Развитие сенсорных способностей ребенка игра
Алексеенко Галина Михайловна
Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры».
Введение
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Сухомлинский В. А.
В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.
В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).
Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Здесь то приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорному развитию дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.
Изучив работы отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Ш. А. Абдуллаевой по теме сенсорное развитие и воспитание дошкольников, можно сделать вывод, что основным средством сенсорного воспитания и развития являются дидактические игры и упражнения.
Ведь именно в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное
воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов.
Цель методической разработки:
Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Задачи:
Для достижения этой цели поставила следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.
2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
3. Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.
1. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной
активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Успешность игры — в её результативности, поэтому подготовка к игре — это уточнение имеющего багажа знаний и умений или формирование их.
Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных игр на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность проведения дидактических игр. Ввиду того, что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Игры на повторение не должны быть полностью идентичным предыдущей дидактической игре. Правила игры определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Дают возможность закреплять уже пройденный материал и познавать что-то новое.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дать ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.
Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное восприятие детьми окружающей действительности.
Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.
Использую следующие виды дидактических игр:
Игры — забавы
Настольно – печатные
Словесные
Музыкальные
Обязательным элементом дидактическим игр является:
Познавательный вопрос, проблемная ситуация
Выделение игровых задач
Наличие правил
Действия играющих
Подведение итогов игры
2. Методы, приемы, способы организации работы.
Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр.
Я использовала разнообразные методические приемы:
Словесные (рассказ, ответы-вопросы, объяснение, художественное слово);
Наглядные (рассматривание, сравнение);
Практические (экспериментирование, продуктивная деятельность)
Игровые (игровая деятельность)
Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
— Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:
углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
— Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
— Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);
— Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;
— Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
— Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);
— Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой;
— Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
— Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);
— Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
— Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.
— Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
— Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.
— При подведении итогов я подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность. В конце игры я спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения:
— Какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок.
— Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Заключение
Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.
Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Бизиборд
Это очень интересная и полезная игра, которую придумала всем известный педагог Мария Монтессори. Согласно её методике, самостоятельность и активность ребёнка – это ключ к его развитию.
Воспитанник может сам выбрать элемент пособия, с которым хочет поработать.
Цель: Развитие сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи и мелкой моторики рук.
Методическая ценность:
Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивает творческое и логическое мышление, помощь в освоении бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности детей.
Область применения:
Дидактическое пособие находится в свободном и доступном пользовании.
Дети очень любят открывать и закрывать двери, застегивать, перебирать, что развивает мелкую моторику обеих рук
(Образовательная область «Физическое развитие»).
С помощью развивающего пособия можно поговорить с детьми о безопасном поведении в быту
(ОО «Социально-коммуникативное развитие»).
Разнообразие цветов, форм, наличие цифр и предметов способствует развитию интересов детей, любознательности, формированию познавательных действий, развитие воображения.
(ОО «Познавательное развитие») .
Уровень сложности развивающего пособия, зависит только от вашей фантазии и смекалки. Поверьте, все, что вы придумаете, будет интересно и полезно для ребенка.
Вашему вниманию хочу предложить несколько дидактических игр для детей с использованием развивающего пособия «Бизиборд».
Возможности использования:
Дидактические игры:
«Подбери по цвету», «Количество и счёт»
Цель: развитие элементарных математических представлений.
«Чудо-дерево»
Цель: Формирование счётных навыков.
Игры позволят ребенку закрепить представления о цветах, способствуют развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук, умение различать геометрические фигуры.
«Раз, два, три — замочек отвори».
Цель: формирование познавательных интересов.
Игра способствует развитию мышления, памяти, речи детей.
Воспитывает интерес к природному окружению.
За дверцей картинки. Например, животные.
Ребёнок открывает замочек. Задать вопросы: Кто это? Как говорит? Кто детёныш?
Такие сюрпризы повышают интерес ребенка, ему не терпится поскорее открыть замочек, чтобы узнать, кто же там спрятался внутри.
«Помоги паучку сплести паутину».
Цель: Развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий «вверх», «вниз», «справа», » слева».
Формирует навыки шнуровки.
Возраст: Развивающее пособие рассчитано на детей от 3-х лет.
Вот такое дидактическое пособие изготовила для детей своей группы.
«Слоник с секретом».
В основе этой игры лежит всем известная игра «Волшебный мешочек», где на ощупь надо найти и угадать разные предметы.
Игра заключает в себе несколько дидактических игр.
Эти игры очень полезны для развития детей (тренируют мелкую моторику рук, сенсорику, мышление, воображение и память) .
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, памяти, внимания, воображения, образного мышления, мелкой моторики рук.
Методическая ценность:
Эта игра очень полезна для развития ребенка.
Через поисковую деятельность у детей расширяются знания об окружающем мире, обогащается словарный запас.
