Развитие слуха у недоношенного ребенка

Развитие слуха у недоношенного ребенка thumbnail

На вынашивание ребенка женщине требуется 40 недель. За это время происходит формирование всех органов и систем. В случаях, когда малыш появляется на свет раньше срока, некоторые функции могут быть нарушены. Тяжесть нарушений зависит от того, на сколько раньше положенного времени родился ребенок.

Когда начинает слышать после рождения?

При проведении исследований специалисты установили, что ребенок слышит звуки еще до появления на свет, находясь в утробе матери. И уже с первой минуты после рождения он воспринимает их, однако реагирует только на резкие, сильно выраженные.

Особенности развития слуха

Органы слуха начинают формироваться на 3-й неделе беременности, а их развитие продолжается на протяжении всего периода вынашивания плода.

В норме слух развивается следующим образом:

К концу 1-го месяцаПроисходит выработка условных рефлексов на звуковые раздражители. Это подтверждено опытным путем: при подкреплении звука колокольчика едой, через некоторое время в ответ на раздражитель у малыша наблюдается активизация сосательного рефлекса.
В 2-3 месяцаПроисходит дифференциация разнородных звуков. В ответ на источник звука ребенок поворачивает голову, пытается найти его глазами. Если этого не происходит, необходимо обратиться к специалисту. Появляется слуховое сосредоточение. Даже если малыш капризничает, но неожиданно услышит продолжительный звук (игрушка, колокольчик), то он прислушается: замрет, перестанет плакать, прекратит движения.
В 3-4 месяцаУ ребенка появляется способность дифференцировать однородные звуки, отличающиеся по высоте тона.
К годуМалыш способен различать интонации, элементы речи.
На протяжении 2-3 летПродолжается развитие слуховой функции, формируется речевой слух – т.е. способность различать звуковой состав речи.

Максимальная чувствительность слуховой системы отмечается в период 15-20 лет, после чего слух начинает снижаться.

Как проверить?

Снижение слуха у недоношенных детей в будущем приведет к нарушениям речи.

Речевое развитие двойни, как и других детей, базируется на подражании: ребенок слышит звуки, пытается их повторить. Поэтому очень важно выявить проблему и начать решать ее как можно раньше. С детьми, у которых наблюдается нарушение слуха, работают специалисты – сурдопедагоги.

Чем раньше будет проведена диагностика и оказана помощь, тем больше шансов минимизировать негативные последствия того, что ребенок плохо слышит.

Проверка у врача

Аудиоскриннинг является обязательной процедурой, которая проводится сразу после рождения ребенка – еще в роддоме. Возможно проведение обследования, даже если на свет появился глубоко недоношенный ребенок .

Если по какой-то причине отметки о результатах исследования в выписке нет, необходимо обратиться к специалисту в поликлинике. Обследование слуха и у детей, и у взрослых проводит врач-отоларинголог (лор).

Процедура аудиологического скрининга безболезненна. Небольшой прибор (электро-акустический зонд) помещают в наружный слуховой проход малыша. Важно, чтобы ребенок не капризничал, не сосал соску – любые лишние звуки внесут искажение в результат.

При этом нужно учитывать, что результат, который показывает табло прибора – это не диагноз, а предположение.

Если и тест в роддоме, и повторный тест в поликлинике, проведенный лором, показал положительный результат, специалист направит ребенка к сурдологический кабинет или центр слуха, так как необходимо проведение дополнительного, более глубокого обследования.

Дома

Уже в первые несколько недель можно определить, что у ребенка нет нарушений слуха: если малыш вздрагивает от громких звуков, значит он прекрасно их слышит.

Одним из простых вариантов проверить слух у ребенка до года является проведение гороховой пробы. Для нее потребуется 4 небольшие пластиковые баночки.

Одна из них остается пустой, другие на третью часть заполняются соответственно:

  • 1 – нелущеным горохом (громкость звука – 70-80 дБ);
  • 2 – гречкой-ядрицей (50-60 дБ);
  • 3 – манной крупой (30-40 дБ).

Данную экспресс-диагностику следует проводить, когда ребенок хорошо себя чувствует, он сыт и спокоен. Лучше это делать между кормлениями – спустя час после еды или за час до приема пищи.

Потребуется участие еще одного взрослого, которого ребенок хорошо знает. Малыша садят к нему руки, и предупреждают, что помощник не должен двигаться во время подачи звуков.

Сначала берут баночки № 3 и № 4 и, располагая на расстоянии 20-30 см от ушек, трясут, издавая звук. Затем баночки меняют местами: если сначала банка № 3 была возле левого уха, то теперь она перемещается к правому, и наоборот. Манипуляции руками должны выполняться симметрично, с одинаковой интенсивностью.

