Развитие словаря у ребенка тесно связано

Формирование словаря у детей

Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действие и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Под пассивным словарём понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

 Развитие словаря ребёнка тесно связано с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

 С помощью слов ребёнок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним является неречевая, предметная деятельность самого ребёнка. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогощение словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.

Анализ первых отдельных слов при нормальном развитии речи показывает, что первые 3-5 слов ребёнка по своему звуковому составу очень близки к словам взрослого: папа, мама, дай. Начинающий говорить ребёнок не принимает трудных слов, легче схватывает такие как «ам-ам», «би-би».

    Первый шаг в развитии детской речи состоит в том, что ребёнок в одном высказывании объединяет два, а затем три слова. Эти первые словосочетания либо заимствованы целиком из речи окружающих, либо являются творчеством ребёнка. Конструкция этих предложений и используемая лексика детей свидетельствует о том, что они «сочинены» самостоятельно, так как не имеют аналогов в речи окружающих, например: «акой бибику, я туда сядь».

   Оценивая словарь детей используют терминологию:

   — словарь соответствует возрасту

    — словарь не соответствует возрастной норме (ниже возрастной нормы).

Развитие словаря в онтогенезе

Первый год жизни

Интенсивное развитие головного мозга, слуха, органов речи. Слово для малыша не несёт смысловую нагрузку, он улавливает лишь его ритмическую структуру. В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. Время появления первых слов различно (9м – 1г2м).запас слов у годовалых детей колеблется от 2-3 слов до 15 -20 (ам-ам, мама, ляля)

  Второй год жизни

Возникает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. Малыши чаще употребляют осмысленные слова. До 1,5 лет фразовая речь у детей отсутствует. Фразовая речь возникает лишь тогда, когда активный словарь достигает 40 -60 слов. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни (100 -300 слов). Чаще всего это существительные (игрушки, предметы ближнего окружения), реже глаголы, наречия. Из прилагательных, в основном обозначающие размер предмета (большой, маленький).

Объём словаря зависит от условий воспитания ребёнка, а качество – от лексики взрослых.

Третий год жизни

Возрастает понимание речи. Словарный запас увеличивается по сравнению с предыдущим возрастом в 3-4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов (игрушки, одежда, посуда….), начинает шире использовать глаголы. Но всё же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), глаголы(25%), прилагательные (15%).

     Малыши начинают использовать местоимения, предлоги, чаще (на). Таким образом, в речи ребёнка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий, деепричастий. В этом возрасте преобладают слова – названия, а обобщающие слова отсутствуют.

Четвёртый год жизни

     Концу четвёртого года жизни словарный запас достигает 1500 – 2000 слов . Появляются местоимения, наречия, числительные. Однако и теперь ребёнок в самостоятельной речи не использует собирательные существительные (одежда, обувь, овощи…). Активный словарный запас , которым располагает ребёнок, на этом возрастном этапе, даёт ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко испытывает трудности, когда надо передать содержание сказки, чужой речи. В этом возрасте появляется мотивированное отношение к лексике. Ребёнок начинает употреблять слова, отсутствующие в лексике (лопаткой копают, значит она «копатка».

Пятый год жизни

   На пятом году жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь становится богаче и разнообразней и точнее. Чем старше ребёнок, тем больше влияния оказывают на его речевое развитие окружающие. Активный словарь увеличивается от 2500 до 3000 слов. Всё чаще появляются прилагательные, наречия, личные местоимения, начинают появляться притяжательные прилагательные ( заячий хвост, еловая шишка. Появляются сложные предлоги (из-под, около), появляются собирательные существительные (овощи, посуда).

Шестой год жизни

   Продолжается совершенствование всех сторон речи. Дошкольник имеет достаточно развитую активную речь. Обогощение и расширение словаря осуществляется не только за счёт существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий деталей предметов, отдельных частей, начинают широко употреблять приставки и суффиксы. За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом. К концу шестого года ребёнок тонко дифференцирует собирательные существительные ( дикие и домашние животные). Многие слова из пассивного словаря переходят в активный.

        Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем владения словарём является умение подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы). Предлагая такие задания , нетрудно убедится, что их словарь всё ещё недостаточно богат. В рассказах детей наблюдается неправильное использование значения слов.

Седьмой год жизни

     В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно общается со сверстниками и взрослыми, может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он точно подбирает слова, связывая факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов ( автомашина легковая и грузовая, одежда летняя и зимняя). Ребёнок чаще начинает употреблять отвлечённые понятия, сложные слова ( длинноногий жираф), пользуется эпитетами.

   У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух), понимают и используют слова с переносным значением, способны быстро подбирать синонимы.

   Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребёнка и умения правильно пользоваться им.

Источник

Кононова Наталия Владимировна
Формирование словаря у детей дошкольного возраста

«Формирование словаря у детей дошкольного возраста».

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице:

Количественный рост словарного запаса по Штерну От 1 до 1,5 лет — 100 слов, в 2 года — 300-400 слов, в 3 года — 1000 – 1100 слов, в 4 года — 1600 слов, в 5 лет — 2200 слов.

Из этих данных видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте.

Особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля или образования слов, объединенных по смыслу.

Р. И. Лалаевой выделены следующие направления развития словаря:

Расширение объема словаря

Уточнение значения слова

Развитие структуры значения слова

Формирование семантических полей и лексической системности

Расширение связей между словами в лексиконе.

Методика развития речи дошкольником предлагает такой тип занятий, который построен в форме игры. Это облегчает усвоение материала, развивает у детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи.

Подача материала, направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить простые и многосложные слова, отвечать на вопросы.

Цель при проведении подобных занятий одна: пополнение словарного запаса.

Педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Игровые приёмы по формированию словаря у детей раннего возраста:

Игра: «Холодно – Горячо».

Цель: Обогащение словарного запаса существительными.

Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и задает вопрос: «Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

Игра: «Опиши предмет».

Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук, яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов. Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.).

Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый, материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый, качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Игра «Почта», «Укрась елку» «Волшебное дерево», «Тематическое лото», «Домино».

Игра «Посылка»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Аналогии»

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова).

Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др., уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др.

Игра «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т. д.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Источник