Когда ребенок перебирает в слонике различные фигурки, тренируется мелкая моторика рук и сенсорика.
Развивается мышление и воображение, тренируется память форм на ощупь.
Область применения:
Игру можно использовать как во время индивидуальной работы, так и во время каких-то сюрпризных моментах.
Возможности использования:
Если проявить фантазию, то эту игру можно использовать по-разному:
Игры, в которые мы играем с детьми:
«Угадай, что потрогал»
«Определи на ощупь»
«Найди пару»
«Узнай фигуру»
Дидактическая игры дают возможность решать задачи:
1. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, воображение, речь, мышление, фантазию, сенсорную память.
2. Закреплять представления о свойствах предметов.
3. Уметь сравнивать предметы по внешним признакам, группировать предметы.
4. Развивать умение определять на ощупь.
Возраст: Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.
Рекомендации для воспитателей по проведению дидактических игр в младшей группе.
У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.
Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.
Источник
Екатерина Петрова
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры
«Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры»
Сенсорное развитие ребенка с самых первых дней его жизни является залогом его успешного развития и становления полноценной личностью, а так же помогает в осуществлении разных видов деятельности. Сенсорное развитие способствует формированию различных способностей, которые определяют ребенка и его готовность к дальнейшему обучению в школе.
Уровень сенсорного воспитания во многом определяет успешность умственного, физического и эстетического воспитания ребенка. Другими словами сенсорное воспитание определяет то, насколько совершенно ребенок слышит, видит и осязает окружающее.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка,формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
В детском возрасте основной формной и содержанием организации жизни является игра. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников.
Именно через игру ребенок учится осязанию, восприятию, сравнению, устанавливать закономерности, принимать самостоятельные решения, усваивает основные сенсорные эталоны, а самое главное путем игры ребенок познает мир и развивается как личность. Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Дидактическая игра (о греч. Didaktikus – поучительный) — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями
Цель: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.
Задачи:
— формирование общей сенсорной способности;
— обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение материал из которого сделан предмет, цвет и форма, размер и т. д. ;
— получение новых знаний, закрепление навыков действий с различными предметами;
— умение общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:
-является основой для интеллектуального развития
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром
-развивает наблюдательность
-готовит к реальной жизни
-позитивно влияет на эстетическое чувство
-является основой для развития воображения
-развивает внимание
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
-влияет на расширение словарного запаса ребенка
-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти
Исходя из целей и задач можно выделить принципы:
1. Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания на основе дидактической игры.
2. Актуальность дидактического материала (наглядные пособия, правила игры, заинтересованность в получении результата и т. д.).
3. Коллективность, позволяющая сплотить детский коллектив в единую группу.
4. Соревновательность (создает у ребенка стремление выполнить задание быстрее)
Для достижения поставленных целей и задач, мной была разработана программа кружка «Занимательная сенсорика», цель которого подбор системы дидактических игр, позволяющих эффективно развивать сенсорные способности у детей дошкольного возраста. Идея заключалась в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей.
Основная форма работы – дидактические игры.
В своей работе часто использую большое количество дидактических игр, которые направлены именно на сенсорное развитие детей разных возрастов. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах –общепринятых образцах внешних свойств предметов: эталоны формы, цвета, величины, слухового восприятия, вкуса, обонятельного восприятия.
Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма и величина
Развитиевосприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:
1. развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию;
2. познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
3. развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и сравнивать его, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
Примерные игры «Цвета», «Собери по цвету», «Найди лишнее», «Разложи радугу»
Восприятие формы конкретизируется в следующих задачах:
1. развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;
2. развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;
3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;
4. развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета;
5. закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.
Примерные игры: «Построй домик», «Укрась платочек» и т. д.
Восприятие величины конкретизируется в следующих задачах:
1. развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;
2. закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);
3. формировать отношение к величине, как к значимому признаку;
4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
5. развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин;
6. обратить внимание на относительность величины предметов;
7. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.
Примерные игры: «Построй башню», «Найди по величине», «Разложи по размеру» и т. д.
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.
Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Тактильная (поверхностная) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности.Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Также применяются игры со шнуровками, прищепками, палочками, спичками и другими природными материалами.
В результате опыта работы пришла к выводу, что при внедрении дидактических игр к концу года у детей наблюдается совершенствование творческих способностей, любознательности, наблюдательности.
-В формировании математических способностейдошколенка положительная динамика: закрепление знаний цвета, величины и формы предметов.
Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что дидактические игры имеют огромное значение и эффективны для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста. Значит, что целесообразно дальнейшее применение дидактических игр для сенсорного развития ребенка.
Список литературы:
1. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет). Павлова Л. Ю.
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С. 424
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315
4. www.infourok.ru
5. www.vremyaznani.ru
Источник