Развитие синтаксических моделей в речи ребенка
Наташа ТАТЬЯНИНА
Методика формирования синтаксической стороны речи
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.
Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.
Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.
Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т. е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.
Рассматривая картинку,ребенок учится односложно отвечать на вопросы:
Что делает мама? (Читает)
Что делает собака? (Лает)
Что делают дети? (Поют)
Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое). Можно использовать картинки из альбома О. И. Соловьевой.
Что девочка делает? – Девочка рисует.
Что делают ребята? – Ребята слушают радио.
Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.
Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение»:
Учитель учит кого? (Учеников)
Почтальон разносит что? (Письма, газеты)
Часовщик чинит что? (Часы)
Врач лечит кого? (Больных)
Рассматривая картинки или игрушку, дети распространяют предложение с помощью воспитателя.
Это кто? – Кошка.
Какая кошка? Кошка. – говорит воспитатель, понижая голос…
. пушистая, – договаривают дети.
Что делает пушистая кошка?
Пушистая кошка. лежит на коврике.
Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.
Далее детям предлагают повторить предложение (термин не дается).
В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов.
Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка, фрукты (яблоки, апельсины, лимоны, животные (кошка, собака, корова, теленок, мебель (столы, стулья, шкафчики). Сначала составляются предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке.
Затем воспитатель начинает предложение,а дети продолжают:
Мама купила в магазине морковь, лук.
У бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и теленок.
Далее называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?» – «Мебель»).
Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения.Воспитатель начинает:
В детский сад привезли новую мебель: столы, стулья, шкафы.
В овощном магазине продают вкусные фрукты: лимоны, яблоки, апельсины.
Дети продолжают предложение, а потом вслед за воспитателем повторяют его.
Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложения, нежели предметная, потому что она, как правило, динамична. Педагог задает, например, ребенку вопрос «Что делают дети?» и тем самым подводит его к построению простого предложения, к интуитивному осознанию синтаксической основы предложения. В его ответе «Дети идут в лес» наличествуют подлежащее, сказуемое и обстоятельство.
Помимо построения предложений дети упражняются в изменении глаголов.
А как сказать, если дети только собираются идти в лес? (Дети пойдут в лес)
А если дети уже были в лесу? (Дети ходили в лес)
Для упражнения детей в построении предложений можно использовать следующие игры-драматизации:
«День куклы». (Что делает кукла? Кукла рисует. Кукла поет. Кукла спела песенку (что сделала).
«Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка скачет. Что он делал? Он скакал)
Динамика игрового действия способствует заинтересованности детей и облегчает решение дидактической задачи.
Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксическихумений у детей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.
Все упражнения должны проходить в игровой занимательной форме, даваться в контексте игрового сценария, игровой ситуации или игры с использованием игрушек и картинок, сюрпризных моментов, сказочных персонажей или героев литературных произведений (Знайка и Незнайка).
Составление предложений на занятиях в младших группах, как отмечают многие практики, вызывает значительные трудности. На занятии эта деятельность становится преднамеренной, произвольной, в ней исчезает непринужденность живого разговорного общения, что отражается на детской речи. Дети затрудняются отвечать на вопрос предложением и ограничиваются отдельными словами. Вместе с тем те же дети, рассказывая воспитателям о своем доме, о братьях, о любимых игрушках, не только правильно строят предложения, но и объединяют их в высказывания.
Продуктивным является такой прием обучения детей навыкам составления предложений, как создание коммуникативной ситуации, в которой встречаются игровые персонажи и ведут между собой диалог. Очень важно также создавать условия в повседневном общении для высказываний детей, для диалога воспитателя и ребенка, использовать художественную литературу для воспитания правильной литературной речи.
Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средняя группа) связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической ее формой.
В речи ребенка пятого года жизни увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Вместе с тем замечено, что дети не всегда правильно строят предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих («папа и мама, они.», переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств.
В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.
Детям предлагают несколько картинок: 1) девочка моет пол щеткой; 2) мальчик делает девочке лодочку; 3) девочка рисует клоуна. Отвечая на вопросы (кто? что делает, дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.
1. Мальчик делает лодочку.
Мальчик делает лодочку девочке.
Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.
2. Девочка рисует клоуна.
Девочка рисует клоуна карандашами.
Девочка рисует клоуна цветными карандашами.
Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребенка подводят к построению связного высказывания. С этой целью используют упражнения типа «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации.
Маша взяла утюг, она будет (гладить белье).
Дима взял пилу, он будет (пилить бревно).
Юра взял топор, он будет (рубить).
Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет (кататься на велосипеде).
Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением.
Кого ведут в детский сад?
Кого учит учитель?
Что рисует художник?
Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то, служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.
Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.
Источник
Общие вопросы развития речи на синтаксическом уровне
Трудно переоценить значение работы по развитию синтаксического строя речи учащихся. Во-первых, осмысление детьми синтаксической системы родного языка, овладение богатством синтаксического строя русской речи значимо для развития всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма), воспитания культуры общения, поэтому имеет социальное значение. Во-вторых, практическое овладение синтаксисом является основой усвоения других разделов программы: лексики, морфологии, орфографии. Предложение является той основной единицей речи, на фундаменте которой школьники осознают роль в языке каждой части речи. Так, лексическое значение слова, особенности его употребления в речи раскрываются в контексте, так как вне предложения слово может иметь несколько значений. Таким образом, очевидно собственно учебное значение работы по развитию синтаксического строя речи учащихся.
Симптомы овладения синтаксисом выделены Е. Д. Божович, Е. И. Исениной. Первыми признаками являются ранние (в девять месяцев) реакции на интонационно-мелодическую сторону речи. Появление у ребенка модулированного лепета (повторения слогов с разнообразными интонациями) знаменует приобретение им особого способа эмоционального общения. Эта способность подготавливает следующую ступень овладения синтаксисом: к концу первого года жизни ребенок может распознать по ритмико-мелодическому оформлению вопрос, приветствие, побуждение[1].
На рубеже первого и второго годов жизни обнаруживает себя еще один важный симптом овладения синтаксисом — протоязык (первичный язык). Это система средств дословесной коммуникации (мимики, вокализации, движений, действий с предметами и др.), позволяющая еще не говорящему маленькому человеку строить развернутые «высказывания», достигать взаимопонимания с окружающими[2].
Периоды усвоения ребенком синтаксического строя языка до обучения в школе описаны Н. А. Гвоздевым[3]. Первый период относится к раннему детству (от одного года до двух лет), когда ребенок начинает произносить первые однословные предложения (Мама! — номинативное, звательное, повелительное). Это исходный пункт развития предложения. Такое слово-предложение семантически равно развернутому предложению. Около полутора лет имеют место первые попытки связать два слова; усваивается двухсловное предложение: Даша — бах! Мама, кукла! Мама, куклу! С развитием конкретных видов деятельности (рисования, лепки) формируется эгоцентрическая речь, выполняющая ряд функций: планирование, контроль, констатация результата, управление собственным поведением. Второй период (от двух до четырех лет) характеризуется усвоением грамматической структуры предложения, интенсивным овладением разными типами простого и сложного (бессоюзного) предложений, в которых члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка. При этом удлинение предложения в речи является показателем формирования абстрактного мышления. Третий период (от четырех до шести лет) характеризуется тем, что «ребенок овладевает сложной системой грамматики… усваиваемый русский язык становится для него действительно родным». Дети в основном правильно согласуют слова, ставят управляемое слово в нужном падеже, строят предложения, выражают свои мысли понятно, пользуясь конструкциями, характерными для устно-разговорной речи. Достоянием ребенка предшкольного возраста становится полноценная связная речь.
М. Р. Львов указывает такую детскую особенность овладения синтаксисом: ребенок предшкольного возраста использует в своей речи предложения большего объема, нежели свойственный его возрасту объем упреждающего синтеза. Эта особенность объясняется не только потребностью ребенка выразить все более сложное содержание, но и влиянием речевой среды, содержащей весьма сложные синтаксические конструкции.
Показатели развития синтаксического строя речи первоклассников таковы: простых нераспространенных предложений в их речи — 15%; простых распространенных — 60; сложных предложений — 17; предложений с прямой речью — 8%.
Однако на этом этапе развития грамматического строя речи усвоение ребенком формального синтаксиса несколько обгоняет овладение его семантикой: Я побегу играть в другую комнату, чтобы солнышко не ушло. Там светло па полу.
Речь человека претерпевает изменения на протяжении всей жизни, однако самые важные для становления и развития речи возрастные периоды — дошкольный и школьный; при этом начальная школа занимает пограничное положение. Знание особенностей синтаксического строя речи младших школьников помогает учителю определить задачи, направления работы, построить для детей индивидуальные образовательные траектории.
Факторы развития синтаксического строя речи многообразны, они представляют ту движущую силу, которая во многом определяет эффективность процесса становления речи. В ряду важных факторов развития речи школьников Т. А. Ладыженская и Г. А. Фомичева называют образовательный процесс, так как при овладении элементарными предметными знаниями, общеучебными коммуникативными умениями речь ребенка обогащается за счет книжных синтаксических конструкций. На всех уроках младшие школьники слышат учебно-научную разновидность речи и, отвечая на вопросы учителя, выстраивают сложные синтаксические конструкции, выражая определительные, причинно-следственные и другие отношения. Таким образом, существенное воздействие школьного образования на развитие речи учащихся объясняется тем, что речь развивается в связи с учебной (ведущей) деятельностью; развитие речи поддерживается изучением грамматической теории[4].
Недостатки синтаксического строя речи младших школьников объясняются следующим противоречием: ребенок активно познает окружающий его мир, стремится выразить в речи все более глубокое содержание. Однако попытки использовать новые сложные синтаксические конструкции порождают ошибки, недостатки синтаксического строя речи па уровне словосочетания и предложения. Эти недостатки описаны Е. Д. Божович, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львовым, М. С. Соловейчик, Г. А. Фомичевой, С. Н. Цейтлин[5].
Наиболее распространенным недостатком детской речи является неоправданное однообразие используемых в творческих работах синтаксических конструкций, бедность синтаксического строя речи. Например: Щенок увидел жука. Щенок протянул лапу. Жук отлетел. Щенок прыгнул. Жук взлетел на ветку. Щенок заскучал. В данном тексте шесть предложений объемом от двух до трех слов; все предложения простые, достаточно однотипные.
В речи детей нередки ошибки, допускаемые в связи с употреблением однородных членов, например: В комнате стоят пуфы и мебель; Я люблю мультики и котлеты с пюре. Пример иллюстрирует типичную ситуацию: дети объединяют сочинительной связью слова, называющие логически несопоставимые понятия, а также родовые и видовые понятия.
В ряду частотных недостатков синтаксического строя речи младших школьников находится и нарушение порядка слов, которое затрудняет восприятие высказывания, изменяет его смысл: В клетке сидела рысь. Она сделана из стали. Она похожа на кошку.
При построении предложения школьники нарушают его границы, например: 1) Когда деревья качали ветками. Они скрипели; 2) Жара мы бежим; 3) Самолет летит. С юга.
У детей возникают затруднения при осознании словесного состава предложения. Например: «В предложении Мальчик бежит одно слово, потому что он один бежит».
Нередки композиционные недочеты: Во дворе гуляют девочки, я с ней дружу.
Частотным является усложнение подлежащего местоимением: Маруся, она хорошая.
При построении словосочетаний возникают ошибки: в глагольном управлении (Рад грозой. Доволен солнцу); в согласовании сказуемого с подлежащим (Детвора играли в прятки). Также к числу частотных недостатков речи школьников относится выбор ненормативного варианта из числа норм, предлагаемых системой. Например, система предлагает два способа обозначения места: в + Пл.; на + П.п.; при этом выбор определяется традицией (был на Кавказе, но был в Крыму; был на концерте, но был в театре). Неверный выбор предлога объясняется влиянием речевой среды, давлением языковой системы.
Необходимо вести работу по предупреждению и исправлению названных ошибок.
Цель и задачи работы по развитию синтаксического строя речи младших школьников определяются с позиций коммуникативного подхода. Цель — формирование умений построения собственных высказываний на основе осознания содержания, задач и условий речи, а также умений адекватного восприятия высказывания собеседника. Задачи речевой работы — совершенствование грамматической правильности построения синтаксических единиц; обогащение запаса синтаксических моделей; активизация запаса синтаксических моделей, используемых в речи; формирование навыков точного и целесообразного использования синтаксических средств языка в практике; овладение правильным интонированием предложений[6]. Основные направления работы но развитию синтаксического строя речи — работа над словосочетанием и предложением.
Источник