Развитие силы и ловкости у ребенка
Современная жизнь диктует свои правила не только взрослым, но и детям дошкольного возраста. Чтобы не отставать и быть всегда успешными, детям необходимо уметь быстро реагировать на смену условий, переключая внимание. Это касается быта, игр, спортивных соревнований – ребенку просто необходимо быть ловким, чтобы выходить победителем в любой ситуации.
С самого рождения малыша родители внимательно отслеживают изменения его физического развития, сравнивая имеющиеся показатели с нормами. Для них на этом этапе развития имеет значение все, начиная с того, с какого возраста и сколько времени может удерживать головку кроха, и заканчивая возрастом, когда он научится уверенно ходить и бегать.
Отслеживая достижения ребенка, только редкие родители действительно понимают, насколько непросто все это дается малышу и как многое здесь зависит от того, на каком этапе развития у него находится ловкость.
Некоторые родители трагично разводят руками, констатируя тот факт, что от природы их ребенок неуклюжий и неловкий. Другие же с гордостью говорят о том, какой энергичный, быстрый и ловкий у них малыш. Большая часть родителей списывают заслуги и недостатки малыша на наследственность, считая, что не могут повлиять на ситуацию. На самом же деле ловкость — это качество, которое можно и нужно развивать в дошкольном возрасте. Как это делать и что нужно знать? Об этом ниже.
О ловкости
Ловкость — это качество человека, которое заключается в его умении быстро усваивать новые движения и их сочетания, меняя свое поведение в зависимости от изменяющихся условий максимально быстро и правильно.
Учитывая ритм современного мира, можно отметить, что прожить в нем успешным, достигающим целей человеком без ловкости будет непросто. Именно поэтому родители и педагоги должны проявить инициативу и начать работать над развитием ловкости у детей в дошкольном возрасте, когда основные качества у них только начинают формироваться.
Ловким можно считать ребенка, который умеет быстро выполнять правила подвижной игры и дополнительные задания, учитывая изменяющиеся условия. Например, это может быть игра на основе челночного бега или бега змейкой, прыжки с разного рода продвижениями и пр.
Кроме того, ловким считается ребенок, который справился с выполнением задания быстрее других детей. Малыш может быстро залезть и слезть с лестницы, быстрее всех добежать до цели с препятствиями, помочь команде во время проведения эстафеты, приведя ее е победе.
Нужно понимать, что ловкость — это не только скорость реакции. В некоторых случаях нужно проявить смекалку или сделать паузу, чтобы сконцентрироваться на определенном действии. Развитие ловкости особенно необходимо в случае с детьми, которые планируют принимать участие в спортивных соревнованиях.
Как правило, действительно ловкий ребенок умеет быстро оценить ситуацию и выполнить действие с учетом силовых, пространственных и временных характеристик. Дошкольник может попасть в цель мячом, сохраняя равновесие, пройти по бревну, устоять на одной ноге и пр. Чтобы усовершенствовать такие навыки, необходимо заниматься с ребенком дошкольного возраста, вводя в его жизнь подходящие для развития ловкости упражнения.
Как улучшить ловкость дошкольника?
Есть два основных пути, следуя которым, можно улучшить показатели ловкости у ребенка.
- Ввести в его жизнь новые упражнения для развития ловкости, постепенно их усложняя.
- Усложнять уже знакомые ребенку упражнения, изменяя привычные условия для их выполнения.
Каким образом осуществлять развитие ловкости у ребенка дошкольного возраста? Есть эффективные методы.
- Попробуйте изменить исходные положения во время выполнения традиционных упражнений, например, изменив положение рук или ног во время выполнения обычных движений в ходе утренней гимнастики.
- Измените скорость и ритм выполнения упражнения, практикуя ритмические сочетания разного рода, изменяя последовательность элементов.
- Изменяйте методы выполнения упражнения, предлагая ребенку поэкспериментировать, меняя опорные ноги, положение рук, угол наклона тела, добавляя перевороты и пр.
