Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка гвоздев
Елисеева М.Б., канд. филол. наук, доцент РГПУ, Санкт-Петербург
Труды Александра Николаевича Гвоздева известны всем, кто с той или иной целью исследует речь ребенка — и в нашей стране, и за рубежом. В 1973 г. Н.С. Жукова провела большую работу — анализ книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961) и на его основании разработала таблицу — «Схему системного развития нормальной детской речи» [5]. Эту схему автор предлагает использовать «в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным (русским) языком», поскольку при оценке речи детей с ОНР Н.С. Жукова рекомендует выявлять «не только речевые нарушения, но и то, что уже усвоено ребенком и в какой степени усвоено».
Не умаляя заслуги Н.С. Жуковой (один тщательнейший лонгитюд может действительно показать реальные закономерности усвоения языка в онтогенезе), нельзя забывать следующее: во-первых, это все же один ребенок — Женя Гвоздев (1921 года рождения); во-вторых, ребенок референциального речевого стиля. За последние годы появились новые данные, характеризующие усвоение языка ребенком. В Санкт-Петербурге на кафедре детской речи РГПУ им. А.И. Герцена создан фонд данных детской речи (дневники, расшифрованные аудио- и видеозаписи, словари, база данных детских речевых инноваций и др.). В этот фонд вошел и дневник А.Н. Гвоздева [2]. В-третьих, Н.С. Жукова составляла таблицу не по дневнику А.Н. Гвоздева, а по сборнику его научных трудов, в котором, естественно, отражено только то, что входило в круг научных интересов автора (в первую очередь фонетика и морфология), и не описаны лексика и словообразование. Книга А.Н. Гвоздева «Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка» была подготовлена к изданию в 1990 г. А.Н. Гвоздев не фиксировал понимание речи ребенком, а систематические подробные записи активного лексикона были начаты им только с 1 года 8 месяцев и
14 дней — с возникновением лексического скачка в речи ребенка [1]. До этого отрывочные записи производились женой А.Н. Гвоздева.
Поэтому период начального лексикона, когда существует значительный разрыв между пониманием речи и «говорением», изучать «по Гвоздеву» вообще нельзя. Результаты анализа и систематизации многочисленных данных фонда детской речи позволили составить таблицу, в которой нашли отражение основные закономерности развития речи ребенка от 0 до 7 лет.
Комментарии к таблицам
Фонетика (табл. 1)
Слоговая элизия — сокращение количества слогов в слове: «носки — ки», «голова — гава», «магазин — зин (масин)».
Пропуск отдельных согласных: «ворона — аона», «мох — мо».
Добавление гласных в конце слова: «стул — тюля», «платок — тёка».
Ассимиляция — уподобление одного звука другому внутри слова: «конфета — фафета», «работа — бабота» (полная ассимиляция в области согласных); «бабуля — бубуля», «капюшон — капасён» (в области гласных).
Упрощение стечений согласных (кластеров): «стол — тёй», «спать — пать», «мишка — мика», «привет — пивет».
Типичная замена гласных: «сыр — сий», «гусь — гось», «деда — дида».
Типичная замена согласных: «рука — лука, йука», «чай — тяй, сяй», «шуба — сюба, суба», «жук — зюк, зук», «цирк — тийк», «лук — йук».
Нетипичная замена (субституция) согласных и гласных: «не хочу — ни фасу», «горка — гонка», «гулять — гиять».
Метатезис — перестановка звуков или слогов в слове: «зайка — казяй», «петух — типух», «пакетик — капетик».
Словообразование
Словообразовательные инновации — слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка: «конин», «братин», «бельчиный дом»; «работливый гном», «балеринье платье»; «нарядница и красотница», «встречник», «дарильщик», «павлиненок», «силость», «заниманье», «белота», «завид»; «украсивиться», «аппетитовать сушками», «вскарабкай меня туда», «отожмурь глаза»; «одетый по-давнему», «кричали по-человеческому».
Лексика (табл. 2)
Протослова — устойчивые вокализации, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взро-
слого: «ки» — все интересное; «ть» — желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие; «фа» — горячо, опасно.
«Язык нянь» — языковая подсистема, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для общения с маленькими детьми. Слова языка нянь делятся:
— на лепетоподобные, отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами, в основном открытыми, редупликацией «баба», «деда», «бай-бай», «бо-бо»;
— звукоподражательные, имеющие мотивированность между звучанием и значением («мяу», «ням-ням», «тик-так», «ввв»).
Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы, с которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия: «вода», «каша», «молоко», «чай», «яблоко», «кукла», «мяч», «носки», «тапки»; «иди», «дать», «сядь», «спать».
Застывшие фразы — выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребенок воспринимает и воспроизводит как единое целое: «То там? — Кто там?»; «Отя! — вот так!»; «Маня — мама Аня»; «Баби — баба Ира».
Лексико-семантическая сверхгенерализация — распространение сферы использования слова: «ава» (собака) — все четвероногие; «дяка» (ягода) — яблоко, персик, слива; «дай» — возьми; «дай бай-бай мама» — дай спать мама, т.е. хочу спать с мамой.
Детская омонимия — совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка: «ми — мишка, мышка, мыло»; «така — травка, трактор»; «тя — чай, ставь»; «мака — маленький, масло, мясо».
Игровые переименования — сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся:
— комментариями ребенка относительно сходства предметов;
— следствием игры с использованием предметов-заместителей: «цветок» — о кожуре открытого банана; «шапочка» — о стаканчике, надетом на голову.
Лексико-семантические инновации — употребление слова в окказиональном значении или замена одного слова другим по ассоциации. Типы лексико-семантических инноваций:
— расширение значения слова («Выступает ансамбль — Петpова Света»);
— сужение значения слова («Я не человек, я девочка»);
— образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов («Дай мне деревянную булку» (о сухаре), «Можно заболеть карантином»).
Ассоциативные замены — это смешения:
— паронимов («Там цыплята вылепились» — вылупились);
— смешение антонимов («Вчера куплю конфетку», «Я завтра был у Вадика»).
Морфология (табл. 3)
Окказиональное конструирование основы глагола: «вставает», «скакает», «прятает», «сосает»; «нарисуть», «нарисовает», «целуть», «кладила», «сорвил», «нажмала».
Унификация основы — сохранение неизменяемой основы слова:
— сохранение неподвижности ударения: «ногами», «кита», «ушами», «спала», «попила»;
— устранение чередования согласных: «посидю-посижу», «находу-нахожу», «поскаку-поскачу», «гладу-глажу», «бежу», «стережу», «увиду»; «ухи»;
— устранение беглых гласных: «у львенока», «огуреца», «вынь палеца из рота», «на ковере», «терешь на терке», «выгну» (выгоню) из кровати»;
— устранение супплетивизма — неправильное образование формы числа существительных с частично или полностью отличающимися основами: «слоненки», «котенки», «ребенки», «мышонки», «поросенки»; «человеки», «людь»;
— устранение наращений основы: «с имем», «без имя», «нет мати» (матери).
Смешение окончаний существительных:
— «это глазы», «роги», «вилком», «ложком», «лампов», «утятков», «оленев», «про гусев», «нет бусов», «на береге», «во рте», «на грибу»;
— экспансия флексий — упо-
требление в определенной падежной форме определенного, «главенствующего» окончания (например, в творительном падеже единственного числа — только «ом», в родительном падеже множественного числа — «ов»);
— родительного и предложного падежей множественного числа: «два зайца на плечев», «котята не бывают в тапочков», «на кустов»;
— образование недостающих форм числа существительных, в норме имеющих форму или только единственного, или только множественного числа: «резать ножницем», «колготка», «какой-то дров», «много капустов», «много мозаиков», «дрянев»;
— ошибки в словосочетаниях с числительными: «два пеленок», «три цветочков», «четыре лягушек», «две санки/два санка».