Необходимо отслеживать реакции ребенка.

На то, что малыш слышит звук, могут указывать следующие признаки: ребенок широко открывает глаза, замирает или, наоборот, начинает активнее двигаться, поворачивает головку в сторону звука, пытается найти его источник.

В случаях, если никаких реакций не наблюдается, необходимо взять следующую баночку — №2, с гречкой. Все операции повторяются, в случае отсутствия результата берут баночку №1 – с горохом.

Важно соблюдать последовать проведения действий – баночки должны предъявляться именно в указанном порядке: от самой тихой и идти по нарастанию. При этом если малыш реагирует на баночку, наполненную манной крупой, то можно пробу не продолжать.

Для более достоверной оценки результатов необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • от момента начала звучания и до появления реакции может пройти от 3 до 5 секунд;
  • продолжать предъявление можно после того, как завершится реакция на предыдущий звук;
  • перед предъявлением нового звука следует уложить голову малыша ровно, на затылок (для тех случаев, когда ребенок повернул голову).

При оценке результатов также необходимо учитывать возраст ребенка:

  • дети до 4 месяцев могут не реагировать на звучание баночки с манкой — если при предъявлении остальных звуков реакция присутствует, то это нормально;
  • дети старше 4 месяцев в норме реагируют на звуки всех 3 баночек;
  • на снижение слуха у ребенка до 4 месяцев будет указывать отсутствие реакции на банки с гречкой и горохом; то же самое касается ситуации, когда ребенок иногда реагирует, а иногда не реагирует на звук;
  • при нарушении слуха ребенок старше 4 месяцев не может найти источник звука.

Возможные реакции на звук, которые говорят о том, что ребенок слышит:

  • мигание век, зажмуривание, широкое открывание глаз;
  • замирание;
  • разведение рук и ног в стороны;
  • поворот по направлению к звуку;
  • сосательные движения;
  • изменения частоты дыхания;
  • нахмуривание бровей.

На одностороннюю потерю слуха может указывать ситуация, когда ребенок постоянно поворачивает голову в одну сторону, независимо от того, возле какого уха находится наполненная баночка.

Для уточнения информации потребуется проведение аудиологического обследования.

Для детей старше года такая проба не подойдет.

Для диагностики слуха у детей от года до 3-х перед малышом раскладывают игрушки, названия которых он хорошо знает. Все лишнее необходимо убрать, чтобы ничего не отвлекало ребенка.

Инструкция при проведении обследования очень простая:

  • Необходимо просить ребенка дать ту или иную игрушку: «Дай мне, пожалуйста, мишку» или «Дай мне, пожалуйста, мяч». Также спрашивают: «Где у мышки хвостик, глазки» и т.д.
  • Вопросы сначала задаются с небольшого расстояния (взрослый говорит шепотом, но четко), затем постепенно необходимо отходить. В норме дети различают шепотную речь с расстояния 6 метров.
  • Если ребенок затрудняется ответить, то нужно подойти к нему ближе и задать вопрос с обычной громкостью голоса, затем отойти и повторить ту же просьбу, но шепотом.

При использовании этого диагностического способа нельзя забывать, что маленькие дети очень подвижны, их внимание неустойчиво. Если ребенок не справился с задачей, попробуйте провести проверку попозже, в другой день.

Причины проблемы

Одной из причин, по которым может возникнуть тугоухость, является наследственность.

Если и у мамы, и папы есть ген, предрасполагающий к нарушениям слуха, то вероятность рождения неслышащего или слабослышащего ребенка растет. При этом не обязательно, что в семье есть глухие родственники.

Чтобы снизить факторы риска, будущим родителям рекомендуется сдать анализы на генетическую совместимость.

К иным причинам относятся:

  1. Неблагоприятное течение беременности. Образ жизни матери играет ключевое значение для развития ребенка. Необходимо исключить вредные привычки еще на этапе планирования беременности. Большую опасность представляют инфекционные и вирусные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания беременности. С осторожностью следует относиться к приему лекарственных препаратов: сильнодействующие медикаменты (в т.ч. антибиотики) могут негативно повлиять на развитие органов и систем малыша.
  2. Патологическое течение родового процесса. Помимо этого негативно на состоянии слуха и других функций сказываются инфицирование малыша, родовые травмы, использование сильных медикаментов.
  3. Основная причина, по которой слух у недоношенных детей нарушается – незрелость слухового анализатора. В зависимости от того, на каком сроке появился малыш, нарушения могут быть более легкими, или более тяжелыми.

