Развитие самостоятельности и самостоятельности ребенка в раннем возрасте

Близнюк Ирина
Консультация «Развитие самостоятельности детей раннего возраста»

Близнюк И. А.

г. Челябинск, Россия

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье рассмотрены ступени развития детской самостоятельности, методы навыков самообслуживания.

Ключевые слова: самостоятельность, самообслуживание.

Bliznyuk, A. I.

Chelyabinsk, Russia

THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE IN YOUNG CHILDREN

Abstract: the article describes stages of development of children’s self-reliance, methods of self-help skills.

Keywords: autonomy, self.

Одним из ведущих качеств личности ученые выделяют самостоятельность. Это качество личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В. Д., Осницкого А. К., Теплюк С., Марковой Т. А., К. П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р. С. Буре, Л. Ф. Островской, Т. Гуськовой, И. С. Кона, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой.

В развитии детской самостоятельностивыделены три ступени:

— первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь);

— вторая ступень — ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. (Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.);

— на третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

За самостоятельностью ребенка любого возраста всегда стоит руководящая роль и требования взрослого. Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. От того, насколько грамотно взрослый будет направлять развитие самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности. Если лишить ребёнка активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Могут потеряться рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть «посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии.

Организация в ДОО образовательного процесса с детьми раннего возраста (от 1 года до 3-х лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в учении их разнообразным предметным действиям,в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, одеваться, раздеваться и т. д. Другими словами, задача раннего возраста – сформировать навык самообслуживания – очень важный навык для полноценного развития ребёнка. Педагог организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания детей.

Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам. Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Обучение навыкам самообслуживания — это только ступенька на пути к самостоятельности, и желание все сделать самому намного важнее, чем действие, совершенное «из-под палки». И здесь главную роль играет отношение и стиль общения взрослых. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становится уже не внешним (поощрением или поддержка со стороны окружающих людей, а внутренним (удовольствие получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели, мы уже имеем дело с волевым действием.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима. Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

В условиях ДОО навыки самообслуживания у детей раннего возрастаможно формировать разнообразными методами:

1. Метод показа – подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности. Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

2. Метод практического действия (упражнения) – навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

3. Метод общего напоминания – метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания. Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

4. Игровой метод – повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

5. Метод с использованием художественной литературы – чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система образовательной работы с детьми.

Самостоятельность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно.

Список литературы

1. Абузярова Л. Предметно — развивающая среда ДОУ. [Текст] /Ребёнок в детском саду. 2004.-№6.-с. 30-32.

2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. [Текст] // -М., 2006.

3. Блонский П. П. Дошкольный возраст. [Текст] -М., 2008.-с. 89-119.

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф.Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. — 3-е изд., перераб. И доп. -М.-: Издательство «Ювета», 2011.-176с.: ил.

Источник

Самостоятельность  у детей раннего возраста.

                                                   Человек беспомощен до тех пор, пока ему есть на кого рассчитывать.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания, в этом возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

.Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот. Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал. Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых, наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

В годы раннего возраста дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь, т. е. каким навыкам и привычкам вы научите своего ребёнка в дошкольном возрасте, то и сохранится у него на протяжении всей жизни.

При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков.

Их воспитанию приходится уделять специальное внимание. Прежде всего следует обеспечить постоянное выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.

Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.

Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний.

В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные.

К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет — правильно чистить зубы (сверху вниз — вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой). А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок и умеет ли он им пользоваться? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде — развязался шнурок, расстегнулась пуговка — и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение?

С самого начала второго года можно приучить ребенка к носовому платку, и если вы всегда вытираете ему грязный нос, после 2 лет он сам будет просить сделать это. В кармане него всегда должен быть чистый носовой платок!

Ребенок будет становиться старше, он должен понять, что умываться надо не только утром и вечером или перед едой, но и всякий раз, когда измазался. «Нет, я книжку тебе дать не могу, у тебя грязные руки — надо их вымыть, а то ты испачкаешь книжку». Так же тщательно следите за чистотой и опрятностью одежды ребенка. На третьем году жизни это должно стать и заботой самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде, он должен привыкать устранять его— самостоятельно или с вашей помощью. Запачкалось платье у девочки— предложите принести чистое и переодеться с вашей помощью. Расстегнулась пуговица— пусть застегнет Что касается мокрых штанишек, то ваша задача номер один не допускать, чтобы ребенок привыкал к тому, что они мокрые. Напротив, надо постараться, чтобы это стало ему неприятным. Тогда у него будет достаточно серьезная побудительная причина стремиться к опрятности. Намоченные штаны вы смените немедленно и обратите на это внимание малыша (разумеется, без тени упрека или хотя бы вышучивания).

Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна прежде всего ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что лицо и руки у малыша грязные, и моете их, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок самостоятельно.

Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?

— Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.

— Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.

— Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

— Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

— Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.

— Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.

— Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности

Источник

Светлана Чудинова
Развитие самостоятельности детей второй группы раннего возраста

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих у родителей маленьких детей, особое место занимает проблема, связанная с развитием самостоятельности детей. Сегодня уже доказано, что человек может развиваться и совершенствоваться всю свою жизнь, до глубокой старости. Главное, чтобы у него было желание изменять себя, творческое отношение к жизни и уверенность в своих силах. Фундамент такого позитивного, созидательного отношения личности закладывается в раннем детстве, когда все еще только начинается. Поэтому лучшее, что могут дать родители своим детям, — это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область своей реальной, практической самостоятельности. Подтверждая тем самым, что они способны быть самостоятельными, ответственными и успешными, что они действительно могут строить свою жизнь.

Но практика показывает, что главная причина недостаточной самостоятельности ребенка лежит, прежде всего, в условиях его домашнего воспитания, точнее в том, как относятся к проблеме самостоятельности ребенка его родители, а также другие взрослые в семье. Заслуга воспитателей заключается в том, чтобы помочь детям развивать свою самостоятельность и дать родителям возможность поверить в своего ребенка, в его способности, начиная со второго года жизни.

Наше исследование на тему предпринято именно с целью — развития самостоятельности детей второй группы раннего возраста.

Для решения поставленной задачи мы разработали методику развития самостоятельности детей, которая включала два блока, каждый из которых был направлен на развитие самостоятельности детей: работа с детьми (организация игровой комнаты, организация и руководство деятельностью детей); работа с родителями (информационный стенд, фотостенд «Самостоятельная деятельность детей в саду», видеозапись элементарной бытовой деятельности по самообслуживанию в детском саду и игровая деятельность).

Каждый блок методики имеет свои особенности и структуру. Рассмотрим первый блок – работа с детьми. Этот блок занимает важное место в развитии самостоятельности детей, так как он предполагает непосредственное общение с детьми.Работа с детьми включает в себя следующие этапы:

1. Организация игровой комнаты.Цель: создать условия для самостоятельной игровой, двигательной, познавательно-ориентировочной, предметно-орудийной, изобразительной и бытовой деятельности. При организации игровой комнаты учитывались требования, описанные в теоретической части.

2. Организация и руководство деятельностью детей.Цель: помочь детям обрести самостоятельность в различных видах деятельности, поддерживать положительные эмоции к этим деятельностям. При организации и руководстве деятельности детей мы придерживались принципов по развитию самостоятельности, описанные в теоретической части. Нами также учитывались особенности данного возраста детей (использование потешек при привитии навыков самообслуживания). Для формирования навыка опрятности при самостоятельном приеме пищи, нами были изготовлены яркие красивые нагрудники.

Второй блок – работа с родителями, считается не менее важным, так как с родителями ребенок проводит большую часть свой жизни и от выработки единых требований к ребенку дома и в детском саду зависит результат нашей работы по развитию самостоятельности детей.Работа с родителями включает в себя следующие этапы:

1. Оформление информационного стенда.Цель: помочь родителям развивать самостоятельность своих детей, дать представление о важной роли развития самостоятельности в данном возрасте. При оформлении информационного стенда для родителей мы разделили его на три основных зоны. Первая зона – «Правила, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребенка» (см. Приложение 1). Эти правила написаны в доступном для понимания родителей языке. Каждому родителю при этом давалась возможность иметь эти правила при себе. Нами были размножены копии и вручены родителям. Вторая зона – «Игровой уголок дома» (см. Приложение 2). Данная информация поможет родителям самостоятельно организовать игровой уголок в домашних условиях, что будет способствовать не только развитию самостоятельности детей, но и их игровых навыков и умений. Третья зона – «Сказки по привитию у детей навыков самообслуживания»: «Как Витю учили есть ложкой», «Как вести себя за столом», «Твой носовой платок», «Как Маша и Миша учились мыть руки», «Пять дел перед сном», «О мыле, расческе и зеркале». Данные сказки предназначены для рассказывания детям. Маленькому ребенку еще трудно понять значение тех или иных действий, которые они осуществляют в бытовой деятельности. Представленные сказки помогут родителям не только объяснить значение тех или иных действий, но привить этот навык по самообслуживанию.

2. Оформление фотостенда «Самостоятельность детей в детском саду».Цель: дать представление родителям о возможностях детей самостоятельно выполнять различные виды деятельностей. При оформлении стенда были учтены все виды самостоятельной деятельности детей данного возраста и запечатлены моменты данных деятельностей детей. Данный фотостенд поможет родителям понять, что их ребенок с данными видами деятельностями уже может справиться и не стоит делать это за него.

3. Видеозапись элементарной бытовой деятельности по самообслуживанию в детском саду и игровая деятельность.Цель: дать представление родителям о возможностях детей самостоятельно выполнять элементарные действия по самообслуживанию и самостоятельно воспроизводить в игре маленькие сюжеты. Видеозапись показывает родителям лишь часть самостоятельной деятельности детей. Эта видеозапись дает возможность не только посмотреть самостоятельную деятельность детей, но и порадоваться успехам своего ребенка, дать материал для размышления родителям о том, что необходимо и дальше работать с ребенком для достижения больших успехов.

Фотостенд и видеозапись помогут также решить задачу по выработке единых требований к ребенку, предъявляемых в саду и дома.

Работа по развитию самостоятельности детей проводилась в течение года. При работе с детьми учитывались особенности и возможности детей, полученные при наблюдении по мере поступления детей в группу.

Эффективность проведенной работы по развитию самостоятельности детей второй группы раннего возраста мы проверили, используя следующие методы. При работе с детьми – метод наблюдения.При наблюдении за детьми мы опирались на следующие показатели: умение самостоятельно выбрать себе игру; уровень развития той деятельности, которой занят ребенок, ее длительность; взаимоотношения ребенка с окружающими взрослыми и другими детьми; уровень развития навыков самообслуживания. Нами проводился сравнительный анализ возможностей и умений ребенка в начале года и в конце года. При работе с родителями мы выбрали форму — деловая игра на тему «Самостоятельность детей раннего возраста».Цель: оценить эффективность проведенной работы с детьми по развитию самостоятельности детей. Деловая игра позволила нам получить ответную реакцию от родителей, о стремлении и желании родителей развивать самостоятельность детей, а также выслушать мнение родителей о развитии самостоятельности их детей на данном возрастном этапе.

Результаты исследования могут быть использованы психологами, воспитателями и родителями в развитии самостоятельности детей раннего возраста.

Источник