Развитие самосознания и самооценки ребенка дошкольника

Развитие самосознания и самооценки ребенка дошкольника thumbnail

Валерия Юрьевна Коротицкая
Развитие самосознания и самооценки в дошкольном детстве

Содержание

Введение…. …3

1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте …. 4

2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте….…. 7

Заключение…. 11

Список используемой литературы…. 12

Приложение №1….13

Приложение №2….14

Введение

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др., субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.

Структурными звеньями самосознания являются:

1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени;

2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;

3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;

4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;

Самосознание не дается от рождения, это один из процессов развития.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» – т. е. он осознает себя как личность.

В дошкольном детстве (от 3 до 6–7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольноговозраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом,осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;

дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

развивается способность мотивировать самооценку;

— появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Ведущие линии развития самосознания:

Идентификация себя со своим именем.

Ребёнок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложиться в основу его личности. Ребёнок отстаивает право на своё имя и протестует, если его называют другим именем.

Притязание на признание.

Элемент социализации, связанный с усвоением личностью определенного наборасоциальных норм, в целях получения признания собственной значимости со стороны других.

Половая идентификация.

Ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Освоение психологического времени личности.

Время (как и пространство) является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т. п., которые регулируются социальной средой.

2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих и на основе знаний и мыслей о себе у ребенка постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности — наиболее сложного компонента самосознания.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть», но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте — переоценивает, а в пении может недооценивать себя.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Каждая из них характерным образом проявляется в жизнедеятельности человека.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Дети с неадекватно заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Ребенка с низкой самооценкой, неуверенного в собственных силах легко можно отличить в игровой деятельности от других детей.Такой малыш выбирает роли ведомого: в сюжетно-ролевой игре «Корабль» он никогда не станет капитаном, а в «Дочках-матерях» он скорее примет на себя роль малыша, чем папы или мамы. Рекомендуемые игры для повышения самооценки у детей дошкольного возраста (Приложение №1).

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделяться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами

Как определить завышенная или заниженная самооценка у детей дошкольного возраста? Самый простой вариант –это тест (см. Приложение №2).

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Заключение

Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором – строгость и наказание.

Если у родителей налажен хороший и устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, то родители склонны выбирать демократический стиль воспитания, если же эмоциональный контакт между родителями и подростком слаб, то родители склонны выбрать авторитарный стиль воспитания.

Список используемой литературы

1. Возрастная психология. Часть 1. Сборник студенческих работ/ Отв. редактор, доктор соц. наук, проф. Ушамирская Г. Ф. -М.: Студенческая наука, 2012.- с 138.

2. «Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. » Смирнова Е. О. — СПб.: Питер, 2009. -277с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

4. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.

5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки детей дошкольного возраста.

Источник

Самостоятельнее,
все более независимым от взрослых
становится дошкольник. Расширяются,
усложняются и его взаимоотношения с
окружающими. Это дает возможность более
полно и глубоко осознать себя, оценить
достоинства и недостатки как свои
собственные, так и окружающих.Развитие самосознания и самооценки ребенка дошкольника

Решающее
значение в генезисе самооценки на первых
этапах становления личности (конец
раннего, начало дошкольного периода)
имеет общение ребенка со взрослыми.
Вследствие отсутствия (ограниченности)
адекватного знания своих возможностей
ребенок первоначально на веру принимает
его оценку, отношение и оценивает себя
как бы через призму взрослых, целиком
ориентируется на мнение воспитывающих
его людей. Элементы самостоятельного
представления о себе начинают формироваться
несколько позже. Впервые проявляются
они, как показывают специальные
исследования (Б. Г. Ананьев и др.), материалы
дневников, в оценке не личностных,
моральных качеств, а предметных и внешних
(«А у меня есть самолет», «А зато у меня
есть вот что» и т. п.). В этом проявляется
неустойчивость представлений о другом
и о себе вне ситуации узнавания,
сохраняющиеся элементы не отделенности
действий от предмета.

Существенным
сдвигом в развитии личности дошкольника
является переход от предметной оценки
другого человека к оценке его личностных
свойств и внутренних состояний самого
себя.

Во
всех возрастных группах дети обнаруживают
способность объективнее оценивать
других, нежели самих себя. Но здесь
наблюдаются определенные возрастные
изменения. Редко от старшего дошкольника
на вопрос «Кто у вас самый хороший?» мы
услышим «Я самый хороший», так характерное
для самых маленьких. Но это не означает,
что детская самооценка собственной
личности теперь низкая. Дети уже стали
«большими» и знают, что хвастать
некрасиво, нехорошо. Совсем необязательно
прямо заявлять о своем превосходстве.
В старших группах можно заметить детей,
которые оценивают себя с положительной
стороны косвенным путем. На вопрос
«Какая ты: хорошая или плохая?» они
обычно отвечают так: «Я не знаю… Я тоже
слушаюсь», «Я тоже умею считать до 100»,
«Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже
никогда не обижаю детей, делюсь конфетами»
и т. п.

В
дошкольном возрасте оценка и самооценка
носят эмоциональный характер
. Из
окружающих взрослых наиболее яркую
положительную оценку получают те из
них, к которым ребенок испытывает любовь,
доверие, привязанность. Старшие
дошкольники чаще подвергают оценке
внутренний мир окружающих взрослых,
дают им более глубокую и дифференцированную
оценку, нежели дети среднего и младшего
дошкольного возраста.

Сравнение
самооценки дошкольника в разных видах
деятельности показывает неодинаковую
степень ее объективности («переоценка»,
«адекватная оценка», «недооценка»).
Правильность детской самооценки в
значительной мере определяется спецификой
деятельности, наглядностью ее результатов,
знанием своих умений и опытом их оценки,
степенью усвоения истинных критериев
оценки в данной области, уровнем
притязания ребенка в той или иной
деятельности. Так детям легче дать
адекватную самооценку выполненного им
рисунка на конкретную тему, нежели верно
оценить свое положение в системе личных
отношений.

Установлено,
что статус, положение ребенка в группе
также влияет на самооценку дошкольника.
Так, например, тенденцию к переоценке
чаще обнаруживают «непопулярные» дети,
чей авторитет в группе невысок; недооценку
— «популярные», эмоциональное самочувствие
которых достаточно хорошее.

Самооценка
детей дошкольного возраста по-разному
проявляется в зависимости от их отношения
к деятельности. Наиболее благоприятными,
как показали исследования В. А. Горбачевой,
Р. Б. Стеркиной, для формирования
динамической самооценки у старших
дошкольников являются такие виды
деятельности, которые связаны с четкой
установкой на результат и где этот
результат выступает в форме, доступной
самостоятельной оценке ребенка (например,
игры с бросанием стрелы в цель, игра в
мяч и в классики). В этом случае дети
руководствуются мотивом повышения
самооценки, в то время как при выполнении
деятельности продуктивного характера
(например, вырезание из бумаги), связанной
с необходимостью осуществления достаточно
тонких операций, не вызывающих яркого
эмоционального отношения, мотивы
самооценки отступают на задний план, а
первостепенное значение для детей
приобретает интерес к самому процессу
деятельности. Точность и объективность
оценки и самооценки дошкольников растут
по мере овладения детьми правилами
игры, приобретения личного опыта.

К
концу дошкольного возраста самооценка
ребенка, его оценочные суждения об
окружающих постепенно становятся все
более полными, глубокими, детализированными,
развернутыми.

Эти
изменения объясняются в значительной
степени появлением (увеличением) интереса
старших дошкольников к внутреннему
миру людей, переходом их к личностному
общению, усвоением значимых критериев
оценочной деятельности, развитием
мышления и речи.

В
самооценке дошкольника находят отражение
развивающиеся у него чувства гордости
и стыда.

Развитие
самосознания находится в тесной связи
с формированием познавательной и
мотивационной сферы ребенка. На основе
их развития в конце дошкольного периода
появляется важное новообразование —
ребенок оказывается способным в особой
форме сознавать и самого себя и то
положение, которое он в данное время
занимает, т. е. у ребенка появляется
«осознание своего социального «я» и
возникновение на этой основе внутренней
позиции». Данный сдвиг в развитии
самооценки имеет важную роль в
психологической готовности дошкольника
к обучению в школе, в переходе к следующей
возрастной ступени. Возрастает к концу
дошкольного периода и самостоятельность,
критичность детской оценки и самооценки.

Влияние
взрослых на формирование самооценки
дошкольника

Оценочное
суждение дошкольника «непрерывно
переплетается с оценочными отношениями
к нему со стороны товарищей и особенно
воспитательницы» (Ананьев Б. Г.)Специальные исследования обнаруживают
четкую зависимость осознания качеств
и особенностей сверстника от воспитательной
работы в группе. Общая тенденция,
наблюдаемая при этом, заключается в
том, что дети прежде всего осознают те
качества и особенности поведения
сверстников, которые чаще всего
оцениваются окружающими и от которых,
следовательно, в большой степени зависит
их положение в группе.

«Анализируя
обоснования своих выборов детьми ряда
дошкольных групп, мы обратили внимание
на то, что в некоторых случаях одной из
самых распространенных мотивировок
была: «хорошо кушает». Специальные
наблюдения показали, что в этих группах
воспитатели уделили данному «виду
деятельности» очень большое внимание
и часто его оценивали. Установив этот
факт, мы разработали специальную
программу для воспитателей других
групп, в которой предусматривалась
активизация их оценочных суждений
именно во время приема пищи: воспитатели
постоянно хвалили тех, кто быстро и
аккуратно съедал свою порцию, и порицали
нарушавших правила поведения за столом
и не съедавших свою порцию.

Через
неделю был проведен социометрический
опрос по критерию «выбор товарища для
совместной игры», в ходе которого у
детей спрашивали о причинах выбора.
Обнаружилось, что в экспериментальных
группах по сравнению с контрольными и
ранее изученными обоснование выбора
различными аспектами поведения во время
приема пищи увеличилось более чем в три
раза. Опрос, проведенный через месяц
после снятия оценочного акцентирования,
показал, что число соответствующих
мотивировок хотя и снизилось, но все же
оставалось почти в два раза большим,
чем в среднем по изученным группам» (по
материалам Я.Л. Коломинского).

Эффективность
влияния взрослых на формирование
самооценки дошкольника определяется
в значительной степени уровнем их
педагогического мастерства. Исследования
психологов (Б.Г. Ананьев, П. Р. Чамата,
Н. Е. Анкудинова, В. А. Горбачева, А. И.
Сильвестру
и др.) показывают, что
относительная верность оценки себя и
сверстников определяется направлением
и стилем воспитательной работы, глубоким
знанием педагогом как жизни группы,
межличностных отношений в ней, так и
индивидуальных особенностей и возможностей
каждого ребенка. Важную роль при этом
играет владение навыками педагогического
общения, умелое использование ориентирующих
и стимулирующих (Б. Г. Ананьев) функций
педагогической оценки. Положительные
результаты в формировании самооценки
неуверенных в себе дошкольников
достигаются, когда воспитатели идут
путем развития возможностей детей,
создания для них ситуации успеха, не
скупятся на похвалу, проявление
эмоциональной поддержки их. Это
способствует укреплению уверенности
детей в своих силах, самоуважению. В
этом убеждают как передовой педагогический
опыт, так и специально проведенные
исследования.

Характерно,
что работа воспитателей-мастеров по
формированию самооценки в конкретных
видах деятельности (игре, рисовании,
чтении стихов и др.) тесно переплетается
с работой по улучшению общего эмоционального
самочувствия этих детей в группе,
изменению их положения в системе личных
отношений.

Работа
в направлении изменения отношений со
сверстниками является сложной, длительной,
требует большого педагогического такта,
гибкости, изобретательности, постепенности.
Значительных успехов добиваются
педагоги-мастера, когда работу по
формированию самооценки осуществляют
в разные режимные моменты и в разных
видах деятельности. Правильная организация
воспитательно-образовательной работы,
умелое использование «ориентирующих»
и «стимулирующих» функций педагогической
оценки способствуют формированию
самооценки дошкольников в педагогически
целесообразном направлении и одновременно
создают благоприятные условия для
развития личности, способностей, умений
дошкольника.

Итак,
становление самосознания, без которого
невозможно формирование личности,—
сложный и длительный процесс,
характеризующий психическое развитие
в целом. Оно протекает под непосредственным
воздействием со стороны окружающих, в
первую очередь взрослых, воспитывающих
ребенка. Без знания особенностей
самосознания детей трудно верно
реагировать на их поступки, выбрать
соответствующее порицание или поощрение,
целенаправленно руководить воспитанием.

Источник:
«Детская психология» Я.Л.Коломинский,
Е.А.Панько

Соседние файлы в папке дошкольник

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник