Развитие словарного запаса ребенка дошкольника

Развитие словарного запаса ребенка дошкольника thumbnail

Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения.

Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов, а к пятилетнему возрасту малыши уже свободно оперируют 2000–2500 слов. Однако важен не только количественный показатель (сколько слов использует ребёнок), но и качественный –  насколько он понимает значения слов, которыми пользуется, правильно ли употребляет нужные словоформы.

Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста – очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.

Особенности развития словарного запаса дошкольников

Ребёнок и телефон На начальном этапе лексикон ребёнка пополняется в основном за счёт слов, которые он часто слышит в процессе бытового общения с родственниками.

В возрасте одного-трёх лет малыш усваивает следующие категории слов:

  • названия игрушек, имена членов семьи; слова, обозначающие элементы быта, который окружает ребёнка (посудные и постельные принадлежности, мебель, еда);
  • слова, демонстрирующие познания об окружающей природе: названия погодных явлений и времён года, наименования самых распространённых и простых в произношении растений и животных;

В этом периоде способность детей оперировать эмоционально-оценочной лексикой (словами, обозначающими эмоциональные состояния, качественные характеристики предметов) ещё крайне низка.

В возрасте 4-5 лет происходит существенный скачок не только в количественном наполнении словарного запаса (1500-2000) слов, но и в его качественном содержании. Ребёнок начинает активно использовать следующие тематические группы:

  • слова, обозначающие переживания и чувства: весёлый, грустный, радостный;
  • оценивать предметы и явления по их качественным характеристикам: высокое, горячее, тяжёлое;
  • пробовать свои силы в словообразовании, употребляя уменьшительно-ласкательные формы слов: мамочка, голубушка. Образовывать словоформы однокоренных слов, например, формы, обозначающие детёнышей животных: кот – котик – котёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок и т.д;

В возрасте 5–6 лет количественный запас словарного состава дошкольника может составлять уже порядка 3000–4000 тысяч слов, при этом также происходит очередной рывок в его качественном наполнении. Дошкольник начинает употреблять следующую группу понятий:

  • лексику, обозначающую временные интервалы: часы, дни недели, минуты, месяцы. Слова, описывающие категорию пространства: верх – низ, право – лево;
  • простые и сложные числительные (один, пять, двенадцать, двадцать);
  • слова, обозначающие категории обществоведения: народ страны, Родина, труд национальная армия, государство;

Наблюдая за развитием словарного запаса дошкольников, специалисты выделили суще моментов, на которые необходимо обращать внимание.

Особенности пополнения словаря детей различными видами частей речи

Дети с учителемБыстрее и охотнее всего дети начинают использовать имена существительные и глаголы, что позволяет им легко обозначать предметы и действия, которые производятся с этими предметами. А вот такая важная часть речи, как имя прилагательное, используется дошкольниками неохотно. Между тем активное использование имён прилагательных позволяет сделать речь красивой и насыщенной, даёт возможность составлять распространённые предложения и полноценные речевые конструкции. Поэтому необходимо, чтобы родители уделяли больше внимания описанию признаков предметов и явлений, их качественным характеристикам.

Активный и пассивный словарный запас

Очень часто бывает так, что дети знают слово, но не использует его в своей речи. Это связано с тем, что они не совсем чётко представляют себе значения этих слов и сферу их употребления. Поэтому важно отслеживать наличие «мёртвых» слов в лексиконе дошкольника и «переводить» их из пассивного словаря в активный.

Для этого необходимо:

  • Объяснить значение «мёртвого» слова, проговорить его чётко  несколько раз. Таким образом, вы активизируете не только слуховой механизм восприятия информации, но и мускульно-двигательный, то есть, произношение слова закрепится в памяти речевого аппарата произносящего его человека.
  • Чаще употреблять слово в нужной ситуации. Желательно также подобрать строчки литературных произведений, в которых это слово употребляется и его значение легко понять из контекста.

Можно использовать антонимичные значения для толкования смысла нового слова. Некоторым детям легче запомнить информацию, отталкиваясь «от противного», то есть от противоположного значения слова.

Развиваем словарный запас дошкольника

Читаем с ребёнком

Читая вслух дошкольнику, обязательно обращайте внимание на следующие моменты:

  • Чётко и ясно произносите слова, соблюдая правильную постановку ударений и артикуляцию.
  • Обязательно поясняйте значения незнакомых слов, встречающихся в тексте, обращайте внимание на их произношение, в случае необходимости, на следующий день повторите новые слова, попросив ребёнка пояснить их значения.

Чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги.

Привив у ребёнка любовь к чтению, вы не только обеспечите качественный источник пополнения его словарного запаса, но и поспособствуете развитию навыков грамотного письма.

Это будет обусловлено работой зрительной памяти – зачастую много читающие дети пишут грамотно, не утруждая себя знанием орфограмм. Они просто «фотографируют» верное написание слова, оставляют в зрительной памяти его правильный вариант.

Игры и задания для расширения словарного запаса

«Проводник» – во время прогулки закройте глаза, и попросите малыша побыть вашим «проводником», максимально точно описывая вам, что он видит вокруг себя. Можно усложнить задание, попросив ребёнка по возможности не использовать одни и те же слова.

