять из музыкальных звуков тембр бубна

Ход игры: Дети встают кругом. Под инструментальный аккомпанемент играют на бубне, передавая его друг другу. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга. На паузе, когда игра останавливается, он должен определить, у кого в руках инструмент. За-дача для ребенка не из легких. Надо суметь, активизируя свое слуховое внимание, выде-лить из музыкальных звуков аккомпанемента тембр бубна.

Инструментальные вариации

Прежде чем приступить к работе с музыкальными инструментами, необходимо дать детям возможность поиграть на них. Запастись терпением, потому что способы само-выражения будут самые различные. Первое робкое прикосновение к инструменту пре-вратится в прыгание и бегание с ним с пением и выкриками. И это замечательно, так ре-бенок свободно выражает всю полноту удовольствия от игрового процесса. Но некоторые дети производят звуковые эксперименты только над одним из инструментов. Как помочь ребенку решить проблему выбора?

Игра «Инструментальный хоровод»

Цель: развивать умение дифференцировать звуки, темп, регистр, громкость звука.

Задачи: создание воображаемых образов с помощью инструментов при смене му-зыкального сопровождения.

Ход игры: На стульчики, стоящие кругом, кладутся инструменты. Дети, образуя внешний круг, под аккомпанемент («Вальс-шутка» Л. Шостаковича) начинают играть на том инструменте, который лежит перед ними. На паузе на счет «раз, два, три» переходят в одном направлении к следующему стульчику. И так пока не обойдут весь круг.

Дети с удовольствием принимают участие в этой игре. Сами расставляют стулья, раскладывают инструменты. Им нравится, когда руководитель варьирует аккомпанемент, изменяя темп, регистр, громкость звука. Желательно при смене сопровождения напоми-нать об образах,которые дети будут создавать с помощью инструментов: птичка поет на веточке, мишка идет по лесу, козленок прыгает.Иногда сами дети предлагают темы для музицирования: часики тикают, дождик идет.

Тембр и образ

Музыкальные инструменты можно использовать как наглядное дидактическое по-собие в обучении и развитии музыкально-сенсорных способностей. Необходимо исследовать с детьми тембро-динамические возможности инструментов и приемы игры на них. Дети должны сами поэкспериментировать над звуком,выбирая тембры для характеристики образов: медведя (барабан, зайчика (бубен, птички (колокольчики). Самостоятельное решение задачи лучше способствует концентрации внимания, развитию памяти и творческого воображения. Коллективная работа создает условия для обретения навыков сотрудничества, проявления индивидуальности.

Формирование слухового внимания и памяти

Это одна из главных задач в развитии детей. Научить ребенка слушать и слышать, реагировать на слово как сигнал, осознавая его смысл. От его реакции зависит успешность выполнения заданий.

«Стеклянный – деревянный».

Цель: продолжать формировать слуховое внимание и память.

Задачи: Учить отгадывать по звучанию, из какого материала сделаны предъявленные предметы.

Набор предметов за ширмой: посуда (фарфоровая, металлическая, деревянная); натураль-ные предметы из дерева, металла, стекла.

«Кто что услышит?»

Цель: развивать звуковое восприятие.

Задачи: научить определять инструмент на слух.

Ход игры: Дети сидят спиной к столику с музыкальными инструментами. Музыкальный руководитель играет поочередно на инструментах. Дети должны определить какой музы-кальный инструмент играет.

При работе над развитием слуха желательно ориентироваться на уровень восприятия детей. Выбор игр и их последовательность зависят от целей, которые преследует руководитель. При каждом повторении игры ставить перед ребенком новые задачи. Главное — создать атмосферу заинтересованности. Для стимулирования развития детской самостоятельности, индивидуального проявления и творческого подхода используйте кукольный театр, костюмы. Музыкальное сопровождение должно быть ярким и выразительным.

Прогнозируемый результат:

В результате систематических занятий дети должны уметь:

• дифференцировать звуки окружающего пространства, в том числе опреде-лять по звуку материал, из которого сделан предмет;

• локализовать источник звука, определять его удалённость и направление;

• узнавать по голосам знакомых людей и дифференцировать незнакомые го-лоса;

• понимать по голосу эмоциональное состояние человека, его настроение, ха-рактер;

• пользоваться слухом в процессе всех основных видов деятельности.

Источник