Развитие силы голоса у ребенка
Ольга Викторовна Гурвич
Работа над силой голоса у детей с общим недоразвитием речи
Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Это конкретная физическая величина, измеряемая децибелах.
Сила голоса — это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства слушателей.
Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Силу голоса можно развивать.
Шёпот — тихая безголосная речь, при которой слова произносятся без использования голосовых связок.
Игровое упражнение:
Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко.
Пример 1 Ауканье
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
Пример 2: «Эхо»
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» Другие тихо отзываются: «А-а-а».
Пример 3: «Эхо»
В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
Пример 4
Проговаривание диалогов громким и тихим голосом. Можно хором. Дети делятся на 2 группы и проговаривают диалог по ролям. Потом группы меняются.
— ТАНЮШЕНЬКА!
— ау!
— ПОДРУЖЕНЬКА!
— ау!
— ИДИ ГУЛЯТЬ!
— иду!
— ИДИ БЫСТРЕЙ!
— бегу!
Пример 5
В лесу кричу: АУ! АУ!
И мне в ответ: АУ! АУ!
Горе кричу: АУ! АУ!
Гора в ответ: АУ! АУ!
Пример 6
Педагог предлагает произнести мяуканье котёнка (другие звукоподражания), который
сидит рядом и просит есть (во весь голос,
находится в комнате (громко,
находится за дверью (тихо).
Можно использовать сигнальные карточки.
Игровое упражнение: «Вьюга»
Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вы тихо произносите: «У-у-у». «Вьюга усиливается» сила голоса нарастает. По сигналу «Сильная вьюга» говорите громко: «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносите тише и смолкаете по сигналу «Вьюга кончилась».
Игровое упражнение: «Гудок паровоза»
Изобразим гудок паровоза: «У-у-у-у». Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.
Игровое упражнение: «Пожарная машина»
Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у-у».
Игровое упражнение: «Пионерский горн»
Представьте, что вы отдыхаете в пионерском лагере. Утром вас будит звук пионерского горна. Горнист трубит: «Ту-ту-ту-ту».
Игровое упражнение: «Жук»
Разводим руки в стороны, имитируя расправление крыльев жука и, произнося звук: «ЖЖЖЖЖ» — собираемся взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать силу голоса.
Можно предложить детям изобразить:
вой волка,
шипение гуся,
жужжание комара, мухи, пчелы,
свист чайника,
плачь ребенка,
крик вороны, кукушки и т. д.)
Игровые упражнения с использованием фонетической ритмики:
Лёгкий удар кулаками на уровне талии, сказать тихо: ПА, сильно встряхнуть кулаками рук вперёд, сказать громко: ПА. Добавляем силу голоса: ПА – встряхнуть руки вверх. Добавляем шёпотное произношение: ПА – палец у рта.
ПА- ПА
ПА- ПА- ПА
ПА – ПА- ПА- ПА
Игровое упражнение
ПА___ ПА- ПА-
ПА- ПА-ПА___
Игровое упражнение
Развести руки в стороны и поднять вверх. Проговаривать слог ПА, начиная с тихого звучания и увеличивая силу голоса по мере поднятия рук. Самое верхнее положение соответствует самому громкому звучанию.
ПА___А___А___А
Игровое упражнение
Будем говорить громко и тихо. Движения напоминают взмахи крыльев: поднять руки вверх ПА___, опустить вниз Па.
Игровое упражнение
Волнообразные движения руками перед собой. Верхнее положение рук соответствует громкому произнесению ПА, нижнее – тихому ПА.
ПА___А___А___А___А___А___А___А
Движения руками
Игровое упражнение
Встать в круг. Громко топая, говорить синхронно громко: ТОП-ТОП-… (шаг – слово). Идти из круга, ступая тихо и прижав палец к губам: топ-топ-топ….
Вариант игры: тоже самое, но хлопаем в ладоши и приговариваем: хлоп – хлоп….
Игровое упражнение
Стоя по кругу громко хлопать и говорить: ГРОМКО- ГРОМКО…
Стоя по кругу тихо хлопать и говорить: ТИХО – ТИХО…
Игровое упражнение
Руки на талии. Сильно топнуть ногой, одновременно сказать: ГРОМКО. Слабый удар другой ногой, сказать: тихо. И так попеременно.
Игровое упражнение
Дети стоят по кругу друг за другом. У педагога барабан.
Педагог размеренно и тихо стучит в барабан, дети на цыпочках идут по кругу:
ПА — ПА — ПА – ПА….