Устранение существительных среднего рода: «большую яблочку», «другую колечку», «большую ведерку», «другую мясу».
«Перевод» существительных из одного рода в другой: «другой липучек», «одна носочка», «маленькую листочку».
Устранение существительных 3 склонения: «такую глупостю», «помазала мазем», «с солем», «морковка с грязей», «этого лошадя».
Употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных: «смотреть месяца», «пирожка испечем», «про теремка», «про города», «дать кубика», «про овощев».
Склонение несклоняемых существительных: «играть на пианине», «едет на метре», «за бедной кенгурой», «ловить лассом».
Окказиональное образование родовых пар у существительных: «корова с коровом», «медвежиха», «папа крольчих», «утка и ут» (зоонимы), «нельзя быть плаксом таким» (общий род), «парикмахерка», «врачка», «командирщица» (лицо по профессии).
Окказиональное образование сравнительной степени прилагательных и наречий: «высотее», «чистее», «многее», «хорошее», «шерстянее».
Смешение окончаний глаголов: «посплют», «едут, грызят».
Смешение суффиксов императива: «стои», «пои», «искай», «не смеись».
Смешение суффиксов причастий: «машина сломата», «нос завязат», «наполнета», «место не занено», «расколонный».
Окказиональное образование видовых пар глагола: «украшивать», «украдывать», «очистивать», «отнасывать», «расстелять», «надобиться», «наискать».
Синтаксис
Голофразы — однословные высказывания ребенка, по значению равные целой ситуации. Все первые слова являются голофразами («мама» — требование дать что-нибудь, вопрос «Где мама?», утверждения «мама пришла», «мамина сумка» и т.п.).
Высказывания «телеграфного стиля» — предложения, состоящие из неизменяемых слов без предлогов («мама бай», «папа ням-ням», «Аня спать», «Ника Така чу-чу» — Виталик не поросенок).
Протопредлоги — гласные (обычно «а»), употребляемые на месте предлогов («а яню — про Ваню», «а диян — на диван», «а каитку — за калитку»).
Квазидиалоги — диалоги «с самим собой» в эгоцентрической речи, в которых ребенок выступает в различных ролях.
Метаязыковая деятельность (табл. 4)
Это любая деятельность ребенка, с разной степенью осознания направленная непосредственно на языковой код, язык как объект изучения [6].
Детская этимология — звуковая модификация слова с целью придания или изменения его мотивировки («мычок — бычок», «кружинка — пружинка», «заучники — заочники», «истуда — оттуда»).
Самоисправления — детские исправления собственной речи, обычно возникающие вследствие сопоставления своего высказывания с языковой нормой («я машину взяму — возьму», «и буду съесть — есть»).
Оценка предшествующих стадий собственного языкового развития («Когда я был маленький, вместо спасибо говорил та-та»).
Исправление чужой речи: «Что это за слово такое — бассэйн? Надо говорить: бас-сейн».
Вопросы о значении слов: «Барчонок — это дитя Багиры?», «Скидка для детей — там детей скидывают?».
Осознание многозначности и омонимии: «Ушко у иголочки, как у Лизы»; «Я — это буква.
И я — это человек».
Языковая игра в речи ребенка. Мама: «Упала температура». — Ребенок (улыбается): «Упала в лужу», «У норки есть норка».
Собственные этимологии слов: «Котенок ка-тает. Катает, потому что котенок»; «Икарус — от Икара».
Толкование значений слов: «Девичник — дерево вишневое»; «Питомец — ребенок змеи».
Осознание различных языковых явлений: «Нож — мальчик, вилка — девочка», «Кефир и зефир — похожие слова».
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языковедения // Родной язык и литература в трудовой школе. 1928. № 3.
2. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов, 1981.
3. Детская речь: Тексты, дневники, наблюдения. СПб., 1993.
4. Елисеева М.Б. Лексикон ребенка раннего возраста // Речь ребенка: ранние этапы. СПб., 2000.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. 2-е изд., перераб. М., 1990.
6. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. М., 2000.
7. Цейтлин С.Н., Елисеева М.Б. Развитие речи у детей до трех лет //Ваш ребенок от 0 до 3. М., 2002.
8. Bloom. L. Language development from two to three. 1991.
9. Goldfield B., Snow C.E. Individual differences in language acquisition //The development of language. Ed. by J. Berko Gleason. NY, 1993.
10. Nelson K. Structure and strategy in learning to talk. Monographs of the Society for Reserch in child development. 38 (1-2). 1973.
11. Sachs J. The emergence of intentional communication // The development of language. Ed. by J. Berko Gleason. NY, 1993.
Источник
Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.
Что такое нормальное речевое развитие
Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:
- Подготовительный (от рождения до 1 года).
- Преддошкольный (от года до 3 лет).
- Дошкольный (3 – 7 лет).
Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.
Родителям необходимо знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки, не завышая их, но и не занижая. Не стоит на первых порах перегружать малыша разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.
Что влияет на правильное развитие речи?
Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:
- Биологические.
- Социальные.
К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.
Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.
На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора. На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.
Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.
Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.
Правильному развитию речи способствуют:
- Эмоционально положительное окружение;
- Спокойствие в семье;
- Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
- Чувство защищенности в семье;
- Терпение родителей по отношению к ребенку;
- Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.
Основные этапы развития речи
Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.
Речь ребенка от 2 месяцев до года
Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.
- Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
- Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
- Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).
В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми.
Количество месяцев от рождения | Речевые навыки |
2 | Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому. |
3 | Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки). |
4 | Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у». |
5 | Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». |
6 | Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми. |
7 | Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). |
8 | Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения). |
9 | Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета. |
10 | Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на». |
11 | Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений). |
12 | Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания. |
Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет
Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:
- Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
- Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
- Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
- К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
- Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
- Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
- Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
- Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.
Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет
Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:
- В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
- Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
- Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
- Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
- Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
- Возникают сложности с буквами «л» и «р».
- Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
- Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
- Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
- Умеют рассуждать и делать выводы.
- Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
- Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).
Нормы речевого развития от 4 до 5 лет
В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:
- Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
- Точно называет предметы и их качества.
- Придумывает собственные слова и даже стихи.
- В речи много прилагательных, предлогов.
- Становится больше личных местоимений
- Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
- Происходит овладение монологической речью и пересказом.
- Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
- Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
- Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
- Говорит не быстро.
- Использует выразительную интонацию для чтения стихов.
Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет
К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:
- Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
- Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
- Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
- Знает, где право, лево; сколько времени.
- Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
- Знает название страны, столицы.
- Оперирует географическими понятиями.
- Знает правила движения пешеходов.
- Склоняет существительные по числам и падежам.
- Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
- Верно использует все части речи
- Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.
К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные.
Возраст ребенка в месяцах/годах | Речевые навыки |
18/1,5 | Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы. |
24/2 | Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?». |
36/3 | Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ. |
48/4 | Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов. |
60/5 | Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи. |
72/6 | Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса. |
84/7 | Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие логического мышления. |
Логопедические занятия по развитию речи
Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.
- Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
- Артикуляционная гимнастика
- Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
- Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
- Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
- Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
- Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
- Чтение.
- Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
- Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
- Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.
Упражнения на укрепление мышц
- «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
- «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
- «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».
Ошибки родителей
Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:
- Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
- Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.
Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.
- Игнорирование задержек в развитии.
- Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
- Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
- Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
- Взрослые мало читают малышу.
Когда стоит обратиться к логопеду
Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.
- Не происходит гуления и лепета.
- К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
- Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
- Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
- Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
- Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
- Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
- К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
- Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
- Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.
То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом. Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем.
Источник