Игры с мячом позволяют не только расширить словарный запас детей, но и развить логическое мышление, обобщая познания в области слов различных лексических групп.

Ребёнок ловит мяч «Называем животных» – ведущий по очереди бросает мяч детям. Задача ребёнка – поймав мяч, ответить, назвав какое-нибудь животное. Из игры выбывают те дети, которые не смогли назвать животное, когда подошла их очередь. Победителем будет тот игрок, который дольше всех продержится, назвав большее количество животных.

Этот же вариант игры можно использовать для закрепления знания слов из других обобщающих категорий: «транспорт», «фрукты», «овощи», «растения» и т.д.

«Где кто живёт?» – ведущий, бросая мячик детям, задаёт вопросы:

Кто живёт в норе? – /крот, мышь, лиса, ёж/.

Кто живёт в реке? ­– /лягушка, рыба, выдра/.

Кто живёт в море? – /кит, осьминог, дельфин, медуза/.

Это игра позволит расширить не только словарный запас детей, но и укрепить их познания об окружающем мире.

«Большой – маленький»

Тренируем навык образования словоформ с уменьшительно-ласкательным значением. Объясните ребёнку на примере, как получаются такие слова: стул-стульчик, вилка-вилочка, ключ-ключик, яблоко-яблочко. Кидая малышу мячик, назовите слово, от которого он должен образовать уменьшительно-ласкательную форму. Первое время давайте ему на выполнение этого задания достаточно времени, не торопите.

Заданий, позволяющих эффективно пополнять и развивать словарный запас дошкольников очень много, выбирайте из них те, выполнение которых доставят юным ученикам удовольствие. Например, подвижным детям лучше предложить задания с мячом, флегматичным и наблюдательным – задания описательного характера, предполагающие анализ явлений, предметов и ситуаций.

Своевременное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста позволит им легко овладевать навыками правильной связной речи, а также поспособствует в будущем гармоничному развитию их интеллекта и логического мышления.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Логопедические уроки на пополнение словарного запаса ребёнка:

Источник

Надежда Галкина
Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

В использовании составленного комплекса коррекционных упражнений, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста применяю различные методы.

— Наглядные.

В качестве наглядных методов мною использовались наблюдение (например, в подборе антонимов применялось сравнительное наблюдение) и демонстрация наглядных пособий.

— Практические.

Ведущим практическим методам являлось упражнение. В применении упражнений учитывались некоторые правила (поставить перед детьми учебную задачу, рассказать, что им предстоит сделать; показать образец выполнения упражнения; помнить, что выполнение упражнений нуждается в поощрении и контроле со стороны взрослого, иначе могут закрепиться ошибочные приёмы, искажения в знаниях).

-Игровые.

Достоинство игровых методов и приёмов заключалось в том, что они вызывали у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогали концентрировать внимание на учебной задаче, которая становилась не навязанной извне, а желанной личной целью.

-Словесные.

В качестве словесных методов, которые сочетались с наглядными, игровыми и практическими, использую беседу и чтение произведений разного жанра.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей дошкольного возраста, система работы основывалась на решении следующих задач:

Для развития и обогащения словарного запаса детей мною разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, включающий иллюстративно — графический и игровой материал:

-предметные картинки с изображением различных признаков предметов (цвет, форма, величина);

-сюжетные картинки с изображением действий;

-коллекция предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру, по -составным частям, по фактуре (на ощупь);

-муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико – тематическим циклам;

-картотека игр и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразования;

различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты, овощи, грибы, ягоды) и т. д.

-технические средства обучения (детский компьютер, аудиозаписи и т. д.). Например, использование метода Лозанова.

Представитель одной из болгарских школ Г. Лозанов считает, что правильно организованное (суггестивное) обучение сопровождается отсутствием усталости, предусматривает ненапряжённую концентрацию, ибо напряжение очень утомляет и расходует энергию ребёнка (Суггестивная гипермнезия — повышенная запоминаемость путём внушения в состоянии бодрствования.) Метод представляет интерес для логопедов в процессе фронтальных занятий, т. к. при суггестивном обучении выявляются скрытые резервные возможности памяти. Важное условие: неосознанный процесс запоминания в момент спокойной предметно-игровой деятельности, многократное повторение; записанный на магнитофоне текст воспроизводится в течение 20 минут 2 раза в день (1 месяц) во время свободных игр детей. Метод прост, физиологичен, может применяться везде, достаточно изменить текст и время заучивания записи (например, постепенное формирование словарного запаса).

Для успешной работы по формированию словарного запаса необходимо ввести разработанный комплекс упражнений в занятия воспитателя, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей (например, на прогулке можно проводить множество игр на развитие словаря). А также привлечь к сотрудничеству педагогов и родителей, так как доказано, что успех коррекционной работы во многом определяется в согласованной целенаправленной работе логопеда, воспитателей и родителей.

а)Предложить педагогам и родителям разнообразить досуг детей.

б)Оформить информационный уголок для родителей.