Педагог размеренно, но громко стучит в барабан, дети идут по кругу:
ПА — ПА — ПА – ПА….(в такт ударам)
Педагог быстро и тихо стучит в барабан, дети также тихо и быстро идут по кругу: ПА — ПА — ПА – ПА….
Педагог громко и быстро стучит в барабан, дети, топая, быстро идут по кругу: ПА — ПА — ПА – ПА….
Педагог громко и резко ударяет в барабан, дети останавливаются: стоп!
Игровое упражнение
Изменение силы голоса в тексте.
Пример 1
Пальчик о пальчик тихо бьём
Пальчик о пальчик тихо бьём
А потом в ладоши громко бьём
Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом!
Пример 2
Дети стоят по кругу. Руки на поясе.
Говорить громко:
Ногами топ, ногами топ!
Громко топнем: топ — топ – топ!
Говорить тихо:
Ногами топ, ногами топ!
Тихо топнем: топ — топ – топ!
Говорить громко:
Руками хлоп, руками хлоп!
Громко хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп!
Говорить тихо:
Руками хлоп, руками хлоп!
Тихо хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп!
Пример 3
Мы идём. Мы идём
Громко песенку поём.
Прыгнем раз, прыгнем два
Прыгать рады мы всегда
Мы идём. Мы идём
Тихо песенку поём.
Прыгнем раз, прыгнем два
Прыгать рады мы всегда
Игровое упражнение
Руки приготовлены на уровне талии, пальцы сжаты в щепотку. Постепенно поднимать руки вверх: на разных уровнях высоты раскрывать щепотку в три приёма с одновременным проговариванием: ПА-ПО-ПУ. Слоги произносить с разной интенсивностью от тихого до нормальной громкости и до громкого.
Затем при опускании рук понижать голос от громкого к тихому.
Игровое упражнение
Изменение силы голоса:
ПА ПО ПУ ПИ ПЭ
ПА ПО ПУ ПИ ПЭ
ПА ПО ПУ ПИ ПЭ
ПА ПО ПУ ПИ ПЭ
ПА ПО ПУ ПИ ПЭ
Дети стоят в кругу. Руки согнуты на уровне груди, локти опущены. Дети имитируют игру на пианино. Каждый ряд слогов проговаривается на одном выдохе. Ударный слог выделяется громким голосом и большей амплитудой взмаха руки.
Игровое упражнение
Дети сидят, имитируют игру на пианино:
Ударяй тихонечко: стук – стук – стук
И тогда услышишь нежный звук.
Ударяй сильнее: стук – стук – стук
И тогда услышишь громкий звук.
Игровое упражнение
Проговаривание стихов с разной силой голоса.
Пример 1
Мышонку шепчет мышь: N голос
— Ты что шуршишь, не спишь? тихо
Мышонок шепчет мыши: N голос
— Шуршать я буду тише. тихо
Пример 2
Шу да шу N голос
Не маши тихо
Шу а шу N голос
Не шурши тихо
Шу да шу N голос
Скоро ночь усиливать голос
Улетай-ка прочь! до громкого!
Игровое упражнение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Игровое упражнение
Постепенно изменять силу голоса и поднимать руку, называя
• месяцы года
• дни недели
• этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, усиливая громкость голоса, а затем “спускайтесь” вниз.
Упражнения на выбор адекватной громкости
Произносим стихотворения, в изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания. Слова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи — громко или тихо?
***
Ночь. Уснули улицы.
Тише, туча, тише,
Гулкие дождинки
Не роняй на крыши.
Сны приходят к детям.
Фонари зажглись.
Тише, тише, ветер,
В окна не стучись.
Л. Яхнин
***
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
С. Маршак
***
Тише, тише
Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).
И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).
Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)
А котята кувырком.
Кот принес всем молока, (говорить следует громко)
Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)
В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.
Как педагог сам может пользоваться на занятиях изменением силы голоса, кроме усиления громкости своей речи на занятиях?
Если вы хотите добиться того, чтобы ребенок вас слушал, то для этого не стоит повышать голос. Попробуйте начать говорить очень тихо или даже шепотом. Обычно дети автоматически тоже начнут говорить намного тише обычного. Общение едва слышным голосом требует значительной концентрации внимания.
Источник
Галина Павлова
Упражнения на развитие полетности, силы, звонкости голоса
Основные свойства голоса
Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.
Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.
Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т. п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов, от направленности звука, а также от активности губ.
Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи
Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: «в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри»; нанизывание слов с несколькими согласными подряд: «всех чувств взор есть благороднее»; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: «и у Иоанна». Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся
Полетность голоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.
Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.
Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т. д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.
Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».
Практические упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, тон.