Основные нарушения

Практически ¼ от числа недоношенных детей имеют проблемы слухом разной степени тяжести.

Тугоухость

Может быть сенсоневральной и кондуктивной в зависимости от локализации повреждения:

  • При сенсоневральной форме наблюдается повреждение слухового нерва и внутреннего уха.
  • При кондуктивной – нарушение нормального анатомического строения органа.

Степень тяжести тугоухости определяется на основании проведенной аудиометрии:

  1. 1 степень: 26-40 дБ. Ребенок воспринимает разговорную речь с 6 м, а шепотную – с расстояния 1-3 м. Не в состоянии различать речь на фоне постоянного шума.
  2. 2 степень: 41-55 дБ. Разговорная речь воспринимается с 2-4 м, шепотная – 1 м.
  3. 3 степень: 56-70 дБ. Ребенок понимает разговорную речь с расстояния 1-2 м, шепотную речь не различает.
  4. 4 степень: 71-90 дБ. Ребенок не различает разговорную речь.
  5. Показатель выше 91дБ определяется как глухота.

Не слышит на одно ухо

Может наблюдаться ситуация, когда нет слуха на одно ухо. Полная потеря слуха в таких случаях определяется как односторонняя глухота.

Снижение слуха на одно уха практически не сказывается на полноценной жизни ребенка.

Важно научить ребенка правильно общаться – не бояться переспросить, если он что-то не услышал.

Вам будет интересно узнать

Почему рождаются сиамские близнецы и как они выглядят?

Основные причины рождения недоношенных детей вы найдете здесь.

Как долго у недоношенных детей лечится пневмония? Прогнозы — в этой статье.

Лечение и прогнозы

Прогноз зависит от степени снижения слуха. Важно начать коррекционные мероприятия сразу после постановки диагноза.

В перечень реабилитационных мероприятий включают:

  • медикаментозное лечение;
  • методы физиотерапии;
  • физические упражнения для ежедневного выполнения;
  • коррекционные мероприятия по развитию слуха и речи;
  • психологическую реабилитацию;
  • социальную реабилитацию, направленную на развитие коммуникативных возможностей.

При нарушениях слуха должен быть реализован комплексный подход в лечении. Это означает, что с ребенком работает большое количество специалистов. Это лор, логопед, сурдолог, дефектолог, психолог, невропатолог.

При необходимости врач может назначить:

  1. установку слухового аппарата;
  2. стимуляцию слухового восприятия с использованием акустической аппаратуры;
  3. хирургическое вмешательство (установка кохлеарного импланта).

Профилактика заболеваний

Самое главное, что может сделать мама, чтобы уберечь малыша от отклонений в развитии – вести здоровый образ жизни.

Не стоит подвергать себя чрезмерной нагрузке, чтобы не спровоцировать преждевременные роды. Если врачи говорят о необходимости соблюдения спокойного режима, значит необходимо сделать паузу в работе и отдохнуть.

После рождения ребенка нужно внимательно следить за всеми его реакциями и при возникновении малейших подозрениях обращаться за консультацией к лору. Не забывайте, что если информация, предоставленная одним врачом, кажется вам неполной, вы всегда можете обратиться к другому специалисту.

Источник

Состояние слуха у новорожденного ребенка волнует всех, без исключения, родителей. Их пугают возможные патологии и сложность их лечения. Но не все так безнадежно. Рекомендуется сначала протестировать состояние слуха у малютки. И сделать это требуется как можно раньше: при появлении первых подозрений. Грамотные сурдологи проанализируют развитие чувства у малыша и назначат комплекс мероприятий. Ранняя диагностика и проведенное лечение смогут решить возникшую проблему.

В каком возрасте дети начинают слышать?

Малютка появляется на свет с уже развитым слухом. Еще находясь в утробе матери, он начинает слышать звуки из внешнего мира. Крошка различает голоса и выделяет голос матери (его он слышит чаще всего остального). Крохотуля отличает тембры голосов, но смысл слов ему не ясен. Некоторые педиатры считают: малютке более приходятся по нраву высокие ноты. Для правильного развития разговаривать с ребенком следует начинать с самого рождения.

Особенности реакции новорожденного в ответ на звуки

Крошка слышит все, но реагирует на звуки по-разному. Резкие и громкие вызывают испуг, малютка может даже заплакать. А монотонные и тихие оставляет без внимания. Для того чтобы крошка мог активно развиваться, с первых дней его появления в доме требуется создать спокойную, комфортную атмосферу.

Как проверяют слух у младенцев?

Слух у младенцев проверяется еще в родильном доме. На 3-4-й день процедура проводится у детей, рожденных в срок. У недоношенного грудничка этот процесс откладывается до 7-го дня. Результаты проверки заносятся в карту крошки. Мамочка может ознакомиться с записями.