Из книги для пап, мам, бабушек и дедушек Л. Б. Фесюковой «От трёх до семи» (Развиваем красивую устную речь ребёнка.) были предложены статьи с рекомендациями, теоретическим материалом, играми, литературными произведениями на развитие и обогащения словаря ребёнка.

Для развития словарного запаса дошкольников в коррекционную работу, включаю различные задания, способствующие развитию внимания к слову, к его различным оттенкам и значениям, формирующие у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации.

Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста состоит из нескольких разделов

Развитие пассивного и активного словаря

• Настольные игры.

«Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики».

Цель: расширение предметного словаря, развитие логического мышления.

•Игра «Чудесный мешочек»

Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.

«Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Им можно играть с другом или бросать об пол».

•Игра «Что не так?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.

Детям давалась инструкция: «Внимательно слушайте, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?» Дошкольники исправляли ошибки. Эта игра адаптировалась под все изучаемые темы.

•Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».

Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.

Детям сообщалось, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дошкольники узнавали предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.

Игра «Меморина»

Цель: обогащение и активизация словарного запаса; развитие памяти, слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей.

Ребёнку надо было найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из данных 8-16 карточек. Игроки поочереди открывали одну за другой две карточки. Если картинки оказывались разными, то карточки опять переворачивались картинкой вниз. Если же картинки оказывались одинаковыми (или похожими, то открывший их получал фишку. Ставилась задача: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать. В конце игры, подсчитав фишки, определялся победитель.

•Игра «Путаница».

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.

Детям раздавались конверты с деталями от разных видов одежды. Они менялись друг с другом и складывали свою одежду. Игра была адаптирована под другие лексические темы.

•Упражнение «Покажи, где нарисовано. ?»

Цель: развивать пассивный словарь.

Детям предлагаются предметные картинки и сюжетные картинки.

Мяч, дерево, кружка, пирамида, ручка, блюдце, стакан, карандаш, книга, стул

Предусматривался вариант усложнения игры, когда ребёнок должен был показать предметы, которые не находились в поле зрения, например, лоб, нос, окно. Он должен был найти их в окружающей обстановке и назвать.

• Упражнение «Подбери нужное слово»

Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.

Мокрый; тяжёлый; радостный.

Светит; пишет; висит.

•Упражнение «Кто как кричит»

Цель: уточнить названия действий животных.

кошка – мяукает, кузнечик — стрекочет

•Упражнение «Запомни и назови»

Цель: развивать активный словарь детей.

Детям в определённом порядке показывались картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убирались. Дети воссоздавали увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.

•Упражнение «Часть — целое»

Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.

Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья — дерево.

Спинка, ножки, сиденье — стул. Крылья, клюв, хвост — птица.

•Упражнение «Что это?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.

Детям предлагалось закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка — это.

•Упражнение «Какой?»

Цель: развитие словаря признаков.

Детям предлагалось подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий). Кто последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное, тот выигрывал.

•Упражнение «Скажи правильно»

Цель: развитие глагольного словаря.

машина (ехать) заяц (прыгать)

•Упражнение «Исправь ошибку»

Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.

•Упражнение «Снежный ком»

Цель: развитие активного словаря, закрепление «новых» слов применении их в связной речи.

Детям предлагалось с «новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.

Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов, противопоставления (антонимов)

•Игра «Скажи по-другому»

(с волшебной палочкой).

Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.

Дети вставали по кругу и, отвечая, передавали друг другу волшебную палочку.

Бой — битва, сражение. Буря — ураган, шторм. Доктор — врач. И т. д.

•Игра «Кто скажет иначе?»

(с мячом).

Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.

Детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово. Всем детям хотелось быть с мячом в руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним). Бежать — мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать.

•Игра «Упрямые дети»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

отъехал – приехал, вылетел – залетел, и т. д.

•Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. — У меня тупой нож).

•Упражнение «Угадай слово»

Образование антонимов.

Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина.

Сосна высокая, а куст.

•Упражнение «Подбери правильно»

Цель: развивать пассивный словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию.

Образец: Густой туман. Дремучий лес.

Густой, дремучий (лес, туман); Старый, пожилой (человек, пар);

Развитие словообразования

•Игра «Назови ласково

Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

блюдце -, овца -, собака -, белка — … .

•Игра «Большой — маленький»

Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.

замок -, мяч -, стул -, заяц —

•Игра «Кузовок»

Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку, кладите в него всё, что на — ок». Дошкольники подбирали слова на – ок.

•Упражнение «Что приготовим?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Из яблока — яблочное повидло.

•Упражнение «Какой?»

Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой).

•Упражнение «Что из чего?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

из соломы -, из шерсти – … .

•Упражнение «Чей хвост?»

(Чья лапа. Чьё ухо.)

Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

у кита —, у волка —, у барсука — ,у белки —

Усвоение лексической сочетаемости слов

Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»

Цель: учить изменять существительные по числам. 1 2 6

тетрадь тетради тетрадей

•Упражнение «Один — много»

Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

Это лимон, а это …. лимоны.

•Упражнение «Какого цвета»

Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.

Источник