Развитие сенсорных способностей ребенка доклад
Доклад
на тему:
«Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста».
Подготовила:
педагог-психолог
МБДОУ №5 «Родничок»
Тлехуч З.Ш.
Развитие сенсорных способностей у ребенка.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание — сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства — живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.
Формирование эталонов.
В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов — общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем — с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.
Синий, голубой, зеленый…
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета — кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто
путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).Круг, квадрат, овал…
Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. В пять лет ребенок должен знать пять основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее необходимо вводить новые фигуры, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное — чтобы ребенок мог различать их.Широкий, узкий, совсем узенький…
Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их — довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки — решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»). В пять-семь лет детей нужно обучать сравнивать сначала два-три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин — в этом случае требуется и одновременное обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов.Обучение способам обследования.
Когда сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой.Красный или вишневый?
Ребенок быстро научится воспринимать цвет конкретных предметов — это несложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда цвет содержит элементы разных тонов, причем выраженных в разной степени (например, кофейный, шоколадный, бордовый и другие), задача становится непростой, требует специальной тренировки и умения выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных сочетаниях. Ребенка пяти-семи лет нужно научить видеть эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных тонов, отличать цвета, называемые теплыми, от гаммы холодных (теплые — от красного до желтого, холодные — от зеленого до фиолетового).
Круглый или овальный?
Обучение ребенка обследованию формы предмета — это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (телевизор — прямоугольный, тарелка — круглая и т. д.). Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей и отдельные дополнительные детали. В пять-семь лет ребенок должен научиться обследовать именно сложные формы. Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш изображает на листе бумаги дом, он рисует сначала большой прямоугольник, затем — крышу в форме треугольника или трапеции, потом небольшие прямоугольные окна и т. д. На всех этапах обучения
действиям по определению формы можно использовать простой прием — предложить ребенку обводить контур предмета и его частей. Это помогает ему сопоставить обводимую форму с эталонами.
Маленький или короткий?
Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить ребенка решать все более сложные «глазомерные» задачи. Сначала он учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины — научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они довольно сложны даже для семилетнего малыша. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности — когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке — когда он делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, а также в рисовании, аппликации и, конечно, в играх.
ПРОСТЕЙШИЕ ТЕСТЫ
«НАЙДИ КВАДРАТ» Выявление способности к дифференцированному восприятию.
Ребенку показывают рисунок с изображением десяти четырехугольников, среди которых пять совершенно одинаковых квадратов и пять четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или, наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла. Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны). Если ребенок сможет отыскать все квадраты, это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.
«ЧТО НЕ ДОРИСОВАНО?» Оценка целостности восприятия.
Заранее подготовьте или нарисуйте 10 необычных карточек: стул без одной ножки, часы без одной стрелки, портфель без ручки, зайца с одним ухом и т. д. Покажите ребенку эти картинки и попросите его назвать недостающую деталь. Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков. Хороший результат для ребенка шести-семи лет, если он найдет и назовет все недостающие детали приблизительно за полторы минуты.
«ЗАКРАСЬ ФРУКТЫ» Определение способности цветового восприятия.
Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением разных фруктов и цветные карандаши многих оттенков. Ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет. Вместо фруктов могут быть предложены изображения животных, овощей, цветов и других предметов. Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ВОКРУГ НАС
Ребенок усваивает представления о цвете, форме и величине предметов не в течение одного дня, а обучение идет не по команде родителей и не методом чтения лекций. Существуют красочные пособия, обучающие игры, занимательные истории, песенки, стихи, загадки. Большую помощь — вам и ребенку — могут оказать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода.
Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей целого, а с выделением измерений предмета — длины, высоты и ширины. Поскольку нельзя отделить длину и ширину от самого предмета, нужно учить ребенка сопоставлять предметы по данным измерениям. При этом важно показать, что сами измерения предмета носят относительный характер: зависят от его положения в пространстве.
