Развитие системы взаимодействия взрослый ребенок

Введение
От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь.
Надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.
Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.
Для педагогической деятельности родителям необходимо овладеть теоретическими знаниями. Если они не будут знать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, они не смогут его понимать, а значит — и правильно отвечать ему.
Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.
Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его взаимоотношения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исключительно через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию.
В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.
Сфера общения — самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье. Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: «Не вреди!». Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.
Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми. Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно прежде всего примером самих родителей, взрослых.
Глава 1
Модели взаимодействия взрослого с ребенком
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной. Особенности учебно-дисциплинарной модели, а также модели «невмешательства» представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Особенности учебно-дисциплинарной модели и модели «невмешательства»
Модель учебно-дисциплинарная | Модель «невмешательства» в жизнь ребенка |
В основе: | |
обучение ребенка умениям и навыкам | самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам |
Способы общения: | |
— наставление; | — холодное наблюдение; |
Тактика общения: | |
руководство и контроль | мирное сосуществование рядом, но не вместе |
Результат общения: | |
подчинение, отсутствие самостоятельности, иногда агрессия, жестокость | разрыв эмоциональных связей |
Этих крайностей можно избежать, если руководствоваться личностно ориентированной моделью взаимодействия взрослого с ребенком. Ее характерные черты представлены ниже.
Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:
- обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);
- формировать начала личности (базис личностной культуры);
- развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);
- формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.
Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения предполагает учет следующих условий:
- сотрудничество при взаимодействии;
- создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
- использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Поведение ребенка:
- выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;
- высказывание собственного мнения;
- желание достичь результата;
- обращение за помощью.
Результат:
- свобода мышления, воображения;
- исчезает страх;
- возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;
- появляется единство физического и психического здоровья.
* * *
Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей.
Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.
Вернуться к оглавлению
Источник
Формирование
взаимодействия и общения ребенка со
взрослым является важнейшим источником
психического развития дошкольников.
Взаимодействие взрослых с детьми,
имеющими нарушения слуха, должно
способствовать осознанию ребенком себя
среди детей и взрослых, формировать
интерес и обогащать представления о
социальных и природных явлениях,
способствовать формированию таких
свойств личности, как самостоятельность,
инициативность, ответственность,
возникновению «Я-сознания».
Поскольку
коммуникативная деятельность у глухих
и слабослышащих детей нарушена в силу
недоразвития речи, взрослый остается
главным инициатором общения значительно
дольше, и его роль более ответственна,
чем в процессе общения со слышащими
детьми Характер взаимодействия взрослого
с ребенком определяется ведущей
деятельностью и потребностями возраста.
Развитие общения слышащего ребенка со
взрослым в первые семь лет жизни проходит
несколько этапов (М. И. Лисина, 1986), которые
необходимо учитывать и при организация
взаимодействия с глухими и слабослышащими
детьми, ибо, несмотря на изменение сроков
появления разных форм общения у детей
данной категории и ограничение
средств
коммуникации, последовательность их
формирования сохраняется. У детей
младенческого возраста это
ситуативно-личностное общение,
направленное на удовлетворение
потребности ребенка в доброжелательном
воздействии взрослого. Этот тип общения
стимулирует формирование перцептивных
действий в разных анализаторных системах.
Позднее появляется ситуативно-деловое
общение, направленное на удовлетворение
потребности детей в сотрудничестве по
поводу предметов и объектов. У младших
дошкольников возникает
внеситуативно-познавательное общение,
тесно связанное с развитием познавательной
деятельности ребенка. И, наконец, у детей
старшего дошкольного возраста формируется
внеситуативно-личностное общение со
взрослым, который выступает как носитель
социального опыта, источник информации
о социальном окружении. Организованное
взрослыми взаимодействие с плохослышащими
детьми должно ориентироваться на этапы
развития общения в норме, способствовать
его обогащению и переходу ребенка к
более высокой форме.
