Развитие сенсорных систем у ребенка

Татьяна Толстякова
Система сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста

В выступлении представлен материал, направленный на приобретение детьми навыков умственной работы и развития их логического мышления.

Данные задачи решаются на основе многочисленных игр и упражнений занимательного характера, положенных в работу с детьми.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Готовность ребенка к обучению в школе также в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

По результатам проведенного мониторинга было выяснено, что дети недостаточно для своего возраста умеют выделять в предметах основные признаки и свойства, выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, недостаточно развита мелкая моторика рук, а также зрительно-моторная координация.

Исходя из задач программы, результатов первичного мониторинга мы поставили перед собой следующие задачи:

1. развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

2. Формировать у детей умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форме, размеру, устанавливать тожество и различие.

3. Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

На основании проведенного мониторинга и поставленных задач мною был составлен план работы, где особое внимание было уделено подбору содержания по сенсорному развитию воспитанников.

В группе создан уголок сенсомоторного развития детей, в котором дети могут проявить свои индивидуальные способности.

Содержание сенсомоторного уголка было направлено на:

1. развитие сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

2. развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности (Природный материал, шнуровки, вкладыши пирамидки по четырем основным цветами др.);

3. создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка (достаточное количество пособий одного вида, их яркость и привлекательность);

4. активизации мышления, внимания, восприятия, памяти (подбор пособий, направленный на развития мышления детей);

5. повышения мотивации к самостоятельной деятельности (расположение пособий и дидактических игр в доступном для детей месте).

6. усвоение основных сенсорных эталонов (через осуществление индивидуальной работы с ребенком)

При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

При организации уголка я соблюдала принципы:

1. доступность;

2. безопасность;

3. вариативность;

4. полифункциональность.

Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов детского восприятия, создание условий для реализации речевого развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую здесь большое количество крупного природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках: раскладывают природный материал в разные по величине емкости, тем самым совершенствуя мелкую моторику рук и координацию движений, одновременно познавая форму, величину предметов.

Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию я проводила с детьми 1 раз в неделю. Ввиду того, что большой интервал между занятиями нежелателен, возникла необходимость закрепления у детей полученных знаний, и умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

Считаю, что вариативность выполнения заданий обеспечивает прочность и глубину знаний и умений вместо механического, ситуативного заучивания. Поэтому детям давала задания на группировку различных предметов. Этому посвятила ряд занятий с постепенным нарастанием его разнообразия. Дети группировали предметы по величине, например (большие и маленькие грибочки, елочки, матрешки) потом группировали по форме, например, предлагала положить в ванночки только круглые предметы или только квадратные, и, наконец — по цвету. Так, вначале осуществлялась группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами (формы или цвета, затем с более близкими.

При проведении каждого занятия основным методом являлся непосредственный показ предметов. Вспомогательная роль при этом принадлежала словесному объяснению. После общего показа и объяснения я предлагала выполнить фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. Оказывала периодическую помощь и в отдельных случаях и проводила систематическое индивидуальное обучение. Хотя дети и маленькие, я старалась проявлять особый такт при индивидуальной работе с детьми, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия, и у ребенка появилось желание поиграть с дидактическим материалом. После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал давала малышам и для самостоятельных игр.

Предлагала детям задания на выполнение предметных действий:

1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является: фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм,шести цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.

Цель обучения: выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Поэтому с целью развития у детей тактильно-двигательных ощущений использовала дидактические игры и упражнения. Например:

«Чудесный мешочек» В непрозрачный мешочек клала предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, и др.). Ребенку предлагала на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь» В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Предлагала на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий; толстый — тонкий; большой — маленький ; узкий — широкий и т. д.

«Узнай фигуру» На столе раскладывала геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Показывала любую фигуру и просила ребенка достать из мешочка такую же.

«Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения;

«Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпаны горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствовала развитию мелкой моторики.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводилась в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением. В результате у многих детей значительно обогатился чувственный опыт, улучшилась координация движения руки.

Большое значение в освоении детьми сенсорных эталонов развитии детей я также придавала использованию дидактических игр.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Найти предмет указанной формы» Ребенку предлагала назвать виды геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

«Из каких фигур состоит машина?»

Дети предлагалась определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, найти предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д., предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь) и т. д.

Дидактические игры и упражнения на закрепление

цветового восприятия:

«Какого цвета не стало?»

Детям показывала несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Убирала один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора положить красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

Существенным фактором в освоении детьми сенсорных эталонов является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки — свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.

Проведенная работа по сенсорному воспитанию:

1. Помогла познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия.

2. Научила детей различать цвет.

3. Научила детей сравнивать предметы по величине.

4. Способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия.

5. Помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.

6. Дети стали более активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;

7. Проявляется желание творить;

Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливали ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем их мире.

Литература.

1. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной

культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.

3. ДагмарАльтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М.:

«Просвещение», 1984.

4. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация

сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего

воспитателя, №5-2008.

5. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».

6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего

возраста», М. ,1983.

7. Сольцева О. Г. «Наши помощники — органы чувств», «Ребёнок в детском

Саду» №3-2007.

8. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией

Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981.

Источник

Развитие сенсорных систем в основном происходит на протяже­нии дошкольного и младшего школьного возраста.

Зрительная сенсорная система особенно быстро развивается на протяжении первых 3-х лет жизни, затем ее совер­шенствование продолжается до 12 – 14 лет.

У детей первых 4 – 6 лет жизни глазное яблоко еще недостаточно выросло в длину. Хотя хрусталик глаза имеет высокую эластичность и хорошо фокусирует световые лучи, но изображение попадает за сетчатку, т. е. возникаетдетская дальнозоркость.В этом возрасте ещеплохо различаются цвета (у новорожденных, например, число колбочек в 4 раза меньше, чем у взрослых). С учетом этих особенно­стей для детских игр и упражнений с предметом необходимо подби­рать крупные и яркие предметы (кубики, мячи и пр.). В дальнейшем с возрастом проявления дальнозоркости уменьшаются, растет число детей с нормальной рефракцией. Однако уже в первые годы школьной жизни растет число близоруких детей из-за неправильной посад­ки при чтении, систематического рассматривании предметов на близком расстоянии от глаз. Близорукость появляется из-за того, что возникающее при этом напряжение глазодвигательных мышц, сводящих глаза на близком предмете, приводит к удлинению глазного яблока. В результате фокусировка лучей происходит перед сетчаткой, вызывая развитие близорукости.

Большое значение для улучшения зрительной функции имеет эмоциональный характер занятий с детьми, использование различ­ных игр. Острота зрения постепенно повышается у детей: в 1 год – 0,1; в 2 года – 0,4; в 4 года – 0,7; в 5 лет – 0,9 и к 7 – 8 годам она достигает нормальной величины взрослого человека – 1,0. В процессе игры острота зрения удетей повышается на 30%.

Зрительные сигналы играют ведущую роль в управлении двигатель­ной деятельностью ребенка на протяжении первых 6 лет жизни. Од­нако обработка зрительных сигналов мозгом еще несовершенна. Она в основном ограничена анализом отдельных признаков предмета, происходящим в зрительных центрах затылочной области коры и генерализованным распространением этой информации на другие центры коры.

Слуховая сенсорная системаребенка имеет важнейшее значение для развития речи, обеспечивая не только вос­приятие речи посторонних лиц, но и играя формирующую роль сис­темы обратной связи при собственном произношении слов. Именно в диапазоне речевых частот (1000 – 3000 Гц) наблюдается наибольшая чувствительность слуховой системы. Ее возбудимость на словесные сигналы особенно заметно повышается в возрасте 4 лет и продолжает увеличиваться к 6 – 7 годам. У детей особенно широк диа­пазон слышимых звуков – от 16 до 22 000 Гц.

Слуховая сенсорная система, анализируя продолжительность звуковых сигналов, темпа и ритма движений,участвует в развитии чувства времени, а благодаря наличию двух ушей (бинауральный слух) – включается в формирование пространственных представле­ний ребенка.

Двигательная сенсорная система созревает у человека одной из первых. Формирование проприорецепторов – мышечных веретен и сухожильных рецепторов начинается уже со 2 – 4 месяца внутриутробного развития и продолжается после рож­дения до 4 – 6 лет. Подкорковые отделы двигательной сенсорной системы созревают раньше, чем корковые: к возрасту 6 – 7 лет объем подкорковых образований увеличивается до 98% от конеч­ной величины у взрослых, а корковых образований – лишь до 70 – 80%.

К 12 – 14-летнему возрасту развитие двигательной сенсорной системы достигает взрос­лого уровня. Повышение мышечной чувствительности может проис­ходить и далее – до 16 – 20 лет, способствуя тонкой координации мышечных усилий.

Вестибулярная сенсорная система является одной из самых древних сенсорных систем организма и в ходе онто­генеза она развивается также довольно рано.

Рефлексы с вестибулярных рецепторов хорошо выражены на протяжении первого года после рождения ре­бенка. С возрастом у ребенка анализ вестибулярных раздражений со­вершенствуется, а возбудимость вестибулярной сенсорной системы понижается, и это уменьшает проявление побочных моторных и ве­гетативных реакций. При этом многие дети проявляют высокую вестибулярную устойчивость к вращениям и поворотам. Раннее возникновение контактов вестибулярной сенсорной системы с мо­торной системой и с другими сенсорными системами позволяет ре­бенку к 2 – 3 годам освоить основной фонд движений и начинать занятия физическими упражнениями с первых же лет жизни – пла­ванием с первых недель жизни, гимнастикой и фигурным катанием с 3 – 4 лет и т.п.

Уже во время внутриутробного развития и с первых дней жизни у ребенка имеетсякожная чувствительность, которая обеспечивается тактильной, болевой и температурной рецепцией.

Тактильная чувствительность увеличивается с ростом двигатель­ной активности ребенка и достигает максимальных значений к воз­расту 10 лет.

Болевая рецепция представлена уже у новорожденных, осо­бенно в области лица, но в раннем возрасте она еще недостаточно со­вершенна. С возрастом она улучшается. Пороги болевой чувстви­тельности снижаются от грудного возраста до 6 лет в 8 раз.

У детей первых лет жизни обнаруживаютсяразличия реакций на охлаждение тела. Так, у детей в возрасте 3 – 6 лет при повышенной тревожности, развитии не­вротических состояний, вегетодистонии отмечены случаи плохой адаптируемости к охлаждению (по изменениям экстероцептивных рефлексов, двигательной активности, времени реакции, умственной работоспособности и пр. показателям). При проведении закаливания у таких детей терморегуляция ухудшается, что требует особой осто­рожности.

Вкусовые и обонятельные ощущения, хотя имеются уже с первых дней жизни, но они еще непостоянны и неточ­ны, часто бывают неадекватны раздражителям, носят обобщенный характер.Чувствительность этих сенсорных систем заметно повы­шается к возрасту 5 – 6 лет у дошкольников и в младшем школьном возрасте практически достигает взрослых значений. Время реакции на вкусовые раздражения сокращается почти в 10 раз (от 2 – 3 с у ново­рожденных до 0,3 – 0,6 с в 9 – 10 лет).

Лекция 89

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение

2.     Возрастные особенности зрительной сенсорной системы

3.     Возрастные особенности слуховой сенсорной системы

4.     Возрастные особенности других сенсорных систем

5.     Заключение

Список литературы

Элементарная рефлекторная деятельность человека его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего материального мира и внутренней среды организма. Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация, как самых примитивных

 функций человеческого организма ,так и высших психических процессов.

Среди сенсорных систем организма различают вкусовую, слуховую, зрительную, вестибулярную, обонятельную и соматосенсорную системы.

Рецепторы последней расположены в коже и воспринимают прикосновения, вибрацию, тепло, холод, боль. Выделяют также проприоцептивную систему, куда относятся проприорецепторы, воспринимающие движения в суставах и мышцах. Изучение интерорецепторов, расположенных во всех внутренних органах, путей проведения и переработки, поступающих от них сигналов дало основание говорить о висцеральной сенсорной системе, которая воспринимает различные изменения во внутренней среде организма.

После рождения органы зрения человека претерпевают значительные морфофункциональные изменения.  Например,  длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса – 3,0 г, к 20 годам эти цифры увеличиваются до 23 мм и 0,8 г. В процессе развития меняется и цвет глаз. У новорожденных в первые годы жизни радужка содержит мало пигментов и имеет голубовато-сероватый оттенок.  Окончательная окраска радужки формируется только к 10-12 годам.

Развитие зрительной сенсорной системы также идет от периферии к центру.  Миелинизация зрительных нервных путей заканчивается к 3-4 месяцам жизни.  Причем развитие сенсорных и моторных функций зрения идет синхронно.  В первые дни после рождения движения глаз независимы друг от друга,  и соответственно механизмы координации и способность фиксировать взглядом предмет, несовершенны и формируются в возрасте от 5 дней до 3-5 месяцев.  Функциональное созревание зрительных зон коры головного мозга по некоторым данным происходит уже к рождению ребенка,  по другим — несколько позже.

Оптическая система глаза в процессе онтогенетического развития также изменяется.  Ребенок в первые месяцы после рождения путает вверх и низ предмета. То обстоятельство, что мы видим предметы не в их перевернутом изображении,  а в их естественном виде объясняется жизненным опытом и взаимодействием сенсорных систем.

Аккомодация (способность глаза к четкому видению предметов,  находящихся на различных расстояниях) у детей выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается,  и соответственно падает аккомодация. Вследствие этого у детей встречаются некоторые нарушения аккомодации. Так,  у дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозоркость. 3 года дальнозоркость наблюдается у 82% детей,  а близорукость —  у 2,5%.  С возрастом это соотношение изменяется и число близоруких значительно увеличивается,  достигая к 14-16 годам 11%.  Важным фактором,  способствующим появлению близорукости,  является нарушение гигиены зрения: чтение лежа,  выполнение уроков в плохо освещенной комнате,  увеличение напряжения на глаза и многое др.

В процессе развития существенно меняются цветоощущения ребенка. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки,  колбочки еще незрелые и их количество невелико. Элементарные функции цветоощущения у новорожденных,  видимо,  есть,  но полноценное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года.  Однако и на этой возрастной ступени оно еще неполноценно. Своего максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается. Большое значение для формирования цветоощущения имеет тренировка.  Интересно то,  что быстрее всего ребенок начинает узнавать желтые и зеленые цвета, а позднее — синий.  Узнавание формы предмета появляется раньше,  чем узнавание цвета.  При знакомстве с предметом у дошкольников первую реакцию вызывает его форма, затем размеры и в последнюю очередь цвет.

С возрастом повышается острота зрения и улучшается стереоскопия.  Наиболее интенсивно стереоскопическое зрение изменяется до 9-10 лет и достигает к 19-22 годам своего оптимального уровня.  С 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше,  чем у мальчиков.  Глазомер у девочек и мальчиков 7-8 лет значительно лучше, чем у дошкольников, и не имеет половых различий, но приблизительно в 7 раз хуже, чем у взрослых. В последующие годы развития у мальчиков линейный глазомер становится лучше, чем у девочек.

Поле зрения особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте, и к 7 годам оно составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого. В развитии поля зрения наблюдаются половые особенности. В 6 лет поле зрения у мальчиков больше, чем у девочек,  в 7-8лет наблюдается обратное соотношение.  В последующие годы размеры поля зрения одинаковы,  а с 13-14 лет его размеры у девочек больше.  Указанные возрастные и половые особенности развития поля зрения должны учитываться при организации индивидуального обучения детей,  т.  к.  поле зрения (пропускная способность зрительного анализатора и,  следовательно,  учебные возможности) определяет объем информации,  воспринимаемой ребенком. В процессе онтогенеза пропускная способность зрительной сенсорной системы также изменяется.  До 12-13 лет существенных различий между мальчиками и девочками не наблюдается, а с 12-13 лет у девочек пропускная способность зрительного анализатора становится выше,  и это различие сохраняется в последующие годы.  Интересно,  что уже к10-11  годам этот показатель приближается к уровню взрослого человека,  который в норме составляет 2-4 бит/с.

Уже на 8-9 месяцев внутриутробного развития ребенок воспринимает звуки в пределах 20-5000Гц и реагирует на них движениями. Четкая реакция на звук появляется у ребенка в 708недель после рождения,  а с 6 месяцев грудной ребенок способен к относительно тонкому анализу звуков.  Слова дети слышат много хуже,  чем звуковые тоны,  и в этом отношении сильно отличаются от взрослых.  Окончательное формирование органов слуха у детей заканчивается к 12 годам. К этому возрасту значительно повышается острота слуха,  которая достигает максимума к 14-19 годам и после 20лет уменьшается. С возрастом также изменяются пороги слышимости,  и падает верхняя частота, воспринимаемых звуков.

Весьма ощутимо влияние шума на детей и подростков.  Более значительными оказываются повышение порога слуховой чувствительности,  снижение работоспособности и внимания у учащихся после воздействия шума в 60%дБ. Решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 дБ н 15-55%, а в 60дБ на 81-100% больше времени, чем до действия шума, а снижение внимания достигало 16%.

Восстановлению функционального состояния слуховой сенсорной системы и сдвигов в других системах организма детей и подростков способствуют небольшие перерывы в тихих комнатах.

Вестибулярная сенсорная система играет важную роль в регуляции положения тела в пространстве и его движений.  Развитие вестибулярного аппарата у детей и подростков в настоящее время мало изучено. Существуют данные о том,  что ребенок рождается с достаточно зрелыми подкорковыми отделами вестибулярного анализатора.