Аудиометр

Аудиометр — прибор, который позволяет определить, слышит ли малютка. В основу действия положен принцип отражения звуковой волны от барабанной перепонки.

Он подключается к ушку во время покоя или сна. Звук достигает барабанной перепонки и отражается от нее. Это значит, что преград для проникновения волны не существует. Малютка может улавливать звуки.

Прибор абсолютно безопасен. Обследование занимает около 10 минут. Оно безболезненно для ребенка.

Первое тестирование проводится в роддоме. Недоношенным крошкам и деткам, находящимся на лечении в палате интенсивной терапии, процедуру откладывают. Иногда прибор не фиксирует прохождение волны. Одной из причин может быть большое количество родовой смазки в ушном проходе. В этом случае обследование повторяют.

Рефлекс Моро

Проверить слух поможет реакция Моро. На расстоянии 15-20 см от головки малыша требуется хлопнуть в ладоши. Если крошка услышал, то он:

  • вздрогнет или замрет;
  • изменит мимику;
  • моргнет;
  • вскинет ручки и ножки.

Но самостоятельно проверять рефлекс Моро не следует: только врач знает, с какой силой следует хлопнуть в ладоши, чтобы не напугать крошку.

Метод Калмыковой

Этот способ проверки основан на том, что разные предметы издают разные по силе звуки. Емкости из пластика наполняются на 1/3 или ½ крупами различного помола:

  • мелкого (манкой или пшеном);
  • среднего (гречкой-ядрицей или рисом);
  • крупного (цельным горохом или фасолью).

Дальше следует действовать по алгоритму:

  1. Один из родителей играет с ребенком яркой игрушкой.
  2. Второй — встряхивает банку с мелкой крупой сбоку от малыша и наблюдает за его реакцией.
  3. Делается перерыв на 1-2 минуты.
  4. Затем процедуру повторяют с банкой, где насыпана крупа среднего размера.
  5. Снова перерыв на 1-2 минуты.
  6. Повторяют исследование с банкой, где содержатся крупные фракции.

Если ребенок слышит, он отреагирует на слух. Нормой считается проявление реакции на 2-3 банки. Если малютка не услышал грохота банки с крупными горошинами, требуется показать его врачу.

Преимущество метода: родители могут самостоятельно проверить слух малыша дома.

Как развивать слух?

Малютка рождается слышащим. Но слух интенсивно развивается в течение всего первого года жизни. Выделяются признаки, соответствующие периодам жизни малютки:

  • реагирует на громкие звуки: шевелит ручками и ножками, вздрагивает во сне и просыпается, меняет мимику (0-5 недель);
  • пытается обнаружить глазками источник звука, поворачивает головку в сторону, откуда звук раздается (до 4 месяцев);
  • поворачивает головку в ту сторону, откуда слышится звук, вслушивается в звуки (до 7 месяцев);
  • учится находить источник звука при расположении его справа, слева и снизу (до 9 месяцев);
  • умеет находить источник звука при расположении его справа, слева, сзади, снизу, сверху (до 1 года).

Знание соответствия навыков этапам развития поможет вовремя установить отклонение и компенсировать его.

Уход за детскими ушками

За ушками малютки рекомендуется ухаживать. Следует очищать внешнюю часть ушной раковины от пыли и грязи, аккуратно вычищать вытекшую серу. Но ни в коем случае нельзя засовывать турунду внутрь слухового прохода: это может повредить его.

При мытье требуется следить за тем, чтобы вода не попадала внутрь ушка. После окончания процедуры следует аккуратно промокнуть раковину салфеткой.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости

Тугоухость передается по наследству. При наличии у кого-то из близких родственников такой патологии рекомендуется немедленно сообщить о ней врачу. Таких деток обследуют повторно.

У каких еще малышей может развиться заболевание:

  • маловесных, при появлении на свет имеющих вес менее 2,5 кг;
  • недоношенных, рожденных до 37-й недели;
  • имеющих патологии развития костей лица;
  • принимающих антибиотики;
  • перенесших внутриутробно заболевания (токсоплазмоз, цитомегаловирус).

Деток из группы риска педиатры наблюдают с особым вниманием.

Когда следует беспокоиться?

Окончательный диагноз о патологиях со слухом ставит врач-сурдолог. Но следить за развитием слуха мамочка должна постоянно. Стоит насторожиться, если:

  • крошка не реагирует на разговоры с ним, не поворачивается и не радуется;
  • малютка не пугается внезапных громких звуков;
  • малыш не играет с музыкальными инструментами;
  • крохотуля постоянно трогает ушки (это может быть следствием инфекции).