- Введите в работу дополнительные предметы, различные по фактуре, массе, форме, предлагая ребенку сочетать действия с ними с движениями тела во время выполнения упражнений. Это будет способствовать совершенствованию координации.
- Интересный вариант для детей дошкольного возраста — это коллективное выполнение упражнения, например игра в «гусеницу» или практика бега «на трех ногах».
- Сочетайте основные движения с дополнительными, предлагая ребенку, например, прыгать на скакалке, совершая определенные движения руками и ногами, работать с мячом с хлопками или притопыванием.
- Применяйте разного рода подвижные игры, ускоряющие развитие ловкости у ребят дошкольного возраста.
Ловкость и способность удерживаться на ногах независимо от позы и движений связаны между собой. Поэтому работать нужно и над совершенствованием координации, развивая четкость мышечных ощущений и внимания.
Тестирование ловкости
Проверять показатели ловкости должен опытный специалист, который сможет провести ряд физических упражнений и зафиксировать результаты для последующего их анализа. Как правило, речь идет о челночном беге на время. Принимая во внимание тот факт, что в проверке будут участвовать дети дошкольного возраста, тест нужно проводить в игровой форме с использованием кубиков, которые ребенок по очереди будет относить на скамейку.
Интересное задание — с флажками, которые также нужно будет оббегать на время. Достаточно будет 8 флажков на расстоянии метра друг от друга на общей дистанции длиной в 10 метров.
На основании полученных результатов можно будет сделать вывод о том, насколько гармонично протекает развитие ловкости у ребенка.
Работа над развитием ловкости в детском саду
В детских садах воспитатели также могут стимулировать развитие ловкости у детей, делая акцент на совершенствовании их двигательных навыков с помощью физических упражнений, оздоровительных процедур. Отличная возможность улучшить ловкость у ребенка дошкольного возраста — это подвижные игры, не требующие какой-то специальной подготовки. Игры должны быть простыми, понятными, вовлекающими в работу как можно больше мышц.
Такие игры, помимо развития ловкости, будут способствовать:
- тренировке вестибулярного аппарата;
- профилактике нарушений осанки и зрения;
- уменьшению утомления;
- созданию психофизиологического комфорта.
Нужно понимать, что в течение всего дошкольного периода физические качества напрямую связаны с умственной деятельностью. Чтобы усилить развитие ловкости у ребенка дошкольного возраста, нужно постоянно активизировать его умственную деятельность в ходе выполнения физических упражнений.
Умственная деятельность включает в себя:
- знания;
- познавательные процессы;
- умственные действия;
- эмоционально-волевые проявления.
Как развивать ручную ловкость?
В дошкольном возрасте за развитие именно ручной ловкости в большей степени отвечают игры с использованием мяча. Нужно понимать, что речь идет о дошкольниках, поэтому, выполняя такие игры и упражнения, нужно учитывать некоторые нюансы:
- Движения должны осваиваться ребенком в умеренном, комфортном для него темпе, чтобы он понимал, что от него требуется, и мог устранять дефекты в технике выполнения.
- Продолжительность действий должна быть сокращена настолько, чтобы к окончанию их выполнения ребенок не уставал. Например, дистанция для бега не должна быть более 30 метров, число повторов — не более 12 раз, а продолжительность непрерывного бега — не более 10 секунд у детей младшего дошкольного возраста и не более 20 секунд у детей старшего дошкольного возраста.
- Упражнения должны быть разнообразными и интересными, с использованием усложнений, дополнительных предметов, с изменением интенсивности. Это нужно для того, чтобы у детей дети не закрепляли так называемый «скоростной барьер», сложно преодолеваемый в будущем.
Еще одно крайне важное условие для выполнения упражнений, направленных на развитие ловкости — это оптимальное состояние ЦНС, которого можно добиться, только если ребенок не был переутомлён ранее. То есть упражнения и игры на развитие ловкости лучше ставить в начале занятия или прогулки, пока дети не устали.