Основными
условиями взаимодействия взрослых с
детьми преддошкольного и младшего
дошкольного возраста, только поступившими
в детский сад, являются создание
эмоционального комфорта в группе,
развитие интереса, доверия ко взрослому,
стремления к сотрудничеству с ним.
Большинство малышей, поступающих в
детский сад, болезненно реагируют на
отрыв от семьи, от матери, к которой дети
с нарушенным слухом сильно привязаны.
Педагоги, организуя общение с детьми,
стремятся к установлению эмоционального
контакта, обеспечивая эмоциональный
комфорт детей в группе. Учитывая тот
факт, что многие глухие и слабослышащие
дети астеничны, ослаблены вследствие
перенесенных заболеваний, взрослые
демонстрируют ласковое отношение к
ним, поглаживая ребенка, беря его на
руки, заглядывая в глаза.
Очень
важное значение для организации
взаимодействия с неговорящими детьми,
поступившими в детский сад, имеет
использование различных средств общения.
Во-первых, это устная речь, а у детей,
глобально воспринимающих письменную
речь, — и таблички с написанными словами
и фразами. Во-вторых, это применение
взрослыми и детьми естественных
(используемых и слышащими детьми) жестов,
мимики и движений тела, взглядов. По
мнению Е. И. Исениной (1998), у глухих детей,
воспитывающихся в ясельных группах
специальных садов, появляются различные
жесты, что свидетельствует о их стремлении
к общению. Среди них преобладает
указательный, встречаются жесты
отрицания, запрета, широко используются
жесты привлечения внимания, имеется
ряд изображающих (кушать, спать и др.).
Если взрослые не будут дополнять
свою
речь естественными жестами и поддерживать
их использование детьми, жесты могут
исчезнуть из общения и тем самым
ограничить его. При организации общения
с неслышащим ребенком важно сконцентрировать
внимание ребенка на предмете, так как
без этого невозможно усвоение значений
жестов и слов. Важное значение имеет
развитие взглядов, среди которых Е. И.
Исенина выделяет указательный, контактный,
«ищущий оценку» и соединяющий. Все эти
виды взглядов развиваются в процессе
совместной предметной деятельности,
когда взрослый фиксирует внимание на
игрушках и действует с ними, тем самым
привлекая взгляд малыша. Оценка взрослыми
действий ребенка, поддержание их или
отрицание способствуют развитию взгляда,
«ищущего оценку», который очень важен
при организации взаимодействия и
понимания взрослого плохослышащим
ребенком.
Содержанием
взаимодействия взрослых с детьми
является предметная деятельность, в
ходе организации которой педагоги
создают условия для развития познавательной
активности ребенка, понимания функций
предмета и его свойств, что интенсивно
продвигает сенсорное развитие ребенка,
способствует развитию наглядных форм
мышления. Такие разделы работы, как
«Ознакомление с окружающим миром»,
«Игра», «Изобразительная деятельность»,
в значительной степени способствуют
формированию структуры предметной
деятельности. На этом этапе важнейшее
значение для познавательного и социального
развития ребенка имеют формирование
способности к знаковому опосредованию
в процессе использования
предметов-заместителей, возникновение
ассоциирования в процессе рисования.
Педагоги
фиксируют внимание детей на взрослых,
используя речь, мимику, жесты, привлекают
внимание к их внешности, действиям. Так,
обращая внимание детей на пришедшую в
группу медсестру, педагог улыбается,
приветственно машет рукой, побуждает
детей подражать ее действиям, сопровождая
это речью: «Тетя Оля пришла. Привет.
Катя, скажи: «Привет»». У ребенка
формируется внимание к различным
эмоциональным состояниям взрослых и
детей (радость, огорчение, гнев). Педагоги
демонстрируют сочувствие детям или
взрослым, привлекая к этому других детей
(«Пожалей»). Детей учат наблюдать за
действиями взрослых в детском саду, на
участке, имитировать их с помощью жестов,
воспроизводить в игровых действиях.
