Развитие саморазвитие и личность ребенка в дошкольном возрасте

Елена Бедрицкая
Самореализация личности дошкольника в обучении

В настоящее время главной ценностью общества является человек, как основа и движущая сила социального развития. Изменения, происходящие во всех сферах нашего общества, требуют человека активного, инициативного, обладающего высоким потенциалом саморазвития. Поэтому образование должно учитывать интересы самой личности и особенно остро нуждается в обновлении на основе идеи саморазвития человека.

Изучение проблемы «самореализация личности дошкольника в обучении» обусловлено значимостью данного вопроса в разработке концепции гуманистического образования, для которой приоритетной является задача демонстрации и поиска всего пространства выбора путей развития личности, дающих необходимые источники личностного роста.

Сейчас уже доказана взаимосвязь и взаимообусловленность между организацией процесса обучения и личностной самореализацией дошкольника. Проблема состоит в том, что в массовой практике дошкольных образовательных учреждений слабо используется условия, способствующие личностному росту, не смотря на то, что способность ребенка к саморазвитию наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве. Потенциалы развития ребенка-дошкольника часто находит другие, неблагоприятные для ребенка пути самовыражения, вместо того чтобы привести к проявлению и продуктивному использованию открывающихся человеческих потенциалов. А что уж говорить про детей, имеющих тяжелые нарушения речи! Очень часто можно слышать от родителей таких малышей, особенно при первых встречах: «А в вашей группе вообще хотя бы утренники бывают?»

Самореализация личности представляет собой важнейшую потребность, «стержневое» свойство человека, определяющее его саморазвитие и стратегию в жизни. «В каждом человеке есть позитивное начало, что дает людям универсальную возможность самореализации. Чем ниже уровень самореализации, тем больше тревоги и тоски испытывает человек» (А. Менегетти. Онтопсихологическая педагогика, стр 14). Это в наибольшей степени относится и к детям, имеющим нарушения в развитии. Самореализация выступает в виде продуктивной активности и выражается в деятельности, успешность которой обеспечивает постоянный приток мотивации. Личность осуществляет сознательную регуляцию деятельности, что становится основой ее саморазвития.

Процесс осознанной самореализации интенсивно формируется в дошкольном детстве и наиболее продуктивной его сферой является, не будем пугаться этого слова, обучение. Ведь в нашей работе обучение проходит в виде самых разнообразных видов игр и деятельности.

В нашу группу для детей с тяжелыми нарушениями речи ежегодно зачисляется 15 — 16 дошколят. Людям плохо информированным кажется, что это неоправданно мало. Однако качественный состав от года к году все «утяжеляется». Так, всего 5 – 6 лет назад появление в саду ребенка с алалией было небывалым и редким явлением, как и дети с несколькими сочетанными нарушениями. Таких детей направляли к «старожилам» логопедии, которых было 1 – 2 в районе. Молодежь только руками разводила и плечами пожимала: мол, куда уж нам… это только Н… под силу. Теперь же такие дети есть в составе практически любой группы района. Так, например, в составе нашей логопедической группы всего 2 человека с «простым» диагнозом ОНР третьего уровня, у 12 детей — стертая форма дизартрии, 9 — имеют двойные или тройные диагнозы, у Егора – центральный парез, у Аленушки – ринолалия и дизартрия. А моторной алалией, гипердинамическим синдромом, задержкой психического развития и протестными реакциями уже никого не удивишь. И, не смотря на такой сложный качественный состав группы, итоги нашей работы не могут не радовать. Что может быть чудесней и вызвать большую гордость и удовлетворение, чем положительные результаты совместной работы педагогов, детей и родителей? Да, да, это не ошибка. Без активной работы самого ребенка и его личного желания достичь успехов ни о каких положительных результатах не может быть и речи. А как же добиться того, чтобы маленький человек, у которого трудности даже в простых коммуникациях с окружающими, плохая память, расстройство внимания, снижение общей работоспособности, расторможенность и другие отрицательные личностные проявления да еще и накопленный к 4 – 5 годам личный негативный опыт, захотел обучаться?

Кажется, мы хотим невозможного! Но это совсем не так, что подтверждается регулярно достижениями ребятишек. Педагоги наших логопедических групп — волшебницы! Другого объяснения нет и быть не может. И это колдовство — ни что иное, как предоставление детям возможности самореализации в различных видах деятельности. Ведь, чем бы ребенок не занимался, он все равно должен при этом говорить. Отсюда учителя – логопеды и воспитатели и черпают свои бесконечные возможности.

В наших группах правильно организованы обучение и развивающая среда: с опорой на зону ближайшего развития, с постоянным обогащением содержания и нестандартных форм учебной деятельности, с элементами игры и включенностью каждого ребенка в процесс. Между детьми создается эмоционально-положительный и благоприятный микроклимат, эмпатийная доброжелательная атмосфера, которая обеспечивает ситуацию успеха всем и каждому и возможность перехода к зрелым, гуманным отношениям взрослых с детьми. Следует отметить, что влияние педагогов на дошкольника является чрезвычайно высокопрофессиональным, с осуществлением компетентного подхода к любому проявлению ребенка, диагностикой и умением спрогнозировать личностный рост воспитанников. С гордостью можно сказать, что мы сохранили, не смотря на более чем скромную заработную плату, достойный любых похвал педагогический состав групп компенсирующей направленности.

При составлении индивидуальных программ развития для каждого ребенка ставится цель добиться в коррекции и обучении успешности. Мы учитываем, что «ситуация успеха» в нашей работе помогает не только преодолеть речевые трудности детей, но и помочь им самореализоваться на более высоком уровне.

Таким образом, в ежедневной кропотливой речевой работе педагоги моделируют ситуацию, обеспечивающую успешность дошкольника в деятельности. Исследования показывают, что именно такими педагогическими условиями обеспечивается процесс целостной самореализации дошкольника и достижение высоких результатов в работе.

Сложность и длительность компенсации речевых проблем требует успешности не только на занятии, в обучении, но и в игровой свободной деятельности детей. Правильные речевые навыки, сложившиеся в процессе формирующих индивидуальных занятий с учителем – логопедом получают возможность активно закрепиться. Создаются условия, в которых ребенок может продемонстрировать сверстникам успех в деятельности: наличие познавательного мотива продуктивная активность личности, позитивный настрой к деятельности, близость контактов со значимым взрослым, успешность деятельности.

Успешная деятельность дошкольника — это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности в плане наличной действительности. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим осознать свою сопричастность с миром, обретая онтологическое единство с ним. Успех «окрыляет», повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост.

Мы широко используем в своей работе игровые приемы и методы, ведь это ведущий способ деятельности в дошкольном периоде. А речевые детки, в силу своих особенностей, психологически оказываются не готовыми к активному участию во фронтальных логопедических занятиях. Игры и игровые упражнения, театрализации помогают преодолевать любые трудности. Так, чтобы легче запомнить «трудную» букву есть масса изготовленных вручную пособий. Например, игра «Рыболов», … (см. Приложение). Опытному педагогу совсем не сложно подобрать тех рыбок, буквы на которых знает Родион, которого более успешные дети приняли в игру. И он, конечно, постарается вспомнить эту букву, ведь это знание обеспечит полную победу. Больше он ее никогда не забудет!

Каждого ребенка видно в группе как на ладони. Каждый успех, настойчивость в достижении цели, упорство, трудолюбие и желание порадовать окружающих замечается и поощряется педагогами. Каждый день находится минутка, чтобы посидеть в кружке и вспомнить, кто сегодня чем отличился, что нового и интересного произошло. «Посмотрите, ребята! Какое насекомое сегодня так красиво нарисовал Саша? Правильно, бабочку! Саша, какая у тебя получилась бабочка?» И Саша, у которого моторная алалия, старается из всех сил подобрать слова – признаки и произнести их отчетливо и правильно. «Машенька, посмотри на картинку и скажи, чего на свете не бывает?» И девочка искренне веселится, перечисляя все небылицы, при этом старательно проговаривая звук Л. Рабочие альбомы пестрят яркими наклейками и сверкающими звездами, полученными за знания и желание узнавать. Их дети пересчитывают по несколько раз в день и сразу же сообщают радостные новости родителям, едва успевшим переступить порог группы. Ведь это знаки достижений и повод для гордости. Мамы рассказывают, что дома наши альбомы ребята показывают всем знакомым и родственникам.

Все эти игровые задания настолько прочно вошли в нашу работу – жизнь, что мы порой даже не замечаем, как они помогают нам (книги М. Ф. Фомичева, Л. Н. Ефименкова, В. И. Селиверстов и т. д.). Но как приятно, когда сам, без всяких напоминаний, ребенок берет свою «звуковую» карточку и, шагая по группе, повторяет многократно: «Красная роза… красная роза…», добиваясь совершенно самостоятельно четкого звучания сложных для него звукосочетаний. Он просто знает, что этот его успех будет обязательно замечен значимыми для него окружающими людьми. Поэтому в нашей группе никогда не слышно слов: «Я не хочу… Я устал…» Зато постоянно звучит фраза: «Я сегодня еще не ходил к вам в кабинет! Меня еще сегодня не брали!»

На практике мы убедились, что если обеспечить успешность детям с речевыми нарушениями в какой – либо из сторон деятельности, то это приводит к изменению их позиции и становится эффективным средством повышением активности дошколят, уверенности в себе, что и обеспечивает подъем на более высокий уровень самореализации. Это постоянно подтверждается результатами и показателями наших детей при поступлении в школу: все дети зачисляются в массовые классы учебных заведений. Успешные выпускники наших групп даже не бояться поступать в лицеи и гимназии. Не сомневаюсь, что специалисты высоко оценят этот факт.

Приложение.

Игра «Рыболов».

Цель: запоминать буквы, развивать координацию движений, способствовать становлению дружеских взаимоотношений.

Возраст: с 4х лет.

Материал: силуэты рыбок, вырезанные из картона; цветные карандаши или фломастеры, веревочка, магнит, линейка, скотч, обруч (синий платок/лента, ведерки.

Ход игры.

Перед началом игры необходимо изготовить удочки и «улов». Для этого к линейке привязать веревочку, а на конец веревочки прикрепить магнит. На рыбках написать или закрепить буквы, которые дети знают (3 – 4) и те, которые путают (1 – 2). Подбор букв зависит от того, кто будет принят в игру. К каждой рыбке на нос крепится металлическая скрепка.

На пол кладется обруч — это «водоем». «запускаем» рыбок в обруч. Теперь дети по очереди берут удочку и «ловят» рыбу. Только та рыбка, считается пойманной, «название» которой ребенок говорит правильно. Весь улов рыбака складывается в ведерко. По окончании игры идет определение самого удачливого рыболова.

Внимание! Перед началом игры взрослый сам определяет, как должны располагаться рыбки: буквой вверх или вниз. Это зависит от индивидуальных особенностей детей, которые будут принимать участие в игре и от цели, поставленной педагогом.

Список литературы:

1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития: Москва, УРАО, 2009.

2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Мамаева В. В. Обучение чтению. Игры для малышей: С. – П.: АЗБУКА, 2010.

4. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика: М.:БФ «Онтопсихология», 2010.

5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи: М.: «Гном – Пресс», 1999.

Источник

Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию у ребенка дошкольного возраста    

Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию дошкольника

             Для того чтобы воздействовать на ребенка в плане формирования учебной мотивации педагогу необходимо знать, что такое мотив, какие существуют виды мотиваций, как помочь ребенку в плане формирования учебной мотивации.

             Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

             Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

               Виды мотиваций: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная, устойчивая и неустойчивая

·       Внешняя мотивация  — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда).

·       Внутренняя мотивация  — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. К внутренней мотивации относятся:

— познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.). Один из основных путей развития познавательной активности ребенка — расширение и обогащение его опыта (в дошкольном возрасте — прежде всего опыта чувственного, эмоционального, практического), развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования;

— социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе, следовательно, меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками;

— мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха и желание хорошо, правильно выполнять задание, получить нужный результат. Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей;

— мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать плохой отметки и тех последствий, которые она за собой влечет – недовольство учителя, санкции родителей. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация.

·       Положительная мотивация основывается на положительных стимулах.

·       Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах.

Пример: конструкция — «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция —  «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

          Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны. Трудность оценки мотивов учения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т.е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые. Например, на вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?» — ребенок, не задумываясь, отвечает утвердительно. Есть и другая причина: дошкольнику еще трудно анализировать свои желания и переживания в отношении незнакомой ему ситуации школьного обучения и дать объективный ответ о том, хочет ли он учиться и почему.

            В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка — все это является мотивационной основой школьного учения и формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания.

           Ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кинофильм и т. п.). Это свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний («хочу»), но и на базе осознания необходимости («надо»). Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми — это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок. Поэтому высказывается точка зрения, что требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд невыполненных заверений и клятв подкрепляют формирование таких негативных личностных качеств, как необязательность и беспечность.

            Положительное отношение к обучению создается двумя путями.

          Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при   посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка.

        Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п. Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

             Какие же условия необходимы для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей?

1.     Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым  его любознательность.

2.     Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит — верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

3.     Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

4.     Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

5.     Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.

6.     Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

7.     Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

         Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство авторов называют игру и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности,  но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное — взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.

        Таким образом, учебная мотивация складывается у старшего дошкольника при наличии выраженной познавательной потребности и умения трудиться, самым важным в этот период считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Вместе с формированием системы мотивов меняется отношение к окружающему миру взрослым и сверстникам и от того, смогут ли взрослые уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком и в соответствии с этим изменить свое отношение, будет зависеть положительный результат в развитии мотивационной сферы.

         Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

         Саморазвитие — это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение.

        Способность ребенка к саморазвитию наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, и самым важным путем развития является активная многогранная самореализация.

         Саморазвитие – это необходимое качество личности. Личность, способная к саморазвитию, имеет огромный воспитательный потенциал. Дети, растущие в атмосфере творчества, получают достаточно примеров от взрослых и развивают собственные творческие способности. Саморазвитие идет по пути самоутверждения себя в разных видах деятельности. Один из них – игровой, где реализуется потребность в признании себя как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Период дошкольного детства – период познания себя во внешнем мире. Внутренний мир интенсивно развивается, но ребенку пока очень трудно открыть его, обнаружить пространство и образы, «населяющие»  его. Тем не менее, в актах самооценивания ребенок начинает понимать, пусть интуитивно, свою уникальность, неповторимость и отличие от других.

            Процесс детского развития, обусловленный воспитанием взрослых и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Важно подчеркнуть и выделить два типа детской активности:

1.     Собственная активность ребенка, полностью определяемая самим малышом, детерминированная его внутренними состояниями. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, ребенок здесь выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова.

2.     Активность ребенка, стимулируемая взрослым. Он организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами.

        Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, и он действует с ними как со своими собственными.

        Таким образом, два типа активности последовательно сменяют друг друга, взаимодействуя и, главное, взаимообогащаясь в этом процессе. Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее (в определенный момент времени) у него затем возникает потребность в совместной деятельности со взрослым. В этой фазе дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка со взрослым — носителем высшей формы развития, тем выше и содержательнее становится собственная активность ребенка.

           Педагогические условия, обеспечивающие процесс целостной самореализации дошкольника:

·       Создание эмоционально-положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, обеспечивающей переход к зрелым и гуманным отношениям педагога с детьми.

·       Создание предметно-пространственной среды, прогрессирующей,   обогащение содержания и нестандартных форм учебной деятельности;

·       Обеспечение ситуаций успеха каждому и всем членам детского сообщества, что способствует высокой включенности дошкольника в процесс обучения;

·       Включение компетентного педагогического влияния педагога, способного диагностировать и прогнозировать личностный рост ребенка.

         Гуманизация педагогического общения педагога с обучающимися способствует взаимопроникновению личностных влияний, открытости, доверию, обеспечивает эмоционально-положительный настрой деятельности.

         Гуманистический характер общения и взаимодействия обуславливает образование единого эмоционально-положительного пространства, в котором и разворачивается процесс обучения, обогащенный одухотворенностью и взаимопониманием.

        Педагог, владеющий диагностикой, способен получать и постоянно обогащать глубину представлений о своих воспитанниках как о субъектах учебной деятельности.

        Развивающая предметно-пространственная среда выполняет информативную функцию, обеспечивает базис личностной культуры и поле самодеятельности ребенка-дошкольника. Использование в предметно-пространственной среде нестандартных форм обучения, таких как тренинг, игра, «зажигает искру познания», вызывает реакцию эмоционального заражения, способствует увлеченности, а, следовательно, целостной самореализации дошкольника.

        Успешная деятельность дошкольника — это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим, осознать свою сопричастность с миром, успех «окрыляет», повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост.

        Таким образом, успешное формирование потребностно-мотивационной сферы и основных качеств личности ребенка в значительной мере зависит от педагогического воздействия, от ряда условий, которые создает взрослый, процесс развития должен быть построен таким образом, чтобы он одновременно стимулировал и ход саморазвития ребенка

Источник