Развитие словаря ребенка в онтогенезе
8. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
ЛЕКЦИЯ 8. ОНТОГЕНЕЗ СЛОВАРЯ
Онтогенез словаря
Словарь и лексика – синонимы. Словарная работа и лексическая работа – синонимы.
Словарь – словарный запас отдельного человека = лексикон
Словарь активный – те слова, которые употребляет в речи. Словарь пассивный – те слова, которые понимает, но не употребляет в собственной речи
В возрасте около года, родители могут решить, что их ребенок знает больше слов, чем указано по статистике (см. ниже). На самом деле нельзя говорить об усвоении ребенком слова, пока он не начнет на него одинаково реагировать во всех ситуациях и при различных интонациях. То есть на вопрос: «Где собачка?» если ребенок реагирует правильно дома и не реагирует на улице, значит «собачка» для него это еще не слово, а только звуковой компонент той ситуации, которая разыгрывается дома. Этому ребенку нужно еще немного времени, чтобы «собачка» стала словом.
Первоначально, примерно до возраста 2-х лет почти все слова-существительные при их усвоении проходят стадию связи с действием. То есть при назывании предмета, если ребенок его опознал на слух, начинается ориентировочная реакция. Малыш ищет этот предмет и стремится выполнить с ним привычные действия (кружка – пить).
Следующий этап в освоении ребенком слова эта работа подражательного рефлекса – ребенок, услышав слово пытается многократно его проговорить, испытывая при этом удовольствие. (бака-бака-бака = собака).
Первые слова, появившиеся у ребенка носят функцию слов предложений. Ребенок говорит с разной интонацией и выражением лица «мама» и это может означать: я рад тебя видеть; или где ты была, мне без тебя плохо было, или иди сюда; или хочу есть; или спаси меня от вон того страшного зверя; или не отдавай меня на ручки этой тете Маше. Смысл слов-предложений полностью зависит от ситуации и потребностей ребенка на момент их произнесения.
Состав словаря у каждого ребенка глубоко индивидуален и зависит от образа жизни семьи, её культурного уровня, стиля материнского общения (императивный – словарь формируется позже, глаголов больше, чем у ребенка с комментирующей матерью, при комментирующей матери словарь формируется раньше, в нем существительных больше, чем у ребенка с императивной матерью. Затем разница в словаре исчезает). В возрасте 4 лет и позже словарь ребенка начинает отражать круг его интересов (география, космос, динозавры, машины), но круг интересов ребенка, так же зависит от образа жизни семьи. Императивный стиль – много молчим, даем указания. Похвалу и замечания только по делу. Комментирующий стиль – постоянно проговариваем что делаем сами, что делаем с ребенком, что делает сам ребенок.
Около 1 года – 12-20 слов. 80% составляют существительные. Глаголы (бух- падать, ам- кушать);.
– прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи отсутствуют.
– Первая степень обобщения слов*. Чтобы ребенок усвоил слово требуется 50-70 повторений с совпадением слова и предмета.
– Слова-предложения.
– Пассивное усвоение словаря (что рядом с ребенком произнесли, то и усвоил, те слова, которые чаще произносили, те быстрее освоил)
Около 2 лет – 200 — 300 слов. существительные – 75%, глаголы составляют 20% от общей речи. Прилагательные — 5%, появляются такие слова, как: хорошо, плохо. Местоимения также 5%.
– Активное расширение словаря – теперь ребенок сам спрашивает «Что это?».
– Появляется эффект «растяжения лексики» — одним словом называет все похожее («кися» — кошка, любая пушистая плюшевая игрушка, шапка, стрижка).
– Первая степень обобщения, начинает формироваться 2-ая степень обобщения. На вопрос: «Что такое стол» ребенок может ответить: «На нем едят». Для усвоения слова требуется 10 совпадений при проговаривании слова и предмета.
Около 3 лет – 1000 –1500 слов.
– местоимения и наречия часто путают при употреблении. Появляются служебные части речи. Простые предлоги и союзы: на, в, под, из.
– Вторая степень обобщения слов*.
– Начинает уменьшаться проявление растяжения словаря.
– Статистика по трехлетним детям – 36 % слов – бытовые слова; 16 % — объекты природы; 15 % — средства и способы передвижения. 1/3 от всех употребляемых за день слов = глаголы.
4 года – 1900 слов. есть сравнительная степень* больше, меньше. Появляются сложные союзы: потому что, чтобы, если б.
– Третья степень обобщения слов*. На вопрос: «Что такое стол?», ребенок может ответить: «Это мебель».
– Происходит уточнение словаря по типу освоения синонимов (веселый радостный, грустный – больной – по внешнему виду для детей это одинаково; и по типу разбора предметов на часть и целое (чайник – донышко, носик, ручка, крышечка).
5 лет – 2000-2500 слов. Четвертая степень обобщения слов*. Уточнение словаря.
6 лет – 3500 – 4000 слов (перечислить все) (шутка). Уточнение словаря
7 лет – 7 000 слов. Уточнение словаря
Словарь, сформировавшийся в дошкольном возрасте является ядром, которое мало меняется у человека в течении жизни. У среднего взрослого человека в активном словаре – 9 000 слов (у Пушкина 21 000 слов в активном словаре).
«Любимые слова детей дошкольного возраста»
- Я
- Хочу
- Буду
- Люблю
- Слова обозначающие людей*.
- Слова, обозначающие размер*.
- Слова, обозначающие цвет*.
- Сравнительная степень прилагательных*.
- Слова, обозначающие отрицательные оттенки*.
Всего за день ребенок произносит около 11 000 слов. Конечно многие слова повторяются.
Степени обобщения.
1 степень обобщения – слово обозначает только один предмет (кошка – только эта кошка, все остальные кошки – что-то неизвестное, чему названия нет)
2 степень обобщения – слово обозначает ряд однородных предметов (все кошки имеют право называться кошками, ребенок с этим согласен).
3 степень обобщения – появляются слова, объединяющие несколько групп предметов (ребенок понимает, что кошка входит в понятие животные).
4 степень обобщения – высшая степень обобщения всех предыдущих понятий (кошка – животные – фауна земли).
Литература
- Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
- Белякова Л.И., Заикание.
- Бородич А.М., Методика развития речи детей.
- Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
- Жукова Н.С., Логопедия.
- ИНТЕРНЕТ ! ! !
- Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
- Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
- Поваляева М.А., Справочник логопеда.
- Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
- Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
- Филичева Т.Б., Основы логопедии.
- Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.
https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped — здесь можно подписаться на еженедельную логопедическую рассылку.
Сайт о педагогике и логопедии https://nsportal.ru/olga-gubareva
Женский блог https://idi-k-nam.ru/profile
Блог о логопедии https://www.liveinternet.ru/users/4701016/
Дружественная группа в «Одноклассниках» — «Логопеды, логопедия»
Источник
8. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
ЛЕКЦИЯ 8. ОНТОГЕНЕЗ СЛОВАРЯ
Онтогенез словаря
Словарь и лексика – синонимы. Словарная работа и лексическая работа – синонимы.
Словарь – словарный запас отдельного человека = лексикон
Словарь активный – те слова, которые употребляет в речи. Словарь пассивный – те слова, которые понимает, но не употребляет в собственной речи
В возрасте около года, родители могут решить, что их ребенок знает больше слов, чем указано по статистике (см. ниже). На самом деле нельзя говорить об усвоении ребенком слова, пока он не начнет на него одинаково реагировать во всех ситуациях и при различных интонациях. То есть на вопрос: «Где собачка?» если ребенок реагирует правильно дома и не реагирует на улице, значит «собачка» для него это еще не слово, а только звуковой компонент той ситуации, которая разыгрывается дома. Этому ребенку нужно еще немного времени, чтобы «собачка» стала словом.
Первоначально, примерно до возраста 2-х лет почти все слова-существительные при их усвоении проходят стадию связи с действием. То есть при назывании предмета, если ребенок его опознал на слух, начинается ориентировочная реакция. Малыш ищет этот предмет и стремится выполнить с ним привычные действия (кружка – пить).
Следующий этап в освоении ребенком слова эта работа подражательного рефлекса – ребенок, услышав слово пытается многократно его проговорить, испытывая при этом удовольствие. (бака-бака-бака = собака).
Первые слова, появившиеся у ребенка носят функцию слов предложений. Ребенок говорит с разной интонацией и выражением лица «мама» и это может означать: я рад тебя видеть; или где ты была, мне без тебя плохо было, или иди сюда; или хочу есть; или спаси меня от вон того страшного зверя; или не отдавай меня на ручки этой тете Маше. Смысл слов-предложений полностью зависит от ситуации и потребностей ребенка на момент их произнесения.
Состав словаря у каждого ребенка глубоко индивидуален и зависит от образа жизни семьи, её культурного уровня, стиля материнского общения (императивный – словарь формируется позже, глаголов больше, чем у ребенка с комментирующей матерью, при комментирующей матери словарь формируется раньше, в нем существительных больше, чем у ребенка с императивной матерью. Затем разница в словаре исчезает). В возрасте 4 лет и позже словарь ребенка начинает отражать круг его интересов (география, космос, динозавры, машины), но круг интересов ребенка, так же зависит от образа жизни семьи. Императивный стиль – много молчим, даем указания. Похвалу и замечания только по делу. Комментирующий стиль – постоянно проговариваем что делаем сами, что делаем с ребенком, что делает сам ребенок.
Около 1 года – 12-20 слов. 80% составляют существительные. Глаголы (бух- падать, ам- кушать);.
– прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи отсутствуют.
– Первая степень обобщения слов*. Чтобы ребенок усвоил слово требуется 50-70 повторений с совпадением слова и предмета.
– Слова-предложения.
– Пассивное усвоение словаря (что рядом с ребенком произнесли, то и усвоил, те слова, которые чаще произносили, те быстрее освоил)
Около 2 лет – 200 — 300 слов. существительные – 75%, глаголы составляют 20% от общей речи. Прилагательные — 5%, появляются такие слова, как: хорошо, плохо. Местоимения также 5%.
– Активное расширение словаря – теперь ребенок сам спрашивает «Что это?».
– Появляется эффект «растяжения лексики» — одним словом называет все похожее («кися» — кошка, любая пушистая плюшевая игрушка, шапка, стрижка).
– Первая степень обобщения, начинает формироваться 2-ая степень обобщения. На вопрос: «Что такое стол» ребенок может ответить: «На нем едят». Для усвоения слова требуется 10 совпадений при проговаривании слова и предмета.
Около 3 лет – 1000 –1500 слов.
– местоимения и наречия часто путают при употреблении. Появляются служебные части речи. Простые предлоги и союзы: на, в, под, из.
– Вторая степень обобщения слов*.
– Начинает уменьшаться проявление растяжения словаря.
– Статистика по трехлетним детям – 36 % слов – бытовые слова; 16 % — объекты природы; 15 % — средства и способы передвижения. 1/3 от всех употребляемых за день слов = глаголы.
4 года – 1900 слов. есть сравнительная степень* больше, меньше. Появляются сложные союзы: потому что, чтобы, если б.
– Третья степень обобщения слов*. На вопрос: «Что такое стол?», ребенок может ответить: «Это мебель».
– Происходит уточнение словаря по типу освоения синонимов (веселый радостный, грустный – больной – по внешнему виду для детей это одинаково; и по типу разбора предметов на часть и целое (чайник – донышко, носик, ручка, крышечка).
5 лет – 2000-2500 слов. Четвертая степень обобщения слов*. Уточнение словаря.
6 лет – 3500 – 4000 слов (перечислить все) (шутка). Уточнение словаря
7 лет – 7 000 слов. Уточнение словаря
Словарь, сформировавшийся в дошкольном возрасте является ядром, которое мало меняется у человека в течении жизни. У среднего взрослого человека в активном словаре – 9 000 слов (у Пушкина 21 000 слов в активном словаре).
«Любимые слова детей дошкольного возраста»
- Я
- Хочу
- Буду
- Люблю
- Слова обозначающие людей*.
- Слова, обозначающие размер*.
- Слова, обозначающие цвет*.
- Сравнительная степень прилагательных*.
- Слова, обозначающие отрицательные оттенки*.
Всего за день ребенок произносит около 11 000 слов. Конечно многие слова повторяются.
Степени обобщения.
1 степень обобщения – слово обозначает только один предмет (кошка – только эта кошка, все остальные кошки – что-то неизвестное, чему названия нет)
2 степень обобщения – слово обозначает ряд однородных предметов (все кошки имеют право называться кошками, ребенок с этим согласен).
3 степень обобщения – появляются слова, объединяющие несколько групп предметов (ребенок понимает, что кошка входит в понятие животные).
4 степень обобщения – высшая степень обобщения всех предыдущих понятий (кошка – животные – фауна земли).
Литература
- Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
- Белякова Л.И., Заикание.
- Бородич А.М., Методика развития речи детей.
- Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
- Жукова Н.С., Логопедия.
- ИНТЕРНЕТ ! ! !
- Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
- Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
- Поваляева М.А., Справочник логопеда.
- Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
- Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
- Филичева Т.Б., Основы логопедии.
- Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.
https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped — здесь можно подписаться на еженедельную логопедическую рассылку.
Сайт о педагогике и логопедии https://nsportal.ru/olga-gubareva
Женский блог https://idi-k-nam.ru/profile
Блог о логопедии https://www.liveinternet.ru/users/4701016/
Дружественная группа в «Одноклассниках» — «Логопеды, логопедия»
Серия сообщений «Онтогенез детской речи»:
Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…
Часть 1 — ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 — 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
…
Часть 6 — 6. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Часть 7 — 7. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Часть 8 — 8. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
Часть 9 — 9. ОНТОГЕНЕЗ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Часть 10 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 11 — ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Источник
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Для ребенка речь — это и средство связи с окружающим миром, и возможность взаимодействия, и источник информации, развития мышления, то есть речь — важнейшая составляющая его нервно-психического развития, становление которой происходит в течение первых лет жизни, но в дальнейшем определяет ее качество во все последующие возрастные периоды [25, с. 105].
При благоприятных социальных условиях и правильном воспитании, у ребенка обогащается жизненный опыт, совершенствуется деятельность, развивается общение с окружающим миром, людьми. Все это приводит к активному росту лексикона, т.е. формированию словаря. В литературе вопросам становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. Мною рассмотрено большое количество взглядов, и выделены наиболее интересные или обще принятые. Так, в работах А.Н. Гвоздева, Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства.
По данным исследований Правдиной О.В развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении. Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами к году — несколько слов, к двум годам — 200-300 слов, к трем годам — 1500-2000 слов [6, с.56].
Рост, словаря зависит от условий жизни и воспитания ребенка, поэтому в пределах средних цифр отмечается значительное колебание. При этом, качественный рост словаря происходит по двум направлениям:
а) по содержанию — обогащение и дифференциация смыслового содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими;
б) по форме — постепенное овладение все усложняющейся ритмико-интонационной, звуковой и слоговой структурой слов.
Указанное развитие происходит с определенной постепенностью и последовательностью. Так усвоение частей речи (в чем выражается дифференциация смыслового содержания слов) происходит со следующей последовательностью: существительные — это обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными, наречия — несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются.
Прилагательные начинают употребляться сравнительно очень поздно, числительные поздно и усваиваются во всем своем объеме очень длительно (с развитием счета). Служебные слова появляются в языке ребенка одними из последних. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.
Выражением постепенного овладения различными частями речи могут служить следующие данные, взятые из таблицы Е.А. Аркина, характеризующие состав словаря ребенка в 4 года (при словаре в пределах 598-2346 слов) существительных 50,2%, глаголов 27,4%, прилагательных 11,8%, наречий 5,8%, числительных 1,9%, союзов 1,2%, предлогов 0,8%, междометий и частиц 0,9%. Однако, в отношении этих данных необходимо учитывать, что частота употребления различных грамматических категорий не одинакова.
Речевое развитие ребенка можно разделить на четыре периода.
Первый период. Словарь очень невелик, его составляют так называемые лепетные слова, т. е. слова-звукоподражания (ам-ам, му и т. п.), и слова, состоящие из одного слога. Первые слова являются аморфными (бесформенными), неизменяемыми словами корнями, когда один и тот же звуковой комплекс служит для обозначения самого предмета (часто даже и нескольких предметов), действия с ним или одного из качеств данного предмета. Употребление этих слов обычно сопровождается мимикой и жестом, несколько уточняющими их значение. Так, звукосочетание имеет следующие значения:
а) кошка, мех, волосы (сопровождается обычно жестом поглаживания), объединение этих понятий говорит о выделении общего для них качества мягкости, пушистости;
б) царапается, лакает молоко (сопровождается жестами, изображающими эти действия). Таким образом, наблюдается многозначность многих «лепетных слов», а наряду с этим и суженность их содержания по сравнению со словами взрослого человека.
Появляющиеся двусложные слова состоят из двух повторяющихся слогов с ударением на первом слоге (мама, папа и т. д.). У некоторых детей в этом периоде наблюдается преобладание развития ритмико-интонационной структуры слова над звуковым его оформлением титити — бисквиты и титити — кирпичи).
Появление первых слов совпадает с началом употребления первых предложений. Первое предложение в речи ребенка — это аморфное слово. Первый шаг в дальнейшем развитии предложения состоит в объединении сначала двух, а затем и трех-четырех бесформенных слов: «мама каша дать, тата пать (спать)».
Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой.
Второй период. Словарь быстро растет количественно (последовательность овладения различными частями речи уже была указана)
С ростом словаря и усложнением его ритмико-интонационной структуры и уточнением его звукового оформления появляются и количественно нарастают различные виды искажений слоговой структуры слова, перестановки (говала-голова), сокращения слов (моко-молоко), вставки лишних слогов. Эти искажения часто обозначаются термином литеральные парафазии, но, в отличие от парафазий как явления патологического, детские парафазии довольно быстро самостоятельно изживаются под влиянием речи окружающих и оказываются проявлением активного словотворчества ребенка.
Второй период характеризуется быстрым ростом разных типов как простого, так и сложного предложения. Начинается он с перехода от аморфных слов-корней к словам, морфологически расчлененным на элементы, причем этот процесс сразу охватывает ряд грамматических категорий:
— для существительного — единственное и множественное число, именительный, винительный, родительный падежи и уменьшительные формы;
— для глагола — повелительное, изъявительное, сослагательное наклонение, настоящее и прошедшее время повелительного наклонения.
Уже в этом периоде появляется и постепенно развивается контроль над собственной речью и критическое отношение к речи окружающих, что относится больше к звуковой стороне речи.
Последовательность грамматизации тесно связана со значением изучаемых категорий; овладение этими категориями опережает усвоение внешнего выражения значения. Иллюстрацией, подтверждающей это положение, являются следующие факты:
а) раннее усвоение существительных и глаголов, имеющих среди других частей речи наиболее конкретное значение,
б) позднее усвоение прилагательных, обозначающих свойства, качества предметов, что является уже абстракцией более высокого уровня, а также употребление предлогов, появляющихся после усвоения соответствующих флексий, а, следовательно, и после появления понимания их значения.
В это время очень характерным является то, что формы слов употребляются всегда правильно по значению (по смыслу) и синтаксически, но в то же время нередко представляют нарушения морфологического характера.
Третий период. Период усвоения морфологической системы. Формы становятся устойчивыми [10, с. 68] Этот период характеризуется обширным словарным запасом, овладением слоговой структурой (сначала слова из четырех-пяти слогов, а вскоре и более сложные слова). Одновременно с накоплением и усложнением словарного запаса происходит и развитие смысловой стороны речи — от конкретного значения к абстрактному. Одновременно усваиваются все части речи, последовательность усвоения обусловлена все меньшей и меньшей конкретностью их значения.
Четвертый период. Уровень овладения языком очень высок: вся сложная система грамматики (синтаксического и морфологического порядка) освоена. Но это относится только к разговорно-бытовому стилю. Усвоение элементов литературного языка падает на школьный возраст — возраст овладения письменной речью (причастия, деепричастия, многие суффиксы отвлеченных понятий).
Д.Б. Эльконин [3, с. 89] указывал, что расширение социальных отношений ребенка, изменение его деятельности и возможностей общения с окружающими взрослыми в дошкольном возрасте приводят к постепенному росту словаря.
В зарубежных исследованиях приведены средние цифры словарного состава речи детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам -300-400, к 3 годам — 1000-1100, к 4 годам — 1600, к 5 годам — 2200 слов.
Отечественные исследователи отмечают, что в 1 год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч слов. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц.
М.Ф. Фомичева [4, с. 78] подразделяет детей на возрастные группы, также выделяя этапы формирования лексики у детей с нормальным речевым развитием:
Вторая младшая группа. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря как активного, так и пассивного. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250-300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800-1000 слов. У детей трех лет наблюдается неправильность в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» — велосипед); перестановка в слове слогов («замукальные» — музыкальные); перестановка в слове звуков («певрый» — первый); пропуски в слове звуков. Иногда дети, чтобы избежать стечения согласных звуков, вводят дополнительные согласные, которые постепенно исчезают.
Средняя группа. К четырем годам активный словарь достигает 1900-2000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии.
Старший возраст. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (экскаватор).
Подготовительная группа. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой словарный запас -3000 — 3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими. Несмотря на довольно большой запас слов, речь ребенка иногда бывает, бедна, потому, что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.
Таким образом, развитие словаря — это длительный процесс количественного накопления слов, который усложняется от одной возрастной группы к другой. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. К моменту поступления в школу ребенок должен сформировать определенный словарный запас.
Источник