Вместе с педагогами дети рассматривают
изображенных на картинках людей, по
возможности воспроизводят их действия,
так как нередко их смысл непонятен детям
с нарушениями слуха. Привлекая внимание
к взрослым, необходимо фиксировать
внимание детей на лице говорящего,
движениях органов артикуляции, так как
для развития языковой способности важны
наблюдения за говорящими людьми.
В
различных бытовых и игровых ситуациях
взрослые выражают свои эмоции и чувства,
как положительные — по поводу успехов
ребенка, так и отрицательные, связанные
с его действиями и поведением. Важно
использовать положительную оценку
действий ребенка в присутствии других
детей, выражая ее с помощью мимики,
жестов и речи в устной и письменной
форме («хорошо», «верно», «молодец»,
«умница»). Положительной оценки
заслуживают действия детей по отношению
друг к другу, их старание на занятиях.
Неудовольствие педагоги выражают по
поводу того, что нельзя делать: драться,
обижать других детей, разбрасывать еду
и т. п. Нельзя негативно оценивать
неумение ребенка выполнить какие-либо
задания, особенно связанные с речью.
Постепенно, в процессе жизни в детском
саду, у детей формируются представления
о том, что хорошо, что плохо, что можно,
а что нельзя делать. Дети должны понимать
значение слов «можно», «нельзя», «плохо».
Поддержка инициативы ребенка, признание
его достижений развивают личностные
качества детей, способствуют формированию
активности, самостоятельности,
познавательных интересов.
Взаимодействие
взрослых с детьми среднего и старшего
дошкольного возраста строится на другой
основе, с учетом изменившихся интересов
и форм деятельности.
С
детьми среднего дошкольного возраста
организуется общение на познавательные
темы, которое может быть включено в
различные виды деятельности (игры,
конструирование, труд в природе и др.).
Взрослый должен пробудить интерес
ребенка к миру природных явлений и
окружающего быта, вызвать интерес к
установлению некоторых явлений. В
значительной степени это происходит в
сюжетной игре, где ребенок воспроизводит
различные явления жизни. Складывающееся
на этом этапе ролевое поведение
способствует большему проникновению
в смысл действий взрослых. Формирование
интереса к миру взрослых интенсивно
осуществляется при ознакомления с
окружающим миром: проведением наблюдений
за деятельностью людей на экскурсиях,
рассматриванием картинок, иллюстраций,
слайдов.
Формирование
социальных представлений и закрепление
социального опыта происходит также
посредством игры, рисования, конструирования.
Одним из них является речь, так как
представления, не зафиксированные в
речи, остаются нечеткими и
недифференцированными. В средней группе
в словарь включаются слова, необходимые
для усвоения норм поведения и формирования
нравственных представлений (помогает,
заботится, ухаживает, добрый, заботливый).
Формированию социальных представлений,
усвоению нравственных норм способствует
чтение небольших текстов, в тематике
которых отражена жизнь детей и взрослых.
Связанное с чтением рассказывание,
инсценирование, иллюстрирование
способствует складыванию этических и
нравственных представлений. Роль чтения
для глухих детей как важнейшего средства
их нравственного воспитания подчеркивала
Б. Д. Корсунская. Созданные ею тексты
(книги для чтения, адресованные глухим
дошкольникам, «Читаю сам», ч. 1—3) отражают
различные сюжеты, связанные с деятельностью
детей и взрослых и направленные на
формирование понимания поведения
взрослых и детей, его оценки, овладение
такими понятиями, как «добрый»,
«заботливый», «трудолюбивый», «обманщик»,
«жадный». Сформированные в связи с
чтением и рассказыванием нравственные
представления надо связать с событиями
реальной жизни, примерами из жизни
детей, иначе они могут быть формально
усвоены, но дети не будут вести себя в
соответствии с такими этическими
нормами.
Взрослые
создают возможности для демонстрации
детям различных эмоциональных состояний
(радостное, печальное, рассерженное и
т. д.), стремятся показать необходимость
выражения сочувствия, помощи («Тетя
Таня убирала в группе, она устала.