Источник
Доклад на тему :
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая
деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для
маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая
игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались
основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью
возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и
нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Выдающиеся
зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель,
М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина и
др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на
обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из
основных сторон дошкольного воспитания. Ознакомление дошкольников с
цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему
дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на
совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность
сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм
обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является
основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной
педагогике дидактические игры с давних пор считались основным
средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических
игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно
происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что
проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших
дошкольников.
Дидактические игры выполняют еще одну функцию – контроль за
состоянием сенсорного развития детей.
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой
практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в
общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном
возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного
физического и психического развития детей. В этом возрасте при
соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности:
речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные
качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт
ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает
различать величину, форму и цвет предмета.
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчётливо
обнаруживается структура. Одним из элементов игры является
дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и
воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание.
Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это
уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.
Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и
способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.
Четвертый элемент — игровые действия, поступки, которые совершает
каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют
интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры –
результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и
развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной
системности знаний: иногда это — «взрыв удивления» детей от восприятия
чего-то нового, неизведанного; иногда игра — «поиск и открытие», и всегда
игра — радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-
познавательным содержанием — особенность дидактической игры.
В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников
использовались следующие виды дидактических игр для сенсорного
развития:
• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?»,
«Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать,
группировать предметы по величине.
•Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка»,
«Заштопай штанишки» и т.п. В этих играх дети учатся различать,
группировать предметы по форме.
• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь
букет цветов в вазу» и т.п. Играя в эти игры, дети учатся группировать,
соотносить предметы по цвету.
• Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку»,
«Построй башенку» и т.п. Цель этих игр — способствовать закреплению
качеств предметов (величина, форма, цвет).
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.
Дидактическая игра помогает ребенку также в развитие творческих
способностей. Заботясь о развитии творческих способностей у детей,
приобщая их к творческому труду, мы создаем необходимые условия для
развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного
возраста. Несмотря на разнообразие и противоречивость современных
психолого-педагогических взглядов на проблему творчества, необходимость
развития способностей является бесспорной. По мнению А.Н. Аванесовой
для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном
спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры, в
которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные
цвета солнечного спектра (красный, желтый, синий). Затем детей знакомят с
дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого
предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков
основных дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный,
вишневый, розовый и т.д.). Полученные детьми знания о цвете способствуют
сенсорному и умственному развитию.
Дидактические игры также воспитывают у детей навыки нравственного
поведения в повседневной жизни. Положительная оценка, похвала,
одобрение создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно,
побуждают к дальнейшим положительным действиям. Серьезное внимание
уделяется упражнению детей в вежливом, уважительном отношении к
окружающим. Педагог использует разные виды дидактических игр для
формирования у детей добрых чувств к сверстникам, правильных
взаимоотношений. Чтобы использовать игру в целях нравственного
воспитания, педагог, прежде всего, способствует усложнению ее содержания.
Во второй младшей группе педагог закрепляет умение приветливо
обращаться ко взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим
небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги,
учит соблюдению элементарных правил в дидактических играх. Правила в
этих играх создают для ребенка известные нормы поведения, определяют,
что надо, что нельзя. Педагог учит детей пользоваться этими правилами,
подчиняться им, это позволяет формировать поведение каждого ребенка и
всей группы детей.
Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических
игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание
детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение,
память, формирует нравственные качества дошкольника, развивает
творческие способности детей, закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют
навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими
сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции,
проявляющиеся из – за неудачного результата. Таким образом, можно с
уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания
являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения
дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших
дошкольников.
Литература:
1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная
педагогика: Учеб.Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений. М.: Академия,
1998. 240 с.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1978. 96 с.
3. Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.:
Академия, 1998.432 с. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста
[Текст]: учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
4. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г.
[Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. –
Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.
5. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст]: С. А.
Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного
Учреждения. — 2008.- №11.- стр51
6. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст]: учебное
пособие / Э. Г. Пилюгина. — М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.
Источник