Развитие силы голоса
Упражнение 1. Произнесите тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
— Ши, ши, ши!
— Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
— Шо, шо, шо!
Гром грохочет — бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге — ах! —
Затыкает уши.
Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!
Иду вперед (тирлим-бом-бом) —
И снег идет (тирлим-бом-бом).
Упражнение 2. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные, другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.
Изменение высоты голоса, то есть расширение его диапазона
Упражнение 3. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.
Упражнение 4. Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу: «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»
Упражнение 5. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе.
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
Упражнение 6. “Рисуйте” голосом линию движения прыжка в высоту:
Отработка благозвучности голоса
Упражнение 7. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.
Упражнение 8. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.
Тренировка полетности голоса
Упражнение 9. Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров, говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.
Упражнение 10. Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.
Выработка подвижности голоса
Упражнение 11. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали. быстро ехали. быстро ехали».
Упражнение 12. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:
Божья коровушка,
Полети на солнышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Упражнение 13. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:
Еле-еле, еле-еле — — —(медленный темп)
Завертелись карусели. — — —(медленный темп)
А потом, потом, потом — — —(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — —(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — —(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — —(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — —(средний темп)
Карусель остановите. — — —(средний темп)
Раз, два, раз, два — — —(медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — —(медленный темп)
Упражнение 14. Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения:
Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали —
и молчок!
Работа над тоном речи
Упражнение 15. Произнесите фразу «Какая у него профессия» так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.
Упражнение 16. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:
Пришла! Мне страшно за тебя! — — —(со страхом)
Во всем вини саму себя! — — —(со страхом)
Пришла! А самолюбье где? — — —(с осуждением)
За ним как верный пес везде! — — —(с осуждением)
Пришел? Так обмануть меня! — — —(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! — — —(с презрением)
Пришел! Вот и попался, друг! — — —(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! — — —(с ехидством)
Пришла! Знать, так тому и быть! — — —(радостно)
Нам друг без друга не прожить! — — —(радостно)
Ушел. Придет иль нет? Загадка. — — —(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! — — —(с тревогой)
Ушел! Гора свалилась с плеч! — — —(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! — — —(с облегчением).
Список литературы
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — М: Айрис-пресс, 2005. — 151 с.
2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. — М.:АСТ: Астрель, 2007. — 222 с.
3. Борозинец Н. М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. — Ставрополь: СГПИ, 2009. — 224 с.
4. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л. С. Вакуленко. — СПб.: Детство-пресс, 2002. — 128 с.
Источник
Одним из главных естественных богатств человека является его голос, который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение. Именно поэтому ответственные родители должны знать этапы развития детского голоса и помогать своему малышу. Важно понимать анатомические и физиологические изменения, происходящие в гортани, органах дыхания и артикуляционном аппарате, от которых зависят тембр, высота, диапазон голоса.
Этапы формирования
Человек появляется на свет с голосовым аппаратом, уже полностью готовым к работе, однако необходимо научить ребенка управлять им, то есть добиться того, чтобы работа органов координировалась мозгом.
Голосовой аппарат включает в себя несколько частей:
- легкие;
- гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука;
- совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат.
Все эти части находятся в постоянном взаимодействии.
Этапы и стадии развития детского голоса напрямую связаны с ростом малыша, что важно учитывать и родителям, и педагогам.
Принято выделять следующие стадии развития голоса у детей.
- Пренатальная – начинается до появления на свет.
- Младенчество – от рождения до достижения 2 лет.
- Ранний детский возраст – 2-5 лет.
- Средний детский возраст – 5-9 лет.
- Позднее детство – с 9 лет до вступления в пубертатный период.
- Ранний взрослый период – 12-15 лет.
- Средний взрослый период – 15-18 лет.
- Окончательное взросление – 19-21 год.
На каждом этапе происходят свои изменения в голосовом аппарате, что необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений на развитие голоса.
Стадии развития голосового аппарата принято подразделять на три типа:
- обычную;
- интенсивную;
- замедленную.
Протекают они по-разному, смена может быть как равномерной, так и скачкообразной. Кроме того, стадии могут чередоваться и сменять друг друга.
Дошкольники и младшие школьники имеют детский голос – легкий и нежный. Называют его фальцетным, или высоким резонированием. При этом сам голосовой аппарат очень хрупок, звуки, формирующиеся в гортани, образуются колебанием связок, между которыми имеется щель, в 7–8-летнем возрасте связки полностью не смыкаются. Голос ребенка пока слабый, высокий, сильно напрягать его нельзя, поскольку может образоваться хрипота.