Особенности двигательной деятельности у старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети начинают иначе относиться к поставленным задачам. Они стараются сделать все возможное, чтобы улучшить качество их выполнения.
Двигательная активность становится разнообразной: дошкольники уже владеют целым рядом движений и пытаются освоить новые способы выполнения упражнений, стараются быть более самостоятельными и даже выступают инициаторами создания мини-групп по интересам.
Движения у детей после пяти лет преднамеренные и осознанные. Они отлично понимают, чего от них хочет воспитатель и что нужно сделать для того, чтобы выполнить задание. Дети этого возраста с интересом вникают в особенности новых упражнений, пытаются понять алгоритм их выполнения, стремятся к высоким результатам. Сравнивая собственные движения с движениями сверстников, дети учатся строить связь между типом движения и полученными результатами.
Многие дошкольники в этом возрасте по собственной инициативе неоднократно повторяют упражнение с целью опередить по результатам сверстника, не замечая на своем пути трудностей. Двигательные качества совершенствуются, что позволяет говорить о создании подходящей основы для развития работоспособности.
В свою очередь это позволяет ребенку совершенствовать приобретенные навыки, искать новые способы и решения для усвоения сложных в отношении координации упражнений, стимулируя таким образом развитие быстроты и ловкости.
Для старших дошкольников совершенно нормально стремиться к совершенствованию деятельности, желать научиться чему-то новому, получить признание и уважение старших и сверстников. Нередким в этом возрасте является и соперничество, а также негативное отношение к детям, которые не могут так же хорошо выполнять задания.
Как развивать ловкость у старших дошкольников
Развитие ловкости в этом случае имеет свои особенности, которые связаны в основном с необходимостью начинать подготовку детей к поступлению в школу. У старших дошкольников уровень физической подготовки уже довольно высок. Их движения осознанные, координированные, имеют преднамеренный характер. Дети уже могут не просто выполнить упражнение так, как показывает воспитатель, а способны представить выполнение со слов или даже объяснить самостоятельно с оценкой собственных действий.
В случае со старшими дошкольниками кроме ловкости необходимо работать и над развитием координации, таким образом стимулируя развитие двигательных навыков у ребенка. Именно в этом возрасте нужно, помимо классических физических упражнений, вводить в жизнь детей активные подвижные игры, включая эстафеты, позволяющие улучшить развитие быстроты, находчивости и, конечно, ловкости.
В заключение отметим, что понятие ловкости у детей обусловлено в первую очередь двигательным опытом, а только потом уровнем двигательных навыков. Ребенок считается ловким в том случае, если он быстрее и увереннее других усваивает новые упражнения и движения, принимая во внимание условия деятельности.
Правильные задачи и их последовательное выполнение позволят улучшить показатели скорости и ловкости у детей дошкольного возраста, подготовив их к учебным занятиям по физической культуре в школе.
Источник
Содержание статьи:
Чтобы быть успешным в жизни, ребенок должен научиться быстро реагировать на смену обстановки, переключать внимание. Это касается быта, обучения, спортивных соревнований. Дети должны быть ловкими, чтобы справиться с любой ситуацией.
Для этого нужно тренировать ловкость с раннего возраста. Это умение поможет быстрее усваивать новые знания, их сочетания, менять поведение в зависимости от изменяющихся условий за короткое время. Ловкость – это очень важное качество, которое откладывает отпечаток на всю жизнь. Для развития этого навыка у детей дошкольного и младшего школьного возраста используют подвижные игры.
Значение ловкости для детей
Развивая ловкость, ребенок учится быстрее осваивать новые движения, а также их сочетания, быстро и правильно меняет поведение в зависимости от изменяющихся условий. Это качество необходимо детям в современном мире, так как без него они не смогут достигнуть успеха в том или ином деле. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста – это задание учителей и родителей, которые должны начать работу в период формирования их основных качеств.
