Развитие самосознания ребенка в младшем школьном возрасте

Самосознание личности – это определение собственного «Я», способность выделения себя из окружающего мира.

Без самосознания личность не существует. Самосознание возникает с момента рождения человека, с начала развития личности и видоизменяется на протяжении формирования характера и личности человека. С рождения, маленький ребенок отделяет себя от других посредством своего «Я». Это такое психическое явление, которое способно разграничивать согласно воспринимаемым зрительным образам и выделять свое «Я» от других (Я вижу), осознание своих эмоциональных переживаний (Я чувствую, Я понимаю). Благодаря такому явлению человек способен выделить или отделить себя от других. Но при взаимодействии с окружающим миром, человек примеряет на себя точку зрения другого объекта общения — при прямом или косвенном действии на человека, внушенных с детских лет норм поведения, данных оценок его деятельности. Ребенок учится воспринимать себя, идентифицирую свои действия оценками взрослых.

Формируется самосознание с первых шагов и до подросткового возраста, в то время, когда формируется психическое развитие человека.

Одна из главных функций самосознания – это регуляция своего поведения. Поведение личности определяется накопленными знаниями и представлениями о себе. Человек реализует себя настолько, насколько он усвоил знаний о себе. Оценка данная самому себе определяет независимость поведения, степень уверенности в своем поведении. Согласно определению самосознания результатами этого выражения является Я — концепция. Под этим термином принято принимать совокупность представлений о себе. Это обобщенный образ черт индивидуума, который возникает в результате наблюдений, анализа и восприятия себя в разных ролях. Я – концепция определяет главную линию поведения человека в обществе. Но эта концепция изменяется в применением разных образов на личности. Бывает «Я» — реальное, «Я» — идеальное, «Я» — мифическое, «Я» — зеркальное. Зависит от оценки, которую дает человек сам себе, окружающее общество. Благодаря критическим оценкам личность продолжает формироваться и развиваться.

Самооценка — результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая род­нит их с дошкольниками, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безогово­рочно принимают его оценки.

Эта особенность детского сознания напрямую касается такого важного личностного образова­ния, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она не­посредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ре­бенку и его успехам в различных видах деятельности.

Дети, ори­ентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверст­ников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

Типы самооценки.У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооцен­ки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей склады­вается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях, у таких детей склады­вается заниженная самооценка.

Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в тоже время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и категоричными.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности.

Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

Неадекватная заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. И если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они, перечитав работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи – как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Они как бы берут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее.

Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают себе задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.

Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности формируются у детей с завышенной самооценкой.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, а она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Динамика развития самооценки неуспевающих детей исследована А.И.Липкиной.

Первоначально дети не соглашаются со статусом отстающих, который закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, например диктант или изложение, большинство оценит выпол­ненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает.

Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, при­обрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от I к IV классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко сни­жается.

Психологические особенности детей с низкой самооценкой.У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безна­дежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация — направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную са­мооценку, имеющую компенсаторный характер.

Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чув­ство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям. Полноценное развитие лич­ности предполагает формирование чувства компетентности, ко­торое Э.Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школь­ника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Развитие адекватной самооценки. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компе­тентности необходимо создание в классе атмосферы психологиче­ского комфортаи поддержки.

Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержа­тельно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), не только обучить их единым принципам оценки, но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Они оценивают только конкрет­ную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Они не захваливают хороших учеников, осо­бенно тех, что достигают высоких результатов без особого труда. И, наоборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка.

Основными факторами,влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

Становление самооценки младшего школьника зависит не толь­ко от его успеваемости и особенностей общения учителя с клас­сом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, приня­тые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспиты­ваются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочета­ется с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к уни­зительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслу­живает. Дети с пониженной (не обязательно очень низкой) само­оценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к де­тям. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успе­ваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и пережи­ваниями.

Становление самосознания зави­сит и от развития теоретического рефлексивного мышления ре­бенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлек­сия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки. Она ста­новится в целом более адекватной и дифференцированной, сужде­ния о себе — более обоснованными.

В то же время в самооценке наблю­даются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооцен­кой изменить ее уровень крайне сложно.

Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 8656; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9884 — | 7679 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Развитие самосознания и самооценки младшего школьника.

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно — ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

В возрасте семи–одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличив от игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, навыки саморегуляции.

В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, а суждения о себе – более обоснованными.

Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления. К концу младшего школьного возраста совершенствуется рефлексия – создаются новые возможности для формирования самооценки и личностных качеств.

Наши дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Родителям просто не хватает времени побеседовать с ребенком. Многим детям все труднее становится нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать не только познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление), но и «эмоциональный интеллект», личностные качества ребенка.

В старшем дошкольном возрасте начинают, а в младшем школьном продолжают формироваться основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребенка.

Родителям, так же, как педагогам и психологам, необходимо знать, что готовность ребенка к школе и дальнейшее его обучение в начальных классах зависят не только от овладения определенным набором навыков и знаний, физического состояния, психологической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют следующие компоненты:

• собственное имя,

• самооценка,

• притязание на признание,

• образ себя как представителя определенного пола (половая идентификация),

• представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем),

• оценка себя в отношении прав и обязанностей.

Важной чертой личности ребенка, которая начинает складываться в этом возрасте, является мотив достижения успеха. Он связан с двумя противоположно направленными тенденциями: достижением успеха и избеганием неудач, которые формируются у дошкольников в игре, а у младших школьников — в учении. На мотивацию достижения успеха большое влияние оказывают: самооценка и уровень притязаний.

Появление самооценки — не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

В дошкольном возрасте внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе в основном положительная. Это ключ к развитию и воспитанию ребенка, подаренный ему природой для формирования личности. Родители и педагоги, владея им, должны осознавать всю ответственность, которую они на себя берут, используя доверительность и открытость, подчинение и подражание ребенка взрослому. Самосознание, самооценка ребенка непосредственно зависят от тех оценок, которые дают ребенку и его успехам значимые для него взрослые. И если в дошкольном возрасте самооценка еще неустойчива и находится в стадии формирования, то у младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Адекватная самооценка — реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внутренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т.е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей.

Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.

Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т.е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх из-за боязни оказаться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненными ролями.

Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.

Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

Итак, формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности.

Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются.

Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.

В самоописаниях младших школьников обнаруживается склонность описывать себя в социальных терминах, появляется стремление подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе, полу, вычленить свои индивидуальные качества, свое отличие от остальных.

Школьная оценка влияет непосредственно на становление самооценки. Оценка успеваемости, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности, и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводит к негативным последствиям.

Этот переход от внешних мотивов к внутренним свидетельствует о возрастающей потребности ребенка в познании самого себя, потребности иметь более достоверное представление о самом себе. Учителю следует всячески поддерживать такую внутреннюю мотивацию.

  1. Рекомендации по работе с детьми с завышенным и заниженным уровнем самооценки

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

Мною были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

  1. При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.
  2. Учить слушать других.
  3. Воспитывать чувство сопереживания.
  4. Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.
  5. Аргументировать оценки.

  Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

  1. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.
  2. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.
  3. Вовлекать учащихся в коллективную работу.
  4. При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.
  5. Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе

Список используемой литературы

1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 2000. – С. 49

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 2001. – С. 64

3. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. М., Просвещение, 2001. – С. 28

4. Выготский Л.С. Детская психология. — М.: Педагогика, 1999. – С. 44

5. Давыдов В.В. Психология младших школьников. — М., 2000. – С. 25

6. Захарова А.В. Формирование самосознания и самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 2003. – С. 83

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. -М.: Изд-во РОУ, 2002. – С. 20

8. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 2002г. – С. 32

9. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника, — М.: Просвещение,2001. – С. 53

10. Эльконин Д.Б.Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. — М., Педагогика, 2001. – С. 57

11. Фелъдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995. – С. 34

12. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1997. – С. 54

Источник