Развитие словарного запаса у ребенка

Теги: Развивайка, Развитие речи
Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного и школьного образования. И один из критериев успеха – богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе общения).
Чтобы избежать задержки речевого развития, уже с первого года жизни нужно обогащать словарный запас малыша. Занятия, направленные на расширение и активизацию словаря, должны вестись не от случая к случаю, а ежедневно. Только при условии регулярной и систематической словарной работы вы сможете вырастить эрудированного и интеллектуально развитого ребенка.
Особенности детского словаря по годам
1–3 года
Годовалый малыш знает и умеет употреблять 5–9 одно- или двухсложных слов («дай», «ма-ма», «па-па», «ля-ля»). В следующие 2 года его словарь быстро расширяется за счет слов, которые употребляют его родители в бытовом общении, и достигает 800–1000 лексических единиц.
Тематические категории, которыми оперирует малыш в 1–3 года:
- имена членов семьи, клички домашних животных;
- названия игрушек, окружающих его бытовых вещей (посуды, мебели, пищи);
- наименования 5–10 животных и растений;
- названия времен года и погодных явлений («дождь», «снег», «солнце»).
Основа словаря трехлетнего малыша – существительные с конкретным значением и глаголы. Прилагательные и наречия в этом возрасте не используются: ребенок не может с помощью слов описать предмет или свое эмоциональное состояние.
4–5 лет
В этот период происходит качественный скачок: словарь ребенка обогащается новыми тематическими группами и достигает объема в 1900–2200 слов.
Новые тематические категории в словаре ребенка в 4–5 лет:
- душевные переживания, чувства и эмоции («веселый», «злой», «грустный», «обиженный»);
- качественные характеристики предметов («большой», «зеленый», «холодный»);
- уменьшительно-ласкательные формы («мамочка», «братик»);
- названия детенышей животных («котенок», «утенок»).
В 5 лет ребенок познает основы словообразования. Теперь он может создавать группы однокоренных слов, используя приставки и суффиксы: «вода» – «водяной», «гусь» – «гусенок», «стол» – «столик». При этом он осознает не только родство таких лексических единиц, но и их различия («гусь – это взрослая птица, а гусенок – детеныш»).
5–7 лет
Словарный запас ребенка увеличивается примерно в 2 раза: теперь его объем составляет около 3000–4000 слов.
Тематические группы, которыми должен пользоваться ребенок в 5–7 лет:
- временные интервалы («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
- пространственные понятия («верх», «низ», «лево», «право»);
- числительные (от 1 до 10, иногда – до 100);
- имена и фамилии родителей, близких родственников, известных писателей;
- некоторые термины обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников («Новый год», «День рождения», «Рождество»);
- профессии и виды спорта, цвета и оттенки, части человеческого тела, природные явления;
- бытовые предметы (одежда, обувь, головные уборы, игрушки, посуда, мебель, средства гигиены), транспортные средства (водные, наземные, воздушные);
- домашние и дикие животные, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
- слова с обобщающим значением («животные», «транспорт», «посуда»);
- эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний человека.
Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребенка. Вот почему так важно заранее выявить пробелы в знаниях будущего первоклассника и своевременно их устранить.
Способы развития словарного запаса
Существует общепринятая формула, описывающая механизм пополнения детского словаря:
- ребенок слышит слово;
- понимает его значение;
- запоминает слово (отправляет в пассивный словарный запас);
- учится применять его в речи (переводит в активный словарный запас).
Именно на этой универсальной формуле должны быть построены упражнения и занятия, способствующие увеличению словарного запаса крохи. Если хотя бы одно звено будет упущено, необходимое слово не станет частью детского словаря.
Наблюдение с комментариями
С самого рождения крохи начинайте разговаривать с ним: малыш должен привыкнуть к звучанию человеческой речи. Варианты занятий:
- Во время прогулки рассказывайте младенцу обо всем, что вы видите. Постарайтесь сделать рассказ живописным и образным: используйте много прилагательных, употребляйте синонимы. Пример удачного описания: «Это дерево. Оно зеленое, яркое, с сочной листвой. А какое оно большое, высокое и величественное! Это по-настоящему гигантское дерево!» Постарайтесь комментировать события эмоционально: говорите, какие чувства вы испытываете от созерцания радуги или что вы ощущаете, когда к руке прикасается горячий предмет.