При появлении хотя бы одного признака рекомендуется обратиться к участковому педиатру. Он направит малютку на обследование. Важно понимать: чем раньше начнется лечение, тем успешнее оно окажется.

Source: grudnichky.ru

Источник

я родила дочку на 30 неделе,сейчас ей почти месяц и она находится на втором этапе выхаживания…сегодня проверяли слух…врач подносил к уху какой-то прибор,включал неожиданно и ребенок должен прореагировать.у моей дочурки не было никакой реакции(((((сказали что рано еще о чем-то судить,нужно более подробное обследование,такое бывает,и по всему отделению таких детишек человек 10…я не знаю о чем думать,до обследования еще долго и сейчас мучаться в неведении…скажите,у кого-то были такие детки?все обошлось?или как лечили?я в панике!

[2393351566] –
18 мая 2009 г., 20:51

1.

наташенька

[1213029] — 18 мая 2009 г., 22:28

не паникуй раньше времени,все нормально будет

2.

Tory

[2535834752] — 18 мая 2009 г., 23:19

А вы что, сами не можете определить, слышит она или нет? Это во-первых, а во-вторых если она у вас не слышит, то с недоношенностью это не связано, т.к дети слышат примерно с 18-20 недель.

Не паникуйте,я родилась недоношеной,в 7 месяцев.Слышу отлично,но вот музыкального слуха нет,полный топор.

4.

Маруссся

[2682826097] — 19 мая 2009 г., 02:19

Не волнуйтесь, мы вообще близнецы, родились в 7 месяцев, слуха не было (я имею ввиду музыкальный) вообще, а потом развился, так сейчас поем лучше всех в семье)))

5.

обеспокоенная мама(((

[2393351566] — 19 мая 2009 г., 05:41

Tory , иногда кажется слышит,а иногда кажется и нет,и у недоношенных в первую очередь страдает слух и зрение,все из-за незрелости цнс,вот поэтому и беспокоюсь

6.

Lu

[1551087922] — 19 мая 2009 г., 12:07

Я родилась недоношенной. Здоровье в целом не очень. Но вот слух и зрение просто отличные (ттт). Я вот из тех, кто на приеме у окулиста всю таблицу сверху до низу читает и последнюю строку «тираж 1000 экземпляров». Со слухом тоже все окей — слышу все и всех. Правда музыкального слуха нет, но эту способность и никто не развивал. Так что не волнуйтесь раньше времени

7.

[3505406161] — 19 мая 2009 г., 13:27

Мои близнята были недоношенные, но гораздо старше вашей дочки родились. На звуки игрушек очень долго не реагировали, им было не интересно. Это скорее не слух, а неврология запаздывает. Вы потом сурдолога посетите, он слухом занимается. А слышат детки еще у тробе с 5 месяца. Мои малыши резкие звуки игнорировали, хоть дрель, хоть разбитая тарелка. тоже пугали меня, а потом позже к 3-м месяцам только на мой голос взгляд менялся и на мое пение. Это видела только я. Сейчас нормальные дети.

8.

Гость

[3837428758] — 19 мая 2009 г., 13:30

Автор, не паникуйте, у меня дочь в срок родилась, когда проверяли, то всем в палате сказали что-то невнятное. Убила бы за такое объяснение, но тогда не до этого было. Перепроверяли в месяц, все отлично, паники было не меньше вашей.

9.

Гость

[620696326] — 19 мая 2009 г., 17:27

обеспокоенная мама(((

Tory , иногда кажется слышит,а иногда кажется и нет,и у недоношенных в первую очередь страдает слух и зрение,все из-за незрелости цнс,вот поэтому и беспокоюсь

10.

Гость

[1421795394] — 11 июня 2009 г., 19:32

Автор, у меня абсолютный слух, и мелодический, и гармонический, вертикальный, горизонтальный, конкретный, относительный, любой, а родилась 7-месячной, под настольной лампой выхаживали.

11.

ирина

[3914372712] — 1 апреля 2012 г., 19:41

скажите чем дело кончилось. ребенок слышит и во сколько месяцев удалось это установить?

12.

Нина (Испания)

[2599384203] — 11 апреля 2012 г., 19:04

Ой девочки, меня тоже этот вопрос волнует. Нам в 5 месяцев делали скриннинг слуха и тогда тоже сказали что-то невнятное. После этого делали 4 аудиограммы, которые стоят кучу денег, но до сих пор я так и не могу добиться точного дианоза, что у нас со слухом. Отзовитесь, у кого были подобные ситуации.

Источник