Ловкий малыш быстро выполняет правила подвижной игры и дополнительные задания с учетом изменяющейся обстановки. Это могут быть игры с элементами челночного бега или бега змейкой, прыжки, продвижения и т. д. Ловкий ребенок быстрее других справляется с заданием, будь то лазанье по гимнастической стенке, канату, бег с препятствиями, эстафета.
Ловкость заключается не только в скорости реакции, некоторых физических данных, но и в смекалке, концентрации на определенном действии. Это качество особо необходимо детям, которые собираются участвовать в спортивных соревнованиях.
Если ребенок ловкий, то он способен быстро оценить ситуацию, выполнить действие с учетом силовых, пространственных, временных характеристик. Малыш может попасть в цель, он прекрасно держит равновесие, способен пройти по бревну, устоять на одной ноге. Чтобы выработать такие навыки у детей, нужно использовать специальные упражнения. Регулярные тренировки помогут достигнуть высоких результатов.
Методы развития ловкости
Для улучшения показателей ловкости используют специальные упражнения, постепенно их усложняя и меняя привычные условия их выполнения.
Педагоги выделяют следующие методы развития ловкости у детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• Выполнение традиционных упражнений в разных вариациях. Например, изменение исходной позиции, положения рук или ног во время утренней зарядки.
• Изменение скорости и ритма выполнения упражнений. Например, дети выполняют движения сначала медленно, а потом быстро или меняют последовательность элементов.
• Изменение способа выполнения упражнений. Воспитатель предлагает ребенку поэкспериментировать, например, изменить опорную ногу, положение рук, угол наклона тела, добавить перевороты и т. д.
• Включение в работу дополнительных предметов. Упражнения выполняют с предметами, которые имеют разную фактуру, массу, форму. Так у ребенка будет быстрее совершенствоваться координация.
• Групповое выполнение упражнений. Например, команда детей играет в игры «гусеница» или «бег на трех ногах».
• Сочетание основных упражнений с дополнительными. Ребенок может прыгать на скакалке и выполнять определенные движения руками или ногами, играть с мячом, хлопая в ладоши или притопывая.
• Подвижные игры. Активные игры на свежем воздухе способствуют развитию ловкости.
Вместе с ловкостью важно совершенствовать координацию, четкость мышечных движений и внимания.
Улучшение ловкости в детском саду
Развитие ловкости у детей 3 – 4 лет происходит с помощью подвижных игр, которые не требуют специальной подготовки. Игра для младших дошкольников должна быть простой, понятной, которая задействует многие мышцы.
Такие игры не только развивают ловкость, но и тренируют вестибулярный аппарат, предупреждают искривление осанки, расстройства зрения, повышают выносливость, повышают настроение. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста проводится с помощью физических упражнений, оздоровительных процедур.
Важно понимать, что физическое развитие напрямую влияет на умственную деятельность. Чтобы ускорить совершенствование ловкости, нужно во время упражнений задействовать мозговую деятельность.
Особенности развития ловкости у детей связаны с началом подготовки к школе. Как правило, старшие дошкольники легче малышей справляются с выполнением заданий. Они не только повторяют движения за воспитателем, но и выполняют упражнения по его команде, а также могут самостоятельно их объяснить. То есть они совершают все движения осмысленно, с высокой степенью координации.
Оценить показатели ловкости сможет только специалист с помощью специальных упражнений, результаты которых потом анализируются. Обычно для этой цели используют челночный бег на время. Для дошкольников проверку проводят в игровой форме с применением мячей или кубиков, которые они будут поочередно относить на скамейку. Также малыши могут оббегать флажки на время. Для этого достаточно 8 флажков на расстоянии 100 см друг от друга. Выводы о развитии ловкости можно на основании полученных результатов.
Принципы развития ловкости
Развитие ловкости рук у детей 5 – 6 лет проводят с помощью мяча или других вспомогательных предметов. Чтобы занятия прошли комфортно для детей и дали свои результаты, нужно соблюдать следующие правила:
• Поначалу упражнения выполняются в умеренном темпе, чтобы ребенок понимал, что он должен сделать и совершенствовал технику выполнения.
• Занятия не должны длиться долго, иначе малыш устанет. Например, длина дистанции для бега не должна превышать 30 м, кратность повторений – 12 раз, а продолжительность бега – 10 секунд у младших дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста не должны бежать без остановки более 20 секунд.
• Программа занятий должна быть интересной, с включением разнообразных упражнений, которые выполняются в разных вариациях, с применением вспомогательных предметов, изменением интенсивности. Это нужно, чтобы у ребенка не закреплялся «скоростной барьер», который ему будет трудно преодолеть в будущем.
Кроме того, развивать ловкость лучше в начале занятия или прогулки. В противном случае малыши устанут, что негативно отразится на их психике.
Игры для развития ловкости у дошкольников
В 3 – 7 лет проводят подвижные игры для детей для развития ловкости:
• Хитрая лиса. Игру проводят в спортивном зале или на площадке. Дети выстраиваются в круг на расстоянии шага друг от друга. За кругом находится домик лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а он выбирает ребенка на роль хитрой лисы. Потом они открывают глаза и 3 раза спрашивают: «Где ты, хитрая лисица?» После последнего вопроса игрок, выполняющий роль лисы, становится в круг и поднимает руки. Дети разбегаются, а лисица пытается дотронуться до них рукой и забрать в свой дом. Когда лиса поймает несколько детей, воспитатель говорит: «Все в круг», и игра начинается сначала. Если лиса не поймала никого, то выбирают нового игрока на ее роль.
• Охотник и зайцы. Воспитатель выбирает охотника, а на площадке выбирается место, где он будет находиться. На противоположной стороне рисуют круги – это домики зайцев, в каждом находятся по 2 – 3 игрока. По сигналу ведущего: «Выбежали зайчата на полянку», дети выбегают и начинают прыгать по площадке. Потом по команде появляется охотник, а зайцы пытаются убежать в свои домики. А «охотник», стоя на месте, пытается в них попасть мячом и забрать «добычу» на свою сторону площадки. Игру повторяют сначала 2 – 3 раза, затем подсчитывают добычу. Потом на роль охотника выбирают нового игрока. Игра длится 5 – 7 минут.
• Перелет птиц. Дети располагаются на одной стороне зала, на другой стороне от них размещены тренажеры, гимнастические стенки, на которые они могут взобраться. По команде воспитателя: «Птицы улетают!» игроки разводят руки и бегают по площадке. По сигналу: «Буря!» дети бегут на противоположную сторону зала и вылазят на гимнастические стенки, пытаясь скрыться от непогоды. После слов: «Буря закончилась» дети спускаются и продолжают «летать». Во время игры воспитатель должен страховать детей, чтобы он не упали с приспособлений для лазанья.
• Ловишки-елочки. Воспитатель выбирает «ловишку», который становится посреди площадки, а другие игроки размещаются в произвольном порядке. По команде: «Раз, два, три – лови» дети разбегаются в разные стороны, а «ловишка» пытается дотронуться до них рукой, чтобы поймать. Игроки могут помогать друг другу – когда они встают друг напротив друга, опустив руки в стороны и вниз, изображая елочку, то их нельзя ловить.
Эти игры развивают ловкость, умение совершать действия по сигналу, точность, выносливость, силы, ориентацию в пространстве, умение лазать, скорость движений.
Развитие ловкости у учащихся начальных классов
Развитие ловкости у детей младшего школьного возраста тоже проводиться с помощью разнообразных игр:
1. Игры с элементами бега:
• Салки. Воспитатель выбирает водящего – салку. Потом он обозначает игровую площадь. Дети разбегаются по площадке, а один из них объявляет, что он салка и начинает ловить игроков. Тот, до кого он дотронулся рукой, становиться салкой, и игра начинается заново.
• Салки с домом. Принцип действий как в предыдущей игре, единственное отличие в том, что воспитатель обозначает дом. В этом месте дети могут скрыться от салки, но долго там находиться нельзя.
• Салки-приседалки. Игрок, чтобы его не словили, приседает на короткое время. Присевшего ловить запрещено.
• Салка, дай руку! Смысл игры такой же, только чтобы не быть словленным, ребенок просит других игроков дать ему руку. По условиям игры двоих детей, которые держатся за руки, нельзя поймать. Если за руки держатся 3 и больше игроков, то их можно «осалить».
2. Упражнения с мячом:
• Перестрелка. Детей делят на 2 группы, они выстраиваются в противоположных концах зала, чтобы сзади осталось свободное пространство. В каждой команде выбирают капитана, между которыми ведущий разыгрывает мяч. Игрок, который получил мяч, должен попасть им в соперников. Дети, в которых попали, становятся за командой соперников, но если они поймают мяч, что бросил член их команды, то могут вернуться в игру. Победитель та команда, в которой остается больше игроков.
• Соколиный глаз. На стене на уровне головы рисуют квадрат, чем старше ребенок, тем меньше его размер. Игрок берет мяч обеими руками, встает на расстоянии 5 – 10 шагов от цели и бросает его от живота или из-за головы. Важно, чтобы мяч попал в квадрат, отскочил от него на площадку, а потом в руки ребенку. Во время игры можно двигаться, чтобы словить мяч. Когда игрок поймает мяч 5 – 6 раз подряд, то расстояние можно увеличить.
• Меткая нога. Квадрат рисуют на уровне бедер или на земле. Мяч кладут на земле на расстоянии 3 – 5 шагов, а потом подбегают и бьют по нему так, чтобы он попал в цель. При этом нужно чередовать следующие положения ног: внутренняя, внешняя сторона стопы, носок, наружная часть стопы (подъемом, почти щиколоткой), пятка (удар назад). Каждый вид удара нужно выполнять левой и правой ногой по очереди. Когда у ребенка будет получаться, то мяч можно отодвинуть на 8 и более шагов.
3. Игра с быстрой сменой движений:
• Тропинка. Детей делят на 2 команды (по 8 – 10 человек), которые встают друг за другом. По сигналу: «Тропинка» игроки приседают; «Кочка» — 1 колонна делится на 2 группы, встают в круг и понимают руки; «Горка» — дети, которые стояли в колонне впереди, приседают, вторые – поднимают руки, а остальные – кладут руки на пояс. Побеждает та группа, которая быстрее и четче выполняла команды.
4. Игры-соревнования:
• Бег пингвинов. Игрокам раздают мячи, они их зажимают коленями. По команде ведущего они двигаются вперед прыжками. Побеждает тот, кто быстрее добрался до финиша.
• Гусеница. Детей делят на группы, между ними устанавливают стойку (столбики, стулья и т. д.). Первый игрок должен обежать стойку, вернуться к своей команде и передать эстафету следующему игроку, который повторяет все действия. Побеждает та команда, игроки которой быстрее закончили.
• Эстафета зверей. Детей делят на команды: одни – волки, а другие – зайцы. Ведущий в произвольном порядке называет зверей, после чего они выбегают из колонны и пробегают отметку в другом конце площадки. Побеждает та команда, которая быстрее добежит.
Подобные упражнения для развития ловкости у детей можно проводить не только на уроках физкультуры, но и во время перемен, на занятиях в группе продленного дня и т. д.
Правильные задачи и последовательное их выполнение позволят улучшить скорость и ловкость у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главное — проводить подвижные игры и физические упражнения регулярно, комплексно и постепенно. Тогда ребенок будет готов к учебным занятиям по физической культуре в школе, спортивным соревнованиям и будущей активной жизни.
Дата: 23.07.2018
Источник