- Восьмимесячному ребенку уже можно рассказывать о строении тела. Дотроньтесь до него и скажите: «А вот это ручка, твоя ручка; маленькая розовая ручка». Потом покажите свою руку и скажите: «А вот это моя ручка: посмотри, какая она большая». Не забывайте использовать как можно больше прилагательных.
- Организуйте совместное наблюдение за чем-нибудь: за домашним животным, за насекомым, за колышущимся на ветру деревом или за происходящим на улице. Одновременно комментируйте происходящее: «Смотри, кузнечик ползет по листочку. Сейчас он пошевелил лапкой. Забавный, не правда ли? О, ну все, он ускакал». Если есть возможность, дайте ребенку потрогать наблюдаемый предмет, понюхать или даже облизнуть.
- Можете провести несколько экспериментов с ребенком. Поднесите его ручку к шерстке кошки и скажите: «Это кошка; она мягкая, теплая и гладкая». Потом предложите крохе подержать кусочек льда и скажите: «Это холодный, твердый и мокрый лед».
- С 2 лет можно целенаправленно вводить в словарь малыша новые лексические единицы. Для этого вы должны продемонстрировать ребенку предмет, произнести его название несколько раз и убедиться, что малыш его запомнил. Старайтесь делать это естественно. На прогулке, как бы между прочим, покажите ему дерево и скажите: «Это ель». Покажите на другую ель и снова скажите: «И это ель». Потом, указав на дерево, спросите: «Как ты думаешь, это ель?». Чтобы убедиться, что малыш запомнил слово, покажите на ель и спросите: «Что это за дерево?»
Беседы
С 3 лет ребенок уже понимает смысл звучащего текста и осознает содержание стихов и сказок, которые читает ему мама. Поэтому вы можете обсуждать прочитанные книжки или просмотренные иллюстрации. Эффективные упражнения:
- ребенок рассказывает, что изображено на картинках, составляет по ним рассказы;
- малыш отвечает на вопросы по только что прослушанному тексту (удачные вопросы: кто тебе больше всех понравился? какое событие запомнилось? как бы ты поступил на месте героя? почему?);
- ребенок подробно описывает какой-либо предмет (родители могут задавать уточняющие вопросы: а какой он формы? какого цвета?).
Чтобы изучить названия частей тела и предметов одежды, предложите ребенку описать себя или куклу.
Чтение художественной литературы
Обязательно читайте ребенку вслух. Ведь чтение художественной литературы – важнейший способ обогащения словаря. Дети, которые с детства полюбили книги, обладают более развитой речью, чем их сверстники, умеют грамотно строить предложения, лучше пишут сочинения в школе.
Читая ребенку книгу, постарайтесь четко, громко и правильно произносить слова, не допускать ошибок в артикуляции и постановке ударений. Если в тексте встречаются незнакомые слова, объясняйте их значение малышу.
Словарные игры
- «Назови животное (растение, имя и т.д.)». Возьмите мяч и поставьте детей перед собой полукругом. Кидайте мяч детям по очереди: ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово из заданной тематической группы и кинуть мяч обратно. Малыш, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается ребенок, который смог остаться в игре.
- «Съедобное – несъедобное». Ведущий называет любое слово и кидает ребенку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает. Упражнение помогает понять, насколько правильно ребенок освоил значение слов. Например, если малыш утверждает, что тарелка относится к группе съедобных предметов, есть повод призадуматься.
- «Большой – маленький». Правила такие же, как и в предыдущей игре. Ведущий произносит одно слово из пары («стул» или «стульчик», «стол» или «столик», «ложка» или «ложечка»). Если ребенок считает, что ведущий назвал маленький предмет, он ловит мяч, если большой – отбрасывает.
- «Посылка». Каждый игрок получает «посылку» с каким-либо предметом. Ребенок должен подробно описать свой предмет, чтобы остальные поняли, о чем идет речь.
- «Аналогии». Напишите на карточке «уравнение»: «Голубь – птица, кошка — ?». Ребенок должен понять, к какой тематической группе относится второе слово. Это упражнение помогает изучить слова с конкретным и обобщающим значением.
Формирование активного и пассивного словарного запаса
Случается, что ребенок знает слово, но не употребляет его. Причина зачастую кроется в том, что малыш не уверен в его значении. Он просто не знает, в каком контексте его можно использовать. Задача родителей – выявить эти «мертвые» лексические единицы и постараться перевести их в активный запас (объяснить их значение и показать пример употребления в речи).
Для формирования словарного запаса ребенка выбирайте разнообразные методы. Активным и подвижным детям придутся по вкусу игры с мячом: они будут старательно вспоминать слова, лишь бы игра продолжалась. А вот спокойные дети предпочитают прослушивание книг и выполнение упражнений с описанием. И помните! Развитый словарный запас – гарантия успешного обучения в школе.
comments powered by HyperComments
Другие материалы рубрики
Источник
Человек с богатым словарным запасом выглядит интеллектуально развитым, эрудированным, таким людям их богатый лексикон помогает делать карьеру. Не удивительно, что каждый любящий родитель заботится о том, чтобы у его ребёнка был хороший словарный запас.
Я хотела бы дать несколько советов мамам и папам о том, как помочь своему ребёнку пополнить словарный запас.
1. Побольше читайте.
Чтение детских книг с ребёнком даёт отличный эффект для развития словарного запаса. Читать нужно не очень быстро, чтобы ребёнок успевал «услышать» новые слова. Если малыш попросит вас объяснить значение какого-нибудь слова, то сделайте паузу и объясните ему это.
2. Говорите со своим ребёнком.
Отмечено, что если у родителей обширный словарный запас, то он передаётся и их детям. Детишки, как губка, впитывают всё, что слышат. Поэтому как можно больше общайтесь с ребёнком, называйте предметы, которые видите, описывайте их.
3. Обсуждайте любую ситуацию.
Вы можете обсуждать со своим малышом любую тему: прочитанную книгу, вид за окном, утренник в детском саду, просмотренный мультфильм и многое другое. Спрашивайте мнение вашего ребёнка, внимательно выслушивайте его, подсказывайте, если малышу трудно подобрать слова.
4. Играйте с малышом.
Давно доказано, что обучение детей в игровой форме даёт отличный результат.
Хочу предложить вам подборку игр, которые помогут вашему ребёнку пополнить словарный запас.
· Игры с игрушками
«Опиши игрушку».
Взрослый описывает какую-нибудь игрушку. Например, «Это зайка, он мягкий, пушистый, белого цвета. У зайки большие глаза, есть носик, длинные уши, лапки, животик, спинка и короткий хвостик. Зайка очень любит морковку и капусту».
Потом вы просите ребёнка описать другую игрушку в такой же последовательности. Сначала ребёнку будет сложно описывать игрушку самостоятельно, поэтому помогите ему, задавая наводящие вопросы типа «Какой он по цвету?» или «Во что он одет?»
«Послушай-отгадай».
Взрослый рассказывает о какой-нибудь игрушке: «Он большой, неуклюжий, косолапый…» а малыш пробует отгадать, кто это.
После этого ребёнок описывает игрушку вам, а вы отгадываете.
Дети очень любят играть в загадки. Когда ребёнок загадывает вам, сделайте вид, что для вас это очень сложное задание, что вам нужно хорошо подумать, чтобы догадаться, о чём речь. Уверена, что вашему малышу очень понравится такая игра.
· Игры с мячом
«Я знаю 5 названий».
Эта игра известна всем ещё с детства. Но, наверное, никто не задумывался, насколько она полезна для обогащения словарного запаса.
Играя в эту игру, можно пополнять лексикон на различные темы: овощи, автомобили, цветы, посуда, профессии и т.д.
«Назови наоборот».
Взрослый называет любое слово, например, день, и бросает мяч. Ребёнок ловит мяч, называет слово с противоположным значением (ночь) и бросает мяч взрослому.
· Игры со словами
«Что общего?»
Взрослый перечисляет: «Сорока, ворона, голубь, дятел – кто это?» – птицы. «Шкаф, диван, стул, комод — что общего?» – «Это – мебель».
Можно сыграть наоборот, когда ребёнок называет слова, а вы обобщаете.
«Это правда?»
Взрослый произносит фразу следующего характера: «Ромашка и фиалка – это деревья». Ваш малыш должен определить правдивое или ложное это утверждение. Потом можно снова поменяться ролями.
Общайтесь, играйте с вашими малышами, и они порадуют вас красивой и богатой речью!
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Источник
Оля Каширская
Формирование словарного запаса у детей 5–6 лет с помощью различных игр и упражнений
Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной продолжать тему для самообразования «Развитие словарного запаса с помощью игр и упражнений у детей дошкольного возраста»
Целью работы над данной темой является:
• повышение теоретического и практического уровня, компетентности.
• систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
• изучить методическую литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
• разработать перспективный план.
• выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
• определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
• систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
• представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.
В результате работы над темой предусмотрены такие формы отчетности:
• картотека дидактических игр, упражнений по развитию словарного запаса у дошкольников;
• памятка для родителей по работе над развитием речи у детей;
• занятие по развитию речи;
Деятельность по реализации темы самообразования направлена на достижение таких результатов:
совершенствование образовательного процесса;
активизация речевой деятельности дошкольников;
улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
Октябрь- ноябрь.
1.«Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты:
• «Мяч бросай, четко фрукты называй» или
• «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход игры.
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: — Овощи;Дети: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: — Фрукты;Дети: — Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Взрослый: — Ягоды;Дети: — Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Взрослый: — Деревья;Дети: — Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.Взрослый: Огурец, помидор,репа:Ребенок: Овощи.
Дикие и домашние животные.
«Животные и их детеныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.
У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади– жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.
Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»
Цель: учить подбирать предмет к действию. (Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.) Сторожит, грызет, лает? — …. Хрюкает, роет? — …. Ржет, бегает, скачет? — …. Мяукает, лакает, царапается? — ….
Мычит, жуёт, ходит? — …. (Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)
Игра «Чей, чья, чье?»
Цель:: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
След (чей) – лисий, волчий …. Уши (чьи) – лисьи, волчьи, заячьи, медвежьи. Голова (чья) – лисья, волчья, заячья, медвежья.
«Какой? Какая?»
Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Волк (Какой) — злой, голодный, серый, большой, лохматый…
Медведь (Какой) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый.
Лиса (Какая) — хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…
Заяц (Какой) — трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая) — запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…
«Подбери словечко»
Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.
Медведь (что делает) … (спит, переваливается, косолапит, охотится).
Волк (что делает) … (воет, убегает, догоняет, высматривает).
Лиса (что делает) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает).
Заяц (что делает… (прыгает, прячется, грызет).
«Один — много»
Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки — много волков;
Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.
«Один-три-пять»
Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;
Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.
«Что делает?»
Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.
Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово — действие и заканчиваете предложение.
Белка:
1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает) — прыгает.
2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)
3. Белка с удовольствием орешки (грызет)
Медведь:
1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)
2. В зимнее время медведь… (спит)
3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)
Волк:
1. Волк за зайцем (охотится).
2. Волчица о волчатах (заботится) и т. д.
«Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.Воспитатель:Дети:
• Летают — птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.
•Плавают: рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.
•Ползают: змеи, гусеницы, черви.
•Прыгают: кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.
Игра «Я собрал в огороде…»
В зависимости от лексической темы,предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т. д
Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти
Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый начинает игру,произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы».Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры».Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним.
Посуда.
Игра «Магазин»
Дети «приходят в магазин и покупают» посуду, объясняя ее назначение.
Я куплю кастрюлю и буду готовить в ней суп. И т. Д
Игра «Где живут продукты?»
Воспитатель объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.
Сахар живет в… (сахарнице). Соль живет в… (солонке).
Сухари живут в… (сухарнице). Масло живет в… (масленке).
Перец живет в… (перечнице). Чай живет в… (чайнике).
Кофе живет в…. (кофейнике). Селедка живет в. (селедочнице).
Конфеты живут в. (конфетнице). Салат живет в. (салатнице).
Игра «Чего не хватает?»
Воспитатель показывает картинку с изображением посуды или предмет посуды, закрывая какую-либо часть,и спрашивает:
«Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хватает носика).
Игра «Из чего сделана посуда?» (с мячом)
Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, Дети – прилагательное характеризующее материал, из которого он сделан.
Например:
Вилка из металла – металлическая
Ваза из хрусталя – хрустальная
Ложка из дерева – деревянная
Тарелка из пластмассы – пластмассовая
Чашка из фарфора – фарфоровая
Декабрь- февраль
«Мебель»
«Из чего сделана?»
Мебель из дерева (какая) – деревянная
Мебель из стекла (какая) – стеклянная
Мебель из металла (какая) – металлическая
Мебель из пластмассы (какая) – пластмассовая
«Для чего, для кого предназначена мебель?»
Стол, за которым обедают (какой) – Обеденный стол
Стол, за которым пишут (какой) – Письменный стол
Стол, на котором стоит компьютер (какой) – Компьютерный стол
Стол, на котором лежат журналы (какой) – Журнальный стол
Шкаф для книг (какой) – Книжный шкаф
Шкаф для белья (какой) – Бельевой шкаф
Шкаф для одежды (какой) – Одежный шкаф
Мебель для детей (какая) – Детская мебель
«Назови части мебели»
Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки.
Что есть у стола? – у стола есть ножки, столешница
Что есть у стула? – У стула есть сиденье, спинка, ножки
Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, полки, ящики, ручки, ножки.
Что есть у кровати? – У кровати есть ножки, изголовье, матрац.
«Подумай и ответь»
У какой мебели есть ножки? – Ножки есть у стола, у стула, у кровати, у дивана
«Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры. бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например
(Прилагательные)
• Голубой, красный, деревянный, спелый.
• Храбрый,звонкий, смелый, отважный.
• Крепкий, прочный, надежный, далекий.
(Существительные)
• Кабачок, огурец, лимон.
• Пасмурно, ненастно, снег.
• Осень, лето, суббота, зима.
• Понедельник, вторник, декабрь, воскресенье.
• День, ночь, утро, весна.
• Саша, Оля Ивановы Ира, Настя.
• Лошадь, корова, олень, баран.
Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры. бросая мяч кому-либо из детей, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем)был раньше названный объект:
цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем, рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей, хлеб — мукой, шкаф — доской, велосипед — железом, рубашка — тканью, ботинки — кожей,
дом — кирпичом.
«Подбери словечко»
Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Ход игры :В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
«Свежий» … (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый» … (дом, пень, дуб, человек, ботинок, стол);
«свежая» … (булочка, новость, газета, скатерть);
«старая» … (мебель, сказка, книга, бабушка);
«свежее» … (молоко, мясо, варенье);
«Какой, какая, какое?» (Образование качественных прилагательных)
На улице мороз. День какой? (Морозный)
У страшилы много ума. Значит, он какой (Умный)
Коту лень ловить мышей. Значит,кот какой (Ленивый)
Весь день идет дождь. Значит, день какой (дождливый)
Книга вызывает интерес. Значит,она какая (интересная)
На куртке грязь. Значит,она какая? (Грязная)
У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная)
В яблоке червяк. Значит, оно какое (Червивое)
Профессии
«Назови профессию»
Педагог напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняется условие игры: «Ребята, я буду называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап. А вы должны назвать такую же мамину профессию».
Например: ткач – ткачиха, повар – повариха, певец – певица, художник – художница, учитель – учительница, спортсмен – спортсменка, портной – портниха, продавец – продавщица, актер – актриса и т. д.
«Угадай мою профессию»
Цель: познакомить детей с атрибутами различных профессий.
Ребёнок отбирает на столе у педагога предметные картинки, относящиеся к определенным профессиям,и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и перечислить все действия, которые может выполнить человек этой профессии.
игра «Кто, чем управляет»
Цель: расширять и активизировать словарный запас.Материал: иллюстрации с изображением людей транспортных профессий, мяч. Дети рассматривают иллюстрации и называют профессии людей, работающих на транспорте. Чем управляет: машинист — … водитель — … мотоциклист — … шофер — … велосипедист — … летчик — … капитан — ….
Март- май.
«Какой это предмет?»
Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч воспитателю. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям.
Например:
Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.
Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.
Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.
Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.
Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина.
Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.
Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.
Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.
Игра «Какие игрушки?» (образование сложных прилагательных)
Кукла с длинными волосами – длинноволосая.
Клоун с рыжими волосами – рыжеволосый.
Буратино с длинным носом – длинноносый.
Велосипед с двумя колесами – двухколесный.
Машина с четырьмя колесами – четырехколесная.
Лошадь с белой гривой – белогривая.
Карандаши разных цветов – разноцветные.
Птица с сизыми крыльями – сизокрылая.
Заяц с длинными ушами – длинноухий.
«Вкусная игра»(Образование относительных прилагательных)
Из яблока варенье –Яблочное варенье
Из яблока пирог – яблочный пирог
Конфета –яблочная конфета
Из сливы варенье –Сливовое варенье
Пирог из сливы — сливовый пирог
Конфета из сливы – сливовая конфета
Малина, груша, абрикос, вишня.
«Что бывает круглым?»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч воспитателю, а воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, стол. дом, шкаф.)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец.
Источник