Особенности голоса в первые месяцы жизни
Ребенок слышит звуки и пытается их воспроизвести, однако в первые месяцы жизни это получается не всегда успешно. Первые «сигналы» малыша – это крики, которые он издает в качестве реакции на внутренние или внешние раздражители. Постепенно они становятся различными по тембру, протяженности, высоте.
В три первые недели своей жизни кроха издает всего три вида крика:
- от голода;
- от боли;
- при лишении (например, если у него забирают пустышку).
Потом появляется новый вид – крик одиночества, который издает малыш, оставленный без присмотра в кроватке. Это первый социальный сигнал. Ранние звуки, которые воспроизводят младенцы, довольно просты – это гласные [а], [э], а также дифтонг [əа].
Интересно, что по сигналам детей этого возраста можно выявить наличие у них проблем.
- Крик здорового малыша громкий, отличается небольшим вдохом и более продолжительным выдохом.
- При проблемах ЦНС он становится очень громким, визжащим или же, напротив, тихим, всхлипывающим, часто на вдохе.
Поэтому очень важно внимательно прислушиваться к первым звуковым сигналам ребенка. Отметим, что малыши слышат звуки, издаваемые родителями, и пытаются их повторить, то есть толчком к развитию речи является развитие слуха. Вот почему глухие малыши также остаются и немыми.
Стадии гуления и лепета
Важнейшей стадией доречевого периода является гуление, посредством которого малыш общается с родителями. Достигший 2 месяцев кроха начинает реагировать на голоса мамы и папы, поэтому до 6 месяцев специалисты рекомендуют активно общаться с ним – это будет способствовать развитию фонематического восприятия. Кроме того, звуки гуления являются основой для формирования речевого дыхания. На этой стадии начинается развитие интонации.
Именно сейчас малыши испытывают повышенный интерес к собственному голосу, словно проверяя его возможности. В этот период становятся наиболее заметными индивидуальные различия детских голосов.
К третьему месяцу начинается стадия лепета – количество издаваемых звуков постепенно увеличивается, а со временем появляются так называемые «лепетные псевдослова». Это очень важное время для развития дошкольников, поскольку включает в себя не только тренировку голоса, но и развитие необходимых для нормальной речи двигательных и слуховых реакций, а также способность органов артикуляции складывать звуки в слоги. В отличие от гуления, лепет включает не только гласные звуки, но и отдельные согласные. Возрастает роль слуха – дети начинают подражать и родителям, и самим себе. Вот почему в звуковой среде малыша должна обязательно присутствовать речь родителей, четкая и правильная, обращенная к детям, в противном случае неизбежны дефекты и зажимы, отсутствие интонации, даже боязнь собственного голоса.
Развитие от 1 до 5 лет
Ребенок начинает издавать осмысленные звуки к концу 12-го месяца жизни. Прислушиваясь к своим родителям, он постепенно осознает взаимосвязь предмета и его звуковой оболочки, поэтому именно в это время произносит свои первые простейшие слова. Ко второму году жизни кроха осваивает вопросительную интонацию, уже более четко выражает голосом свои эмоции, подражая речи взрослых.
До 5 лет вполне возможны проблемы с выговариванием отдельных звуков – чаще всего согласных, особенно вибрантов и шипящих. У большинства детей дефекты полностью пропадают лишь в 6-7 лет.
Развитие голоса
Родителям надо сделать все от них зависящее, чтобы развивать слух и голос малыша, но следует быть очень осторожными, поскольку чрезмерная нагрузка столь же вредна, как и полное игнорирование. Особую значимость играет постановка дыхания, которую самостоятельно, без музыкально-педагогического образования выполнить сложно. Но в домашних условиях можно внести посильный вклад, предложив малышу выполнить дыхательную гимнастику Стрельниковой, которая благоприятно скажется на звучании голоса. Полезной будет и артикуляционная гимнастика – она подготовит речевой аппарат крохи к правильному произнесению отдельных звуков, а также позволит проработать мышцы лица, челюсти, губ, языка и щек.
Родителям следует помнить, что помочь ребенку в развитии голоса они смогут только при соблюдении следующих условий.
- Детям нужен положительный пример, поэтому крайне важно, чтобы взрослые сами говорили правильно, эмоционально, соблюдая необходимую интонацию.
- Положительный эмоциональный фон. Если мама будет кричать на малыша, нервничать из-за того, что у него не получается выполнить задание, то польза от подобных занятий будет минимальна, ребенок быстро утратит к ним интерес. Поэтому нужно хвалить кроху хотя бы за приложенные старания.
- Многие педагоги сходятся во мнении, что самое полезное упражнение для развития голоса – это пение, поэтому можно смело петь с ребенком его любимые песенки. Музыка благотворно скажется на способности правильно строить фразы и произносить звуки.
Выполнение этих несложных рекомендаций поможет приблизиться к цели.
Основные методики работы
Многие исследователи и педагоги подходили к вопросу развития голоса у детей дошкольного возраста. Например, Д. Е. Огороднов предлагает стимулировать не просто развитие голосовых связок малышей, но и его эмоциональные и речевые способности, умение воспринимать форму. Методика полностью отрицает фальцетное звучание, признавая его неполноценным. Она позволяет развить гибкость, тембр и большое количество интонаций, однако затрудняет переход в высокий регистр. При подобных занятиях голоса малышей менялись, кроме того, наблюдалась пестрота в произнесении гласных. Голос развивался вниз, поскольку Огороднов считал высокие звуки некрасивыми.
Программа Емельянова имеет противоположную направленность. Она называется «Фонопедический метод развития голоса» и направлена на формирования певческого голосообразования и на развитие голосового аппарата.
Подобные упражнения подразделены на несколько уровней.
- Подготовительный. Работа с различными видами голосовой активности (писк, сип, крик, хрип, стон).
- Развитие академического певческого голосообразования. Происходит работа над улучшением владения интонацией, эмоционального и фонематического слуха.
- Формирование академического певческого тона. На этом этапе устраняется неравномерность развития голосового аппарата, происходит подготовка к изменениям пубертатного периода.
Еще одна методика – написание музыки специально для детей, позволяющей развить их вокальные способности.
Упражнения на развитие голоса для детей
Рассмотрим некоторые эффективные упражнения, которые родители смогут взять на вооружение. Прежде всего, это речевые игры, их существует достаточно много.
- Прослушивание с малышом сказок, в которых используются доречевые коммуникативные элементы (шумы, визг, скрипы, писки).
- Чтение стихов в различных регистрах – ребенку будет проще, если попросить его рассказать стих так, как это сделал бы медведь (грудной регистр) и ежик (фальцет).
- Когда предыдущее упражнение станет получаться без проблем, можно немного его усложнить, переходя из фальцетного регистра в грудной в одном четверостишии.
- Научиться менять высоту голоса можно при помощи такого упражнения. Изображать голосом картину, одновременно «рисуя» рукой по воздуху. Чем выше движется рука, тем более высоким становится голос. Таким образом можно, например, изобразить высокую ель.
- Катание на лифте. Ребенок произносит звук, одновременно перемещает руку вверх и вниз (имитируя движение кабины лифта), соответственно, меняет и тембр голоса.
- Подвижность голоса хорошо улучшает пение с закрытым ртом.
- Для развития умения говорить громче поможет такая игра. Родитель предлагает малышу позвать мишку пить чай. Но мишка не слышит, он далеко, надо позвать громче. Важно следить за тем, чтобы дети не кричали, а именно говорили более громко.
- Еще одна игра противоположна, задача малыша – говорить тихо, чтобы не разбудить мишку. Но необходимо не переходить на шепот, а делать голос более тихим.
- Далее задание усложняется. Родитель подбирает парные игрушки, например, машинки, большую и маленькую. Затем просит ребенка изобразить, какой звук издает большая машинка (он должен быть громким). А маленькая, напротив, сигналит тихо. Затем ситуация повторяется со второй парой игрушек. Малыш должен научиться быстро и правильно менять громкость голоса.
- Развить умение говорить «тонким» и низким голосом поможет такая игра: мама просит ребенка изобразить, какие звуки издает кошка, а какие – котенок. Во втором случае «мяу» ребенок должен произносить более низко, чем в первом. Аналогичным образом обыгрывается ситуация с птицами.
- Можно прочитать ребенку сказку «Три медведя», а после – попросить его передать особенности речи каждого из героев: Михаил Иваныч отличается грубым, низким голосом, голос Настасьи Потаповны – немного ниже, а Мишутка говорит звонким, высоким голоском.
- Мальчикам будет интересно имитировать езду на автомобиле, который едет по дороге, потом – объезжает лужу, мчится по кочкам. Затем задание изменяется – езда на большой машине сменяется поездкой на маленькой.
Такие игры доставят малышу подлинное удовольствие, если проводить их в легкой ненавязчивой форме. Кроме того, они очень полезны для улучшения работы голосового аппарата, особенно гортани. Постепенно положительный результат будет заметен – дети научатся выражать в речи эмоции, использовать звуки различной силы и высоты, а дефекты речи, напротив, станут менее очевидными.
Источник