Развитие самосознания ребенка с нарушением речи
Самосознание — чрезвычайно важная, сущностная способность человека, позволяющая выделить самого себя из окружающего мира, осознать себя и найти свое место в действительности. Эта способность формируется в межличностных отношениях с другими людьми и проявляется в этих отношениях. Самосознание человека, как и его отношение к другим, основано на двух различных началах — субъектном и объектном. Субъектное начало соответствует целостному ощущению себя как источника сознания, собственной активности, своей воли, своих переживаний и пр. Это — некоторый центр, ядро самосознания, в втором человеческое «Я» уникально и не имеет подобия (бесподобно), не подлежит сравнению (несравненно) и обладает абсолютной ценностью (бесценно). Ему соответствует столь же непосредственное и безоценочное восприятие и переживание другого человека как целостной личности, что порождает внутреннюю связь с ним и различные формы сопричастности (сопереживание, сотрудничество и пр.). Объектное начало отражает представления человека обо всем, к чему приложимо местоимение «мое»: о моих конкретных качествах, знаниях, умениях, возможностях, предметах, положении в группе, — их оценку и значимость. На основе этих представлений складывается самооценка (как отношение конкретным качествам) и образ себя (как представление о своих спо-тях, возможностях, своем месте среди других и пр.). В таких представлениях происходит своего рода опредмечивание, определение своего «Я», его фиксация. Эти представления о себе составляют периферию самосознания, которая опосредствует отношение человека к миру, людям и самому себе. Такое отношение порождает оценку и познание соответствующих качеств другого, их сравнение со своими. При этом другой человек может стать средством самоутверждения или самореализации (реализации своих интересов и потребностей).
Объектное (или предметное) отношение задает границы своего «Я», свое отличие от других и обособленность.
Эти два начала («Я» и «мое») являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами самосознания и отношения к другим каждого человека, однако степень их выраженности и содержательное наполнение существенно различаются — как у отдельных людей, так и на разных этапах онтогенеза. Существенно сказывается на развитии самосознания какой-либо дефект психического развития, в частности речевая патология.
Исследование самооценки, проведенное О.Н. Усановой и О.А. Слинько с помощью теста «полярный профиль», позволило установить наиболее значимые различия в самооценке девочек и мальчиков с нормальной и нарушенной речью. Так, для девочек младших классов массовой школы наибольшее значение имеют такие свойства, как здоровье, честность, общительность, они необидчивы и недрачливы. Уже в этом возрасте они сомневаются в оценке своей внешности и либо отвечают, что не знают, красивы ли они, либо считают, что некрасивы. У девочек с нарушенной речью почти по всем сравниваемым параметрам самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальной речью, но, в отличие от последних, они не считают себя здоровыми и вследствие этого в необходимой степени общительными.
Самооценка у двух групп мальчиков — с нормальной и с нарушенной речью — отличается в меньшей степени, чем у девочек. Мальчики массовой школы считают себя очень веселыми, счастливыми, честными; в меньшей степени, но все же добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики специальной школы считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является дефект, однако не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью.
В целом исследования показывают, что учащиеся младших классов школ для детей с нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются. В этом проявляется тенденция в самохарактеристике приближаться к идеальному образу. Если переоценка своих возможностей в 1-2-х классах может быть объяснена возрастной закономерностью (она наблюдается и в норме), то в аналогичном явлении среди 3-х классов можно видеть личностную особенность детей с тяжелыми нарушениями речи.
Исследования уровня притязаний младших школьников с нарушениями речи выявили, что в большинстве Случаев реакция этих детей на неуспех отличается от той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого развития, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне, особенно ярко заниженный уровень притязаний, по результатам исследований, проявляется у учащихся 1-го класса, меньше — у учащихся 2-го класса, а среди третьеклассников таких явлений практически не наблюдается. Это говорит о том, что у учащихся школ для детей с нарушениями речи с возрастом формируется реалистический уровень притязаний.
Осознание речевого дефекта, степень фиксированности на нем изучались в основном применительно к заикающимся детям (С.С. Ляпидевский, С.И. Павлова, В.И. Селиверстов и др.) и лицам с нарушениями голоса (О.С. Орлова).
Исследователи выделяют три варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту:
• безразличное,
• умеренно-сдержанное,
• безнадежно-отчаянное.
А также три варианта волевых усилий в борьбе с ним: их отсутствие, наличие, перерастание их в навязчивые действия и состояния.
В.И. Селиверстов выделяет следующие показатели степеней фиксированности детей на своем дефекте:
1) нулевая степень фиксированности на своем дефекте. Дети не испытывают ущемления от сознания неполноценности речи или даже совсем не замечают ее недостатков. Они охотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми. У них отсутствуют элементы стеснения или обидчивости;
2) умеренная степень фиксированности на своем дефекте. Дети испытывают в связи с дефектом неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее, осознание детьми своего недостатка не выливается в постоянное, тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый шаг, каждый поступок оценивается через призму своего дефекта;
3) выраженная степень фиксированности на своем дефекте. Дети постоянно фиксированы на своем речевом недостатке, глубоко переживают его, всю свою деятельность ставят в зависимость от своих речевых неудач. Для них характерен уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.
Исследования А.Г. Рузской, Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой показали, что психологические причины проблемных форм межличностных отношений (повышенная конфликтность, застенчивость, неуверенность в себе, агрессивность) связаны с особенностями самосознания ребенка. Причиной можно назвать фиксацию на своих предметных качествах или преобладание оценочного, объектного отношения к себе и другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение, демонстрацию своих достоинств и пр.
Так, агрессивные дети отличаются повышенным стремлением к самоутверждению, защите своего «Я», доказательству своей силы и превосходству; другие становятся для них средством самоутверждения и предметом постоянного сравнения с собой. Отличительной особенностью конфликтных дошкольников является напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки. В основе детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности; тревога о своем «Я» и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Как можно видеть, в основе самых разных нарушений межличностных отношений лежат особенности самосознания ребенка. Показательно, что у конфликтных, чрезвычайно активных, агрессивных дошкольников и у детей застенчивых выявлены общие особенности самооценки. В общих случаях положительная оценка себя резко расходится с их оценкой себя глазами других. Имея высокую общую самооценку и считая себя самым лучшим, ребенок сомневается в положительном отношении других, особенно малознакомых. В случае застенчивости это расхождение выражается в неуверенности, уходе в себя, тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случае агрессивности — в демонстративном и постоянном стремлении доказать свои преимущества, утвердить свое «Я». Однако в основе обоих вариантов лежит единое психологическое основание — фиксация на своей самооценке и своем образе. «Я» ребенка как бы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит на себя глазами другого, как бы находясь в системе зеркал. Одни дети пытаются спрятаться от этого взгляда, уйти в себя, другие, напротив, любуются собой, демонстрируют свои достоинства, но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, закрывая окружающий мир и других людей, в которых они видят только отношение к себе, но не их самих.
Осознание речевого дефекта, степень фиксированности на нем изучались в основном применительно к заикающимся детям (С.С. Ляпидевский, С.И. Павлова, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева) и лицам с нарушениями голоса (О. С Орлова, Л.Е. Гончарук).
При заикании личностные деформации выступают наиболее ярко. Они выступают по типу вторичных реакций:
I группа — это дети с неустойчивой речью, которые не обращают внимание на заикание, практически не имеют личностной деформации. У них не фиксируется страх речи и сохранены коммуникативные отношения.
II группа — это дети, у которых до заикания имелся невропатический фон, обусловленный конституционными особенностями. Происходит актуализация данной невропатической предрасположенности, которая и провоцирует заикание. Такие дети становятся капризными, замкнутыми, начинают сторониться окружающих, часто плачут, стараются меньше говорить. У них возникают новые условно-рефлекторные связи, носящие приспособительный характер (сопутствующие движения рук, ног, туловища во время речи).
III группа — это ослабленные психосоматические дети, которые до заикания отмечались беспокойством, склонностью к аффектам, высокой внушаемостью). При заикании все это нарастает, страх речи часто приводит к мутизму, дальнейшее прогрессирование личностных нарушений.
Исследованием особенностей личности при афазии занимались Ж. Глозман, В.М. Мясищев, Л.А. Цветкова, В.В. Лебединский. В этих работах показано, что у афазиков наряду с нарушением общей и речевой коммуникации возникают отрицательные эмоциональные реакции, замкнутость, угнетенность, страх речи, отрицательные личностные установки. Больные уходят в переживания собственной инвалидности. При афазии изменяется вся иерархия смыслообразующих мотивов. Речевая деятельность у здорового не является ведущей и смыслообразующей, кроме отдельных, специфических ситуаций, она лишь обеспечивает другие виды деятельности. При афазии речевая деятельность становится смыслообразующей, первичной по отношению ко всем другим. Это и положительный и отрицательный эффект. Положительный состоит в что формируется стойкая мотивация к реабилитации, отрицательный эффект состоит в том, что возникает противоречие между операционально-техническими возможностями деятельности и потребностями индивида. Боль — осознает эти противоречия, но самостоятельно не может их разрешить. В результате формируется механизм психологической защиты в виде изменений личности и возникновения речи. Изменение личности состоит в следующем:
изменяется самооценка, при чем самооценка ниже в большей степени у больных с поражением передних отделов речевой зоны головного мозга, в меньшей степени при поражении задних отделов;
дефект речь личность ребенок
отмечается недостаточное осознание своих речевых дефектов вследствие нарушения контроля, восприятие собственной речи. Чаще это бывает при поражении правого полушария.
Изменения личности при афазии могут быть первичными, т.е. быть следствием анатомических изменений мозга; и вторичными — как реакция больного на изменение жизненного статуса.
Широко отмечается при афазии симптом тревожности. По Спилбергу, выделяют два вида тревожности:
личностная — это устойчивая характеристика, говорящая о предрасположенности человека воспринимать достаточно широкий круг явлений как угрожающий.
реактивная тревожность — это временное состояние напряженности, беспокойства, нервозности.
Если личностная тревожность выражается при всех формах афазии, то реактивная выше у больных с моторными формами, нежели у больных с поражением височных отделов. Изменяется тревожность на разных стадиях болезни. В острой стадии выше реактивная тревожность, в хронической стадии выше личностная.
При нарушениях чтения и письма: у этих детей наблюдается более высокий уровень беспокойства, множественные нарушения поведения.
К. Беккер, Совак выделяют две группы нарушения поведения при дефектах письменной речи:
инволюция поведения (нежелание учиться, школьные страхи, замкнутость, неорганизованность, медлительность, нервозность, могут сопровождаться психосоматическими явлениями как астенизация, нарушение питания, недержание мочи);
вариант активной компенсации (наблюдается упрямство, непослушание, агрессивность к окружающим в школе и дома).
При нарушениях голоса, ринолалии у детей отмечают излишнюю робость, застенчивость, неорганизованность, медлительность (Г.А. Волкова).
Источник
Татьяна Адурян
Особенности самооценки дошкольников с речевыми нарушениями в различных видах деятельности
Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими от-клонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.
Речевые трудности влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни дошкольников в определенной мере, предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной и игровой деятельности. Дети, недостатки речи, которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.
Педагоги и психологи считают, что в дошкольном возрасте создаются возможности для формирования элементов самосознания, и в частности, самооценки. В. С. Мухина отмечает: самосознание — это понимание ребенком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано такое отношение.
Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке своих достижений, и неудач, своих возможностей. Известно, что самооценка может быть адекватной, то есть соответствующей реальным проявлениям, достижениям, и неадекватной — завышенной или заниженной.
Рассмотрим особенности формирования самооценки у детей с нарушениями речи. При дислалии влияние на развитие самосознания и самооценки связано с осознанием ребенком своего дефекта. Нередко критичное отношение к состоянию собственной речи приводит к тому, что дети начинают стесняться говорить, избегают ситуаций речевого общения, становятся замкнутыми, неуверенными в своих силах и возможностях. В результате могут формироваться негативные личностные черты (замкнутость, негативизм, неконтактность). Наличие или отсутствие данных вторичных нарушений во многом определяются условиями воспитания и обучения. Правильно подобранный стиль воспитания, спокойная и доброжелательная обстановка способствуют формированию у ребенка с дислалией позитивного и адекватного самовосприятия.
Сложные нарушения произношения, наблюдаемые при ринолалии, могут привести к формированию патохарактерологических неврологических реакций. Данные нарушения проявляются в виде невротических страхов, оппозиции, негативизма. Реактивные состояния у младших дошкольников выражаются преимущественно в невротических проявлениях: энурезе, неврастении, расторможенности. В этом возрасте отмечается более легкая адаптация в коллективе сверстников, однако постоянное отстранение от выступления на утренниках, отказ от ответов на групповых занятиях приводит к формированию у детей предпосылок осознания своей неполноценности. Плохая речь нередко становится объектом для насмешек окружающих, то также способствует формированию низкой самооценки. У детей проявляется страх перед поступлением в школу, который связан не с внешним проявлением дефекта, а именно с его осознанием. В старшем возрасте у них преобладают патохарактерологические нарушения: неуверенность, замкнутость, истерические черты, отражающиеся на поведении. У детей с расщелинами губы и неба наблюдаются молчаливость, отсутствие инициативы, снижение авторитета в коллективе сверстников.
При дизартрии отмечаются различные варианты развития самосознания. Одни дети склонны к реакциям истероидного типа, другие пугливы, заторможены, плохо приспособлены к изменениям в обстановке. При дизартрии наблюдается отсутствие критического отношения к своему состоянию. В дошкольном возрасте такие дети склонны к раздражительности, колебаниям настроения, двигательно беспокойны, суетливы, часто проявляют грубость, непослушание. Для ребенка со стертой дизартрией характерны: замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, стеснительность.
У детей с моторной алалией страх ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к снижению речевой активности и вербального общения. Осознание собственного речевого расстройства способно порождать как дисгармонические черты характера, так и разнообразные невротические реакции. При сенсорной алалии развитие личности идет по невротическому типу: отмечается замкнутость, негативизм, эмоциональная напряженность. Дети обидчивы, плаксивы, для них характерна повышенная ранимость, неуверенность в себе и в своих возможностях.
Изучение особенностей самооценки у детей с общим недоразвитием речи, проведенное Л. М. Шипицыной и Л. С. Волковой, показало, что самооценка у мальчиков отличается от адекватной в меньшей степени, чем у девочек. Мальчики считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является речевой дефект, однако они не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются.
Особенности самооценки у заикающихся детей зависят от степени фик-сации на дефекте. Дети с нулевой степенью фиксации не испытывают ущемле-ния от осознания своей неполноценной речи или даже не замечают ее. Они охотно вступают в контакт со взрослыми, знакомыми и незнакомыми. У них отсутствуют элементы стеснений, обидчивости за свою неправильную речь. Дети с умеренной степенью фиксации испытывают в связи с заиканием неприятные переживания, скрывают их и компенсируют манеру речевого общения с помощью уловок. Постепенно тягостное чувство собственной неполноценности формирует у них желание не привлекать внимание окружающих. При особо неблагоприятном течении заикания формируется дисгармоничное развитие личности, которое проявляется в чувстве социальной неполноценности.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что речевой дефект оказывает негативное влияние на формирование самосознания, а следовательно самооценки детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Сравнивая с самооценкой нормально развивающихся дошкольников, можно сказать, что в целом, осознание и переживания по поводу своего речевого дефекта приводят к формированию заниженной самооценки. При этом, самооценка мальчиков подвергается меньшему негативному влиянию, чем самооценка девочек.
Проведенные наблюдения за деятельностью и играми дошкольников с речевыми нарушениями показывают, что многие дети выражают желание к коммуникативной деятельности, но не умеют ее проявлять. Чаще всего воз-никает зрительный контакт, речевое взаимодействие наблюдается значительно реже. Они играют вместе, но при этом каждый играет самостоятельно. В игре, когда необходимо, например, вместе строить одну композицию, такие дети все равно строят каждый свою самостоятельно. Взаимодействие в игре у данной группы детей эпизодическое, они редко обсуждают игровые действия, и только время от времени обмениваются репликами: «Смотри!», «Дай мне кубик» и т. п. При этом они игнорируют игровые действия партнера, интересуясь только своей игрой.
Некоторые дошкольники с речевыми нарушениями отказываются от какого-либо взаимодействия в игре, могут быть агрессивно настроены по отношению к сверстникам, либо просто не воспринимают его как игрового партнера. Такие дети обращаются только к взрослому, в коллективных играх выполняют только пассивную роль.
Таким образом, особенности личностной сферы дошкольников с нарушениями речи заключаются в несформированности вербализации своего эмоционального состояния, в отсутствие навыков распознавать эмоции других людей, в нарушении игрового коммуникативного воздействия. У дошкольников с патологией речи не сформированы самостоятельность, активность, воображение, они не умеют планировать игровые действия.
Игровые приемы и средства являются одним из способов всестороннего развития дошкольников. Продуктивность коррекции речи при использовании игровых приемов и средств возрастает, это обусловлено тем, что именно в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Именно игровые приемы и средства успешнее всего реализует развитие речевых, физических, умственных, нравственных и эстетических форм.
Для дошкольников, страдающих речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, изменения темпа речи, ее плавности влияют на игровую деятельность детей, порождают определенные особенности поведения в игре. Так, дети со сложными формами функциональных дислалий, с ринолалиями и дизартриями нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны.
Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Большую роль в общении детей с окружающими играет самооценка ребенка.
Самооценка является ядром самосознания, так же как и связанный с самооценкой уровень притязаний. Самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными. Последние бывают завышенными и заниженными. Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведения в целом.
У детей с нарушениями речи обычно заниженная самооценка. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться.
Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить.
У большинства старших дошкольников (5-6 лет) с нарушениями в речевом развитии преобладает ситуативно-деловая форма сотрудничества, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4 лет. Предпочитаемый вид коммуникации — общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой речи. Практически у половины детей с речевыми нарушениями не сформирована культура общения: они фамильярны в общении со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.
У некоторых детей с нарушениями речи преобладает внеситуативно познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение взрослого почитать книги, внимательно слушают несложные тексты, но по окончании чтения организовать с ними беседу трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию, не могут сами пересказать услышанное в силу недостаточно сформированной репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса в общении со взрослым ребенок часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес его носит кратковременный характер и беседа не может длиться более 5-7 мин. Значительная часть детей данной категории старается изолироваться от взрослых. Они замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избе-гают контактов с ними.
Очень важной для формирования личности ребенка с речевой патологией является проблема осознания своего дефекта. Расстройства в эмоционально-волевой и личностной сфере детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации.
Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции в коллективе сверстников. Очень важной для формирования личности ребенка с речевой патологией является проблема осознания своего дефекта. Расстройства в эмоционально-волевой и личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации [8].
Труд является как источником средств к существованию и средством самообслуживания и обслуживания близких (членов семьи). Эти виды труда можно обозначить как труд-забота и труд-работа.
Труд-забота – это умение заботиться о своих близких, социально-бытовая компетентность, обеспечивающая независимость и адаптацию человека в реальной жизни. Труд-работа рассматривается как профессиональная деятельность, требующая совершенно определенных знаний и умений.
Расстройство речи может отразиться на социальной активности и деятельности дошкольника, быть причиной тяжелых переживаний. Например, нарушение правильного произношения отдельных звуков не только вызывает у детей чувство неловкости, но и делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает общению. Окружающие не всегда понимают ребёнка, страдающего недостатками произношения.
Трудовая деятельность людей, имеющих те или иные расстройства речи, имеет свои особенности. Дошкольник, страдающий заиканием, обычно боится говорить или говорит шепотом, в основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать и в общении с окружающими пользоваться жестами.
Необходимо отметить, огромное, если не решающее влияние на формирование самооценки детей имеют их родители. Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью, в таких семьях царит доброжелательная атмосфера, искренняя заинтересованность в ребенке, эмоциональная поддержка и забота со стороны родителей. Но не секрет, что в нашем обществе преобладают семьи, где родители проявляют излишнюю авторитарность, требовательность к ребенку. В таких семьях редко учитывается мнение ребенка, родители равнодушно относятся к эмоциональному миру малыша. Обеспечивая ребенка самыми необходимыми, на их взгляд вещами, они лишают ребенка элементарной ласки, не проявляют заинтересованности в его делах. При таком отношении родителей у ребенка может возникнуть уверенность в том, что его не любят. Не оправдав часто необоснованно завышенных ожиданий родителей, малыш может испытывать чувство вины, тревожности, страха перед родителями. Все это, в свою очередь, приводит к нарушениям в психической сфере личности ребенка.
Осознание ребенком своего дефекта может привести к формированию у него «комплекса неполноценности», стеснительности, робости, неуверенности в себе, т. е. заниженной самооценки. Эти негативные черты личности затрудняют общение ребенка с окружающими. При отсутствии необходимой помощи, речевое нарушение может сохраняться долгие годы, а низкая само-оценка будет являться помехой при обучении, выборе профессии и в личной жизни человека. Чтобы избежать этого, необходимо формировать в ребенке правильное отношение к себе и к своим силам еще в том возрасте, когда ребенок только начинает замечать свои успехи и неудачи.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / [Текст] Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской.
2. Истомина О. В., Скоробогатова Н. В., Изучение самооценки у детей с нарушениями речи в отечественной психологии [Текст]/ Истомина О. В., Щ, 2011.
3. Молчанова О. Н. «Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: [Текст]/ Учебное пособие /Молчанова О. Н.
Источник