Развитие самостоятельности ребенка в изо
Наталья Цыряпкина
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. Актуальность проблемы развития самостоятельности у младших дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.
Вместе с тем, развитая самостоятельность и активность обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременное развитие самостоятельности у младших дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.
Для решения этой задачи, каждый педагог подбирает наиболее оптимальные методы и приемы в своей работе.
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Что означает понятие инициативность и самостоятельность?
Самостоятельность — работа, совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.
Инициатива – первичный признак самостоятельности, показывающий независимость от посторонних влияний самого источника возникновения конкретного действия.
Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Изобразительная деятельность — одна из любимых детьми в свободное время и является одним из важных видов детской деятельности, в которой можно успешно сформировать эти качества. Но, чтобы ребенок стал инициативным, самостоятельным и творческим человеком в процессе самостоятельной изобразительной деятельности, необходимо сформировать у него определенные технические навыки и умения.
Проанализировав работы детей, выполненные в свободное время, я увидела,что они носят репродуктивный характер: дети в своих работах применяют только те навыки и умения, которые приобрели на занятиях, не проявляя творчества и фантазии. Работы по тематике и способу изображения сходны с темами занятий. Учитывая это,я поставила перед собой цель: развитие инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
• Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
• совершенствовать навыки работы с различными изобразительными материалами;
• содействовать развитию умений у детей самостоятельно поставить цель, отобрать для этого необходимый материал и инструменты в Центре творчества, определить последовательность, способы и приемы выполнения работы, адекватно оценить полученный результат, при необходимости скорректировать его.
Занятия изобразительной деятельностью интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат.
Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность.
Для развития инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности служит созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.
В Центре творчества, я собрала различные средства художественной деятельности и материалы такие как традиционные,так и нетрадиционные: краски с блестками, мелки, карандаши, палитры, зубочистки, печатки, ватные палочки, трубочки для раздувания, разнообразная бумага (газетная, обёрточная, картон, чертёжная, цветная, тонированная, трафареты для рисования, поролон, вата, губка и другие средства для художественной деятельности.
Это позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и сотворить вот такие яркие и запоминающиеся работы, которые можно использовать в интерьере детского сада и в интерьере собственной комнаты или квартиры, в которой ребенок проживает.
В своей работе придерживаюсь принципов новизны и динамичности, т. е. стараюсь регулярно пополнять содержание Центра творчества новыми художественными материалами,наглядными пособиями: интересные книги иллюстрированные художниками, раскраски, фотографии, игры – мастерилки, чтобы детям не было скучно, а интересно. Регулярно осуществляю сменяемость материалов.
Чтобы вызвать интерес к изобразительной деятельности, расширила представления детей о различных техниках и приемах в творчестве, познакомила с использованием нетрадиционных материалов при изготовлении работ. Например, рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, губкой, палочкой, бумажной салфеткой и т. д. При изготовлении аппликации использовать не только бумагу, но и пуговицы, бусинки, природный материал, поролон и т. д. Лепить можно не только из пластилина, но, например, из теста. Всё это помогает развивать творческие способности, ум, речь, воспитывает эстетический вкус.
Использование нетрадиционных методик очень привлекательно для детей, так как оно открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Стремясь сформировать потребность в самостоятельном творчестве у детей, тщательно продумываю организацию различных форм изобразительной деятельности (создание коллективных работ, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д.). Подбираю интересные для детей темы: «Золотая осень», «Новый год», «Бабочки», «Аквариум» и т. д. Всё это дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка творчески мыслить.
Такая работа развивает у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, побуждает к проявлению инициативы, проведению самостоятельных исследований, созданию новых творческих работ.
Во время работы я отношусь ко всем детям благосклонно, подбадриваю их, одобряю. Если работа имеет не законченный или небрежный вид, не говорю об этом сама, а стараюсь чтобы в процессе самоанализа работы ребенок увидел и понял, как можно закончить или преобразить свою работу. В каждой из них стараюсь отметить что-нибудь хорошее. Не даю детям образцов в качестве примера, не делаю акцент на том, что должно получиться, не подгоняю, не вывешиваю только лучшие работы, не сравниваю их, чтобы не развивать чувство соперничества, так как это мешает нормальным отношениям между детьми.
В работе использую различные методы и приемы: информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого); репродуктивный — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей; эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т. е. предлагаю ребёнку выполнить часть работы самостоятельно; исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизирую внимание дошкольника, побуждаю его к деятельностипри помощи дополнительных стимулов:
— игра, которая является основным видом деятельности детей;
— сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
— просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка — очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает степень мастерства других детей. Отчетные выставки проходят один раз в квартал.
Будучи убежденной, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями выстроила на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сблизила их с детьми, и позволило открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
Провела родительские собрания на тему: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», «Развиваем вместе творческое начало в ребенке»;консультации: «Как часто вы рисуете с ребенком», «Использование нетрадиционных способов в изобразительной деятельности», «Развитие изобразительной деятельности детей в семье»; оформила папки –передвижки: «Как воспитывать инициативу у ребенка», «Самостоятельность ребенка. Её границы», провела мастер-класс «Опускаем руки в краску», на котором родители вместе с детьми создавали совместные работы.
В группе постоянно устраиваю выставки детских работ для детей и для родителей. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Постоянно провожу выставки совместных работ родителей и детей.
Самое важное, что нужно было довести до родителей то, что изобразительная деятельность крайне важна. Когда ребенок творит, то у него возникает желание поделиться своими впечатлениями с близкими ему людьми. Этим ребенок «подключает» близкого человека к сопереживанию. Ощущения того, что его понимают, поддерживают у ребенка, появляется стремление больше видеть, узнавать, искать, проявлять инициативу во всем, в том числе в изобразительной деятельности. Но мы должны развить в детях внутренний потенциал, научить его самостоятельно творить, приобщать ценный опыт.
В результате работа с родителями вышла на более высокий уровень. Это проявляется в заинтересованности данной деятельностью, что выражается в желании принимать участия не только в выставках совместного творчества с детьми на районном уровне, но также на краевом и Всероссийском.
В результате проделанной мной работы у детей повысился интерес к самостоятельной изобразительной деятельности. На занятиях и в самостоятельной деятельности дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, в выборе необходимых изобразительных материалов и инструментов для достижения результата. Тематика детских работ стала более разнообразной и отличается выразительностью и оригинальностью.
Заканчивая год с детьми средней группы,я наметила перспективу работы на следующий учебный год:
• продолжить работу по развитию инициативы и самостоятельности у детей в различных видах деятельности;
• пройти курсы повышения квалификации по созданию условий для развития инициативы и самостоятельности у дошкольников.
Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Я считаю,себя творческим воспитателем и стараюсь жить и работать по принципу: «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Список использованной литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2014 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.
4. Виноградова Н. А., Гайнуллова Ф. С. Предметно-развивающая среда детского сада. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
5. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель» /А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. –СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.
6. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет. сада / Т. Г. Казакова. — М.: Просвещение, 2012 г.
7. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей/Л. М. Ковалицкая. — М.: Аркти, 2010 г.
8. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 2002 г.
9. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. // Д. в. 2004.- №8.
Источник
Екатерина Мейер
Развитие самостоятельности детей в изодеятельности с использованием техники А. В. Никитиной «Рисование веревочкой»
Актуальность темы проекта
.
Известно, что самостоятельность – это относительно устойчивое качество личности человека, постепенно развивающееся в течение всей его жизни. Развитие самостоятельности обеспечит ребенку возможности:
-умение поставить цель своей деятельности;
-определить элементарное планирование для реализации задуманного и получения результата, адекватного цели;
-проявлять творческую смелость и реализовывать собственные творческие замыслы.
Однако самостоятельность вовсе не означает полной свободы своих поступков или действий – существуют жёсткие рамки общепринятых норм и правил поведения в обществе.
Понятие «Самостоятельность».
Этапы развития самостоятельности
.
Самостоятельность у ребёнка выступает как эпизодическая характеристика детского поведения, зарождается в раннем детстве, и задача взрослых – увидеть её проявления, помочь им окрепнуть и развиваться дальше. На развитие детской самостоятельности влияет множество факторов: темперамент ребёнка, его интересы, особенности семейного воспитания и др. Самостоятельность в глазах ребёнка – это некое качество, которое вызывает самоуважение и одобрение окружающих, показывает его успех.
Самостоятельная деятельность, протекающая в свободное время на основе предпочтения, желания её выполнять или участвовать в ней, у детей дошкольного возраста связана с удовлетворением их познавательных потребностей, а стимулом является интерес. Именно интерес – неотъемлемое условие организации «лучшим образом потраченной минуты» (Д. Карнеги). Это первый этап развития самостоятельности. Если поддерживать интерес и инициативу, у ребёнка обнаруживается целеустремлённость – увлечённость процессом деятельности, желании получить нужный ему результат, удовлетворить свои познавательные потребности. Собственная организация деятельности рождает усидчивость, настойчивость. Неудача лишь заставляет что–то исправить или удвоить усилия, от помощи взрослого ребёнок отказывается, если чувствует, что справится сам. Это второй этап развития самостоятельности.
Ребёнок самостоятельно удовлетворяет свой познавательный интерес, нацеливает себя на нужный результат. Наличие самоконтроля – это завершающий этап развития самостоятельности в детской деятельности, но это небольшой шаг к развитию зрелой самостоятельности.
Каждый этап развития самостоятельности проявляется постепенно и преимущественно в продуктивной активности ребёнка.
Обоснование выбора технологии
.
Существует новый подход к изобразительному творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство. Рисование для ребёнка всегда было воплощением своего присутствия. Оказывается, рисовать можно не только красками, карандашами, мелками, но и с помощью … самой обыкновенной верёвочки – по авторской методике педагога А. В. Никитиной (издательство «Каро», СПб. 2010).
Методика привлекательна занимательностью содержания, направленностью на результат; стимулирует у детей познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы; тренирует тонкие движения пальцев рук, что влияет на уровень развития речи ребёнка.
Техника «Рисование верёвочкой» способствует:
•новому использованию верёвочки в играх и в активном творчестве;
•обыгрыванию и эстетическому осмыслению знакомых образов предметов;
•развитию пространственного воображения, мелкой моторики;
•воспитанию трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
•свободному общению детей, развитию связной речи, сплочённости детского коллектива, что влияет на эмоциональный комфорт в группе.
Цель и задачи проекта:
Цель: разработать методическое сопровождение совместной образовательной деятельности педагога и ребенка по развитию самостоятельности детей в изобразительном творчестве через ознакомление и овладение ими нетрадиционной техникой «Рисование верёвочкой».
Тип проекта: познавательно – творческий.
Задачи проекта:
1. Описать оптимальную тактику педагогического взаимодействия на каждом этапе овладения техникой.
2. Разработать и описать педагогические условия для свободной творческой активности детей в ИЗО в рамках техники.
3. Показать возможности применения техники в различных видах детской деятельности и образовательных областях.
Предполагаемый результат
:
Формирование системы совместной образовательной деятельности по развитию самостоятельности у старших дошкольников с использованием техники А. В. Никитиной «Рисование веревочкой» и составление на этой основе методических рекомендаций для педагогов ДОУ.
Реализация проекта
.
Этапы овладения техникой и методические рекомендации
для каждого этапа
I этап – мотивационно – познавательный.
Задачи педагога: создать эмоционально комфортную атмосферу в группе, вызвать интерес у детей к новому способу рисования, стимулировать детскую поисково-исследовательскую активность.
Этап подразумевает обыгрывание Верёвочки. Дети делают открытие, что верёвочкой можно рисовать.
Например:
Обычная верёвочка может научить:
— завязывать шнурки;
— заплетать косички;
— подвешивать игрушки на ёлку и др.
Игры, в которых используется веревочка:
— скакалка;
— «Поймай мышку» и др.
Методические рекомендации для воспитателя на I этапе:
Обыгрывание Верёвочки целесообразно сопровождать фрагментом истории об её приключениях. Важно подключать все сенсорные каналы восприятия ребенка – обеспечить зрительный и тактильный контакт с Веревочкой. Позиция педагога активная, обучающая; педагог зарождает интерес к дальнейшему развитию событий.
II этап – изобразительно – творческий.
Задачи педагога: познакомить детей с техникой и активизировать продуктивную деятельность детей. Дети осваивают технику,формируются необходимые навыки и умения для её реализации. Это работа по образцу и контурным рисункам.
Например:
* рисование в воздухе указательным пальцем ведущей руки линий, петелек и узоров;
* выкладывание верёвочки на столе (простые контурные образы);
* наклеивание верёвочки по контуру рисунка.
Методические рекомендации: Воспитателю следует учитывать возрастные особенности детей, что развитие способностей ребёнка происходит в той деятельности, где он самостоятельно решает поставленные перед ним задачи. Позиция педагога становится партнёрской, т. к важно поддерживать инициативу и самостоятельность детей в выборе и выполнении работы.
Например:
•Детям предлагаются готовые контурные изображения, из которых выбирается понравившийся рисунок, объясняется выбор.
•Дети выбирают верёвочки нужного цвета, определяют их длину, необходимую для работы.
•Дети наносят тонкий слой клея на контур рисунка (лучше всего использовать клей ПВА с тонким наконечником, выкладывают по клеевой дорожке верёвочку, придерживают пальчиками.
III этап – изобразительно – творческий[/u
Задачи педагога: стимулировать у детей творческую смелость в цветовом решении работы, внесении дополнительных деталей на усмотрение ребёнка. Это этап самостоятельного изобразительного творчества детей, реализация полученных умений и навыков работы в изодеятельности. Дети «оживляют» свои работы: обогащают картинку цветом, реализуют свой творческий замысел.
Методические рекомендации:
воспитатель стимулирует инициативу каждого ребёнка, поддерживает стремление к деятельному познанию окружающего мира и его активному творческому отображению. Позиция педагога: создатель условий для самостоятельной изобразительной активности. Важно поддержать творческую смелость и нестандартные идеи, сочинить свою историю о приключениях Верёвочки или использовать литературный материал: стихи, загадки, песенки, потешки, тематически связанные с работой ребенка. Возможно создание коллективных работ, издательство Книги «Волшебные превращения Верёвочки», приготовление подарков. Все материалы, необходимые для реализации самостоятельной активности детей в работе с техникой необходимо постоянно обновлять (согласно комплексно-тематическому планированию).
Детям предлагаются как готовые контурные изображения, так и возможность создать свой образ (можно перевести рисунок из раскраски с помощью копировальной бумаги или создать эскиз самостоятельно). Для цветового оформления своей работы ребёнок может выбрать любые художественные средства (краски, мелки, цветные карандаши
Каждый педагог увидит и реализует предложенный материал по-своему, каждый ребёнок сможет в полной мере раскрыть свои способности и дарования. Возможность непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, способствует развитию художественно–творческих способностей, и как следствие, качественное насыщение свободной (самостоятельной) деятельности ребёнка.
Примерное перспективное планирование работы по использованию нетрадиционной техники «Рисование верёвочкой»:
Совместная деятельность. Коммуникация: Диалог «Кто такая Верёвочка, откуда она появилась, что она умеет делать и как можно её использовать, в какие игры можно с ней играть?»
Познание.
— Рассказывание воспитателем сказки «Жила-была Верёвочка».
— Игра-ознакомление с техникой «Рисование верёвочкой».
— Чтение А. Барто «Верёвочка», «Котёнок».
— Использование верёвочки в развивающих заданиях по развитию речи и ФЭМП.
Поисково-исследовательская деятельность. Тактильные лабиринты.
Социализация. Выставка работ.
Ручной труд.
-Издание книги о приключениях Верёвочки. –
-Изготовление подарков.
Безопасность.
Умения и навыки работы с необходимыми материалами. Художественное творчество.
– рисование веревочкой по текущей лексической теме
— декоративное рисование
— создание орнаментов
Музыка.
-слушание музыки с созданием иллюстраций в данной технике
-создание моделей физминуток.
Самостоятельная деятельность детей. Уголок для творчества. Материалы. Подборка контурных изображений.
Уголок спортивных игр. Атрибуты для игр: «Кто быстрее схватит верёвочку?», «Кто быстрее поймает бабочку?», скакалки.
Взаимодействие с семьёй. Совместное сочинительство детей и их родителей историй о приключениях Верёвочки.
Итоговое событие: выставка детских творческих работ.
Результаты проекта
.
Данная методическая разработка была апробирована в старшей логопедической группе в течение месяца и показала свою эффективность. По итогам наблюдения за самостоятельной деятельностью детей выявлено:
Дети научились самостоятельно использовать технику «Рисование веревочкой» в продуктивной деятельности.
Активное детско-родительское творчество.
По итогам проведенной работы:
сформирована целостная система совместной образовательной деятельности по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники А. В. Никитиной «Рисование веревочкой»;
составлены методические рекомендации по использованию данной техники в работе с детьми для педагогов ДОУ.
Источник