Проприоцептивная сенсорная система также участвует в регуляции положения тела в пространстве и обеспечивает координацию абсолютно всех движений человека —  от локомоторных до сложнейших трудовых и спортивных двигательных навыков.  В процессе онтогенеза формирование проприорецепции начинается с 1-3 месяцев внутриутробного развития.  К моменту рождения проприорецепторы и корковые отделы достигают высокой степени зрелости и способны к выполнению своих функций.

Особенно интенсивно идет совершенствование всех отделов двигательного анализатора до 6-7 лет.  С 3 до 7-8 лет быстро нарастает чувствительность проприорецепции,  идет созревание подкорковых отделов двигательного анализатора и его корковых зон.  Формирование проприорецепторов,  расположенных в суставах и связках,  заканчивается к 13-14 годам,  а проприорецепторов мышц —  к 12-15 годам.  К этому возрасту,  они уже практически не отличаются от таковых у взрослого человека.

Под соматосенсорной системой понимают совокупность рецепторных образований,  обеспечивающих температурные,  тактильные и болевые ощущения.  Температурные рецепторы играют важную роль в сохранении постоянства температуры тела.  Экспериментально показано,  что чувствительность температурных рецепторов на первых этапах постнатального развития ниже,  чем у взрослых.  Тактильные рецепторы обеспечивают восприятие механических воздействий,  чувство давления,  прикосновения и вибрации. Чувствительность этих рецепторов у детей ниже,  чем у взрослых. Уменьшение порогов восприятия происходит до 18-20 лет.

Боль воспринимается специальными рецепторами,  представляющими собой свободные нервные окончания. Болевые рецепторы у новорожденных детей имеют более низкую чувствительность,  чем у взрослых.  Особенно быстро,  возрастает болевая чувствительность с 5 до 6-7 лет.

Периферическая часть вкусовой сенсорной системы — вкусовые рецепторы расположены в основном на кончике,  корне и по краям языка.

Новорожденный ребенок уже обладает способностью дифференцировать горькое,  соленое,  кислое и сладкое,  хотя чувствительность вкусовых рецепторов невысока, к 6 годам она приближается к уровню взрослого.

Периферическая часть обонятельной сенсорной системы – обонятельные рецепторы располагаются в верхней части носовой полости и занимают не более 5 см2.

У детей обонятельный анализатор начинает функционировать уже в первые дни после рождения.  С возрастом чувствительность обонятельного анализатора нарастает особенно интенсивно до 5-6 лет,  а затем постоянно снижается.

Различные сенсорные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенеза. Вестибулярный анализатор как филогенетически наиболее древний созревает еще во внутриутробном периоде.  Рефлекторные акты,  связанные с активностью этого анализатора,  отмечаются у плодов и недоношенных детей.  Также рано созревает кожный анализатор.  Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м месяце жизни ребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым взрослого. Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни.  Дифференцировка основных пищевых веществ формируется лишь на 3-4-м месяце жизни.  До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого.  Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребенка, а дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.

Созревание сенсорных систем определяется развитием звеньев органов чувств.  Периферические звенья являются сформированными к моменту рождения.  Позже других формируется периферическая часть зрительного анализатора — сетчатка глаза, ее развитие заканчивается к 6 месяцам жизни.  Миелинизация нервных волокон в течение первых месяцев жизни обеспечивает значительное увеличение скорости проведения возбуждения и,  следовательно,  развитие проводящего отдела анализатора.  Позже других корковые звенья органов чувств.  Именно их созревание определяет особенности функционирования сенсорных систем в детском возрасте.  Наиболее поздно завершают свое развитие корковые звенья слуховой и зрительной сенсорной системы.  При изучении движения глаз ребенка установлено,  что он способен воспринимать элементы предъявляемых изображений с момента рождения. 

По мере созревания корковых нейронов и их связей,  в течение первых лет жизни ребенка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным,  совершенствуется процесс опознания сложных стимулов.  Период интенсивного созревания систем наиболее пластичен.

Созревание коркового звена анализатора в значительной степени определяется поступающей информацией.  Известно,  что если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации,  то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно. Ċ

Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте,  т.  е.  сенсорная информация,  имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения,  но и является важным фактором развития ребенка.

1.     Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологические особенности развития дошкольников: — Эксмо; 2009 г., 176 стр.

2.     Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., Дьякова Е.Ю. Возрастная морфология. Учеб. Пособие. – Томск, Изд-во Том. ун-та, 2009 г., 154 л.

3.     Кулагина И. Ю. Младшие школьники: Особенности развития: — Эксмо; 2009 г., 176 стр.

4.     Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма: — Академия; 2012 г., 384 стр.

Источник