Развитие самостоятельности ребенка в раннем возрасте
Близнюк Ирина
Консультация «Развитие самостоятельности детей раннего возраста»
Близнюк И. А.
г. Челябинск, Россия
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье рассмотрены ступени развития детской самостоятельности, методы навыков самообслуживания.
Ключевые слова: самостоятельность, самообслуживание.
Bliznyuk, A. I.
Chelyabinsk, Russia
THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE IN YOUNG CHILDREN
Abstract: the article describes stages of development of children’s self-reliance, methods of self-help skills.
Keywords: autonomy, self.
Одним из ведущих качеств личности ученые выделяют самостоятельность. Это качество личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В. Д., Осницкого А. К., Теплюк С., Марковой Т. А., К. П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р. С. Буре, Л. Ф. Островской, Т. Гуськовой, И. С. Кона, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой.
В развитии детской самостоятельностивыделены три ступени:
— первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь);
— вторая ступень — ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. (Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.);
— на третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
За самостоятельностью ребенка любого возраста всегда стоит руководящая роль и требования взрослого. Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. От того, насколько грамотно взрослый будет направлять развитие самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности. Если лишить ребёнка активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Могут потеряться рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть «посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии.
Организация в ДОО образовательного процесса с детьми раннего возраста (от 1 года до 3-х лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в учении их разнообразным предметным действиям,в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, одеваться, раздеваться и т. д. Другими словами, задача раннего возраста – сформировать навык самообслуживания – очень важный навык для полноценного развития ребёнка. Педагог организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания детей.
Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам. Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.
Обучение навыкам самообслуживания — это только ступенька на пути к самостоятельности, и желание все сделать самому намного важнее, чем действие, совершенное «из-под палки». И здесь главную роль играет отношение и стиль общения взрослых. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становится уже не внешним (поощрением или поддержка со стороны окружающих людей, а внутренним (удовольствие получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели, мы уже имеем дело с волевым действием.
Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима. Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.
В условиях ДОО навыки самообслуживания у детей раннего возрастаможно формировать разнообразными методами:
1. Метод показа – подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности. Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.
2. Метод практического действия (упражнения) – навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.
3. Метод общего напоминания – метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания. Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.
4. Игровой метод – повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).
5. Метод с использованием художественной литературы – чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.
Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система образовательной работы с детьми.
Самостоятельность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно.
Список литературы
1. Абузярова Л. Предметно — развивающая среда ДОУ. [Текст] /Ребёнок в детском саду. 2004.-№6.-с. 30-32.
2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. [Текст] // -М., 2006.
3. Блонский П. П. Дошкольный возраст. [Текст] -М., 2008.-с. 89-119.
4. Буре Р. С., Островская Л. Ф.Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. — 3-е изд., перераб. И доп. -М.-: Издательство «Ювета», 2011.-176с.: ил.
Источник
Самостоятельность у детей раннего возраста.
Человек беспомощен до тех пор, пока ему есть на кого рассчитывать.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.
Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”
В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания, в этом возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.
Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.
Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?
.Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот. Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал. Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых, наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
В годы раннего возраста дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь, т. е. каким навыкам и привычкам вы научите своего ребёнка в дошкольном возрасте, то и сохранится у него на протяжении всей жизни.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков.
Их воспитанию приходится уделять специальное внимание. Прежде всего следует обеспечить постоянное выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний.
В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные.
К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет — правильно чистить зубы (сверху вниз — вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой). А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок и умеет ли он им пользоваться? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде — развязался шнурок, расстегнулась пуговка — и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение?
С самого начала второго года можно приучить ребенка к носовому платку, и если вы всегда вытираете ему грязный нос, после 2 лет он сам будет просить сделать это. В кармане него всегда должен быть чистый носовой платок!
Ребенок будет становиться старше, он должен понять, что умываться надо не только утром и вечером или перед едой, но и всякий раз, когда измазался. «Нет, я книжку тебе дать не могу, у тебя грязные руки — надо их вымыть, а то ты испачкаешь книжку». Так же тщательно следите за чистотой и опрятностью одежды ребенка. На третьем году жизни это должно стать и заботой самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде, он должен привыкать устранять его— самостоятельно или с вашей помощью. Запачкалось платье у девочки— предложите принести чистое и переодеться с вашей помощью. Расстегнулась пуговица— пусть застегнет Что касается мокрых штанишек, то ваша задача номер один не допускать, чтобы ребенок привыкал к тому, что они мокрые. Напротив, надо постараться, чтобы это стало ему неприятным. Тогда у него будет достаточно серьезная побудительная причина стремиться к опрятности. Намоченные штаны вы смените немедленно и обратите на это внимание малыша (разумеется, без тени упрека или хотя бы вышучивания).
Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна прежде всего ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что лицо и руки у малыша грязные, и моете их, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок самостоятельно.
Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?
— Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
— Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
— Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
— Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
— Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
— Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.
— Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности
Источник
РАННИЙ ВОЗРАСТ.
(Консультация для родителей)
Бережная Н.А., учитель-
дефектолог 1 категории
МАУО «Надежда»
Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.
Стремление к самостоятельности — одно из ценных свойств психики ребенка — проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребенка выполнять то или иное действие самостоятельно. В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким-либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые. Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.
Ребенок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии его неумелые действия. То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша может потребовать больших усилий. Зашнуровать ботинок, застегнуть «непослушную» пуговицу — для ребенка ТРУД, требующий самостоятельности, старания и настойчивости в достижении цели.
Воспитание самостоятельности тесно связано прежде всего с привлечением ребенка к участию в одевании, умывании, кормлении. Участие в этих процессах привлекает малыша, удовлетворяет растущую потребность в самоутверждении. Первые такие проявления можно наблюдать у ребенка в начале второго года жизни: он уже не хочет пассивно сидеть за столом во время кормления, а тянется за ложкой. Неловкими движениями он зачерпывает ложкой кашу, а подносит её ко рту… пустой. Не беда, что пока только «по усам текло, а в рот не попало»! Взрослый докормит его. Но важно его стремление к самостоятельности, и это надо поддержать. С 1 года 2 месяцев он учится есть только густую пищу, а потом и суп. Теперь кормление приобретает для него особый интерес, а вместе с тем повышается и аппетит. К полутора годам дети, которых своевременно начали приобщать к этому, с завидным усердием полностью справляются с обедом. Очень важно не упустить благоприятный момент. Если время упущено, ребенок привыкает к тому, что его постоянно кормят взрослые. Ведь по мере расширения круга интересов ребенка и возрастания умелости в обращении с разными игрушками ложка теряет для него свою таинственную привлекательность. Теперь его манит поющий волчок, заводная птичка или машина. Он более или менее послушно открывает рот, чтобы его поскорее накормили, и можно было отправиться в мир покоренных им вещей: заводить, катать, строить. В это время научить его есть самостоятельно значительно труднее.
С 1,5 лет ребенка учат мыть руки: сначала он только подставляет их под струю, потом учится потирать одной другую, а после 2 лет — мыть руки с мылом и вытирать их. Малышу удобнее умываться, если он стоит на скамеечке, подставленной к умывальнику. Если же его на руках подносят к крану, научить умыванию в таком неудобном положении очень трудно. Для ребенка все новое сложно. Задача взрослых — облегчить малышу овладение новыми для него действиями.
В этом возрасте можно приучать его принимать участие в одевании и раздевании: сначала снимать с себя расстегнутую и расшнурованную взрослыми обувь, затем носки и штанишки. К трем годам он уже сможет полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы. Правда, по началу дело идет медленно и случаются конфузы: ботинки оказываются надетыми не на ту ногу, платье — задом наперед.
Если малыш не изъявляет желания одеваться, может выручить присутствие куклы, которая, как объясняет взрослый будет «учиться это делать, глядя на тебя». Для закрепления навыков одевания и раздевания полезно использовать игру, в процессе которой ребенок проделывает процедуры с куклой, с мишкой и т.
Не надо спешить с помощью! Пусть ошибку ребенок исправит сам. Проявленная малышом настойчивость ценное приобретение, которое пригодится ему в дальнейшем.
Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность к усилию, которая в будущем явится необходимым условием трудового воспитания ребенка.
Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за ребенка, пекутся о его же благе, «облегчают» будто бы его жизнь. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.
Ребенок второго года жизни может собрать игрушки и отнести их на место, указанное взрослым. Однако надо приучать его не только убирать все после игры, но и поддерживать порядок во время разнообразных занятий. Для детских вещей родители должны отвести полочки, вешалки, которые расположены так, чтобы детям было удобно доставать до них.
Самостоятельность ребенка проявляется не только в умении выполнять то или иное дело без посторонней помощи, но и в способности приняться за него по собственной инициативе. Особенно отчетливо стремление к самостоятельности начинает проявляться на третьем году жизни, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!»
Но как поступить, если малыш тянется, например, к ножницам, которыми взрослый вырезает флажки для украшения елки, и требует: «Я сам!» В таком случае полезно не ограничиваться объяснением, что это пока ещё опасное для него занятие, а определить и для ребенка посильную долю участия: пусть, например, аккуратно складывает уже готовые флажки, собирает и относит в указанное место обрезки бумаги. Тогда у него будут все основания для того, чтобы, показывая другим детям красивые флажки на елке, сказать с чувством гордости: «Это мы сами сделали».
Если малышу поручили вытереть пролитую на подоконнике воду, надо проследить, чтобы он выполнил поручение старательно и аккуратно, а не бегал по комнате,
размахивая тряпкой, как флажком. Постепенно надо подводить ребенка к тому, чтобы он понимал, где игра, а где труд, и не превращал его в забаву. Этому помогает закрепление за ребенком постоянных п о р у ч е н и й. Возможности маленького ребенка в этом отношении еще очень невелики, но и не равны нулю. Его обязанностью может стать помощь в приготовлении стола к обеду: поставить хлебницу, разложить приборы и салфетки; поддержание порядка в игровом уголке, помощь в кормлении рыбок в аквариуме или в поливке комнатных растений. Все это воспитывает у ребенка ответственность, сознание того, что он должен выполнить дело, которое ему доверили взрослые. В этом заключено большое нравственное значение. Ребенок учится заботиться о других, он привыкает к тому, что не всегда можно делать только то, что хочется, но приходится выполнять и то, что надо делать. Предупреждение всех желаний ребенка , освобождение от каких бы то ни было обязанностей, от необходимости затрачивать усилия, напротив воспитывают у ребенка лень, апатию, эгоизм.
Привлекая малыша к посильной помощи взрослым, к выполнению их поручений, надо позаботиться о том, чтобы действия сопровождались радостными переживаниями: не требовать от ребенка выполнения задания, а заинтересовать самим процессом труда или его результатом, не скупиться на похвалу, а порадоваться с ним успеху. Все это создает бодрую, жизнерадостную атмосферу, желание быть полезным для других, помогать им.
Большую ошибку допускают, когда наказывают ребенка трудом.
«Не послушался, шумел при гостях – будешь за это помогать мне посуду мыть».
Вполне закономерно, что в следующий раз, когда мама, давно забывшая про это происшествие, предлагает сыну помыть ложки, мальчик протестует и с плачем заявляет:
«Я ничего плохого не сделал». Так дети начинают рассматривать труд как наказание.
Самостоятельность — это не только навыки связанные с самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом году жизни важно приучить ребенка часть времени проводить без участия взрослого, занимаясь предложенными им игрушками. Эту линию надо продолжить и в дальнейшем. Воспитание самостоятельности не означает, безусловно, устранения взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для проявления самостоятельности и инициативы. Скажем, малыш длительное время играет однообразно: возит машину вперед и назад. Надо посоветовать ему, как продолжить игру. Может быть для той же машины построить гараж. В следующий раз это поможет ему самостоятельно придумать продолжение игры.
Повседневная жизнь предоставляет множество разнообразных возможностей для воспитания у ребенка желания быть самостоятельным. На прогулке полезно обратить внимание малыша на проявления этого качества у других детей, а читая книжку – у персонажей литературных произведений. Если ребенок не сразу сообразит, как сложить разрезные картинки или кубики с картинками, не надо торопиться подсказывать, полезнее предложить ему догадаться самому.
Решающее значение в воспитании ребенка имеет вся атмосфера, принятая в семье, господствующие в ней стиль и тон обращения друг с другом, взаимоотношения между ее членами. Доброжелательность, стремление помочь друг другу, общий трудовой настрой оказывают благоприятное влияние на формирование личности ребенка и, в частности, самостоятельности.
Рекомендуемая литература для родителей:
1. Галанова Т.В.
Развивающие игры с малышами до трех лет.
Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Закревская О.В.
Развивайся, малыш!
М.:Издательство «Гном и Д», 2007.
3. Казьмин А.М., Казьмина Л.В.
Дневник развития ребенка от рождения до трех лет.
М.:»Когито-Центр», 2001.
4. Козак О.Н.
Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет.
СПб.: Союз, 1998.
5. Маллер А.Р.
Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей.
М.: Педагогика-Пресс, 1996.
6. Мойра Питерси, Робин Трилор, Сью Кернс «Маленькие ступеньки». Книга 7 Самообслуживание и социальные навыки» М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
Источник