Помогите ей собрать посуду»). Раскрытие
мира чувств людей происходит в процессе
всей жизни детей в детском саду, особенно
полно — в различных бытовых ситуациях,
играх, чтении и рассказывании,
инсценировании. Эмоциональное развитие
детей с нарушениями слуха невозможно
без обогащения речи детей соответствующими
словами («рада», «доволен», «огорчился»,
«соскучился», «приятно», «неприятно»),
которыми пользуются взрослые в
повседневной жизни, при организации
игр и других видов деятельности. Вначале
дети учатся понимать эти слова, а в их
собственную речь они, как правило,
включаются в старшей и подготовительной
группах.
Организация
общения взрослых со старшими детьми,
имеющими нарушения слуха, строится с
учетом расширяющегося интереса детей
к миру взрослых людей, формированием
новой формы общения — внеситуативно-личностного,
в процессе которого объектом внимания
ребенка становится взрослый, к
сотрудничеству с которым он стремится.
Не у всех глухих и слабослышащих детей
старшего дошкольного возраста формируется
эта форма общения, однако взрослые
должны направлять и подготавливать ее.
Для старших дошкольников очень важны
уважительное, равноправное отношение
к ним со стороны взрослых, объективная
оценка деятельности.
Мир
взрослых отражается через сюжетно-ролевую
игру, в которой объектом интереса
становится поведение людей, их
взаимоотношения. Эмоционально насыщенное
общение взрослых с детьми
происходит
и в театрализованной деятельности:
инсценировках сказок, представлениях
кукольного театра. На этом этапе
интенсивно расширяются представления
детей о труде и профессиях людей, в
результате посещений детьми магазинов,
почты, школы и других учреждений бытового
назначения, а также театра, музея, цирка,
где также формируются представления о
правилах, нормах поведения и общения
людей. Эти представления закрепляются
и обогащаются в процессе просмотра
мультфильмов, видеофильмов, рассматривания
альбомов, иллюстраций, игр, сюжетного
рисования и др. В процессе этой работы
происходит формирование интереса к
труду, понимания его значимости, желания
включиться в совместные со взрослыми
действия.
В
процессе работы по обогащению представлений
о жизни взрослых важно фиксировать
внимание детей на эмоциональном состоянии
людей, их настроении, уточнять причины
смены настроения. Обязательно при этом
уточнение значений слов, связанных с
нравственными и этическими понятиями,
эмоциональными состояниями. Дети должны
уметь пользоваться в соответствующих
ситуациях фразами, включающими объяснение
причин смены настроения («Наталья
Федоровна огорчена, потому что Катя
заболела», «Ребята веселые, потому что
сегодня праздник!»).
Особое
значение для детей с нарушениями слуха
имеет обучение установлению контакта
со взрослыми, поддержание общения,
овладение нормами речевого поведения
в различных ситуациях, при встречах и
общении со знакомыми и незнакомыми
людьми. Взрослые должны демонстрировать
образцы такого поведения во время
прихода в группу сотрудников детского
сада, родителей, новых людей, побуждая
детей сначала к подражанию, а затем и к
самостоятельным действиям. Для детей
с нарушениями слуха особое значение
имеет выбор расстояния для общения,
умение смотреть в лицо говорящего
человека, внимательно выслушивать его
до конца, уметь переспросить в случае
непонимания. Детей нужно учить приветливо
улыбаться, знать основные формы обращений
при встрече, прощании, при необходимости
извиниться, поблагодарить, обратиться
к незнакомому человеку. Очень важно
развивать у детей этой категории
собственную инициативу в установлении
контактов со знакомыми и незнакомыми
взрослыми и детьми, а не делать это
только по инструкции педагога типа
«поздоровайтесь», «попрощайтесь».
На
всех этапах общения с глухим или
слабослышащим ребенком для развития
его личностных качеств важное значение
имеет оценка его действий взрослым.
Оценивается не поведение в целом, а
конкретные поступки и достижения ребенка
(«Ты поступил правильно: уступил место
Алене»). Особенно важна такая оценка
для детей, испытывающих трудности в
обучении, отстающих от других детей и
болезненно переживающих свои неудачи.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник